Подготовка к ЕГЭ. Уроки 1-2 из системы уроков по написанию сочинений. Тема: "Структура сочинения. Основные критерии к сочинению"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Мной разработана система уроков по проблеме  "Как научить писать сочинение по прочитанному тексту" в 11 классе. Данные уроки в системе - первый и второй.    Тема урока: "Структура сочинения по прочитанному тексту. Требования к творческой работе (критерии)". Цель: дать полное общее представление о сочинении по прочитанному тексту, которое должно быть написано на экзамене (ЕГЭ по русскому языку).   На первом уроке я знакомлю со структурой сочинения, основными требованиями к каждому абзацу, на втором -   с образцом сочинения по прочитанному тексту в соответствии с  данной структурой. Отрабатываю алгоритм творческой работы по схеме.  Мои методическте разработки  хороши тем, что учителю не надо искать материал. В конспекте уже готова схема сочинения, оформленная в таблице, готовый текст и образец сочинения по данному тексту с подробными комментариями. Можно распечатать для учителя и учащихся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка к ЕГЭ. Система уроков по написанию сочинения по прочитанному тексту (подробно, начиная с первого урока).

Автор разработанных уроков: Хоменко Клара  Петровна, учитель  русского языка и литературы

Урок 1.

Тема. Задачи курса. Требования к творческой работе – критерии.  Структура сочинения.

Цель: отработка алгоритма творческой работы по тексту

  1. Определение целей и задач. 

Сочинение по прочитанному тексту – это творческая работа, которая не только проверяет умение понять и проанализировать содержание предложенного текста, но и выявляет ваш общий культурный уровень. Предстоит разобраться в позиции автора, а затем аргументированно сформулировать собственное мнение по одной из проблем текста. Минимальный объём работы — 150 слов. Практика показывает, что оптимальное сочинение состоит из 250–350 слов. Желательно не использовать больше 350 слов хотя бы из-за того, что  может возрасти количество ошибок. 

Каждый ученик должен чётко представлять, что от вас требуется на экзамене. Первое, что нужно знать, это критерии, которыми следует пользоваться при написании сочинения, при проверке своего текста, при рецензировании и редактировании.

Максимальное количество баллов за всю работу – 23.

Работа оценивается по 12 критериям. Позже мы их рассмотрим. Сначала давайте познакомимся со схемой, по которой вы должны писать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту на экзамене.

  1. Знакомство со схемой сочинения.

Поясняю. Учащиеся записывают схему.

Проблема

Вопрос, поставленный в художественном произведении или в тексте и требующий разрешения, исследования.  Сформулировать проблему можно в форме вопроса или названия какого-либо факта в родительном падеже. (Проблема ставится в родительном падеже!).

Комментарий

Комментарий к проблеме — это объяснение, как избранная проблема раскрывается в предложенном тексте. Пояснения к какому-либо тексту, его толкование, изъяснение. Нужно не просто разъяснить, в чём смысл обсуждаемой проблемы, но и показать, как она разбирается на материале текста, какие использованы примеры. Уместны небольшие цитаты в виде образных словосочетаний или кратких предложений.

Позиция автора

Это отношение автора к проблеме, его ответ на поставленный вопрос, основная мысль.

Возможно, именно в последних предложениях вы сможете прочитать, как автор отвечает на свой вопрос.

Моя позиция

Это выражение своего мнения по данной проблеме. Своё мнение можно выразить, соглашаясь с точкой зрения автора или оспаривая (частично или полностью) её. Позиция должна содержать ответ на проблемный вопрос! Перечитайте проблемный вопрос.  Даже соглашаясь с автором, сформулируйте ещё раз свою позицию иными фразами.

1-ый аргумент

В.И. Даль: « Аргумент – причина, доказательство, убеждение, довод». Смысл аргументации в том, чтобы показать важность, актуальность, ценность высказываемых идей. Одно доказательство обязательно нужно взять из произведений художественной литературы.  (Это требование с 2012 года). Нельзя использовать сказки, даже желательно не использовать сказки Салтыкова-Щедрина.

2-ой аргумент

В качестве другого аргумента желательно использовать интересные факты общественной жизни,  истории,  политики,  искусства,  биографии известных людей (со ссылкой на авторитет). В крайнем случае – из своей жизни.

Заключение

Вернуться к поставленной проблеме и записать вывод, который должен соответствовать данной проблеме

Очень важно, чтобы все части вашей работы были логически связаны между собой. Не забывайте разумно делить текст на абзацы! Если будете придерживаться «классической» композиции (по заданию), то в вашем тексте возникнет 5–7 абзацев.

