конспект урока по теме"Лексикология"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Маряшева Наталья Леонидовна

обобщающий урок

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме «Лексикология и фразеология»

Класс: 6

Тип: повторительно-обобщающий урок

Форма: урок-игра

Цель урока: систематизировать, обобщить знания по теме «Лексикология и фразеология».

Ход урока

1. Слово капитанам команд.

Связный ответ по теме «Лексикология и фразеология» по плану, который есть у учащихся в тетрадях, с использованием схемы-таблицы.

1.Что такое лексикология?

2.Однозначные и многозначные слова.

3.Омонимы, синонимы, антонимы.

4.Общеупотребительные и необщеупотребительные  (профессиональные,

диалектные  слова).

5.Исконно русские и заимствованные слова.

6.Устаревшие слова и неологизмы.

7.Фразеологизмы.

2. Один за всех, и все за одного.

Учитель называет тему: «Устаревшие слова», команды выбирают номера вопросов (по 2 вопроса каждой команде).

Примерные вопросы командам:

1.Что такое сажень, вершок, пядь? Покажите эти меры длины на себе. Составьте и запишите предложение по схеме: [сущ. им. п. - сущ. им. п.].

2.Во фразеологизмах «ни пяди не отдать», «косая сажень в плечах» найдите устаревшие слова. Что означают эти фразеологизмы? Составьте с одним из

фразеологизмов предложение, запишите его и разберите по членам предложения.

3.Используя устаревшие слова, опишите древнерусского воина (по рисунку из учебника истории).

4.В приведенном отрывке найдите устаревшие слова, объясните их значение. С какой целью А. С. Пушкин использует их в своем произведении? Назовите это произведение поэта.

В толпе могучих сыновей,

С друзьями, в гриднице высокой Владимир-солнце пировал; Меньшую дочь он выдавал

За князя храброго Руслана

И мед из тяжкого стакана

За их здоровье выпивал.

3. «Счастливый случай».

Учитель называет темы: «Заимствованные слова» и «Профессиональные слова». Учащиеся сами выбирают тему и по одному вопросу. Если повезет, то можно заработать вместо одного балла два, так как в этих двух темах ответы на некоторые вопросы совпадают.

1.Что означает слово «литера»? Составьте словарную статью для толкового словаря.
2.Что означает слово пенальти? Составьте словарную статью для словаря иностранных слов.

4.        Ты - мне, я - тебе.

Команды заранее готовят задание команде-сопернице. Например, может быть такое задание: с помощью словаря С. И. Ожегова ответьте на вопрос: «Чудь - это синоним слова чудо, название племени или растение?». На вопрос ответьте письменно, объясните знаки препинания в предложении - ответе на вопрос.

5.        Темная лошадка.

Незнайка читает стихи, учащиеся его не видят. Нужно отгадать, кто пришел к ним в гости.

        Знайка шел гулять на речку,

Перепрыгнул через овечку.

Торопыжка был голодный, Проглотил утюг холодный.

У Авоськи под подушкой Лежит сладкая ватрушка.

  • Здравствуйте, ребята! Ну конечно же, это снова я - Незнайка. Мне так понравилось у
    вас, что я решил еще раз побывать в гостях на уроке-игре «Счастливый случай». Когда Знайка провожал меня к вам, он сказал: «Смотри, Незнайка, не сядь там в калошу!». Я всю дорогу думал: «При чем тут калоша? У меня ее и нет даже». А как вы думаете: почему Знайка так сказал мне на прощание?
  • А вот еще один вопрос меня мучает. Поднимался я к вам на второй этаж, услышал,
    как Вера Михайловна говорит одному мальчику: «Золотые у тебя, Вова, руки». Посмотрел я на руки Вовы: самые обыкновенные. Почему же золотые, никак не пойму?! Может, вы знаете, ребята?
  • А еще я приготовил для вас шуточные рисунки. Какие фразеологизмы я попытался
    проиллюстрировать?
  • А вот вам сюрприз от Знайки. Он сказал, что в прошлом году вы читали басни
    И. А. Крылова. Многие афоризмы из его басен часто используются в нашей речи. Он просил меня   передать   вам   эти   конверты,   в   которых   задания   командам.   Из   каких   басен И. А. Крылова взяты эти афоризмы, что они означают и когда употребляются в речи?

