Рабочая программа по русскому языку 11 класс
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему

Овчаренко Ирина Петровна

Рабочая программа по русскому языку 11 класс: планируемые результаты обучения, содержание курса, календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp-russkiy-yazyk-11-kl._2016-2017.docx38.64 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку для 11 класса разработана на основе обязательного минимума содержания среднего общего образования средней общеобразовательной школы по русскому языку, авторской программы И. В. Гусаровой «Русский язык: 10-11 классы: рабочая программа для общеобразовательных учреждений». – М: Вентана – Граф, 2013. Программа рассчитана на 102 часа, по 3 урока в неделю.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции

Введение в науку о языке.

Язык как общественное явление.

Русский язык в Российской Федерации.

Русский язык в современном мире.

Язык как особая система знаков; её место среди других знаковых систем.

Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная (познавательная), кумулятивная (культуроносная), эстетическая.

Русистика как наука о русском языке; ее основные разделы.

Общее представление о развитии русистики. Виднейшие ученые-лингвисты и их работы.

Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Понятие о старославянском языке. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Старославянизмы в современном русском языке и их признаки.

Формы существования русского национального языка. Понятие о современном русском литературном языке и его диалектах.

Языковая норма, ее основные признаки и функции. Кодификация нормы; фиксация нормы в грамматиках, словарях, справочниках. Норма обязательная и допускающая выбор, вариантная; общеязыковая (с вариантами или без них) и ситуативная (стилистическая). Варианты норм. Основные виды норм современного русского литературного языка.

Мотивированные нарушения нормы и речевые ошибки. Типичные ошибки, вызванные отклонением от литературной нормы.

Динамика языковой нормы. Основные тенденции развития нормы в современном русском языке.

Активные процессы в области произношения и ударения, в лексике и грамматике. Проблемы экологии русского языка на современном этапе его развития.

Современные нормативные словари, справочники, пособия.

Фонетика. Классификация фонетических единиц русского языка. Звук речи и фонема. Позиционные чередования звуков речи. Ударение в русском языке.

Интонационные особенности русской речи. Основные элементы интонации. Смыслоразличительная функция интонации. Основные требования к интонационно правильной и выразительной речи.

Изобразительные средства фонетики русского языка.

Лексика и лексикология. Слово – основная единица языка. Системные отношения в лексике русского языка; их выражение в многозначности, омонимии, синонимии, антонимии, паронимии. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения, активного и пассивного запаса, сферы употребления, стилистической дифференциации. Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания, пословицы и поговорки, крылатые выражения. Основные признаки фразеологизмов. Источники фразеологизмов.

Лексические средства выразительности речи.

Морфемика и словообразование. Морфемы корневые и аффиксальные, словоизменительные и словообразовательные. Варианты морфем.

Система современного русского словообразования.

Словообразовательные средства выразительности речи.

Морфология. Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы. Основные способы выражения грамматических значений.

Проблема классификации частей речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи. Служебные части речи и их грамматические признаки. Слова, находящиеся вне системы частей речи. Грамматическая омонимия. Переходные явления в области частей речи.

Морфологические средства выразительности речи.

Синтаксис. Синтаксические единицы. Синтаксические связи и их типы. Средства выражения синтаксической связи.

Вопрос о словосочетании. Типы подчинительной связи в словосочетании. Сильное и слабое управление. Синонимия словосочетаний.

Предложение как единица синтаксиса. Интонационные и грамматические признаки предложения. Порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрессивно-стилистическая роль.

Предикативная (грамматическая) основа предложения. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого. Трудные случаи квалификации второстепенных членов предложения.

Типы простых и сложных предложений. Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений.

Прямая и косвенная речь.

Синонимия синтаксических конструкций.

Синтаксис текста. Целостность и связность как конструктивные признаки текста.

Изобразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм; риторический вопрос, восклицание и обращение; повторяющиеся союзы и бессоюзие и т. п.

Трудные случаи анализа языковых явлений и фактов, возможность их различной интерпретации.

Лингвистические особенности научных, официально-деловых, публицистических текстов и их основных жанров.

Разговорная речь и ее особенности.

Лингвистический анализ научных, официально-деловых, публицистических, разговорных текстов.

