Рабочая программа по русскому языку, 10 класс, спецкурс "Лингвистическая поэтика"
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему

Галина Николаевна Кожухова

Рабочая программа по предмету "Русский язык" спецкурс "Лингвистическая поэтика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_spetskursa_lingvisticheskaya_poetika.docx37.61 КБ

Предварительный просмотр:

  Управление образования  администрации МО «Холмский городской округ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8 г. Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области

 

Рассмотрено на

ШМО  учителей русского языка и литературы

Руководитель ____________  

   03 сентября 2015 г.

Рекомендована                    экспертным советом  

Протокол №_______

 от 04.09.2015г                                                              

«УТВЕРЖДАЮ»

И.о.директора МБОУ СОШ № 8

_______________/Л.А.Карпова/

04 сентября 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Русский язык»

спецкурс «Лингвистическая поэтика»

10 класс

среднее общее образование

2015 – 2016 учебный год

Составлена на основе программы  для общеобразовательных учреждений

«Русский язык. 5-11 классы»  

Автор-составитель С.И. Львова, М: «Мнемозина», 2006

Учитель русского языка и литературы

    Кожухова Галина Николаевна

г. Холмск

2015


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа спецкурса по русскому языку составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений «Уроки словесности в 7-11 классах» /автор-составитель С.И.Львова. Москва, 2000/. Используется в качестве программно-методического сопровождения.

Цели и задачи изучения предмета 

Основной целью данного курса является знакомство учащихся с лучшими образцами художественной литературы и воспитанием у них определённых навыков творческого использования языкового богатства в собственной речевой практике.

Общая характеристика и концептуальные основы учебного предмета (курса)    

К сожалению, на уроках русского языка часто вне поля зрения остаётся важнейшая его сторона – эстетическая функция, которая наиболее ярко и полно проявляется в произведениях художественной литературы. За обязательными грамматическими разборами дети не видят в родном языке самого главного – его удивительного богатства и красоты.

Со временем эстетическая сторона языковой лингвистики стала предметом специальных научных исследований, результаты которых отразились в работах А.А.Потебни, А.М.Пешковского, Л.В.Щербы и др. В языкознании сложилось и прочно утвердилось особое направление, связанное с изучением изобразительных возможностей языковых единиц разных уровней, разработкой принципов многоаспектного анализа языка художественного текста. Был предложен специальный термин лингвистическая поэтика как область науки, изучающая художественную речь как особую эстетическую систему, «язык в его эстетической функции».

При проведении грамматических разборов, в работе над связной речью учащихся на уроках русского языка используются лучшие образцы литературного творчества, но при этом не всегда возможно систематическое и целенаправленное формировать у школьников навыки лингвостилистического анализа художественного текста и его фрагментов, оценить лингвистическую ценность текста, объяснить языковые истоки его образности и выразительности.

Обучающая значимость такого анализа очевидна: с его помощью развиваются художественные языковые способности детей, чувство языкового вкуса, воспитывается читательская культура, способность не только замечать и воспринимать образность и выразительность лучших образцов художественного слова, но и совершенствовать свою речь, прививается истинная любовь к родному языку как культурному достоянию нации, гордость за него.

Курс состоит из двух частей. Первая – стилистика, которая изучает языковые средства выразительности. Среди них особо выделяются архаизмы, варваризмы, тропы, фигуры речи, благозвучие речи. Во второй части курса рассматривается теория стихосложения, которая связана с особенностями русского языка, в частности с особенностями словесного ударения, на котором построена ритмика поэтической речи.


Место предмета в учебном плане.

Режим занятий: 1 час в неделю.

Количество часов в год: 34

Срок реализации программы – 1 год.

Ведущие формы и методы обучения:

- методы для сообщения новых знаний: объяснение, рассказ, метод демонстрации;

- методы, используемые для приобретения новых знаний, умений и навыков: беседа, наблюдение, работа с книгой, игра, упражнение, самостоятельные работы;

- проблемное обучение.

Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе:

Устные формы проверки:  опрос по ходу изучения учебной темы; выполнение самостоятельных работ, содержащих необходимые вопросы, входящие в изучаемую тему;  выразительное чтение текста, определение основной мысли, сочинения, изложения;  работа с разными видами словарей.  

Письменные формы проверки: редактирование текста;  работа с разными видами словарей; лингвостилистический анализ текста (тема, основная мысль, тип речи, стиль, средства связи предложений, средства выразительности), проверочные тестовые работы.

