Рабочая программа по русскому языку 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

Леонтьева Ольга Эдуардовна

Представлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе по программе Ладыженской

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass_rus.docx41.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа № 2

городского округа Егорьевск Московской области

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор средней школы  № 2 _________________

/С.В. Назарова/

Приказ № ___  от «   »_______2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ

                 по  русскому языку__________________________________    

(предмет, курс)

                 уровень программы         базовый                                

                   (базовый, профильный уровень, углубленное изучение предмета)

                 класс                                 7-а                                        

                 учитель                       Леонтьева Ольга Эдуардовна        

(Ф.И.О. учителя)

         2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего (среднего) образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом (2004г.), с учётом приказа министра образования Московской области от 15.04.2016 года №1427,  с учётом примерной  программы основного (среднего) общего образования на базовом уровне по  русскому языку М.Т. Барановой, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. – М.: Просвещение, 2011, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации.

Актуальность Выбор авторской программы мотивирован тем, что она

  • рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;
  • соответствует  стандарту основного общего образования по русскому языку, социальному заказу родителей;
  • построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
  • способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;
  • обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.

Уровень Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне. Данный курс русского языка имеет познавательно-практическую направленность, то есть он даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения, формирует языковую, коммуникативную и лингвистическую компетенции учащихся.

Роль учебного предмета Русский язык как родной относится к числу важнейших учебных предметов, составляющих вместе с другими школьными дисциплинами основу общего образования выпускников. От уровня его преподавания, следовательно, во многом зависят успехи учащихся в овладении как самим русским языком в качестве средства общения во всех формах его применения, так и всеми остальными учебными предметами.

Язык – по своей специфике и социальной значимости –явление уникальное: он является средством общения и формой передачи ин-формации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со все-

ми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Изучение русского языка на базовом уровне основного общего образования направлено на достижение следующих ц е л е й:

воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;

развитие представлений о русском языке как средстве общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета;

обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

     Приемы: анализ, сравнение, обобщение, доказательство, объяснение.

Методы реализации программы: практический, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, учебно-исследовательский, наблюдение, элементы проектного метода обучения.

Формы организации учебной деятельности: уроки-практикумы, уроки-исследолвания, семинары,  киноуроки, интернет-уроки,  проектная  деятельность и т.д.

Технологии:  информационные (ИКТ), здоровьесберегающие технологии; системно - деятельностный подход, технология групповой работы, технология проблемного обучения, дифференцированного обучения, игровые технологи6и.

Виды деятельности по освоению лингвистических понятий

  • Работа со словарями.
  • Анализ текста.
  • Различные виды пересказа.
  • Работа с таблицами и опорными схемами.
  • Анализ языковых единиц.
  • Создание устных и письменных высказываний различных стилей.
  • Самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос.
  • Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
  • Подготовка рефератов, докладов, учебно-исследовательских работ.
  • Тренировочные упражнения, учебное исследование,
  • Комментированное письмо,
  • Различные виды диктантов (распределительный, выборочный, предупредительный, объяснительный, контрольный),
  •  Словарно-орфографическая, лексическая, орфоэпическая работы, составление таблиц и схем,
  • Индивидуальная работа по карточкам,
  • Синтаксическая пятиминутка, отгадывание кроссвордов,
  • Контрольное списывание
  • Запись предложений под диктовку, анализ текста

Формы контроля:   уровень знаний учащихся по предмету гуманитарных дисциплин проходит в течение года контроль. Контрольные работы включают диктанты, изложения, сочинения, тестирование.

Место предмета в учебном плане школы

На изучение предмета русский язык в учебном плане МОУ средней  школы № 2 в 7 классе предусмотрено в год – 136 часов (34 учебных недели),  в неделю – 4 часа.

                                                  Основное содержание программы

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

Контроль за уровнем обученности

1

Русский язык как развивающееся явление

1

Устный опрос

2

Повторение изученного в 5-6 классах

11+2 Р.Р.

Контрольный диктант

3.

Причастие

20+8 Р.Р.

Контрольный диктант, изложение

4.

Деепричастие

10+2Р.Р.

Контрольный диктант, сочинение

5.

Наречие

22+2Р.Р.

Контрольный диктант,

изложение

6

Категория состояния

2+2Р.Р.

Тест, изложение

7.

Служебные части речи. Предлог

7+2Р.Р.

Контрольный диктант, сочинение

8

Союз

12+4Р.Р.

Контрольный диктант, сочинение-рассуждение

9

Частица

13+4Р.Р.