Язык художественной литературы и литературный язык. Язык художественной литературы в отношении к разговорному языку и функциональным стилям.

Средства словесной образности.

Тропы, стилистические фигуры и особенности их использования.

Художественный текст как объект лингвистического анализа.

Правописание: орфография и пунктуация.

Разделы современной русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.

Принципы современной русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Сочетание знаков препинания. Авторское использование знаков препинания.

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции

Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Вербальные и невербальные средства общения.

Речевая ситуация и ее компоненты (говорящий и слушающий, их социальная и речевая роли, речевые намерения; условия и обстоятельства). Официальные и неофициальные ситуации общения.

Правила успешного речевого общения.

Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.

Совершенствование продуктивных (говорение, письмо) и рецептивных (аудирование, чтение) видов речевой деятельности.

Особенности диалогической речи. Диалог в различных сферах общения и его разновидности. Дискуссионная речь. Учебно-речевая практика участия в диалогах различных видов, дискуссиях, полемике.

Особенности монологической речи в различных сферах общения.

Текст как продукт речевой деятельности. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.

Овладение приемами совершенствования и редактирования текстов. Редактирование собственного текста.

Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотрового, ознакомительного, изучающего, ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.

Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров: написание тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов.

Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический.

Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи.

Совершенствование культуры учебно-научного общения (устная и письменная формы). Основные жанры научного стиля. Участие в беседах, дискуссиях, краткие сообщения по интересующим учащихся научным темам. Написание докладов, рефератов, тезисов, рецензий.

Основные жанры официально-делового стиля. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально-делового общения (устная и письменная формы). Практика устного речевого общения в разнообразных учебных ситуациях официально-делового характера. Написание деловых документов различных жанров: заявления, доверенности, резюме, делового письма, объявления, инструкции.

Формирование культуры публичной речи. Основные жанры публичной речи. Подготовка к публичному выступлению: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Виды аргументации. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.

Совершенствование культуры разговорной речи. Основные жанры разговорной речи. Анализ разговорной речи, содержащей грубо-просторечную лексику, жаргонизмы, неоправданные заимствования и т.п.

Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции

Взаимосвязь языка и культуры. Русский язык как одна из основных национально-культурных ценностей русского народа. Диалекты как историческая база литературных языков.

Русский язык в контексте русской культуры.

Слова с национально-культурным компонентом значения. Национальная специфика русской фразеологии.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

Планируемые результаты

По окончании 11 класса должны:

знать/понимать

• связь языка и истории, культуры русского и других народов;

• смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

• основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

• орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

• анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

• проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

• использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

• соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

• соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

• использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

• развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

• совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

• самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Календарно-тематическое планирование

Блок

Тема урока.

№ урока

Кол-во часов

Дата

1.Введение в курс русского языка 11 класса. Цель изучения курса. Входное диагностическое тестирование в формате ЕГЭ (1-24). Анализ результатов.

1

VII

Общее понятие о морфологии

2. Принципы классификации слов по частям речи. Междометие и звукоподражательные слова как особые части речи.

1

1

Орфография

3. Правописание Не со словами разных частей речи.(Подготовка к ЕГЭ, задание 12)

4. Трудные случаи правописания НЕ со словами разных частей речи.

Основные качества хорошей речи.

5. Правильность речи. Богатство речи. Чистота речи.

6. Точность речи. Логичность речи. Уместность речи. изобразительно-выразительные средства языка: тропы и фигуры речи.

7. Подготовка к ЕГЭ. Задание 25. Сочинение-рассуждение на материале публицистического текста проблемного характера.

Синтаксис и пунктуация

8. Знаки препинания при междометиях. знаки препинания в предложениях, осложнённых обращениями.

9-10. Итоговый контроль по блоку №7, анализ результатов.

2

1

1

2

1

1

1

1

1

2

YIII

Служебные части речи

11. Предлог как служебная часть речи; разряды предлогов по структуре, значению.

12. Союз как служебная часть речи; разряды союзов по происхождению, структуре, употреблению, синтаксической функции.

13. Частица как служебная часть речи; разряды частиц по значению.

