Большие возможности маленького знака
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Кувшинова Елена Николаевна

Разработан сценарий для проведения мероприятия по русскому языку (в рамках элективного курса "Русский язык в формате ЕГЭ"). Мероприятие объединяло 5 школ. Праздник посвящен правилам пунктуации, рассматриваемых в тестах ЕГЭ по русскому языку. Материал подобран солгасно заданиям ЕГЭ, что помогает школьникам в игровой форме систематизировать знания по данному разделу предмета. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx28.24 КБ
Файл igra.docx26.48 КБ
Файл rabochie_materialy.docx16.14 КБ

Предварительный просмотр:

«Большие возможности маленького знака»

Дорогие друзья! Мы рады приветствовать всех на нашем мероприятии, которые является своеобразным завершением работы, которая проходила в рамках сетевого взаимодействия школ города Ярославля. Целый год школы под номерами 40, 29, 90, 76, лицей 86 сотрудничали, работали, трудились, и, конечно же, эта работа принесла свои плоды.

Итак, в нашем мероприятии принимают участие 5 команд, давайте поприветствуем их!

Команды заняли места в нашем зале и уже готовы включаться в работу.

Представим учителей русского языка и литературы, которые сегодня являются членами жюри:

___

Мы рады вас приветствовать! У вас на столах лежат оценочные листы, в которые вы будете вносить всю информацию о командах: за каждый конкурс команда будет получать определенное количество баллов. Суммируя баллы в конце игры, мы сможем определить команду-победителя.

Команды! Наше мероприятие предполагает 4 конкурса, участвуя в которых вы сможете проявить как знание предмета – русского языка, так и ваш творческий потенциал.

 А для того чтобы команды чувствовали себя комфортно и уверенно, попросим группы поддержки настроить участников игры на нужный лад. Итак, девизы команд озвучивают болельщики.

 Итак, мы начинаем!

Очень-очень

Странный вид:

Речка за окном

Горит,

Чей-то дом

Хвостом виляет,

Песик

Из ружья стреляет,

Мальчик

Чуть не слопал

Мышку,

Кот в очках

Читает книжку,

Старый дед

Влетел в окно,

Воробей

Схватил зерно

Да как крикнет,

Улетая:

Вот что значит

Запятая!

В: Друзья, всем вам еще с детства знакомо ли вам это стихотворение. Его написал Борис Заходер  - русский поэт, детский писатель, переводчик, сценарист. Называется оно «Где поставить запятую?».

Этот вопрос действительно имеет огромную важность, ведь в будущем вам всем предстоит сдавать Единый государственный экзамен по русскому языку, и на этот вопрос вы обязательно должны будете найти ответ.

Вроде бы такой маленький знак – запятая, но имеет он большие возможности. Именно поэтому наше мероприятие называется «Большие возможности маленького знака». (ЭКРАН)

Прежде чем мы начнем наши интеллектуальные  соревнования, предлагаю познакомиться с командами. Кто есть кто? Как как выглядит? С кем вам предстоит соревноваться, а, может быть , и спорить?!

Вам было дано домашнее задание – создать презентацию, которая расскажет о вашей команде все самое интересное. Эта презентация является своего рода визитной карточкой команды.  Какие наши ребята в жизни? А какие в учебе? Посмотрим на наших  игроков! .

Просмотр (ЭКРАН).

Итак, теперь мы знаем о вас все и даже больше. Жюри оценивает первое задание в оценочных листах  (ЛИСТ) 

А теперь пора начать интеллектуальное соревнование.

Куда поставить запятую? 
Проблема эта не нова, 
На загогульку, ту, кривую, 
Порою не хватает зла! 

Знак препинания противный, 
Всю жизнь страданья мне чинит! 
Я ставлю их интуитивно, 
Чем в нос мне тычет эрудит.. 
Такая маленькая гадость, 
Крючочек гнусненький такой! 
Опять задумал, вижу, пакость, 
Стишок испортить хочет мой! 

Махну рукой, мне не освоить, 
Родной грамматики азы, 
И пунктуацией не строить, 
Из слов красивые ряды… 

Слова опять собьются в кучу, 
Друг с другом снова вступят в бой, 
Мирить мне их давно докучно, 
Пусть разберутся меж собой…. 

Итак, переда вами таблица (ЭКРАН). Каждой команде необходимо будет сделать выбор: пунктуационное правило и количество баллов к заданию. Модель работы соответствует  «Своей игре», надеюсь, все знакомы с этой телепередачей.

Таблица для игры (ЭКРАН)

«Мы одного рода!»

Пунктуация в сложносочиненном предложении и в предложении с однородными членами

«Мы - Обособленные…»

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами

«Мы с главными не связаны!»

Знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения

«Мы умеем подчинять!»

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

«Мы все такие разные…»

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи

10

10

10

10

10

20

20

20

20

20

30

30

30

30

30

Итак, знакомимся с темами, которые заключают  в себе те или иные правила постановки запятой.