Учебно-методический комплект

  1. Программа для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-11 классы»  Автор-составитель С.И. Львова, М: «Мнемозина», 2006.
  2. «Русский язык и литература. Русский язык. С.И. Львова, В.В. Львов. Учебник 10 класс для общеобразовательных организаций (базовый и углублённый уровни) М.: Мнемозина, 2014.

Курс предусматривает целенаправленное наблюдение за использованием разных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, где наиболее полно проявляется изобразительно-выразительная сила русского языка. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволит не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и сформировать элементарные навыки лингвистического анализа и выразительного чтения художественного произведения. Тем самым эти занятия помогут в известной мере реализовать на практике идею межпредметных связей школьного курса русского языка и курса русской литературы.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

1.

Характеристика курса  «Лингвистическая поэтика»        

1

2.

Многоаспектный лингвостилистический анализ художественного текста.

2

3.

Наблюдение за звуковыми образными средствами русского языка.

5

4.

Характеристика изобразительных возможностей средств письма.

4

5.

Знакомство с изобразительными ресурсами русского словообразования.

6

6.

Анализ лексических средств выразительности речи.

6

7.

Изучение морфологических средств выразительности русской речи.

7

8.

Осмысление синтаксического богатства русского языка.

3

Итого

34


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Характеристика курса  «Лингвистическая поэтика» - 1 час

Лингвистическая поэтика - наука о языке художественной литературы.

Лингвистическая поэтика в узком смысле — это наука о поэтическом языке, бытующем во времени в форме совокупности черт, присущих общепоэтическому языку конкретной эпохи, и в форме индивидуально-авторских поэтических систем — поэтических идиолектов.

 

Многоаспектный лингвостилистический анализ художественного текста – 2 часа

Навыки выразительного художественного чтения (понятие интонации, темпа, тембра голоса, тона, логического ударения, паузы, логической, психологической паузы).

Изобразительно-выразительные средства языка (фонетический, морфемный, лексический, морфологический, синтаксический ряды).

Наблюдение за звуковыми образными средствами русского языка – 5 часов

Звуковая речь как основная форма существования языка. Звуковая организация художественного текста.

Звукопись в художественной речи. Два типа звуковых повторов: аллитерация и ассонанс. Звук и смысл; смысловая функция звукописи.

Скороговорки как словесные шутки, построенные на звуковых повторах.

Благозвучие (или эвфония).

Характеристика изобразительных возможностей средств письма – 4 часа

Графика. Употребление графических знаков для фиксации речи на письме. Включение в систему изобразительных средств разных элементов письма: особенности начертания и написания слов, расположение строк, знаки препинания т. п.

Приемы усиления образности художественного текста, создание зрительных эффектов с помощью средств графики: фигурное расположение текста, смена шрифтов, употребление графических средств выделения ключевых слов текста (курсив, разрядка), особые приемы включения в текст числовых обозначений и др.

Акростих как поэтическое произведение,  рассчитанное на зрительное восприятие.

Использование знака акцента (словесного ударения) для различения слов – омографов в языковых каламбурах.

Алфавит как источник речевой экспрессии в художественном тексте. Использование названий старых букв алфавита в литературных произведениях прошлого, а также в составе устойчивых выражений (фразеологизмов, поговорок, пословиц).

Образное переосмысление графического облика буквы в художественном тексте.

Орфография. Орфография как система обязательных норм письменной речи. Сознательное нарушения орфографических норм как художественный прием и его основные функции; привлечение внимания к ключевому слову текста, передача ненормативного произношения слова литературным героем, показ внутреннего состояния персонажа, уровня его образованности, демонстрация особенностей темпа и ритма произношения фраз; источник игры слов, средство эзоповского языка.

Пунктуация. Пунктуация как система обязательных норм письменной речи. Пунктуация и смысл высказывания. Связь интонации и пунктуации высказывания. Стилистические возможности знаков препинания (?, ! …. и др.) и сочетания знаков (!!!, ?!,  ??! и т. д.).

Знаки препинания как средство иносказания (эзоповского языка). Отсутствие знаков препинания как изобразительный прием в художественном тексте.

Сознательное нарушение пунктуационных правил как художественный прием.

Индивидуальные особенности пунктуации русских писателей и поэтов (по выбору учителя). Авторские знаки.

Анализ фонетико- интонационных, пунктуационных, графико-орфографических особенностей  художественного текста и выразительное его чтение.

Знакомство с изобразительными ресурсами русского словообразования – 6 часов

Словообразование как основной путь пополнения словарного состава русского языка

Виды словообразовательных повторов: повтор служебных частей слова (приставок, суффиксов), однокоренных слов. Повтор слов, образованных по одной словообразовательной модели. Слова-паронимы и паронимическое противопоставление.

