Конспект урока русского языка в 5-ом классе на тему "Служебные части речи. Частица".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Турьева Вера Андреевна

Технологическая карта создана в соответствии со всеми требованиями федерального государственного образовательного стандарта и представляет собой поэтапный план урока с учётом развивающих, образовательных, коммуникативных и личностных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

5 класс.

Служебные части речи. Частица.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Цели урока: Пропедевтическое знакомство с частицами не, бы, ли, же  как служебными частями речи.

Задачи:

  1. Значение, которое придает предложению (или его отдельным частям) частицы;
  2. Раздельное написание слов данного класса с другими словами (орфограмма-пробел).

Цели: Что такое частица? Какие бывают частицы? Как пишутся частицы с другими частями речи? И т.п.

Проверка домашнего задания.

Упр. 154 Что соединяют в данных предложениях союзы: однородные члены или простые предложения в составе сложных.

Что такое союз?

В каком случае ставится запятая?

Формулирование темы урока. Целополагание.

Какие ещё вы знаете служебные части речи?

Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?

Что вы хотите узнать о частицах на уроке?

Введение в новую тему.

Какие вы знаете частицы?

Откройте учебник на странице 50, упражнение 157.

Запишите предложения, подчеркните орфограмму. Как называется эта орфограмма?

Творческое задание.

Сформулируйте и запишите 2-3 правила поведения в школе, в которых что-то не позволяется.

Какую частицу вы использовали? Какое значение вносит частица НЕ в предложение? Как пишется частица НЕ с другими словами? Бывают ли здесь исключения?

Задание на доске.

Сравните предложения:

Катя активно занимается спортом. – Катя активно занималась бы спортом.

Лето было тёплое.  – Лето было бы тёплое.

Одинаковы ли эти предложения по смыслу? Чем отличаются? Какое значение внесла частица БЫ в эти предложения? Как пишется частица ЖЕ с другими словами?

Составьте по одному предложению с частицей БЫ.

Дети убрали на пришкольном участке опавшие листья. – Убрали ли дети на пришкольном участке опавшие листья?

Одинаковы ли эти предложения? Чем отличаются? Какое значение внесла частица ЛИ в предложение? Как пишется частица ЛИ с другими словами? Какой знак ставится в конце предложения с частицей ЛИ? Составьте по одному предложению с этой частицей.

Пойдём быстрее! – Пойдём же быстрее!

Дай мне, пожалуйста, ручку. – Дай же мне, пожалуйста, ручку!

Чем отличаются предложения? В каких их них просьба выражена более настойчиво? Какой оттенок придаёт частица ЖЕ предложению? Как пишется частица ЖЕ с другими словами?

Рефлексия.

Назовите известные вам частицы. Какой смысл придают они предложениям?

Работа в парах.

Прочитайте текст. Вставьте в скобках подходящие по смыслу частицы НЕ, БЫ, ЛИ, ЖЕ

Неужели мы приходим в этот мир, чтобы есть, спать и развлекаться? Не верю! Если бы мы жили только для этого, вряд ли мир открыл бы нам свою красоту. А ведь он удивительно прекрасен и загадочен. Постичь его тайны помогают знания физики, химии, высшей математики, биологии, астрономии. А вот тайны человека раскрывает медицина, психология. Но всё-таки, чтобы прочувствовать мир сильнее, нужно научиться ощущать его через музыку, поэзию, танец, живопись – через искусство. И главное – через любовь ко всему живому! Как много можно узнать, открыть! Давайте же стремиться к этим открытиям! Пусть откроется наше сердце для всего прекрасного!

Заключение.

Что нового вы узнали сегодня на уроке? Можете ли вы теперь ответить на те вопросы, которые ставили пред собой в начале?

Домашнее задание.

Посмотрите в учебнике упражнение № 164 (п.), 165 (у.) в Т. (п.12)

Сегодня активно работали: 

  1. – однородные члены, 2. – однородные члены, 3. – простые предложения в составе сложных.

Союз – это служебная часть речи, которая может соединять однородные члены предложения и простые предложения в составе сложных.

Запятая ставится, когда союз соединяет простые предложения в составе сложных.

              Предлоги, частицы.

Частицы.

Что такое частица? Какие бывают частицы? Как пишутся частицы с другими частями речи?

Не, бы, ли, же

Частица не употребляется перед глаголами.

Работают у доски. Орфограмма-пробел.

Не бегай на переменах. Не сори в коридорах. Не сори.

Частицу НЕ. Отрицание.

Раздельно. Пишется слитно, когда слова не употребляются без НЕ (нездоровится, негодовать, ненавидеть)

Во вторых предложения есть частица бы. Она вносит значение желательности.

Раздельно.

Во втором предложении есть частица ЛИ. Она вносил в предложение вопросительный смысл.

Частицей ЖЕ.  Во вторых предложениях.

Усилительный.

НЕ, БЫ, ЛИ, ЖЕ. Отрицание, желательность, вопрос, усиление.

Частицы – это служебные части речи, которые вносят в предложение дополнительный смысл. Бывают частицы НЕ, БЫ, ЛИ, ЖЕ, они пишутся со словами раздельно (кроме исключений, которые не употребляются без НЕ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Путешествие по Морфологии. Самостоятельные и служебные части речи. Предлог"

Урок русского языка в 7 классе "Самостоятельные и служебные части речи. Предлог"...

Урок русского языка по теме "Правописание НЕ с разными частями речи".

Урок русского языка в 10 классе по теме "Правописание НЕ с разными частями речи" позволяет повторить,  закрепить, углубить и систематизировать знания учащихся по теме. Совершенствуются навыки пра...

Урок русского языка в 5-ом классе "Глагол как часть речи".

Урок рассчитан на учеников 5-го класса, стоит 1-ым в теме, помогает вспомнить ранее изученное о глаголе....

Урок русского языка на основе технологии модерации "Глагол как часть речи"

Данный урок разработан в рамках практико-ориентированной конференции "Современная школа: новые образовательные технологии и электронные учебники. Весенняя сессия"  на весенней ...

План - конспект урока русского языка в 9 – ом классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: «Понятие о числительном как части речи».

Познакомить учащихся с новой для них частью речи - именем числительным, учить различать имена числительные среди других частей речи, дать понятие о порядковых и количественных числительных....

презентация к уроку русского языка по теме: "Правописание НЕ с разными частями речи"

Данный материал сожержит все орфорграфические правила о написании НЕ с разными частями речи, изученными за куср основной школы, а также сверх программы....

План - конспект урока русского языка в 9 – ом классе коррекционной школы "Глагол как часть речи. Определение глагола в предложении".

Данный урок русского языка предназначен для учащихся  9 класса коррекционной школы. Образовательная цель урока: дать понятие глагола как части речи; формировать умение находить глаголы в предложе...