Приведу пример, команда школы 40 делает выбор : «Мы умеем подчинять» 20. Открывается текст, в которым вы должны расставить недостающие запятые. Если все сделано верно, то вы получаете соответствующее количество баллов, которое тем временем фиксирует жюри. Если звучит неверные ответ – право ответа переходит к команде болельщиков, но в таком случае количество набранных баллов уменьшается наполовину.

Н-р, если команда школы выбрала «Мы одного рода» - 10 и ответила неверно, а болельщики смогли найти верный ответ, то команда получает 5 баллов вместо 10.

Чтобы узнать порядок ответов, предлагаю воспользоваться метолом жребия. Перед вами цифры от 1 до 5. Номер цифры, которую тянут представители команд, будет означать очередность ответа. Итак, прошу капитанов команд подойти ко мне.

Начинаем!

_________

Следующие этап мероприятия – конкурс «Мы в театре».

Задача каждой команды – показать театрализованное представление на заданную тему.

Помните эпизод из мультфильма про Вовку, когда он не мог решить – казнить или помиловать? Ваша задача показать сценку из современной жизни школьника, когда он сталкивается примерно с такой же проблемой: не может решить чью-то судьбу, не зная правил пунктуации.

Каждая команда получает фразу, в которой не хватает запятой. Ваша задача – представить себя актерами и показать трудность выбора: КАЗНИТЬ ИЛИ ПОМИЛОВАТЬ?! Показать, перед каким выбором вы стоите. Естественно, у каждой команды будет свой текст, образца КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ, но с другими глаголами.  

 Пока команда показывает свое театральное выступление, другие участники игры должны угадать, о каком выборе идет речь, т.е. что написано на листочке, который вытянул капитан.

 Итак, капитаны жду вас! Время на подготовку  и разработку вашего сценария– 3 минуты.

Молчать нельзя говорить

Идти нельзя стоять

Работать нельзя бездельничать

Учиться нельзя спать

Улыбаться нельзя плакать

А пока – задание для болельщиков.

Наш праздник посвящен запятой (СЛОВО). В этом слове 7 букв, но 2 (а,я) повторяются. Ваша задача – назвать прилагательное на каждую букву этого слова. Это прилагательное должно характеризовать вашу команду. Вас 5 человек ,т.е. каждому по одной букву – з, а, п, я, т. Буквы А и Я повторять не надо.

ПРОСМОТР

Следующий этап  - конкурс капитанов.

У каждой команды есть капитана, мы с ними уже знакомы. Просим капитанов выбрать себе по одному помощнику.

Вам мы дает по запятой (ДЕМОНСТРУЮ). Т.е. ВЫ – запятые.

Команда будет играть роль предложения. Мы раздаем вам слова, выстроив которые  нужном порядке и поставив в нужное место запятые, вы получите полноценное предложение.

Т.е. Задача команды – выстроить предложение.

Задача капитана и его помощника – поставить знаки в предложение, т.е. встать на нужное место.

  1. Завтра вечером мы, возможно, уедем домой.
  2. Эти озера, по слухам, богаты рыбой.
  3. Эта оценка, согласитесь, вами вполне заслужена.
  4. Растолкуйте мне, пожалуйста, что здесь случилось.
  5. Он, кстати сказать, умен и практичен.

Скажите, на какое пунктуационное правило было это задание?

Итак, наш праздник подходит к концу. У жюри есть время, чтобы посчитать баллы и назвать победителя.

А пока жюри подсчитывает результаты, слово предоставляется директору школы, которая так тепло и солнечно нас сегодня встретила.

Теперь предоставим слово жюри.

А теперь приступим к самому приятному – к вручению памятных призов и подарков и нашим участникам нашим участникам.

Запятая… маленький знак, в больших возможностях которого мы сегодня убедились. Этому маленькому знаку посвящают даже стихи.

Все команды старались, показывали свои знания, возможности, демонстрировали умения и навыки, которые, несомненное, помогут вам справиться со всем экзаменами, в частности, с экзаменом по русскому языку. 11 классы имеют возможность проявить знания в этом году, 10 – в следующем, главное, в чем мы (и вы,надеюсь) убедились, это то, что каждый из вас имеет большие возможности, прочные знания, которые необходимо продемонстрировать.

Спасибо за игру! Всего хорошего и удачи!



Предварительный просмотр:

Таблица для игры

«Мы одного рода!»

Пунктуация в сложносочиненном предложении и в предложении с однородными членами

«Мы - Обособленные…»

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами

«Мы с главными не связаны!»

Знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения

«Мы умеем подчинять!»

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

«Мы все такие разные…»

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи

10

10

10

10

10

20

20

20

20

20

30

30

30

30

30

Задания 15. Пунктуация в сложносочиненном предложении и в предложении с однородными членами

Задания 16. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами

Задания 17. Знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения

Задания 18. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Задания 19. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи

10.

Задание. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

 

1) Плоды этого растения полезные и вкусные и обладают прекрасным ароматом.

2) Стало нестерпимо душно и пришлось открыть все окна.

3) Из окна были видны стволы вишен да кусочек аллеи.

4) Изучение роста необычных кристаллов имеет и теоретическое и практическое и общенаучное значение.

