урок русского языка в 8 классе по теме "Дополнение"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Конспект урока русского языка. Тема урока: "Дополнение"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnenie.docx28.24 КБ
Файл dopolnenie.pptx1.98 МБ
Файл laboratornaya_rabota.docx29.36 КБ
Файл tablitsa.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока. Дополнение

Тип урока: усвоение новых знаний.

Цель: создать условия для ознакомления обучающихся с особенностями второстепенного члена предложения – дополнения; определять вид и способ выражения дополнения; разграничить роль инфинитива – дополнения и части составного глагольного сказуемого; использовать в речи дополнения разных типов.

Планируемые результаты: учащиеся владеют всеми видами речевой деятельности, навыками информационной переработки прочитанного текста; способны излагать свои мысли; выразить свое отношение к фактам окружающей действительности; осуществляют речевой самоконтроль;

знают и умеют определять виды дополнений; различают инфинитив-дополнение и часть составного глагольного сказуемого; используют в речи дополнения, соблюдая грамматические нормы;

осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения; совместно выполняют учебную задачу;

проявляют уважительное отношение к родному языку; демонстрируют словарный запас; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью и осуществляют самоконтроль, сравнивая результаты своей работы с образцом.

Технологии: проблемного обучения, компьютерные; игровая

  1. Организационный момент (включить проектор, проверить состав групп; приветствие; уроки русского языка - уроки сохранения традиций родной речи. Запись числа в тетради)
  2. Актуализация знаний.

Орфографическо-синтаксическая разминка. (СЛАЙД  )

- Посмотрите на записанные на слайде конструкции. Предлагаю вам, опираясь на них, вспомнить о синтаксических понятиях, а также объяснить орфограммы. Запишем ответы на мои вопросы в столбик (оформленный на доске).

1) найдите словосочетание, слова в котором связаны с помощью типа связи примыкание (держит крепко)

2) найдите среди конструкций ту, что не является ни предложением, ни словосочетанием (осенний и зимний/ односоставное)

3) вид синтаксической единицы под номером 5 (предложение)

4) как называется предложение с одним главным членом (односоставное)

5) глагольное словосочетание, слова в котором связаны по типу управление  (ловит мышь)

6) вид словосочетания 8 по главному слову (наречное)

7) словосочетание, слова в котором связаны с помощью согласования (единственный вариант)

8) охарактеризуйте вид предложения 5 по интонационной окраске (невосклицательное)

9) обратный порядок слов в предложении (инверсия)

10) подлежащее в предложении 2 (ель)

- Теперь обратите внимание на первые буквы в каждой строчке. Если вы выполнили задание верно, то перед вами тема нашего урока. (Дополнение) (СЛАЙД     )

  1. Формулирование темы и целей урока. Проблемная ситуация.

- Что вы знаете о дополнении?

- Как вы думаете, всё ли вам уже известно об этом второстепенном члене предложения?

- Сравните дополнения: (СЛАЙД     )

Рассказываю историю – Рассказываю о приключениях

- Можете ли вы сказать, в чем отличие этих дополнений? Какова же цель нашей работы на этом уроке? (узнать о разных типах дополнений; о изобразительно-выразительных возможностях этого члена предложения)

  1. Исследовательская работа учащихся

- Предлагаю вам выполнить задания лабораторной работы и начать заполнять таблицу «Второстепенные члены предложения» для вашего портфолио.

- Давайте проверим, какие открытия вы смогли сделать при выполнении заданий в группах.

Способы выражения дополнения

Примеры (словосочетания)

1. Имя существительное

2.Местоимение

3.Имя прилагательное, имя числительное в значении существительного

4.Инфинитив

5. Цельное словосочетание и фразеологизм

- Как отличить инфинитив- часть составного глагольного сказуемого и дополнение?

(надо узнать, какое действие обозначает инфинитив: если самого деятеля, то перед нами сказуемое, а если действие относится к другому лицу, то это дополнение)

- Что еще смогли выяснить при выполнений работы?

(Есть дополнения прямые и косвенные)

  1. Физминутка.

Предлагаю вам закрепить умение различать прямые и косвенные дополнения при выполнении упражнения «Сели-встали»

Рубит дрова

Задумался над заданием

Увидел в окне

Зашёл за другом

Увидел друга

Зашел в дом

Кормил кота

Не увидел оценки

Выпил из чашки

Выпил чая

Зевнул на уроке

Присел на стул

Увидел утром !!!

