Словосочетание с зависимым инфинитивом
материал по русскому языку на тему

Гончаренко Татьяна Николаевна

Статья посвящена дифференциации синтаксических функций инфинитива. Она может помочь учителям в решении сложных случаев квалификации инфинитива как члена предложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovosoch._s_zavisimym_infinit.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

В помощь самообразованию

Словосочетания с зависимым инфинитивом в составе предложения.

Автор: Гончаренко Т.Н., учитель МОБУ ООШ №24, Краснодарский край, Кореновский район

Функции инфинитива в русском языке.

Известно, что инфинитив может выполнять в предложении функции как главных, так и второстепенных членов предложения, например подлежащего: Поступить в институт- моя заветная мечта; сказуемого: Жить- Родине служить; дополнения: Я просила брата помочь мне отремонтировать квартиру; определения: Я знаю способ помирить друзей; обстоятельства: Мы остановились у ручья напиться.

        Одним из трудных вопросов в определении функции инфинитива для учащихся является разграничение случаев, когда инфинитив является частью составного глагольного сказуемого или входит в группу сказуемого как второстепенный член предложения.

        Инфинитив в составе сказуемого, в роли дополнения или обстоятельства зависит от спрягаемого глагола, т. е. на уровне словосочетания входит в состав глагольного словосочетания. Выбор функции инфинитива связан не столько с его значением, сколько с семантикой главного компонента.

        Глагольные словосочетания с зависимым инфинитивом традиционно делят на две большие группы: словосочетания с субъективным инфинитивом и словосочетания с объективным инфинитивом. Если субъекты действий, названных глаголом, от которого зависит инфинитив, и самим инфинитивом, совпадают, инфинитив называется субъективным: я начинаю работать, ты хочешь учиться, он любит рисовать. Если «субъект действия, называемого инфинитивом, является объектом действия, называемого главным словом» словосочетания, инфинитив называется объективным: я разрешаю тебе работать, ты помогаешь мне учиться, он мешает мне рисовать.

 Словосочетание с субъективным инфинитивом.

В словосочетаниях с субъективным в качестве главного компонента употребляются следующие глаголы.

1. Фазисные глаголы:

-глаголы, обозначающие начало действия: начать-начинать, стать, приступить-приступать, приняться- приниматься;

-глаголы, обозначающие продолжение действия: продолжить- продолжать, остаться- оставаться;

-глаголы, обозначающие прекращение действия: перестать- переставать, пркратить- прекращать, бросить- бросать, кончить- кончать, закончить- заканчивать, окончить- оканчивать.

2.Модальные глаголы, выражающие возможность/ невозможность, желание, стремление, попытки и т. п. совершать действия:

-глаголы, указывающие на умение и способность субъекта производить действие: мочь, уметь, суметь;

-глаголы, указывающие на желание субъекта производить действие: хотеть, желать, мечтать, надеяться;

-глаголы, обозначающие стремление, намерение, планы субъекта произвести действие: думать, вздумать, задумать, рассчитывать, стремиться, собираться, планировать, наметить, предположить, намереваться;

- глаголы, обозначающие попытки субъекта произвести действие: пытаться, попробовать;

- глаголы, обозначающие усилия, старания субъекта произвести действие: стараться, силиться;

-глаголы, указывающие на инициативу субъекта произвести действие: наняться, вызваться, взяться

- глаголы, указывающие на решение, внутренний настрой субъекта совершить действие: решить, согласиться, настроиться, готовиться, приготовиться.

3. Глаголы, выражающие оценку деятельности субъекта и его способности производить действие: успеть, ухитриться, умудриться, додуматься, догадаться.

4. Эмоциональные глаголы: любить, нравиться, обожать, предпочитать, ненавидеть.

5. Глаголы, выражающие ограничения в совершении действия или причину его несовершения: забыть, бояться, стесняться, устать, отказаться. В эту группу можно включить личные, употребляющиеся в значении безличных и выражающие пресыщенность совершением действия: надоесть, наскучить, опротиветь, разонравиться.

6. Глаголы, выражающие активизацию действия со стороны самого субъекта: обещать, грозить, угрожать, отважиться, смешить.

7. Глаголы, выражающие:

- приобретение навыка, умения что-нибудь делать: учиться, приучиться, привыкать, пристраститься, приноровиться, наловчиться;

- утрату навыка или привычки: отвыкать, разучиться, отучиться.

Инфинитив, зависимый от перечисленных выше глаголов, входит в состав сказуемого:

Мы бросили удить и начали грести к берегу… Я умею спать где угодно.  

