Конспект урока по русскому языку в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Самострельская Елена Алексеевна

Конспект урока по русскому языку по теме Способы выражения второстепенных членов предложения. 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazykk._5_klass.docx31.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

Студентки 4 курса 3 группы

Самострельской  Марии  Викторовны

Класс: 5Ж

Тема: «Способы выражения второстепенных членов предложения»

Тип урока: урок открытия новых знаний

        

Образовательные ресурсы: УМК под ред. М.М. Разумовской. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2012

Методическое сопровождение: рабочая тетрадь, учебник, презентация

Методические приемы: устный опрос, фронтальный опрос, обучающая беседа, групповая работа, самостоятельная работа в тетрадях.

Цели:

•        Обучающие: дать понятие о второстепенных членах предложения, научить находить второстепенные члены в предложении и употреблять их в речи,

•        Развивающие: развитие умения строить устный и аргументированный ответ, развитие навыков самоконтроля, развитие устной и   письменной речи.

•        Воспитывающие: вызвать интерес к урокам русского языка

Этапы урока:

1.  Организационный момент (1 минута)

2.  Актуализация знаний  ( 5 минут)

3.  Постановка целей и задач урока (1 минута)

4.  Первичное закрепление материала ( 5 минут)

5.   Закрепление материала (5  минут)

6.  Творческое применение знаний (5 минут)

7. Закрепление материала в измененной ситуации (игровое задание) (5 минут)

8. Формирование практических навыков (работа с упражнением из учебника) (8  минут)

9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению  (3  минуты)

10. Рефлексия (2 минуты)

Этап   урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Методические приемы

Образовательные результаты урока

Организационный этап

(1 минута)

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку:

Здравствуйте, 5Ж. Проверьте вашу готовность к уроку. У вас на столах должны лежать учебник, тетрадь и пенал.

Присаживайтесь.

Проверяют готовность к уроку

Настраиваются на работу на уроке.

 

Создание рабочей атмосферы в классе.

Актуализация знаний.

Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

(5 минут)

Учитель обращает детей к электронной доске. На электронной доске написаны два предложения.

Слово учителя:

Посмотрите на экран. Перед вами 2 предложения. Давайте прочитаем их вслух.

  • Давайте выделим грамматические основы в этих двух предложениях
  • Чем отличается второе предложение от первого?
  • Какое из этих предложений является нераспространенным, а какое распространенным?
  • Почему второе предложение, на ваш взгляд, является распространенным?
  • Какое из этих предложений содержит больше информации?
  • Какие члены предложения сделали второе предложение более информативным и выразительным?

Исходя из нашего анализа данных предложений, попытайтесь сформулировать тему нашего урока?

Откройте ваши тетради.  Запишите сегодняшнее число, классная работа и тему урока.

Ученики внимательно смотрят на электронную доску.

Читают вслух предложения.

Отвечают на вопросы учителя.

Ответы учеников:

  • В первом и втором предложении подлежащее – дети, сказуемое – читают.
  • Во втором предложении помимо подлежащего и сказуемого есть еще и второстепенные члены предложения
  • Первое предложение нераспространенное, так как оно состоит только из подлежащего и сказуемого
  • Второе предложение является распространенным, так как в нем есть второстепенные члены предложения
  • Второстепенные члены предложения сделали предложение более информативным

После работы с предложениями ученики формулируют тему урока.

Тема урока: Второстепенные члены предложения

Ученики открывают тетради и записывают тему урока.

Фронтальный опрос

Умение находить грамматические основы у предложений

Умение отвечать на вопросы учителя

Развитие поисковых навыков

Развитие навыков сравнительного анализа

Самостоятельная формулировка темы урока

Постановка целей и задач урока

(1 минут)

Сформулировав тему урока, учитель обозначает цели урока.

Слово учителя:

Цели  урока:

  • Поработать с распространенными и нераспространенными предложениями, научиться из различать
  • Вспомнить, какие бывают второстепенные члены предложения, на какие вопросы отвечают.
  • Познакомиться со способами выражения второстепенных членов предложения.

Ученики внимательно слушают учителя

Первичное закрепление

(5 минут)

Учитель обращает внимание детей на электронную доску.

Слово учителя:

Посмотрите на доску и перепишите  в  тетрадь предложение  Дети читают интересную книгу.