  1. Применение полученных знаний

Предлагаю вам определить роль дополнений в тексте.

Солнце горы золотило, 
Золотило облака. 
Воды светлые катила 
В яркой зелени река.

И казалось, эти воды 
Унесли с собою вдаль 
И недавние невзгоды, 
И недавнюю печаль.

И как будто воротилась 
Снова дней моих весна; 
Сердце весело так билось, 
Так душа была ясна.

Всё, чего душа просила 
Так напрасно с давних пор, 
Всё природа ей дарила: 
И свободу, и простор!

                     Алексей Плещеев

- Определите основную мысль текста и укажите роль дополнений при её выражении.

- Используя данные дополнения и придумывая собственные, составьте собственный текст о воздействии природы на ваш внутренний мир, на вашу душу.

  1. Самооценка деятельности - тест. (СЛАЙД    )
  2. Рефлексия. Вспомните: в начале урока вам было трудно объяснить различие между дополнениями. Теперь вы можете сравнить их. Что вы узнали об этом второстепенном члене предложения? (СЛАЙД  )
  3. Подведение итогов. Задание на дом: п.24 и таблицу учить, упр.124,130


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Орфографическо-синтаксическая разминка Держ__т крепко Солнце закрыва__т ель. Осе__ий и зимний Единстве__ый вариант Осень д__ждливая . Одн__составное Ловит мыш__ (Не)далеко от дома

Слайд 3

Проверим: Д ержит крепко О сенний и зимний/ О дносоставное П редложение О дносоставное Л овит мышь Н аречное Е динственный вариант Н евосклицательное И нверсия Е ль

Слайд 4

Дополнение

Слайд 5

Сравните дополнения : Рассказываю историю Рассказываю о приключениях

Слайд 6

Цель работы на уроке Узнать о видах дополнений, способы выражения дополнения Выявить изобразительно-выразительные возможности дополнения

Слайд 8

Прочитаем стихотворение Алексея Плещеева

Слайд 9

Солнце горы золотило , Золотило облака . Воды светлые катила В яркой зелени река. И казалось, эти воды Унесли с собою вдаль И недавние невзгоды , И недавнюю печаль . И как будто воротилась Снова дней моих весна; Сердце весело так билось, Так душа была ясна. Всё, чего душа просила Так напрасно с давних пор, Всё природа ей дарила : И свободу , и простор !

Слайд 10

золотило горы золотило облака катила воды унесли невзгоды , печаль дарила свободу , простор

Слайд 11

Проверим свои знания

Слайд 12

1. Дополнение отвечает на вопросы: а) кто? что? б) какой? какая? какие? в) косвенных падежей г) где? куда? откуда?

Слайд 13

2. Найдите предложение с прямым дополнением а) Книги лежали на столе. б) Живу, горжусь сынами. в) Лесник шагнул через порог. г) Хозяйка жарко натопила печь.

Слайд 14

3. Укажите предложение, в котором дополнение выражено глаголом в неопределенной форме а) Мать велела поставить чайник. б) Мы решили укрыться от дождя. в) Желание учиться овладело мальчиком. г) Помнить - значит предвидеть.

Слайд 15

4. Укажите предложение с косвенным дополнением а) Бабушка взяла свитер. б) Я пишу письмо другу. в) Я рисую картины. г) С горы хорошо видно дом и школу.

Слайд 16

5. Укажите предложение, в котором неверно выделено дополнение а ) В городе мы посетили этнографический музей. б) В городе мы посетили этнографический музей . в) После обеда Алексей сел за стол и написал письмо . г) Художник нарисовал автопортрет.

Слайд 17

Проверим: В Г А Б А

Слайд 18

Что вы узнали о дополнениях? Рассказываю историю Рассказываю о приключениях

Слайд 19

Задание на дом Выучить материал таблицы Упражнение 124 или Составить свой текст (4-5 предложений), в котором дополнения выражены инфинитивом Упражнение130 (устно)



Предварительный просмотр:

Лабораторная работа «Второстепенные члены предложения. Дополнение» 1

Дано:

1)Герасим снова взялся за ложку и продолжал хлебать щи.

2)Поговори со мною, мама, о чем-нибудь поговори.