Есть особая группа глагольно- инфинитивных словосочетаний, примыкающая к словосочетаниям с субъективным инфинитивом . В этих конструкциях главный компонент представлен безличным глаголом, выражающим необходимость, результативность, а при употреблении с частицей не – отсутствие необходимости или результативности совершения действия. Данные глаголы содержат модально – оценочную сему. Характер оценивания определяется следующими условиями:

- есть ли необходимость действие производить : (не) стоит (стоило), ( не ) следует (следовало), надлежит (надлежало), (не ) полагается ( полагалось), (не) мешает ( не мешало) (бы);

- действие необходимо или не получается его произвести в силу каких-то не зависящих обстоятельств: (не) придётся (пришлось), (не) приходится (приходилось), случится (случилось) в значении «придётся» - случается (случилось), остаётся (осталось), предстоит (предстояло), выпадет (выпало);

- насколько это необходимо для самого субъекта: (не) терпится (терпелось), (не) устроит (устроило), (не) тянет (тянуло);

- получилось ли выполнить действие: (не) удастся (удалось)- (не) удаётся (удавалось), (не) получится (получилось)- (не) получается (получалось);

        В предложении словосочетания с инфинитивом, зависимым от вышеперечисленных глагольных форм, также выполняют функции составного глагольного сказуемого:

Гуськову следовало поторопиться, чтобы поскорее уйти от деревни…После обеда полагалось ложиться отдыхать.

Словосочетания с объективным инфинитивом.

В словосочетаниях с объективным инфинитивом в роли главного компонента употребляются глаголы, выражающие побуждение к совершению действия со стороны другого лица.

        Побуждение к действию выражают разные глаголы. По семантике они не равнозначны. По характеру побуждения их можно разделить на следующие группы:

- предложение, пожелание, приглашение, совет, рекомендация: предложить- предлагать, предписать- предписывать, советовать- посоветовать, пригласить- приглашать;

- просьба, мольба: просить- упросить, уговорить- уговаривать, молить, умолять;

- разрешение/ запрет: разрешить- разрешать, позволить- позволять, запретить- запрещать;

-задание, поручение, заказ: задать- задавать, поручить- поручать, заказать- заказывать;

- требование, приказ: приказать- приказывать, требовать- потребовать, велеть;

- принуждение: вынудить- вынуждать, принудить- принуждать, понуждать, заставить- заставлять;

- убеждение: убедить- убеждать;

- действие, стимулирующее выполнение какого-либо действия другим лицом: учить- научить, приучить- приучать, помочь- помогать;

- действие, препятствующее выполнению какого-либо действия другим лицом: мешать- помешать, не дать- не давать.

        Инфинитив, зависимый от глаголов, выражающих побуждение к действию, выполняет функцию дополнения:

Директор велела в семь часов приходить на ужин, а пока что разрешила побродить по аллеям и дорожкам санатория.

        Итак, в рассмотренных глагольно- инфинитивных словосочетаниях в одних случаях глаголы называют действия, относящиеся к одному субъекту( желать остаться, пытаться не лгать),в других- к разным субъектам( велеть работать, мешать учиться). Именно этот фактор и влияет на определение функции инфинитива.В примерах с субъективным инфинитивом спрягаемый глагол и инфинитив играют роль одного члена предложения- составного сказуемого, в примерах с объективным инфинитивом- роль разных членов предложения- сказуемого и дополнения.

        Обстоятельственную функцию инфинитив обычно выполняет при глаголах направления и движения в пространстве. Глаголы, выражающие значение какого бы то ни было передвижения лица или предмета в пространстве, можно разделить на три группы:

- 1 собственно глаголы движения (бежать- бегать, идти- ходить):

В августе того же года я уезжал( зачем? С какой целью? ) поступить в институт.

-2 глаголы устремления предмета в пространство ( броситься, двинуться, ринуться):

Отец взял Павлика за руку, и они  отправились на рынок покупать дыни.

-3 глаголы перемещения предмета в пространстве (брать, бросать, нести, тащить):

Тёсу навозил избу обшивать.

        Обстоятельственную функцию инфинитив выполняет также при глаголах воздействия на лицо- объект типа звать, приглашать, торопить:

 Писал Митя о том, что лежал в госпитале в Москве, и звал мать повидаться.

        

        Употребление инфинитива в функции несогласованного определения обусловлено его связью с именами существительными.

        Способностью сочетаться с инфинитивом, конечно же, обладает не всякое имя существительное. Связь с инфинитивом свойственна абстрактным именам. Это:

  1. природные свойства и склонности( свойство, способность, склонность, черта, дар, талант);
  2. умения( умение, навык, искусство);
  3. эмоциональные ощущения( скука, страдание, пытка);
  4. отрицательную оценку совершения действия( ошибка, глупость, позор);
  5. волеизъявление(запрет, предупреждение, предостережение).

        При определении функции инфинитива, далеко не всё однозначно. В одних случаях инфинитив вместе с именем существительным выполняет роль составного глагольного сказуемого, в других- функции дополнения и несогласованного определения.

        Роль вспомогательного компонента в составном глагольном сказуемом зачастую выполняют глаголы, прилагательные, слова категории состояния с модальным значением:

Я могу хорошо учиться; Ты желаешь с ним познакомиться? Я должен знать об этом; Мне необходимо уехать сегодня.

        В позиции вспомогательного компонента может выступать не только слово, но и устойчивое сочетание или глагольно- именной описательный оборот, близкий по значению к модальному глаголу. Например, глагол мочь соотносится с таким сочетанием, как быть в состоянии:

Разве в состоянии человеческая память угнаться за временем?

