Открытый урок "СПП с различными видами придаточных"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Наниз Зуриет Заурбиевна

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл открытый урок25.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: СПП с различными видами придаточных

Тип урока – повторительно -обобщающий.

Цели урока:

  • обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения раздела «СПП с различными видами придаточных»;
  • отработка умений определять вид придаточного предложения, видеть различия между придаточными определительными, изъяснительными и обстоятельственными, расставлять знаки препинания;
  • воспитание ответственного отношения к работе в группе.

Сообщение темы и цели урока – 2 мин.

Лингвистическая разминка – 3 мин.

Повторение теории – 10 мин.

Синтаксический разбор предложения – 4 мин.

Графический диктант – 4 мин.

Третий «лишний» - 3 мин.

Работа с текстом – 5 мин.

Тестирование – 7 мин.

Итог – 2 мин.

Ход урока

  1. Сообщение темы и цели урока.

  1. Лингвистическая разминка.

Договор, предположить, красивее, начала, позвонит, корифей.

  1. Запишите эти слова в тетрадь.
  2. Есть ли в записанных словах непонятное слово?
  3. Найдите значение этого слова в словаре и запишите в тетрадь.

       Корифей – выдающийся деятель, в какой – либо области (науке, искусстве, литературе).

  1. Поставьте ударение в словах (проверка по цепочке).

  1. Повторение теоретических сведений о сложных предложениях.

- Скажите, какое было д/з.

Для начала давайте напомним себе каково лексическое значение слова презентация.

Презентация:

  1. Официальное представление вновь созданного проекта, продукции.
  2. Предъявление переводного векселя лицу, обязанному осуществить по нему платежи.

- Нас интересует, конечно, первое значение.

- Итак, приступим.

1. Общее понятие о сложных предложениях.

2. Виды СПП.

3. СПП с придаточными определительными.

4. СПП с придаточными изъяснительными.

5. СПП с придаточными обстоятельства места, сравнения.

6. СПП с придаточными времени, образа действия.

7. СПП с придаточными цели, условия.

8. СПП с придаточными причины, следствия.

9. СПП с придаточными уступки.

          (Слайд открыт, ученик у доски рассказывает теорию и обращается с вопросом к классу «Какое это предложение?». Даны варианты ответов)

  1. Мы проверили, как вы знаете теорию. Сейчас проверим на практике, как вы усвоили изученный материал.

  1. Синтаксический разбор предложения (на доске и в тетрадях)

Если ты учишься с увлечением, работаешь охотно, отдыхаешь умело, то жизнь строишь правильно.

  1. Графический диктант.

Прослушав предложение, составьте схему и определите вид придаточного.

(Записываем схемы на доске, выходя поочередно и в тетрадях).

  1. Известно мнение, что распространение вычислительной техники и информации решительно повлияет на общее образование.

(….. сущ.), (что ….).

  1. Уже сегодня наша школа осваивает компьютер и как предмет, и как средство обучения. (                ).
  2. Компьютеризация школьного образования – это массовое явление, в которое вовлечены миллионы людей. (….. сущ.), (в которое …..).
  3. Компьютеры приходят в школы в нарастающих количествах,         и движение этого процесса необратимо. (     ), и (    ).
  4. Парта с компьютером – это пропуск в будущее, потому что сама машина развивает, заставляет «шевелить мозгами», дисциплинирует мышление. (     ), (потому что…..).

Задания к тексту:

  1. В каком предложении использован фразеологический оборот?
  2. Из предложения № 2 назовите слова, где звуков больше, чем букв.
  3. Определите стиль текста и тип речи:

а) научный стиль, рассуждение;

б) публицистический стиль, описание;

в) публицистический стиль, повествование.

  1. Третье «лишнее» (работа по карточкам).

- Найдите третье «лишнее» предложение по значению придаточных.

Карточка № 1

Задание: 

               Найдите третье «лишнее» предложение.