3) Помни, помни только хорошее про себя и меня.

4) Малыш попросил мать купить ему игрушку.

5) В степи вёрст за шестьдесят от крепости видел он (урядник) множество огней.

Цель:

  1. найти дополнения и выявить способы выражения дополнения (заполнить таблицу);
  2. найти прямые и косвенные дополнения (внести выводы в таблицу)

Справочный материал: учебник - §24 учебника

Важно: чтобы различить инфинитив – составное глагольное сказуемое и инфинитив – дополнение, надо иметь в виду, что глаголы, входящие в составное сказуемое, обозначают действие одного и того же лица (подлежащего); дополнение же, выраженное глаголом в неопределённой форме, обозначает действие другого лица. Сравните: Евгения начала выбирать ягоды. – Я прошу тебя подумать.http://www.clker.com/cliparts/e/v/Q/E/a/z/white-exclamation-point-md.png

Произведите опыт, чтобы узнать способы выражения прямого дополнения:

  1. Найдите прямое дополнение в предложении
  2. Внесите в предложение отрицание (частицу НЕ к сказуемому)
  3. Употребите существительное в Р.п. (со значением «часть»)

Предложение для опыта

Мама принесла нам молоко, яйца, картофель, хлеб.

В таблицу внесите только словосочетания из полученных предложений.

Лабораторная работа «Второстепенные члены предложения. Дополнение» 2

Дано:

1)Герасим снова взялся за ложку и продолжал хлебать щи.

2)Поговори со мною, мама, о чем-нибудь поговори.

3) Помни, помни только хорошее про себя и меня.

4) Малыш попросил мать купить ему игрушку.

5) В степи вёрст за шестьдесят от крепости видел он (урядник) множество огней.

Цель:

  1. найти дополнения и выявить способы выражения дополнения (заполнить таблицу);
  2. найти прямые и косвенные дополнения (внести выводы в таблицу)

Справочный материал: учебник - §24 учебника

Важно: чтобы различить инфинитив – составное глагольное сказуемое и инфинитив – дополнение, надо иметь в виду, что глаголы, входящие в составное сказуемое, обозначают действие одного и того же лица (подлежащего); дополнение же, выраженное глаголом в неопределённой форме, обозначает действие другого лица. Сравните: Евгения начала выбирать ягоды. – Я прошу тебя подумать.http://www.clker.com/cliparts/e/v/Q/E/a/z/white-exclamation-point-md.png

Произведите опыт, чтобы узнать способы выражения прямого дополнения:

  1. Найдите прямое дополнение в предложении
  2. Внесите в предложение отрицание (частицу НЕ к сказуемому)
  3. Употребите существительное в Р.п. (со значением «часть»)

Предложение для опыта

Мама принесла нам молоко, яйца, картофель, хлеб.

В таблицу внесите только словосочетания из полученных предложений.

Лабораторная работа «Второстепенные члены предложения. Дополнение» 3

Дано:

1)За добро добром люди платят.

2)Не заводи о прежнем слова

3) Через несколько дней меня выслушал врач.

4) Я знаю его ахиллесову пяту.

5) Лейтенант всего лишь просит огоньку туда подбросить.

Цель:

  1. найти дополнения и выявить способы выражения дополнения (заполнить таблицу);
  2. найти прямые и косвенные дополнения (внести выводы в таблицу)

Справочный материал: учебник - §24 учебника

Важно: чтобы различить инфинитив – составное глагольное сказуемое и инфинитив – дополнение, надо иметь в виду, что глаголы, входящие в составное сказуемое, обозначают действие одного и того же лица (подлежащего); дополнение же, выраженное глаголом в неопределённой форме, обозначает действие другого лица. Сравните: Евгения начала выбирать ягоды. – Я прошу тебя подумать.http://www.clker.com/cliparts/e/v/Q/E/a/z/white-exclamation-point-md.png

Произведите опыт, чтобы узнать способы выражения прямого дополнения:

  1. Найдите прямое дополнение в предложении
  2. Внесите в предложение отрицание (частицу НЕ к сказуемому)
  3. Употребите существительное в Р.п. (со значением «часть»)

Предложение для опыта

Хозяйка принесла молоко и хлеб.

В таблицу внесите только словосочетания из полученных предложений.

Лабораторная работа «Второстепенные члены предложения. Дополнение» 4

Дано:

1)За добро добром люди платят.

