Рабочая программа по русскому языку 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Овчаренко Ирина Петровна

Рабочая программа по русскому языку 9 класс: цели, задачи курса, планируемы результаты обучения, содержание курса, календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_russkiy_yazyk_9_klass.docx29.39 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку в 9 классе составлена на основе программы по русскому языку для общеобразовательных школ (5 - 9 классы). Авторы программы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. М.: «Просвещение», 2010 года. Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

Цель курса: более глубокое осмысление языковых единиц и закономерностей языка, а также пунктуационных правил; усилить речевую подготовку учащихся путём включения в курс родного языка системы речеведческих понятий-стилей, типов речи, текста.  

Задачи курса:  

-совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

-обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;  

-совершенствовать рецептивно-аналитические текстовые умения, в частности умение проводить различные виды анализа текста: содержательно-композиционный, стилистический, типографический, анализ способов и средств связи предложений, полный и комплексный анализ текста;

-формирование умения создавать тексты различных стилей и жанров с опорой на речеведческие знания.

Требования к результатам обучения

В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык» обучающийся должен:

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни общества.

Содержание тем учебного курса.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА. 

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО в 5-8 классах

Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Союзные сложные предложения. Сложносочиненные предложения.

I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль. Авторское употребление знаков препинания.

П. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

Ш. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.

Сложноподчиненные предложения.

I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений. Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них. Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их тексте образующая роль.

II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему. Деловые документы (автобиография, заявление).

Бессоюзные сложные предложения.

I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении, синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Сложные предложения с различными видами связи.

I. Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ.

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.

Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы, видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО ПО ФОНЕТИКЕ, ЛЕКСИКЕ, ГРАММАТИКЕ И ПРАВОПИСАНИЮ, КУЛЬТУРЕ РЕЧИ.

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.

Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).

Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему. Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.

Календарно-тематический план

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

1.

2.

3.

4.

5-6.

7.

8.

9.

10.

11.

12-13.

14.

15-16.

17.

18.

19-20.

21.

22.

 23.

24.

25.

26.

27-28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43 -44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

51-52.

53.

54.

55-56.

57.

58.

59.

60.

61.

62.

63-64.

65-66.

67.

68.

Международное значение русского языка.

ПОВТОРЕНИЕ пройденного в 5-8 классах.

Устная и письменная речь. Монолог, диалог.

Простое предложение.  Грамматическая основа. (Задания 8,11 ОГЭ)

Обособленные члены предложения. (Задание 10 ОГЭ)

Предложения с обращениями, вводными словами, вставными конструкциями.

Р.р. Анализ текста(стиль, средства связи). (Задание 15 ОГЭ)

Контрольная работа (входная).

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

КУЛЬТУРА РЕЧИ.

Сложные предложения. Основные виды сложных предложений.

СОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Понятие о сложном предложении. Союзные и бессоюзные сложные предложения.

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения.

Р.р. Сжатое изложение.  (Задание 1 ОГЭ)

СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Сложносочинённое предложение и его особенности. Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. (Задание 12 ОГЭ)

Разделительные знаки препинания

между частями сложносочинённого предложения.

Р.р. Сочинение по репродукции картины Т. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве».

Обобщение по теме «Сложносочиненное предложение».

Контрольная работа по теме «Сложные предложения. Предложения сложносочинённые».

Р.р. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Сложноподчинённое предложение и его особенности. (Задание 12 ОГЭ)

Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении.

Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении.

Место придаточного предложения в сложноподчиненном предложении.

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

Контрольная работа за 1 полугодие

Р.р. Сжатое изложение. (Задание 1 ОГЭ)

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.

Сложноподчиненные предложения с придаточнымиместа и времени.

Придаточные предложения условия, причины, цели.

Р.р. Академическое красноречие, его виды, строение и языковые особенности.

Придаточные предложения уступки и следствия.

Придаточные предложения образа действия и степени.

Придаточные предложения меры и сравнения.

Р.р. Сочинение – рассуждение.

(упр. 133) (Задание 15 ОГЭ)

Сложноподчиненные предложения с двумя или несколькими придаточными; знаки препинания в них. (Задание 13 ОГЭ)

Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения.

Р.р.Деловые документы (автобиография, заявление).

Обобщение материала по теме «Сложноподчинённые предложения»

Контрольная работа по теме «Сложноподчинённые предложения». Анализ работы.

Р.р. Сочинение повествовательного характера (упр. 166). (Задание 15 ОГЭ)

БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Бессоюзное сложное предложение и его особенности. (Задание 14 ОГЭ)

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

(Задание 14 ОГЭ)

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

(Задание 14 ОГЭ)

Р.р. Реферат статьи, фрагмента статьи на лингвистическую тему.

Тире в бессоюзном сложном предложении.

Контрольная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение».Анализ работы.

Р. р.Изложение с элементами сочинения. (Задание 1 ОГЭ)

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ.

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении с союзом и и общим второстепенным членом предложения или придаточным предложением.

Р.р. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи.

Р.р. Сочинение-рассуждение. (упр. 184) (Задание 15 ОГЭ)

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ

Роль языка в жизни общества.

Язык как развивающееся явление.

Русский литературный язык и его стили.Практическое занятие.

Русский язык как национальный язык. Видные учёные – русисты.

Итоговая контрольная работа.

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

Р.р. Текст. Признаки текста. Средства связи частей текста.

Р.р. Сочинение публицистического характера на морально-этическую тему. (Задание 15 ОГЭ)

1

5 + 1

1

1

2+2

6 + 2.

17 + 5

2

6 + 2

4 + 2.

3

2

2+2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....