Контрольный диктант, изложение

10

Междометие

4

Тест

11

Повторение и обобщение изученного

7

Контрольный диктант

Стр. 60 -75.  Русский язык. Программа для общеобразовательных учреждений 5-9 классы под редакцией М.Т. Барановой, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. – 11-е изд., перераб., дополненное – М.: Просвещение, 2011 г.

 Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

I.        Учащиеся должны  знать:

-  определения основных изученных в VII классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II.        К концу VII класса учащиеся должны овладеть   умениями   и   навыками:

  • производить морфологический разбор частей речи, изученных в VII классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а  также сложных предложений с изученными союзами;
  • составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.

По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.

Учащиеся должны использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

         - осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

 Календарно-тематическое планирование по русскому языку 7-а класс (136 часов)

п\п

Тема урока

Планируемые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

1.

Русский язык как развивающееся явление.

Повторение изученного в 5 – 6 классах.

2.

Синтаксис, словосочетание и предложение.

3.

Синтаксический разбор, пунктуационный разбор.

4.

Лексика и фразеология.

5.

Фонетика и орфография.

6.

Фонетика и орфография

7.

Словообразование и орфография.

8.

Словообразование и орфография.

9.

Морфология и орфография, морфологический разбор слова.

10.

Подготовка к контрольному диктанту.

11.

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 6 классе.

12.

Анализ контрольного диктанта.

13.

Р.Р. Текст.

14.

Р.Р. Стили литературного языка.

Причастие

15.

Причастие как часть речи.

16.

Р.Р. Публицистический стиль.

17.

Склонение причастий, правописание падежных окончаний причастий.

18.

Причастный оборот.

19.

Причастный оборот.

20.

Р.Р. Описание внешности человека.

21

Р.Р. Описание внешности человека

22

Действительные и страдательные причастия.

23.

Краткие и полные страдательные причастия.

24.

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

25.

Действительные причастия прошедшего времени.

26.

Р.Р. Изложение с использованием причастий.

27

Действительные причастия прошедшего времени.

28.

Страдательные причастия настоящего времени. Правописание суффиксов.

29.

Страдательные причастия прошедшего времени.

30.

Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях.

31.

Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

32

Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

33.

Р.Р. Употребление страдательных причастий прошедшего времени в тексте

34.

Р.Р. Выборочное изложение.

35

Р.Р. Выборочное изложение.

36.

Морфологический разбор причастия.

37.

Контрольный диктант по теме «причастие».

38

Анализ контрольного диктанта

39.

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

40

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

41.

Буквы Е и Ё в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

42.

Р.Р. Подготовка к сочинению – описанию внешности человека.

43.

Обобщение по теме «Причастие».

44.

Контрольный диктант по теме «причастие».

45.

Анализ контрольного диктанта

Деепричастие.

46.

Деепричастие как часть речи.

47.

Деепричастный оборот.

48

Деепричастный оборот.

49.

НЕ с деепричастиями.

50.

Деепричастия несовершенного вида.

51.

Деепричастия совершенного вида.

52.

Морфологический разбор деепричастия.

53.

Обобщение по теме «Деепричастие».

58

Контрольный диктант по теме «Деепричастие».

55

Анализ контрольного диктанта

Наречие.

56.

Наречие как часть речи.

57.

Смысловые группы наречий.

58.

Степени сравнения наречий.

59

Морфологический разбор наречия.

60.

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О, –Е.

61

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О, –Е.

62.

Приставки НЕ- и НИ- в отрицательных наречиях.

63

Приставки НЕ- и НИ- в отрицательных наречиях.

64.

Н и НН в наречиях на –О, -Е.

65

Н и НН в наречиях на –О, -Е.

66

Обобщение материала.

67.

 Диктант по теме «Наречие» .

68

Анализ контрольного диктанта

69.

Р.Р. Описание действий.

70

Р.Р. Описание действий.

71.

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.

72.

Буквы О и А на конце наречий.

73

Буквы О и А на конце наречий.

74

Р.Р. Описание картины Е.Н.Широкова «Друзья».

75.

Слитное, дефисное и раздельное написание наречий.

76

Слитное, дефисное и раздельное написание наречий.

77.

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

78.

Обобщение по теме «Наречие».

79.

Контрольный диктант по теме «Наречие».

80

Анализ контрольного диктанта

Категория состояния.

81.

Категория состояния как часть речи.

82

Р.Р. Употребление слов категории состояния в художественной речи.

83.

Морфологический разбор категории состояния.

84.

Р.Р. Подробное изложение.