        Отрицательными эквивалентами можно считать сочетания быть не в силах, не было (нет) сил:

Было чувство, что меня ударили в левую половину груди каким-то ужасным зазубренным орудием, которое я не в силах вытащить обратно.

        Примыкает к этим случаям устойчивое сочетание (не) найти в себе силы:

Я даже не нашла в себе силы её уговорить.

        Особенно продуктивны устойчивые обороты, построенные по модели «иметь+ имя сущ. с модальным значением»: иметь силы, иметь возможность, иметь способность, иметь желание, иметь стремление, иметь мечту, иметь надежду и т. д.:

Дамы имеют право пройти вперёд!

        Внимательнее необходимо отнестись к таким примерам, где на первый взгляд инфинитив зависит от имени, а на самом деле- от глагольно- именного сочетания:

Тогда, чтобы успокоить его, она оставляла попытки объясниться и виновато протягивала к нему руки.

        В глагольной части данного сложноподчинённого предложения первое сказуемое в ряду однородных- составное глагольное. В его составе вспомогательный компонент выражен глагольно- именным словосочетанием оставлять попытки. Инфинитив не может в этом случае выполнять никакую другую роль, кроме как основной части составного сказуемого, так как грамматически главный компонент выражает модальное значение.

        Если же имена существительные со значением модального состояния выполняют в предложении роль подлежащего или дополнения, то зависимый инфинитив в этом случае- несогласованное определение:

У меня пропало желание её дразнить. Появилась мысль спасти арестованного, освободить его… 

        В плане сочетаемости имён существительных с инфинитивом активно ведут себя отглагольные существительные, выражающие побуждение к действию: предложение, просьбу, разрешение, требование, совет, команду, приказ.

        Если отглагольное существительное со значением волеизъявления входит в состав глаголь- именного описательного оборота, эквивалентного однокоренному глаголу, то зависимый инфинитив целесообразнее обозначать как дополнение, несмотря на возможность задать и определить вопрос:

Алёна отдала команду поставить груз в конце очереди.

Если же отглагольное существительное выполняет самостоятельную синтаксическую роль в предложении, то от такого существительного «напрашиваются» два вопроса: падежный и атрибутивный (определительный), и в этом случае зависимый инфинитив можно рассмотреть как синкретичный член предложения, совмещающий признаки косвенного дополнения и несогласованного определения:

        По почте пришло письмо с родительской просьбой сняться вместе с невестушкой на карточку и прислать домой-с просьбой (какой? О чём?)

        Существительные время, пора образуют словосочетания с зависимым инфинитивом в двусоставной конструкции типа: Настало время (пора )реализовывать планы; наступило время (пора) менять свои привычки. В таких предложениях инфинитив обычно выполняет роль определения.

        Приведённые выше конструкции следует отличать от безличных предложений, где время и пора являются словами состояния и входят вместе с инфинитивом в состав главного члена:

        Теперь об этом не время говорить .Внятный голос говорил, что пора просыпаться от пёстрых снов...

        Вопрос о синтаксической функции инфинитива в предложении отнюдь не простой и очень объёмный, и, конечно же, невозможно рассмотреть его в пределах одной работы. Однако совершенно очевидно, что изучение структуры и семантики словосочетаний с зависимым инфинитивом, а также условий их реализации в речи оказывает помощь в разборе предложения по членам, в частности в определении синтаксической функции инфинитива.

Литература

Бабайцева В.В. Явления переходности в грамматике русского языка.- М., 2000.

Бойко А.А. Сочетания с инфинитивом несовершенного вида в современном русском  языке.- Л., 1973.

Гехтляр С.Я. Русский инфинитив: категориальная характеристика, функционирование.- Брянск, 1996.

Грамматика русского языка: Синтаксис.- М., 1954.- Т. 2.- Ч.1.

Жаркова А.В. Отражение глагольно- именной природы инфинитива в его синтаксических функциях. РЯШ.- 1981.-№4.

Золотова Г.А. О синтаксической природе  русского инфинитива. Филологич. науки.- 1979.- №5.                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-исследование "Энергия инфинитива, или Тайны неопределенной формы глагола"

Урок-исследование по теме "Неопределенная форма глагола" (5 класс)...

проверочная работа по теме too/enough c инфинитивом

упражнения для проверки понимания темы...

Урок русского языка в 11 классе по теме:«Словосочетание и типы подчинительной связи в словосочетании»

Цели:                  1.      Образовательные:  повторение и обобщение знаний учащих...

Урок по теме "Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании".

Цель данного урока - актуализировать знания по теме: «Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании», закрепить умение вычленять словосочетание из предложения. Задачи: Формиро...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Словосочетание. Основные виды словосочетаний. Разбор словосочетания"

Конспект  урока  по  теме  "Словосочетание" предназначен  для  учащихся  5  класса.  Задания,  использованные  в  ходе  урока ,по...

Открытый урок в рамках преемственности между начальной и средней школой в 5 классе «Словосочетание. Строение словосочетания. Связь слов в словосочетании».

    В основе урока в соответствии с требованиями ФГОС лежит системно-деятельностный подход. В ходе изучения учебного материала создаются условия для возникновения потребности включени...