  1. Любое дело можно загубить, если делаешь его равнодушными руками.
  2. Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.
  3. Не даром говорится, что дело мастера боится.

Карточка № 2

Задание:

          Найдите третье «лишнее» предложение.

  1. Жизнь теряет ценность, когда у человека нет цели.
  2. Детство – это путешествие, которое никому не удалось совершить дважды.
  3. Ты запой мне ту песню, что прежде напевала нам мать.

Карточка № 3

Задание: 

               Найдите третье «лишнее» предложение.

  1. Я рад, что вы успешно закончили свою работу.
  2. Татьяна Петровна подала брату знак, что больная хочет уснуть.
  3. Я остановился, чтобы сделать привал и отдохнуть.

  1. Тестирование.

Тест

  1. Выберите правильный вариант ответа.

СПП с придаточными изъяснительными отвечает на вопрос:

          а) какой?

          б) косвенных падежей

          в) при каком условии?

  1. Укажите правильный вариант характеристики предложения:

Юность – самая чудесная пора, когда с особой силой проявляется жажда нового, неизведанного.

а) СПП с придаточными изъяснительными;

б) СПП с придаточным определительным;

в) СПП с придаточным обстоятельственным времени.

  1. Выберите правильный вариант ответа.

         СПП с придаточным  изъяснительным

         а) Шлет с письмом она гонца, чтоб обрадовать отца.

       б) Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова.

         в) Мы пошли посмотреть памятник, который поставили ко дню города.

  1. Выберите правильное соответствие предложения и схемы.

       Матушка стала замечать, что Никита ходит грустный, и говорила об    этом с Аркадием Ивановичем.

а) (                 ).

б) ( ….. гл.), (что …..).

в) ( …. гл., (что…), ….).

  1. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

а) В небольшой комнате, куда я вошел было довольно темно.

б) Пароход сел на мель вблизи того городка, куда ехал Леонтьев.

в) Куда река пошла, там и русло будет.

Ф.И.ученика ______________________________

V. Итог урока.

  • Итак, какую роль играют в нашей речи СПП? (украшают нашу речь, позволяют более точно выразить свои мысли, помогают сформулировать вопросы и дать на них полные ответы).
  • Давайте определим у кого больше жетонов?

VI. Заключительное слово учителя.

- Мы сегодня еще раз убедились, что СПП – это огромная страна, к которой мы будем возвращаться не раз.

Спасибо всем за работу.

VII. Выставление оценок.

VIII. Д/З. работа над ошибками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока «Гитара в различных видах ансамбля ДШИ»

Методическая разработка  подготовки и проведения открытого урока «Гитара в различных видах ансамбля ДШИ» с нотными приложениями....

Карта индивидуального прохождения темы Тема «Знаки препинания в СПП с различными видами придаточных»

Цель работы – поиск предложений в текстах художественной литературы, соответствующих определённым требованиям и составление их схем, определить особенности употребления сложных предложений у пре...

Урок "Различные виды придаточных предложений"

Конспект, презентация и рабочая карта урока обобщения и систематизации знаний  и способов деятельности по теме "Различные виды придаточных предложений".   ...

карточки для 9 класса на тему"СПП с различными видами придаточных "

Данные карточки можно использовать в качестве тренировочных для составления схем СПП различного  вида и в то же время повторение материала, изученного в 8 классе....

Презентация к уроку в 9 классе " Различные виды придаточных предложений"

презентация содержит материал по повторению  и тренировочные задания по теме" Различные виды  придаточных"...

Технологическая карта урока русского языка Тема: Сложные предложения с различными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи

Тема: Сложные предложенияс различными видами связи. Знаки препинанияв сложных предложенияхс различными видами связиЦели: актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений ...

Открытый урок по теме "Виды придаточных в сложноподчиненном предложении", русский язык, 9 класс

Цели урока:Обучающая: обобщение и систематизация материала по теме "Сложноподчиненное предложение".Развивающая: совершенствование навыков определения видов придаточных предложений и способов...