3.Работа с текстом по схеме, отражающей структуру сочинения

У каждого распечатка текста (По Астафьеву).

             Исходный текст

         На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. Я первый раз в жизни здесь услышал музыку – скрипку. На ней играл Вася-поляк. О чём же рассказывала мне музыка? О чём-то очень большом. На что же это жаловалась она,  на кого гневалась? Тревожно и горько мне.  Хочется заплакать,  оттого что мне жалко самого себя,  жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище!

         Вася, не переставая играть, говорил: «Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. Если у человека нет матери, нет  отца, но есть родина, он ещё не сирота. Всё проходит:  любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, но никогда не проходит и не гаснет   тоска по родине. Эту музыку написал мой земляк Огинский. Написал на границе, прощаясь с родиной. Он посылал ей последний привет. Давно уже  нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять,  жива до сих пор».

        « Спасибо вам, дяденька», - прошептал я.  «За что, мальчик?» - «За то, что я не сирота». Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село,  а также спящий за ним лес. В эти минуты не было для меня зла. Мир был добр и одинок так же, как я. Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине! Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, отливающей металлом, - это была моя родина.

        …Прошло много лет. И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. Кругом пахло гарью, пылью. И вдруг в доме, расположенном через улицу от меня, раздались звуки органа. Эта музыка разбередила воспоминания. Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того,  как я послушал полонез Огинского. Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, переломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью. Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, всю жизнь тосковавший о ней.

                                                                         ( По В. Астафьеву)

Этап сочинения

Текст сочинения

Комментарии учителя (учащиеся не пишут), вопросы, направленные на создание текста сочинения

Проблема

На что способно истинное произведение искусства? Над этой проблемой размышляет В. Астафьев, вспоминая чувства, родившиеся в его душе под влиянием музыки.

Определяем проблему. В тексте их может быть несколько. Напоминаю: проблема – это вопрос, над которым размышляет автор и нас заставляет размышлять, ответить на него. Сформулировать проблему можно в виде вопроса. Ни в коем случае не путайте понятия «тема» и «проблема». Должно прозвучать именно слово «проблема»!

Если перед вами рассуждение в публицистическом стиле, то особое внимание обратите на начало и конец текста, на первый и последний абзацы.

Комментарий

Автор прослеживает различное восприятие музыки человеком.  Звуки скрипки, услышанные в детстве, заставляли его плакать, наполняли сердце чем-то большим и тревожным. Торжественная же мелодия органа в годы войны «звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли пожары…»

Показываем ход мысли автора, как именно он раскрывает проблему. Если схематично и примитивно: нужно написать, что сначала автор делает в тексте, что потом, то есть проследить по тексту, как автор рассматривает проблему, почему он к ней обратился (в какой-то мере пересказ текста).

Для того чтобы написать комментарий, перечитайте центральные части текста. Постарайтесь пояснить, что заставило автора обратиться к поставленной проблеме (прочитанная статья, фильм, жизненные наблюдения)

Пишем не о том, что делают герои, а о том, что делает автор.

-Что он делает? (Сначала вспоминает, как на него повлияла музыка в детстве: «тревожно и горько мне», «хочется заплакать». Потом автор говорит, как уже на взрослого на него влияла музыка. Это было уже в годы войны»: звала куда-то, заставляла что-нибудь сделать».)

Иногда трудно чётко разделить проблему и комментарий или проблему и авторскую позицию. В данном случае мы написали проблему и сразу начали комментарий:  «вспоминая чувства, родившиеся в его душе под влиянием музыки» (см. в 1-ом абзаце).

Позиция автора

В. Астафьев убеждён в том, что музыка, как и любое истинное искусство, способна воздействовать на душу человека, она заставляет думать, пробуждает чувства, зовёт к действию.

Проследили по тексту, что делает автор, теперь ищем, к чему он ведёт, к какому выводу, для чего он всё это рассказывает. Сначала скажите: какую роль играет искусство вообще? В какие минуты человек обращается к музыке? Зачем? (Она влияет на него, способна воздействовать на душу человека)

Моя позиция

Писатель, безусловно, прав. Музыка, - удивительный вид искусства, который трогает струны человеческой души, заставляет нас плакать и смеяться, наполняет сердце тревогой или бесконечной любовью.

Искусство – это творческое осмысление окружающего мира талантливым человеком. Вы должны выразить своё согласие или несогласие.

1-ый аргумент, 1-ый пример

Например, так воспринимаю музыку я…22 июня. День памяти павших в Великой Отечественной войне. Звучит музыка Рахманинова. От нахлынувших чувств замирает сердце. Никогда, никогда моя страна не встанет на колени перед врагом, никогда она не забудет своих героев. А вот другая музыка. Шопен. Сколько любви и нежности в его ноктюрнах! Как хочется жить!