5) Древние испанские мастера при строительстве замков применяли либо каменную либо кирпичную кладку.

10. Задание. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

 

Издали (1) он увидел дом (2) непохожий на другие (3) построенный (4) каким-то итальянским архитектором.

10. Задание.  Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

 

По моему (1) растерянному взгляду было несложно догадаться о случившемся. Зима (2) по-моему (3) лучшее время года.

10. Задание. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры(у), на месте которых в предложении должны стоять запятые.

 

Утром горы (1) лежали в тумане (2) сквозь (3) который (4) едва виднелись их очертания.

10.Задание. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

Рука его дрожала (1) и (2) когда Николай передавал лошадь коноводу (3) он чувствовал (4) как со стуком приливает кровь к сердцу.

20. Задание. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

 

1) На определённом этапе своего развития город вынужден был защищать себя рвами и валами с деревянными оборонительными сооружениями.

2) Много желал да ничего не поймал.

3) В гостиной собрались человек восемь гостей да хозяева.

4) Почти каждый вечер они уезжали в лес или на водопад.

5) Поднялась луна и тени стали чётче и длиннее.

20. Задание. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

Владимир (1) не переставая махавший косой (2) резал траву (3) не выказывая (4) ни малейшего усилия.

20. Задание. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

 

Норд-ост (1) по словам моряков (2) быстро слабеет и теряет разрушительную силу. Я думаю, что судить о приближающемся шторме только (3) по словам местных жителей (4) нельзя.

20. Задание. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

Психологический портрет героя литературного произведения (1) примером (2) которого является (3) описание Маши Мироновой в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (4) призван раскрыть внутренний мир героя через его внешность.

20. Задание. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

Нужно чаще думать о других (1) и (2) даже если тебе сейчас нелегко (3) ты не забывай о том (4) что кому-то может потребоваться твоё участие.

30. Задание. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

 

1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.

2) Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.

3) Алогичность соединения слов создаёт особый психологический эффект и приковывает внимание читателя и усиливает образность.

4) Три раза зимовал он в Мирном и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья.

5) Довольно скоро он обжился в этом районе да подружился с соседями.

30. Задание. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

В числе чудаков (1) живших в Москве в грибоедовские времена (2) был человек (3) описанный в комедии «Горе от ума» под именем (4) Максима Петровича.

30. Задание. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

 

У Плюшкина (1) по словам Собакевича (2) люди мрут как мухи. О хозяйственности и богатстве помещика судить только (3) по словам Собакевича (4) не стоило.

30. Задание. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

 

В 80-е годы XIX века Шишкин (1) создаёт много картин (2) в сюжетах (3) которых (4) он по-прежнему обращается к жизни русского леса, русских лугов и полей.

30. Задание. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

Утверждают (1) что бразильские карнавалы восхищают и завораживают (2) и (3) когда мы впервые увидели его неповторимую яркую красоту ( 4) то сами убедились (5) насколько правы были очевидцы.



Предварительный просмотр:

Школа

Конкурс презентаций (максимум  5 баллов)

«Своя игра» (10-20-30 баллов – зависит от соответствующего заданию количества баллов. Ответ болельщиков – половина от предполагаемого кол-ва баллов)

«Мы в театре» (максимум 5 баллов)

Конкурс капитанов (максимум 5 баллов)

ИТОГ

Набранные баллы

Промежут.итог

40

29

76

86

90

Молчать нельзя говорить

Идти нельзя стоять

Работать нельзя бездельничать

Учиться нельзя спать

Улыбаться нельзя плакать

  1. Завтра вечером мы возможно уедем домой.

  1. Эти озера по слухам богаты рыбой.

  1. Эта оценка согласитесь вами вполне заслужена.

  1. Растолкуйте мне пожалуйста что здесь случилось.

  1. Он кстати сказать умен и практичен.
  2. Завтра вечером мы возможно уедем домой

Эти озера

по слухам богаты рыбой

  1. Эта оценка согласитесь вами вполне заслужена

  1. Растолкуйте мне пожалуйста что здесь случилось

Он кстати сказать умен

 и практичен

1   2   3   4   5

ЗАПЯТ(АЯ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Большой гений маленького Моцарта

Материал  для  родителей...

«Большое творчество - маленькими руками» Развитие творческих способностей, через декоративно-прикладное и театральное искусство.

Методический материал из опыта работы В настоящее время проблема творческой самореализации и духовное развитие личности ребёнка имеет приоритетное направление. Творческая деятельность являе...

"Большие радости "Маленькой школы"

Доклад и презентация по теме: "Большие радости "Маленькой школы"...

Презентация "Большие секреты маленьких левшей"

Презентацию можно использовать в выступлениях на родительских собраниях и на методических объединениях начальных классов....

Презентация "Большие секреты маленьких левшей"

В связи с увеличением количества леворуких детей при поступлении в первый класс мною был разработан учебно-развивающий проект "Большие секреты маленьких левшей". Участники проекта: учителя н...

Про больших и маленьких

Урок окружающего мира, 1 класс УМК ПНШ...

Буклет "Маленькая картинка-большие возможности"

Буклет "Маленькая картинка-большие возможности"...