1.Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

2.Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку.

3.Слона-то я и не приметил.

4.Медвежья услуга.

5.Услужливый дурак опаснее врага.

6.А Васька слушает да ест.

7.Тришкин кафтан.

8.А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.

9.Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник.

10.Демьянова уха.

-Мне очень понравилось у вас, ребята! Можно остаться у вас в гостях до конца урока и
работать с вами?

6. Заморочки из бочки.

  • Чем различаются по своему значению слова абонент - абонемент?
  • Укажите, в чем заключается индивидуально-авторская переработка фразеологизма.
    Назовите общеупотребительную его форму. Объясните, с какой целью А. П. Чехов изменил его первоначальный вид.

Был тихий вечер. В воздухе пахло. Соловей пел во всю ивановскую.

  • У какого бора никогда нет листвы и хвои?
  • Всякий ли пар способен подниматься кверху?
  • Не вставая с места, покажите, как у газеты могут появиться ноги.
  • Что нужно разбить: яйцо, лед или стекло, чтобы получить выбитки?
  • Опасны ли хабубы в пустыне? Если опасны, то почему?
  • Где можно встретить мыто: на таможне, на болоте, в ванной?
  • Что такое пугач: птица, игрушка, человек с отпугивающей внешностью?

7. Гонка за лидером.

А. За одну минуту объясните значение как можно большего количества фразеологизмов:

яблоку негде упасть

вывести на чистую воду

делать из мухи слона

за тридевять земель

зарубить на носу

засучив рукава

иметь голову на плечах

в двух словах

в двух шагах

одного поля ягода

водить за нос

бить баклуши

сломя голову

себе на уме

клевать носом

как рыба в воде

семь пятниц на неделе

оказаться между двух огней

в три ручья

стричь всех под одну гребенку

убить двух зайцев

на всех парусах

садиться не в свои сани

взять голыми руками

раз, два и обчелся

со всех ног

без году неделя

как свои пять пальцев

скрепя сердце

ни свет ни заря

быть на седьмом небе

ломать голову

как снег на голову

как в воду канул

болеть душой

в два счета

задирать нос

вставлять палки в колеса

два сапога - пара

сидеть сложа руки

повесить нос

кривить душой

спустя рукава

от корки до корки

вызывать огонь на себя

заблудиться в трех соснах

на все четыре стороны

гнаться за двумя зайцами

кусать себе локти

брать себя в руки

с три короба

не покладая рук

рукой подать

в час по чайной ложке

стреляный воробей

душа в душу

Б. Словарный диктант: заполнить кроссворд.

1.Эластичный материал, получаемый путем вулканизации каучука (резина).

2.Сильно удивлять, производить сильное впечатление (поражать).

3.Зеленовато-голубой цвет (аквамарин).

4.Член КПРФ (коммунист).

5.Краски, разводимые на воде (акварель).

6.Человек одинакового возраста с кем-нибудь (ровесник).

7.Летнее открытое помещение в жилом доме в виде постройки с крышей на столбах (терраса).

8.Старый заслуженный работник (ветеран).

9.Преобразование, изменение, переустройство чего-либо (реформа).

10.Группа вьючных животных, перевозящих грузы, людей (караван).

11.Синоним к слову «багровый» (кровавый).

12.Темно-красный (бордовый).

13.Заявить о своем несогласии (возражать).

14.Газообразная оболочка, окружающая Землю и некоторые другие планеты
(атмосфера).

15.Воспроизводить, оттискивая с типографского набора, размножать с помощью
специальных аппаратов
(печатать).

16.Ограда по краю лестницы (перила).

В. Тестирование.

1.        Укажите заимствованное слово:

а)стена,

б)        белокурый,

в)        ветеран,

г)        стул.

2.        Укажите устаревшее слово:

а)        приказчик,

б)        бумага,

в)        писатель,

г)        отрывок.

3.        Укажите профессиональное слово:

а) книга,

б)изобретение,

в)        печать,

г)        зубило.

4.        Укажите диалектное слово:

а)        морковь,

б)        овощи,

в)        свекла,

г)        бурак.