Ваша задача: выделить в предложении грамматическую основу и графически ее обозначить.

Какие вы помните второстепенные члены предложения?

Что нужно сделать, чтобы определить член предложения?

Учитель переписывает предложение на доску.

Учитель работает у доски, отмечает грамматическую основу в предложении.

Слово учителя:

Давайте вместе с вами задавать вопросы и искать второстепенные члены в данном предложении

Учитель просит учащихся задавать вопросы от разных членов предложения и определить по вопросу дополнение, определение или обстоятельство.

Учитель спрашивает, как подчеркивается тот или иной член предложения.

После выполнения работы, учитель спрашивает учащихся, какой можно сделать вывод, проделав данную работу.

Слово учителя:

Исходя из проделанной работы, какой мы можем сделать вывод?

Ученики работают в тетрадях.

Переписывают предложение  Дети читают интересную книгу  в тетрадь, отмечают грамматическую основу в предложении.

Отвечают на вопросы учителя, вспоминают второстепенные члены и на какие вопросы они отвечают.

Работают в тетрадях.

Задают вопросы от главных членов предложения и определяют, какой перед ними второстепенный член предложения: определение, дополнение или обстоятельство.

Разбор предложения на наличие в нем второстепенных членов фиксируется в тетрадях.

Учащиеся должны определить цель  выполненной работы.

Выводы учащихся:

Второстепенные члены предложения – это члены предложения, которые зависят от главных членов предложения или от других второстепенных членов.

Определяются второстепенные члены по вопросу.

К второстепенным членам  предложения относятся: дополнение, определение, обстоятельство.

 

Фронтальный опрос

Письменная работа в тетради

Закрепление нового материала

Повторение ранее изученного материала

Самостоятельное формулирование познавательной цели

Закрепление материала

 (5 минут)

Учитель обращает внимание учеников на электронную доску.

На слайде представлены  три пары предложений для сравнения. Задача учеников: прочитать предложения, устно обозначить грамматические основы, найти второстепенные члены предложения, задавая вопросы от одного члена предложения к другому. Ответить на вопрос: Какое из предложений несет в себе большую информацию? За счет чего?

Слово учителя:

Перед вами три пары предложений:

1.Падают листья

На землю падают осенние листья

2.Идет снег

На дворе идет сильный снег

3.Светит солнце

За окном светит яркое солнце

Давайте найдем грамматические основы в этих предложениях.

Какое предложение, из предложенной пары, является распространенным?

Назовите второстепенные члены предложения  во втором предложении?

Какое предложение из предложенной пары является более информативным?

За счет чего?

После выполнения работы, учитель спрашивает учащихся, какой можно сделать вывод, проделав данную работу.

Слово учителя:

Исходя из проделанной работы, какой мы можем сделать вывод?

Прослушав выводы учеников, учитель обращает их учебнику и дает задание прочитать правило из учебника. Читая текст учебника, ученики должны сравнить свои выводы и наблюдения с текстом учебника.

Ученики работают устно.

Анализируют и сравнивают предложения.

Устно задают вопросы от одного члена предложения к другому и определяют второстепенные члены предложения.

Учащиеся должны определить цель  выполненной работы.

Выводы учащихся:

Второстепенные члены предложения уточняют, дополняют, более точно описывают предметы и явления окружающей действительности.

Ученики должны прочитать правило из учебника и сравнить свои наблюдения и выводы с текстом учебника.

 Один из учеников читает правило вслух.

Фронтальный опрос

Сравнительный анализ

Работа с текстом учебника

Развитие навыков сравнительного анализа

Самостоятельное формулирование выводов

Анализ теоретического материала из учебника

Творческое применение знаний

( 5 минут)

Учитель дает ученикам задание. Задание сформулировано и изображено на слайде № 5. Задача учеников: Распространить предложения, добавив в них любой второстепенный член предложения.

Предложения:

1. Растут цветы  

2. Щебечут птицы

3. Плывут облака

Выполнив письменное задание, ученики зачитывают свои ответы, а учитель слушает и комментирует их ответы.

После выполнения работы, учитель спрашивает учащихся, какой можно сделать вывод, проделав данную работу.

Ученики работают в тетрадях.