Насыщение текста словами с суффиксами субъективной оценки как изобразительный прием. Особенности употребления слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами в произведениях устного народного творчества. Своеобразие использования уменьшительно-ласкательных суффиксов в художественных произведениях разных исторических эпох, литературных направлений, а также в произведениях разных писателей.

Семантизация морфем как прием привлечения внимания к лексическому значению слова. Основные способы привлечения внимания к значению морфем: графическое выделение их в тексте; употребление морфем в качестве самостоятельных слов; смысловое сопоставление производного и производящего слова и др.

Внутренняя форма слова как объяснимость производного слова значением составляющих его морфем. Прием обыгрывания внутренней формы слова (прием этимологизации) как средство выражения иронии, сарказма; наивности детского восприятия мира; как средство характеристики необразованных людей или людей, любящих пофилософствовать; как средство оживления пейзажных зарисовок и т. д.

Ассоциативные каламбуры, построенные на ошибочном толковании внутренней формы слова.

Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка. Индивидуально-авторские образования (окказионализмы) и их стилистическая роль в художественном тексте.

Наблюдение за использованием указанных приемов в произведениях художественной литературы.

Анализ лексических средств выразительности речи – 6 часов

Понятие тропов. Метафора. Эпитет. Олицетворение. Литота. Гипербола. Эвфемизм. Сравнение и др. Роль лексических выразительных средств в речи.

Изучение морфологических средств выразительности русской речи – 7 часов

Экспрессивная функция частей речи в художественных произведениях разных писателей. Имя существительное. Изобразительно-выразительное использование имени существительного в художественной речи. Стилистическое использование грамматических категорий им. сущ. (число, падеж).

Образная функция имен прилагательных в произведениях писателей разных литературных направлений.

Экспрессивная роль числительных в художественном тексте. Употребление числительных-символов (3,7,40,100) в произведениях УНТ и литературе.

Экспрессивная роль местоимения в художественном тексте. Стилистическое использование устаревших местоимений.

Экспрессивная роль глагола в художественном тексте. Употребление глагола в переносном значении; олицетворение как поэтический троп и языковые средства его создания. Использование усеченных глаголов в художественном тексте.

Экспрессивное использование наречий разных разрядов. Наречия сравнения и их образное использование в художественных текстах.

Роль служебных частей речи в художественных текстах. Частица НЕ в отрицательном сравнении.

Осмысление синтаксического богатства русского языка – 3 часа

Особенности русского синтаксиса

Свойства русского синтаксиса, определяющие его богатство и разнообразие, безграничные возможности в передаче смысла речи и создании художественных образов: свободный порядок слов, развитая синонимика синтаксических конструкций, функционально-стилистическая закреплённость синтаксических средств.

Экспрессивное использование предложений разного типа (8 ч)

Интонационное многообразие и богатство эмоциональных значений побудительных и вопросительных предложений. Лексическое и грамматическое оформление вопросительных и побудительных предложений. Особенности интонации вопросительных предложений. Риторический вопрос и его художественные функции.

Особенности интонации восклицательных предложений. Лексико-грамматические средства оформления восклицательных предложений. Наблюдение за стилистическим использованием вопросительных, побудительных и восклицательных предложений в художественных текстах.

Типы односоставных предложений. Семантико-стилистические возможности определённо-личных, неопределённо-личных и безличных предложений; использование их в художественных текстах. Выразительные возможности номинативных (назывных) предложений. Именительный представления и его эстетическая функция в художественной речи.

Семантико-грамматические свойства обобщённо-личного предложения, использование его в произведениях художественной литературы, в русских народных пословицах, поговорках, загадках.

Слова-предложения; их семантика, грамматические способы оформления и стилистическое использование в речи.

Наблюдения за употреблением в художественном тексте разных типов сложных предложений (сложносочинённых, сложноподчинённых, бессоюзных). Семантико-стилистическая роль союзов в сложных предложениях. Стилистическая окраска союзов.

Сравнение как поэтический троп и разные языковые средства его создания: сравнительные обороты, сложноподчинённые предложения с придаточным сравнения, наречия со значением сравнения и др.

Наблюдение за употреблением бессоюзных предложений в художественных текстах, в произведениях устного народного творчества.

Семантико-стилистическая функция прямой речи. Несобственно-прямая речь. Использование прямой, косвенной, несобственно-прямой речи как средства создания речевой характеристики персонажа, описания психологического состояния героя.