5.        Укажите неологизм:

             а)соревнование,

б)        луноход,

в)        аппарат,

г)        корабль.

6.        Укажите фразеологизм:

а)        Петя плохо работал;

б)        на уроке Петя работал спустя рукава;

в)        Петя не выполнил задания;

г)        Петя бездельничал.

7.        Укажите раздел, изучающий лексику:

а)        лексикология,

б)        синтаксис,

в)        фразеология,

г)        фонетика.

8.        В каком словосочетании прилагательное можно заменить антонимом черствый?

а)        свежий костюм,

в)        свежий воротничок,

б)        свежий журнал,

г)        свежий хлеб.

9.        В каком предложении слово можно заменить фразеологизмом от корки до корки?

а)        Таня чувствует себя на катке хорошо.

б)        Ученик прочитал книгу до конца.

в)        Змей Горыныч унес царевну далеко.

г)        Оля сильно покраснела.

10.        Какая из помет в толковом словаре указывает, что слово диалектное?

а)        перен.,

б)обл.,

в)        спец.,

г)        устар.

8. Подведение итогов урока-игры, награждение команды-победительницы.

9. Рефлексия



Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме «Лексикология и фразеология»

Класс: 6

Тип: повторительно-обобщающий урок

Форма: урок-игра

Цель урока: систематизировать, обобщить знания по теме «Лексикология и фразеология».

Ход урока

1. Слово капитанам команд.

Связный ответ по теме «Лексикология и фразеология» по плану, который есть у учащихся в тетрадях, с использованием схемы-таблицы.

1.Что такое лексикология?

2.Однозначные и многозначные слова.

3.Омонимы, синонимы, антонимы.

4.Общеупотребительные и необщеупотребительные  (профессиональные,

диалектные  слова).

5.Исконно русские и заимствованные слова.

6.Устаревшие слова и неологизмы.

7.Фразеологизмы.

2. Один за всех, и все за одного.

Учитель называет тему: «Устаревшие слова», команды выбирают номера вопросов (по 2 вопроса каждой команде).

Примерные вопросы командам:

1.Что такое сажень, вершок, пядь? Покажите эти меры длины на себе. Составьте и запишите предложение по схеме: [сущ. им. п. - сущ. им. п.].

2.Во фразеологизмах «ни пяди не отдать», «косая сажень в плечах» найдите устаревшие слова. Что означают эти фразеологизмы? Составьте с одним из

фразеологизмов предложение, запишите его и разберите по членам предложения.

3.Используя устаревшие слова, опишите древнерусского воина (по рисунку из учебника истории).

4.В приведенном отрывке найдите устаревшие слова, объясните их значение. С какой целью А. С. Пушкин использует их в своем произведении? Назовите это произведение поэта.

В толпе могучих сыновей,

С друзьями, в гриднице высокой Владимир-солнце пировал; Меньшую дочь он выдавал

За князя храброго Руслана

И мед из тяжкого стакана

За их здоровье выпивал.

3. «Счастливый случай».

Учитель называет темы: «Заимствованные слова» и «Профессиональные слова». Учащиеся сами выбирают тему и по одному вопросу. Если повезет, то можно заработать вместо одного балла два, так как в этих двух темах ответы на некоторые вопросы совпадают.

1.Что означает слово «литера»? Составьте словарную статью для толкового словаря.
2.Что означает слово пенальти? Составьте словарную статью для словаря иностранных слов.

4.        Ты - мне, я - тебе.

Команды заранее готовят задание команде-сопернице. Например, может быть такое задание: с помощью словаря С. И. Ожегова ответьте на вопрос: «Чудь - это синоним слова чудо, название племени или растение?». На вопрос ответьте письменно, объясните знаки препинания в предложении - ответе на вопрос.

5.        Темная лошадка.

Незнайка читает стихи, учащиеся его не видят. Нужно отгадать, кто пришел к ним в гости.

        Знайка шел гулять на речку,

Перепрыгнул через овечку.

Торопыжка был голодный, Проглотил утюг холодный.

У Авоськи под подушкой Лежит сладкая ватрушка.

