Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 11 класса
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему

Гарипова Аниса Ханифовна

Данная программа предназначена для проведения элективных курсов по русскому языку для учащихся 11 классов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_elektiv_word.docx24.99 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа элективного курса  разработана на  основе:

  • Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в    Российской Федерации»;
  • Основной образовательной программы (основного) общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Альметьевск РТ;
  • Учебного  плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Альметьевск РТ, введенного  в действие приказом №185  года на 2015 – 2016 учебный год;
  • Авторской программы  Программы по русскому языку  5-11 классы Основной курс  Элективные курсы  - м.: Мнемозина, 2009.

Данный курс  поможет  учащимся овладеть понятием культура речевого общения, усвоить основные правила русского речевого этикета, обогатить свою речь разнообразными этикетными формулами, осознать этикетную роль интонации, а также невербальных средств общения: жестов, мимики, телодвижений.

Овладение нормами речевого этикета на вербальном и невербальном уровне происходит в результате систематического и целенаправленного выполнения практически ориентированных упражнений, которые задают определённую коммуникативную ситуацию и требуют выбора соответствующих языковых  средств для установления и поддержания доброжелательного контакта в процессе общения. Особое внимание выделяется  наиболее сложным ситуациям: обращение к собеседнику, извинение, просьба, выражение сочувствие. Учащиеся знакомятся с национальным своеобразием русского речевого этикета, получают сведения из истории его становления.

Формы организации работы носят деятельностный характер, что обусловлено  стремлением сформировать практические навыки эффективного речевого поведения( моделированные речевые ситуации, конференции, практикумы).

Цели элективного курса:

- обобщение речеведческих знаний учащихся;
- закрепление  навыков грамотной ситуативной речи;
- активизация  внимания учащихся к собственной устной и письменной речи; 
- преодоление  психологических трудностей  по отношению к языку в различных сферах общения.

Задачи

обогащать словарный запас обучающихся и расширять круг используемых ими грамматических средств;

учить овладевать умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения; овладевать основными  нормами русского литературного языка;

развивать способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; совершенствовать умение пользоваться различными  лингвистическими словарями;

сформировать у обучающихся компетенции: коммуникативную, языковедческую и культуроведческую.

Требования к учащимся:

должны уметь:

  • свободно вступать в речевой контакт в различных сферах общения, преодолевая внутренние психологические барьеры;
  • ориентироваться в речевой ситуации, определять тактику речевого общения;
  • стремиться к приобретению навыков культурного общения, умелого владения не только речью, но и мимикой, жестами.

Критерием успешности планируемого курса послужит интерес учащихся к наблюдению и постоянному анализу окружающего речевого пространства, саморефлексия и повышенная ответственность за свою речь.  

Содержание обучения

Роль речевого этикета в общении (14 ч)

Речевое общение: единство двух его сторон (передача и восприятие информации) Формы общения (устные и письменные).

Сферы речевого общения: социально-бытовая, социально-культурная, учебно- научная, общественно-политическая, официально-деловая.

Культура речевого общения (Умение правильно построить свою речь, точно и логически верно выразить мысль, стилистически адекватно передать её содержание; владение вербальными и невербальными средствами общения в разнообразных речевых ситуациях)

Этикет как совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений.

Речевой этикет как правила речевого общения. Культура поведения. Культура речи и речевой этикет.

Общая характеристика норм речевого этикета, которые предписывают употребление этикетных знаков, запрещают употребление определённых слов и выражений в тех или иных речевых ситуациях.

Речевая ситуация; её основные характеристики (кто – кому – о чём – где- когда – зачем – почему) Языковые средства выражения речевого этикета: речевые стереотипы, формулы вежливости. Речевая ситуация и выбор наиболее уместной этикетной формулы. Этикетный диалог.

Интернациональные и национальные особенности речевого этикета.

Русские народные пословицы и поговорки, отражающие основные правила речевого поведения.

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистических сферах общения.

Вежливость как непременное условие толерантного речевого общения. Анализ и оценка поведения человека в конфликтной ситуации. Типы поведения людей в конфликтной ситуации. Способы разрешения конфликта при помощи языковых средств и речевого этикета.

Основные формулы речевого этикета.(20 ч)

Использование этикетных выражений для установления контакта и поддержания доброжелательности и взаимного уважения в ходе речевого общения.

Основные виды речевых ситуаций, в которых используются устойчивые формулы речевого этикета: обращение, приветствие, прощание, пожелание, утешение, сочувствие и соболезнование, одобрение или неодобрение, приглашение, поздравление, согласие или отказ, благодарность, извинение.

Богатство и разнообразие этикетных формул, употребляемых в речевых ситуациях.

Речевая ситуация обращения и её разновидности ( обращение к знакомому/ незнакомому человеку в официальной /неофициальной обстановке.  Из истории этикетного обращения в России, устаревшие этикетные формулы (Ваше Превосходительство, господин поручик; Ваше Сиятельство, сударь). Использование в разных речевых ситуациях обращения по имени, фамилии, отчеству. Из истории русских имён, отчеств и фамилий. Варианты личного имени; употребление их в официальной и разговорной речи, в разных ситуациях общения. Правильное произношение русских отчеств.

Этикетное употребление местоимений ты и Вы в русской речи.

Речевая ситуация выражения просьбы. Грамматические способы выражения просьбы: глагол в форме повелительного наклонения( принеси, принесите), глагол в форме будущего времени, употреблённый в вопросительном предложении (Не принесёшь ли ты? Может быть, вы принесёте?), глагол в форме сослагательного наклонения (Принёс бы ты! Принесла бы ты!), глагол в форме инфинитива (Прошу вас принести.) использование разнообразных этикетных формул в ситуации выражения просьбы. Языковые способы смягчения отрицания, отказа в просьбе (К сожалению, не смогу… Я бы с радостью сделал, но… Извините, но… Боюсь, что не …).