 Орфография

14. Отличие производных служебных частей речи от соответствующих существительных, местоимений, наречий с производными предлогами и частицами.

15. Правописание частиц; разграничение НЕ и НИ. .(Подготовка к ЕГЭ, задание 12)

Нормы языка и культура речи

16. Употребление предлогов, частиц; нормы употребления союзов. .(Подготовка к ЕГЭ, задание 7)

17. Подготовка к ЕГЭ. Задание 25. Сочинение-рассуждение на материале публицистического текста проблемного характера.

Синтаксис и пунктуация

18. Вводные компоненты и знаки препинания при них. .(Подготовка к ЕГЭ, задание 17)

19. Вставные конструкции и знаки препинания при них. .(Подготовка к ЕГЭ, задание 17)

20-21. Итоговый контроль по блоку №8, анализ результатов.

3

1

1

1

2

1

1

1

1

1

2

1

1

2

IX

Имя существительное как часть речи

22. Собственные и нарицательные имена существительные. Категория одушевлённости-неодушевлённости.

23. Категория рода имён существительных.  Несклоняемые существительные и определение рода несклоняемых существительных.

24. Категория числа; категория падежа, трудности в определении падежей.

25. Типы склонения имён существительных, разносклоняемые имена существительные.

26. Словообразование имён существительных, переход слов других  частей речи в имена существительные.

5

1

1

1

1

1

Орфография

27. Особенности склонения и правописания существительных на –ИЙ, -ИЕ, -ИЯ; правописание безударных окончаний имён существительных.

Нормы языка и культура речи

28. Употребление форм имён существительных: варианты окончаний предложного падежа единственного числа неодушевлённых имён существительных мужского рода. .(Подготовка к ЕГЭ, задание 6)

29. Варианты окончаний имён существительных в именительном, родительном падежах множественного числа .(Подготовка к ЕГЭ, задание 6)

30. Подготовка к ЕГЭ. Задание 25. Сочинение-рассуждение на материале публицистического текста проблемного характера.

Синтаксис и пунктуация

31. Основные синтаксические функции имён существительных.

32. Однородные члены предложения, знаки препинания при однородных членах. (Подготовка к ЕГЭ, задание 15)

33-34. Итоговый контроль по блоку № 9, анализ результатов.

1

1

2

1

1

1

2

1

1

2

X

Имя прилагательное как часть речи

35. Лексико-грамматические разряды имён прилагательных; взаимопереход  имён прилагательных из разряда в разряд.

36. Полная и краткая форма качественных имён прилагательных; степени сравнения. Степени качества; особенности склонения.

37. Словообразование имён прилагательных.

Орфография

38. Правописание суффиксов прилагательных. (Подготовка к ЕГЭ, задание 10)

Нормы языка и культура речи.

39. Употребление форм имён прилагательных. .(Подготовка к ЕГЭ, задание 6)

40. Подготовка к ЕГЭ. Задание 25. Сочинение-рассуждение на материале художественного текста проблемного характера.

Синтаксис и пунктуация

41. Основные синтаксические функции имён прилагательных.

42. Знаки препинания при согласованных и несогласованных определениях .(Подготовка к ЕГЭ, задание 16)

43-44. Итоговый контроль по блоку № 10, анализ результатов.

3

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

2

XI

Имя числительное как часть речи

45. Классификация числительных по составу: простые, сложные, составные.

46. Грамматические разряды имён числительных. Переход числительных в разряд слов других частей речи.

Орфография

47. Особенности склонения и правописания количественных и порядковых числительных.

Нормы языка и культура речи.

48. Употребление форм имён числительных. (Подготовка к ЕГЭ, задание 6)

Синтаксис и пунктуация

49. Синтаксические функции имён числительных.

50. Обособленные уточняющие дополнения. Пунктуационное оформление предложений с обособленными членами. .(Подготовка к ЕГЭ, задание 16)

51-52. Итоговый контроль по блоку № 11, анализ результатов.

2

1

1

1

1

1

1

2

1

1

2

XII

Местоимение  как часть речи

53. Разряды местоимений по значению; особенности склонения местоимений. Словообразование  местоимений.