Недостаточно лишь формально заявить о своём мнении: Я согласен (не согласен) с автором. Ваша позиция должна быть подкреплена двумя аргументами.

В сочинении  вы должны привести два аргумента: 1) опираясь на знания или жизненный опыт;

2) на читательский опыт.

2-ой аргумент

Музыка способна раскрыть внутреннюю сущность человека, помогает понять себя. Вспомним Наташу Ростову. Молодая графиня, воспитанная француженкой-гувернанткой, услышав мелодию русской «Барыни», пустилась в пляс. И танец её был таким настоящим, таким русским, будто всю жизнь она этому училась. Музыка пробудила то национальное,  русское начало, которое было в Наташе всегда и которым так восхищался сам Л.Н. Толстой.

Пример из художественной литературы.

Не развлекайте проверяющих выдуманными книгами и экзотическими именами их создателей. Если литературный пример не приходит в голову, обратитесь к своему жизненному опыту. Но помните, что без примера из книг работа теряет один балл.

Заключение

Волшебная сила искусства способна изменить человека: сделать его лучше, пробудить чувство патриотизма, научить любить жизнь. (225 слов)

Финальный абзац — это вывод, подводящий итог вашим размышлениям по выбранной проблеме. Не повторяйте ничего из того, что уже сказали! Не уходите в сторону от главной мысли, которую вы доказывали. Подумайте, что нового внесли в решение проблемы ваши аргументы, и вынесите свой вердикт

  1. Подводим итог

Итак, у нас получилось сочинение. Давайте перечитаем его целиком (второй столбик). Сочинение наше – из 225 слов.

Существует 12 критериев оценивания работы. Шесть из них относятся к содержательной части сочинения, шесть — оценивают грамотность и стиль. Вот краткий перечень критериев с максимальным количеством баллов по каждому из них:

  • К1. Формулировка проблемы — 1.
  • К2. Комментарий к проблеме — 2.
  • К3. Отражение позиции автора — 1.
  • К4. Аргументация — 3.
  • К5. Смысловая цельность (логические ошибки, деление на абзацы) — 2.
  • К6. Точность и выразительность речи — 2.
  • К7. Орфография — 3.
  • К8. Пунктуация — 3.
  • К9. Грамматические ошибки — 2.
  • К10. Речевые ошибки — 2.
  • К11. Соблюдение этических норм — 1.
  • К12. Фактологическая точность — 1.

Если в сочинении есть речевые ошибки, то снижается балл за точность и выразительность речи.

Всего можно получить за сочинение 23 балла.

Уважаемые учителя! Если нужны все конспекты уроков по написанию сочинения, по подготовке к ЕГЭ по тестовым заданиям, пишите комментарии. Я обязательно помещу на сайте всё, что нужно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система уроков по подготовке к сочинению-рассуждению по заданному тексту

Я пытаюсь записать разработанные уроки для подготовки к сочинению-рассуждению, чтобы было просто и понятно... Ещеработаю над этим. Пока помещаю два урока, которые буду корректировать...

Система уроков по написанию сочинений-рассуждений в старших классах социально-гуманитарного профиля .

В рамках подготовки к написанию сочинения-рассуждения части С ЕГЭ целесообразно проводить работу по активизации  в сознании подростков таких  нравственных проблем,как взаимоотношение человек...

Система уроков по подготовке к написанию сочинения-рассуждения части С ЕГЭ

Три презентации с описанием композиции сочинения части С ЕГЭ, подбором текстов, аргументов....

Подготовка к экзамену.Сочинение.Вступление.Приемы, используемые во вступлениях к сочинению.

Вступление к сочинению должно быть очень небольшим-предложения два-три.Ничего лишнего.Время все ценят и разговоры "вокруг да около " не нужны. Итак,вступление должно быть коротким и обязате...

Урок повторение 11 класс Тема: Урок повторение редакторы операционной системы по теме «Что такое мир?»

Цель: углубить и расширить знания учащихся по теме редакторы ОС через защиту проектов.Задачиактуализация навыков по составлению графиков, рисунков, презентаций, фильмов;формировать навыки создания про...

Подготовка к ЕГЭ. Урок 3 в системе уроков "Готовимся к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту". Тема: "Проблема текста""

Урок 3. Проблема текста. На данном уроке  даём информацию о том, как определить проблему текста, её отличие от темы, знакомим с типами проблем и их формулировками, работаем над недочётами в...

Практикум по написанию тезиса и вывода как основных элементов итогового сочинения

Практикум по написанию тезиса и вывода как основных элементов итогового сочинения...