Выполнив письменное задание, ученики зачитывают свои ответы, слушают комментарии учителя.

Учащиеся должны определить цель  выполненной работы.

Выводы учащихся:

предложения, которые были распространены второстепенными членами, стали более яркими и выразительными.

Письменная работа в тетрадях

Устный  опрос

Самостоятельная работа

Применение творческого метода для выполнения задания.

Самостоятельное формулирование выводов.

Анализ собственной деятельности.

Закрепление материала в измененной ситуации

Игровое задание

(5 минут)

Учитель читает вслух различные предложения.

Задача учеников: задача учеников хлопнуть, если они слышат распространенное предложение.

Игровое задание сопровождается комментарием учителя и беседой  с учениками.

Предложения:

  1. Небо разъяснилось
  2. Старый дом обветшал
  3. Пришла зима
  4. Корабль потерпел крушение
  5. Выпал снег

Закончив с первой частью работы, учитель дает ученикам другое игровое задание.

Учитель делит учеников на три колонки: колонка у стены – дополнение, колонка по центру – определение, колонка у окна – обстоятельство.

Учитель читает предложения, в которых есть определение, обстоятельство, дополнение.

Задача учеников:

Колонка у стены должна хлопнуть, если услышала дополнение

Колонка по середине должна хлопнуть, если услышала определение.

Колонка у окна должна хлопнуть, если услышала обстоятельство.

Предложения:

1. Распустились великолепные цветы

 2.Дерево растет медленно

3. Приплыла к нему рыбка

 4. Солнце светит ярко

5. Падает пушистый снег

6. Старик  ловил неводом рыбу

Ученики внимательно слушают предложения, которые читает вслух учитель. Хлопают, если слышат распространенное предложение.

Комментируют, беседуют с учителем. Объясняют свой выбор.

Во второй части игрового задания, ученики поделены на три колонки: колонка у стены – дополнение, колонка по центру – определение, колонка у окна – обстоятельство.

Колонка у стены хлопает, если слышит дополнение

Колонка по центру хлопает , если слышит определение.

Колонка у окна хлопает, если слышит обстоятельство.

Выполняя задание, ученики еще раз повторяют, на какие вопросы отвечают дополнение, определение, обстоятельство.

Исправляют ошибки друг друга.

Работа в группах

Умение внимательно  слушать, осмыслять материал

Развитие навыков командной работа

Умение исправлять ответы одноклассников

Проделана работа на внимание учеников

Формирование практических навыков.

Работа с учебником

(8 минут)

Учитель обращает учеников к учебнику.

Задача учеников: выполнить задание  № 446 письменно в тетради.

Учитель читает формулировку задания вслух. Разъясняет, что требуется от учеников.

После того, как ученики приступили к выполнению задания, учитель проходит по рядам и следит за тем, как ученики работают в тетрадях.

Через некоторое время, учитель проверяет выполнение задания вместе с учениками.

Ученики читают вслух предложения, комментируют. Учитель слушает ответы, задает вопросы ученикам, исправляет ошибки.

Ученики работают в тетрадях, выполняют письменное упражнение.

Через некоторое время, ученики вместе с учителем проверяют выполненное упражнение.

Письменная работа в тетрадях

Беседа

Самостоятельная работа.

Анализ собственной деятельности.

Закрепление знаний.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

(3 минуты)

Учитель  выдает ученикам раздаточный материал  с домашним заданием.

Задача учеников: прочитать текст. Воспользоваться словами для справок и заполнить пропуски. Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложений. Вставить пропущенные буквы, графически объяснить орфограммы.

Учитель спрашивает учеников, нет ли у них дополнительных вопросов по домашнему заданию и всем ли понятно, как его выполнять.

Ученики получают домашнее задание.

Первичное ознакомление с заданием.

Получение домашнего задания

Рефлексия

(2 минуты)

Слово учителя:

  О чем мы с вами говорили сегодня на уроке?

 Какие бывают второстепенные члены предложения?

Что нужно сделать, чтобы определить член предложения

Ученики отвечают на вопросы учителя

Беседа

Анализ собственной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

План-конспект урока по русскому языку 1 класс, Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В

Учебник (УМК): Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Тема урока по русскому языку: Понятие звук. Выделение звука А....

Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"

                     Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...