Орфография

54. Правописание отрицательных и неопределённых местоимений. (Подготовка к ЕГЭ, задание 12)

Нормы языка и культура речи.

55. Употребление форм местоимений. (Подготовка к ЕГЭ, задание 6)

56. Подготовка к ЕГЭ. Задание 25. Сочинение-рассуждение на материале художественного текста проблемного характера.

Синтаксис и пунктуация

57. Синтаксические функции местоимений; понятие сравнительного оборота.

58. Знаки препинания при сравнительных оборотах и других конструкциях с союзом КАК.

59-60. Итоговый контроль по блоку № 12, анализ результатов.

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

2

XIII

Глагол  как часть речи

61. Инфинитив глагола; основы глагола.

62. Категория вида глагола; способы образования видовых пар; одновидовые глаголы. Глаголы переходные и непереходные; возвратные глаголы.

63. Подготовка к ЕГЭ. Задание 25. Сочинение-рассуждение на материале художественного текста проблемного характера.

64. Категория наклонения глагола. Особенности употребления наклонений глагола.

65. Категория времени; особенности употребления времени глаголов.  Категория лица.

66. Спряжения глаголов; разноспрягаемые глаголы. Словообразование глаголов.

Орфография

67. Правописание безударных личных окончаний, суффиксов глагола; правописание глаголов прошедшего времени.(Подготовка к ЕГЭ, задание 11)

Нормы языка и культура речи.

68. Употребление форм глаголов. (Подготовка к ЕГЭ, задание 6)

Синтаксис и пунктуация

69. Синтаксические функции глаголов, функции инфинитива глагола.

70. Знаки препинания при обособленных приложениях. (Подготовка к ЕГЭ, задание 16)

71-72. Итоговый контроль по блоку № 13, анализ результатов.

5

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

2

XIY

Причастие  как часть речи

73. Действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени.

74. Особенности образования причастий; краткая форма страдательных причастий.

75. Склонение причастий; переход причастий в категорию имён прилагательных и имён существительных.

Орфография

76. –Н-/-НН- в суффиксах страдательных причастий, кратких прилагательных и наречий (обобщение). .(Подготовка к ЕГЭ, задание 14)

77. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени. (Подготовка к ЕГЭ, задание 11)

Нормы языка и культура речи.

78. Употребление форм причастий, варианты форм причастий. (Подготовка к ЕГЭ, задание 6)

Синтаксис и пунктуация

79. Синтаксические функции причастий, нормативные принципы употребления причастных оборотов.

80. Знаки препинания в предложениях при обособленных  согласованных и несогласованных определениях.

81-82. Итоговый контроль по блоку № 14, анализ результатов.

3

1

1

1

2

1

1

1

1

2

1

1

2

XY

Деепричастие  как часть речи

83. Деепричастия совершенного и несовершенного вида; образование деепричастий.

Орфография

84. Правописание суффиксов деепричастий.

Нормы языка и культура речи.

85. Употребление форм деепричастий; варианты форм деепричастий.

86. Подготовка к ЕГЭ. Задание 25. Сочинение-рассуждение на материале художественного текста проблемного характера.

Синтаксис и пунктуация

87. Синтаксические функции деепричастий, знаки препинания при обособленных обстоятельствах. (Подготовка к ЕГЭ, задание 16)

88-89. Итоговый контроль по блоку № 15, анализ результатов.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

XYI

Наречие   как часть речи

90. Классификация наречий по словообразовательной структуре. Семантические разряды наречий. Степени сравнения наречий.

91. Переход наречий в категорию слов других частей речи. Слова категории состояния.

Орфография

92. Правописание суффиксов наречий.

93. Слитное, раздельное, дефисное написание наречий и наречных сочетаний. (Подготовка к ЕГЭ, задание 13)

Нормы языка и культура речи.

94. Нормы образования и употребления формы сравнительной степени наречий; трудности формообразования наречий, трудности ударения в наречиях.

95. Подготовка к ЕГЭ. Задание 25. Сочинение-рассуждение на материале художественного текста проблемного характера.

Синтаксис и пунктуация

96. Синтаксические функции наречий, обособленные уточняющие члены предложения.

97-98. Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ.

99. Анализ работы.

2

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

2

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....