85

Р.Р. Подробное изложение.

Служебные части речи. Предлог

86.

Самостоятельные и служебные части речи.

87

Предлог как часть речи.

88

Употребление предлогов.

89

Непроизводные и производные предлоги.

90

Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога.

91

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

92

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

93

Обобщение материала по теме «Предлог».

94

Контрольный диктант по теме «Предлог»

95

Анализ контрольного диктанта.

Союз.

96

Союз как часть речи.

97

Простые и составные союзы.

98

Сочинительные и подчинительные союзы.

99

Р.Р. Употребление сочинительных и подчинительных союзов в художественной речи.

100

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.

101

Сочинительные союзы.

102

Подчинительные союзы.

103

Морфологический разбор союза.

104

Р.Р. Сочинение – рассуждение о книге.

105

Р.Р. Сочинение – рассуждение о книге.

106

Правописание союзов также, тоже, чтобы.

107

Обобщение по теме «Союз».

108

Обобщение материала по темам «Предлог», и «Союз».

109

Контрольный диктант по теме «Союз» .

110

Анализ контрольного диктанта

Частица.

111.

Частица как часть речи.

112

Разряды частиц. Формообразующие частицы.

113

Смысловые частицы.

114

Раздельное и дефисное написание частиц.

115

Р.Р. Изложение с творческим заданием.

116

Р.Р. Изложение с творческим заданием

117

Морфологический разбор частицы.

118

Отрицательные частицы НЕ и НИ.

119

Различение частицы НЕ и приставки НЕ.

120

Р.Р. Сочинение – рассказ по данному сюжету.

121

Р.Р. Сочинение – рассказ по данному сюжету.

122

Частица НИ, приставка НИ, союз НИ – НИ.

123

Обобщение по теме «Частица».

124

Обобщение по теме «Частица».

125

Контрольный диктант по теме «Частица».

126

Анализ контрольного диктанта

Междометие.

127

Междометие как часть речи.

128

Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.

129

Междометия и другие части речи. Тест.

Повторение.

130

Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи.

131

Фонетика. Графика.

132

Лексика и фразеология.

133

Морфемика и словообразование.

134

Орфография.

135

Итоговый диктант.

136

Анализ итогового диктанта.

 Учебное и учебно-методическое обеспечение по русскому языку  

Для учащихся:

  1. Баранов М. Т. Русский язык: Учебник. 7 класс / М. Т. Баранов. М.: Просвещение, 2013.
  2. Богданова Г. А. Тестовые задания по русскому языку: 7 класс / Г. А. Богданова. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Малюшкин А. Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 7 класс / А. Б. Малюшкин, Л. Н. Иконницкая. – М.: Сфера, 2010.
  4. Михайлова С. Ю. Ключи к орфографии / С. Ю. Михайлова. – М.: Просвещение, 2010.

Для учителя:

  1. Позднякова А. А. Дидактические материалы по русскому языку к  учебнику М. Т. Баранова и др. «Русский язык»: 7класс / А. А. Позднякова. – М.: Экзамен, 2011.
  2. Поникарова Л. А. Русский язык: морфология в таблицах и заданиях / Л. А. Поникарова. – М.: Просвещение, 2013.
  3. Сборник тестовых задания для тематического и итогового контроля: русский язык. 7 класс. – М.: Интеллект-Центр, 2011.
  4. Тростенцова Л. А. Дидактический материал по русскому языку: 7 класс / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская. - : Просвещение, 2015
  5. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 7 классе: книга для учителя / Г. А. Богданова. – М.: Просвещение, 2012
  6. Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011

Перечень учебного оборудования и наглядных пособий

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

  • Стандарт основного общего образования по литературе (базовый уровень)     
  •  Баранов М.Т. Русский язык: Учебник. 7 класс. М.: Просвещение 2013.
  • Методические пособия по русскому языку
  • Лингвистические словари различных типов, справочная литература.

2.Печатные пособия

  • Портреты лингвистов
  • Таблицы по русскому языку

3. Экранно-звуковые пособия

  • Материалы на CD-дисках

4. Информационно-коммуникативные средства

  • Мультимедийные обучающие программы  по основным разделам курса литературы
  • Интернет

«РАССМОТРЕНО»

Протокол методического объединения учителей от 29.08.2016г. № 01

Руководитель ШМО _______________О.Э. Леонтьева

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР _______________ М.В. Павлова

Дата: 29.08.2016г.

«ПРИНЯТО»

Протокол педагогического совета от 29.08.2016г. № 01


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....