2)Не заводи о прежнем слова

3) Через несколько дней меня выслушал врач.

4) Я знаю его ахиллесову пяту.

5) Лейтенант всего лишь просит огоньку туда подбросить.

Цель:

  1. найти дополнения и выявить способы выражения дополнения (заполнить таблицу);
  2. найти прямые и косвенные дополнения (внести выводы в таблицу)

Справочный материал: учебник - §24 учебника

Важно: чтобы различить инфинитив – составное глагольное сказуемое и инфинитив – дополнение, надо иметь в виду, что глаголы, входящие в составное сказуемое, обозначают действие одного и того же лица (подлежащего); дополнение же, выраженное глаголом в неопределённой форме, обозначает действие другого лица. Сравните: Евгения начала выбирать ягоды. – Я прошу тебя подумать.http://www.clker.com/cliparts/e/v/Q/E/a/z/white-exclamation-point-md.png

Произведите опыт, чтобы узнать способы выражения прямого дополнения:

  1. Найдите прямое дополнение в предложении
  2. Внесите в предложение отрицание (частицу НЕ к сказуемому)
  3. Употребите существительное в Р.п. (со значением «часть»)

Предложение для опыта

Хозяйка принесла молоко и хлеб.

В таблицу внесите только словосочетания из полученных предложений.

Лабораторная работа «Второстепенные члены предложения. Дополнение» 5

Дано:

1)Уже с трудом различал я отдалённые предметы

2) Они о чем-то болтали, смеялись.

3) Я не советую всем углубляться в эту проблему.

4) Лук семь недугов лечит.

5) Здоровому врач не надобен.

Цель:

  1. найти дополнения и выявить способы выражения дополнения (заполнить таблицу);
  2. найти прямые и косвенные дополнения (внести выводы в таблицу)

Справочный материал: учебник - §24 учебника

Важно: чтобы различить инфинитив – составное глагольное сказуемое и инфинитив – дополнение, надо иметь в виду, что глаголы, входящие в составное сказуемое, обозначают действие одного и того же лица (подлежащего); дополнение же, выраженное глаголом в неопределённой форме, обозначает действие другого лица. Сравните: Евгения начала выбирать ягоды. – Я прошу тебя подумать.http://www.clker.com/cliparts/e/v/Q/E/a/z/white-exclamation-point-md.png

Произведите опыт, чтобы узнать способы выражения прямого дополнения:

  1. Найдите прямое дополнение в предложении
  2. Внесите в предложение отрицание (частицу НЕ к сказуемому)
  3. Употребите существительное в Р.п. (со значением «часть»)

Предложение для опыта

Петя натаскал дрова в сарай.

В таблицу внесите только словосочетания из полученных предложений.

Лабораторная работа «Второстепенные члены предложения. Дополнение» 5

Дано:

1)Уже с трудом различал я отдалённые предметы

2) Они о чем-то болтали, смеялись.

3) Я не советую всем углубляться в эту проблему.

4) Лук семь недугов лечит.

5) Здоровому врач не надобен.

Цель:

  1. найти дополнения и выявить способы выражения дополнения (заполнить таблицу);
  2. найти прямые и косвенные дополнения (внести выводы в таблицу)

Справочный материал: учебник - §24 учебника

Важно: чтобы различить инфинитив – составное глагольное сказуемое и инфинитив – дополнение, надо иметь в виду, что глаголы, входящие в составное сказуемое, обозначают действие одного и того же лица (подлежащего); дополнение же, выраженное глаголом в неопределённой форме, обозначает действие другого лица. Сравните: Евгения начала выбирать ягоды. – Я прошу тебя подумать.http://www.clker.com/cliparts/e/v/Q/E/a/z/white-exclamation-point-md.png

Произведите опыт, чтобы узнать способы выражения прямого дополнения:

  1. Найдите прямое дополнение в предложении
  2. Внесите в предложение отрицание (частицу НЕ к сказуемому)
  3. Употребите существительное в Р.п. (со значением «часть»)

Предложение для опыта

Петя натаскал дрова в сарай.

В таблицу внесите только словосочетания из полученных предложений.



Предварительный просмотр:

Второстепенные члены предложения

Способы выражения

Примеры (словосочетания)

1.

2.

3.

4.

5.

________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...