  • Здравствуйте, ребята! Ну конечно же, это снова я - Незнайка. Мне так понравилось у
    вас, что я решил еще раз побывать в гостях на уроке-игре «Счастливый случай». Когда Знайка провожал меня к вам, он сказал: «Смотри, Незнайка, не сядь там в калошу!». Я всю дорогу думал: «При чем тут калоша? У меня ее и нет даже». А как вы думаете: почему Знайка так сказал мне на прощание?
  • А вот еще один вопрос меня мучает. Поднимался я к вам на второй этаж, услышал,
    как Вера Михайловна говорит одному мальчику: «Золотые у тебя, Вова, руки». Посмотрел я на руки Вовы: самые обыкновенные. Почему же золотые, никак не пойму?! Может, вы знаете, ребята?
  • А еще я приготовил для вас шуточные рисунки. Какие фразеологизмы я попытался
    проиллюстрировать?
  • А вот вам сюрприз от Знайки. Он сказал, что в прошлом году вы читали басни
    И. А. Крылова. Многие афоризмы из его басен часто используются в нашей речи. Он просил меня   передать   вам   эти   конверты,   в   которых   задания   командам.   Из   каких   басен И. А. Крылова взяты эти афоризмы, что они означают и когда употребляются в речи?

1.Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

2.Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку.

3.Слона-то я и не приметил.

4.Медвежья услуга.

5.Услужливый дурак опаснее врага.

6.А Васька слушает да ест.

7.Тришкин кафтан.

8.А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.

9.Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник.

10.Демьянова уха.

-Мне очень понравилось у вас, ребята! Можно остаться у вас в гостях до конца урока и
работать с вами?

6. Заморочки из бочки.

  • Чем различаются по своему значению слова абонент - абонемент?
  • Укажите, в чем заключается индивидуально-авторская переработка фразеологизма.
    Назовите общеупотребительную его форму. Объясните, с какой целью А. П. Чехов изменил его первоначальный вид.

Был тихий вечер. В воздухе пахло. Соловей пел во всю ивановскую.

  • У какого бора никогда нет листвы и хвои?
  • Всякий ли пар способен подниматься кверху?
  • Не вставая с места, покажите, как у газеты могут появиться ноги.
  • Что нужно разбить: яйцо, лед или стекло, чтобы получить выбитки?
  • Опасны ли хабубы в пустыне? Если опасны, то почему?
  • Где можно встретить мыто: на таможне, на болоте, в ванной?
  • Что такое пугач: птица, игрушка, человек с отпугивающей внешностью?

7. Гонка за лидером.

А. За одну минуту объясните значение как можно большего количества фразеологизмов:

яблоку негде упасть

вывести на чистую воду

делать из мухи слона

за тридевять земель

зарубить на носу

засучив рукава

иметь голову на плечах

в двух словах

в двух шагах

одного поля ягода

водить за нос

бить баклуши

сломя голову

себе на уме

клевать носом

как рыба в воде

семь пятниц на неделе

оказаться между двух огней

в три ручья

стричь всех под одну гребенку

убить двух зайцев

на всех парусах

садиться не в свои сани

взять голыми руками

раз, два и обчелся

со всех ног

без году неделя

как свои пять пальцев

скрепя сердце

ни свет ни заря

быть на седьмом небе

ломать голову

как снег на голову

как в воду канул

болеть душой

в два счета

задирать нос

вставлять палки в колеса

два сапога - пара

сидеть сложа руки

повесить нос

кривить душой

спустя рукава

от корки до корки

вызывать огонь на себя

заблудиться в трех соснах

на все четыре стороны

гнаться за двумя зайцами

кусать себе локти

брать себя в руки

с три короба

не покладая рук

рукой подать

в час по чайной ложке

стреляный воробей

душа в душу

Б. Словарный диктант: заполнить кроссворд.

1.Эластичный материал, получаемый путем вулканизации каучука (резина).

2.Сильно удивлять, производить сильное впечатление (поражать).

3.Зеленовато-голубой цвет (аквамарин).

4.Член КПРФ (коммунист).

5.Краски, разводимые на воде (акварель).

6.Человек одинакового возраста с кем-нибудь (ровесник).

7.Летнее открытое помещение в жилом доме в виде постройки с крышей на столбах (терраса).