Речевая ситуация извинения:  разные языковые способы его выражения.

Виды комплемента (комплементы человеческим достоинствам, качествам, характеру, внешнему виду собеседника)

Дискуссия, диспут, спор как специфическая форма общения. Речевое поведение собеседников и языковые способы поддержания доброжелательного тона общения во время спора. Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, на конференциях в тематических чатах Интернета.

Основные правила общения посредством телефона: лаконичность, логичность, информативность, отсутствие повторов и длиннот, дружелюбный тон, чёткое произношение слов, особенно фамилий и чисел; средний темп речи и нейтральная громкость голоса.

Речевой этикет современной молодёжи. Молодёжный сленг и отношение к нему.

Краткая информация об этимологии наиболее употребительных слов ( здравствуйте, спасибо, пожалуйста, прощай)

Виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением правил речевого этикета.

Характеристика толковых словарей  русского речевого этикета.

Календарно-тематическое планирование

Содержание тем

Кол-во часов

Тип урока

Дата по плану

Дата по факту

Роль речевого этикета в общении (14 ч)

1

Речевое общение: единство двух его сторон (передача и восприятие информации) Формы общения (устные и письменные).

1

Урок усвоения новых знаний

01.09

2

Сферы речевого общения.

1

Урок усвоения новых знаний

08.09

3

Культура речевого общения.

1

Урок усвоения новых знаний

15.09

4

Этикет как совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений.

1

Урок усвоения новых знаний

22.09

5-6

Речевой этикет как правила речевого общения. Культура поведения. Культура речи и речевой этикет.

2

Урок усвоения новых знаний

29.09

06.10

7-8

Речевая ситуация; её основные характеристики. Языковые средства выражения речевого этикета. Этикетный диалог.

2

Урок усвоения новых знаний

13.10

20.10

9-10

Интернациональные и национальные особенности речевого этикета.

Русские народные пословицы и поговорки, отражающие основные правила речевого поведения.

2

Урок усвоения новых знаний

27.10

10.11

11

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистических сферах общения.

1

Урок усвоения новых знаний

17.11

12-13

Вежливость как непременное условие толерантного речевого общения. Анализ и оценка поведения человека в конфликтной ситуации. Типы поведения людей в конфликтной ситуации. Способы разрешения конфликта при помощи языковых средств и речевого этикета.

2

Урок усвоения новых знаний

24.11

01.12

14

Практическое занятие

1

Урок контроля знаний

08.12

Основные формулы речевого этикета.(20 ч)

15

Использование этикетных выражений для установления контакта и поддержания доброжелательности и взаимного уважения в ходе речевого общения.

1

Урок усвоения новых знаний

15.12

16-17

Основные виды речевых ситуаций

2

Урок усвоения новых знаний

22. 12

12.01

18-19

Речевая ситуация обращения и её разновидности. Из истории этикетного обращения в России, устаревшие этикетные формулы.

2

Урок усвоения новых знаний

19.01

26.01

20

Этикетное употребление местоимений ты и Вы в русской речи.

1

Урок усвоения новых знаний

02.02

21-22

Речевая ситуация выражения просьбы.

2

Урок усвоения новых знаний

09.02

16.02

23

Речевая ситуация извинения:  разные языковые способы его выражения.

1

Урок усвоения новых знаний

01.03

24

Виды комплимента

1

Урок усвоения новых знаний

15.03

25

26

Дискуссия, диспут, спор как специфическая форма общения. Речевое поведение собеседников и языковые способы поддержания доброжелательного тона общения во время спора. Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, на конференциях в тематических чатах Интернета.

2

Урок усвоения новых знаний

05.04

12.04

27

Основные правила общения посредством телефона

1

Урок усвоения новых знаний

19.04

28

29

Речевой этикет современной молодёжи. Молодёжный сленг и отношение к нему.

2

Урок усвоения новых знаний

26.04

03.05

30

31

Краткая информация об этимологии наиболее употребительных слов.

2

Урок усвоения новых знаний

10.05

17.05

32

Виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением правил речевого этикета.

1

Урок усвоения новых знаний

24.05

33

Характеристика толковых словарей  русского речевого этикета.

1

Урок усвоения новых знаний

24.05

34

Практическое занятие.

1

Урок контроля знаний

25.05

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

  1. Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова, Е.Ю.Кашаева Русский язык и культура речи.- Ростов –на – Дону: Феникс, 2008.
  2. Интернет- ресурсы.

Технические средства обучения:

Мультимедийный проектор

Ноутбук

Усилители звука

Демонстрационный экран


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»

     Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена  на принципах обобщения и систематизации учебного материала...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 10 класс. Лингвокультурологический анализ текста

Программа данного элективного курса представляет актуальные проблемы изучения русского языка и развития речи, но рассматривает их в тесной связи с проблеммами нравственности, национального историческо...

Рабочая программа.Элективный курс по русскому языку. 9 класс.

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класса  МБОУ СОШ с.Какрыбашево составлена на основе примерной программы под редакцией  программы элективного курса С.И.Львовой «...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

Программа подготовки к  государственной итоговой аттестации по русскому языку  рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс «Буколика». Художественное видение мира.

Направлением данной программы является овладение нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, формирование умений и навыков связного изложе...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 10 класс

Рабочая программа  по  русскому языку (элективный курс  «Перо»)  составлена на основе  Федерального компонента государственного образовательного стандарта основног...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку, 11 класс, 34 часа «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения»

Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения» по подготовке к Единому Государственному экзамену по русскому языку  рассчитана...