Период как особая форма организации сложных предложений и как поэтическое средство художественного текста. Структурный параллелизм сложного предложения как изобразительный приём.

Стилистические фигуры речи

Стилистические фигуры речи как синтаксические построения, обладающие повышенной экспрессией и выразительностью (бессоюзие, многосоюзие, инверсия, параллелизм, риторический вопрос и обращение, эллипсис, анафора, эпифора, антитеза, градация, умолчание и др.) Наблюдение за использованием этих стилистических фигур в художественных текстах.

Наблюдение за индивидуально-авторскими особенностями синтаксиса в произведениях русских писателей и поэтов.

Многоаспектный языковой анализ и выразительное чтение произведений художественной литературы. 


Требования к подготовке обучающихся

 В результате изучения курса учащиеся должны знать/понимать 

- раскрывать роль русского языка в межкультурном общении;

- определять стилевую принадлежность текста по его языковым особенностям;

- обнаруживать в тексте образные средства языка; разграничивать лексическое и грамматическое значение слова; устанавливать стилевые различия между синонимами; выделять контекстуальные антонимы; разграничивать паронимы;  

- наблюдать за звуковыми образными средствами русского языка, анализировать лексические и морфологические средства русского языка;

- указывать признаки текста; определять тему, основную мысль, озаглавливать текст; выделять микротемы, составлять план; определять тип речи, стиль, жанр; выявлять стилевые признаки текста; разграничивать сложное синтаксическое целое и абзац; заменять сложные предложения простыми осложненными, стилистически обоснованно использовать бессоюзные, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения или синонимичные простые осложненные предложения; содержательно и стилистически оправданно использовать различные способы передачи чужой речи, различные способы цитирования; составлять устные и письменные высказывания типа описания, повествования и рассуждения в разных стилях;

- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

- владеть навыками многоаспектного лингвостилистического анализа.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анализ художественного текста: Сб. статей / Под ред. Н.М. Шанского. М.: Педагогика, 1979.
  2. Бахтин М.М. Вопросы стилистики на уроках русского языка в школе// Русская словесность. 1999.
  3. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М.: Педагогика, 1989.
  4. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Из учебного пособия по русской словесности//Русская словесность. 1994. № 1-6.
  5. Львова С.И. Уроки словесности.М.: «Дрофа», 2000.
  6. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии. М., 1996.
  7. Розенталь Д.Э. Вопросы русского произношения и правописания. М., 1997.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

по плану

Дата фактическая

тема занятия

1

5.09

Характеристика курса  «Лингвистическая поэтика»

2

12.09

Многоаспектный лингвостилистический анализ художественного текста. Восприятие текста.

3

19.09

Многоаспектный лингвостилистический анализ художественного текста. Создание творческой работы на основе проанализированного текста.

4

26.09

Наблюдение за звуковыми образными средствами русского языка. Звукопись.

5

3.10

Русская рифма.

6

10.10

Словесное ударение и ритмическая организация стиха.

7

17.10

Интонация как ритмико-мелодическая сторона звучащей речи.

8

24.10

Лингвостилистический анализ художественного текста.

9

30.10

Характеристика изобразительных возможностей средств письма. Графика.

10

14.11

Орфография.

11

21.11

Пунктуация.

12

28.11

Лингвостилистический анализ художественного текста.

13

5.12

Знакомство с изобразительными ресурсами русского словообразования. Приём семантизации морфем.

14

12.12

Морфемный (словообразовательный) повтор.

15

19.12

Обыгрывание внутренней формы слова.

16

26.12

Использование слов с суффиксами оценки.

17

16.01

Использование окказионализмов.

18

23.01

Лингвостилистический анализ художественного текста.

19

30.01

Анализ лексических средств выразительности речи.

20

6.02

Лексический повтор.

21

13.02

Художественная трансформация слова в поэтическом тексте.

22

20.02

Слова-символы в поэтическом тексте.

23

27.02

Синонимы и антонимы в стилистических фигурах речи.

24

5.03

Лингвостилистический анализ художественного текста.

25

12.03

Изучение морфологических средств выразительности русской речи.

26

19.03

Имя существительное.

27

9.04

Имя прилагательное.

28

16.04

Глагол и его формы.

29

23.04

Имя числительное. Местоимение.

30

30.04

Служебные части речи.

31

7.05

Лингвостилистический анализ художественного текста.

32

14.05

Осмысление синтаксического богатства русского языка. Экспрессивное использование предложений разного типа.

33

21.05

Стилистические фигуры речи.

34

28.05

Лингвостилистический анализ художественного текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...