8.Старый заслуженный работник (ветеран).

9.Преобразование, изменение, переустройство чего-либо (реформа).

10.Группа вьючных животных, перевозящих грузы, людей (караван).

11.Синоним к слову «багровый» (кровавый).

12.Темно-красный (бордовый).

13.Заявить о своем несогласии (возражать).

14.Газообразная оболочка, окружающая Землю и некоторые другие планеты
(атмосфера).

15.Воспроизводить, оттискивая с типографского набора, размножать с помощью
специальных аппаратов
(печатать).

16.Ограда по краю лестницы (перила).

В. Тестирование.

1.        Укажите заимствованное слово:

а)стена,

б)        белокурый,

в)        ветеран,

г)        стул.

2.        Укажите устаревшее слово:

а)        приказчик,

б)        бумага,

в)        писатель,

г)        отрывок.

3.        Укажите профессиональное слово:

а) книга,

б)изобретение,

в)        печать,

г)        зубило.

4.        Укажите диалектное слово:

а)        морковь,

б)        овощи,

в)        свекла,

г)        бурак.

5.        Укажите неологизм:

             а)соревнование,

б)        луноход,

в)        аппарат,

г)        корабль.

6.        Укажите фразеологизм:

а)        Петя плохо работал;

б)        на уроке Петя работал спустя рукава;

в)        Петя не выполнил задания;

г)        Петя бездельничал.

7.        Укажите раздел, изучающий лексику:

а)        лексикология,

б)        синтаксис,

в)        фразеология,

г)        фонетика.

8.        В каком словосочетании прилагательное можно заменить антонимом черствый?

а)        свежий костюм,

в)        свежий воротничок,

б)        свежий журнал,

г)        свежий хлеб.

9.        В каком предложении слово можно заменить фразеологизмом от корки до корки?

а)        Таня чувствует себя на катке хорошо.

б)        Ученик прочитал книгу до конца.

в)        Змей Горыныч унес царевну далеко.

г)        Оля сильно покраснела.

10.        Какая из помет в толковом словаре указывает, что слово диалектное?

а)        перен.,

б)обл.,

в)        спец.,

г)        устар.

8. Подведение итогов урока-игры, награждение команды-победительницы.

9. Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме: “Stories to Read, Stories to tell”. (Урок обобщающего повторения по теме “Stories”)

План-конспектурокапотеме: “Stories to Read, Stories to tell”. (Урок обобщающего повторения по теме “Stories”)...

Конспект урока по теме: «День Рождения», 2 класс. К методической теме: «Методы организации индивидуальной работы учащихся на уроке».

Главная дидактическая цель урока - определить уровень сформированности усвоения лексики по теме «День Рождения», писать поздравительные открытки, составить календарь, воспроизводить диалог и выс...

План-конспект урока по теме"Повторение по теме "Деепричастие" в 7 классе

Целью данного урока является обобщение и систематизация знаний учащихся по теме "Деепричастие", поэтапная подготовка к ЕГЭ по русскому языку, так как считаю, что подготовку к ЕГЭ нужно начинать с 5 кл...

Методическая разработка. Конспект урока по теме: Раздел: Баскетбол. Тема урока: Бросок в кольцо с 2-х шагов.

Тема урока.  Баскетбол. Бросок в кольцо с 2-х шагов.Тип урока: урок изучения нового материала, урок  обучающе – развивающий.Оборудование урока: спортивный зал ПК «Энергия», детские баскетбол...

Конспект урока по теме «Использование современных технологий обучения на уроке английского языка по теме Хобби»

Конспект урока по теме «Использование современных технологий обучения на уроке английского языка по теме Хобби» Rainbow English 5 класс...

Конспект урока по теме «Использование современных технологий обучения (сотрудничество на уроке английского языка по теме ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ)»

Конспект урока по теме  «Использование современных технологий обучения (сотрудничество на уроке английского языка по теме ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ)» по учебнику STARLIGHT 4...

конспект урока по теме " Повторение по теме Местоимение", по форме: урок-аниме и прием "Ромашка Блума"

Конспект содержит элементы приема "Ромашка Блума" для повторения учебного материала. По форме: урок-аниме....