Рабочая программа по русскому языку 6 класс
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Царева Анна Леонидовна

Рабочая программа по русскому языку 6 класс ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_rus._yaz_6_klass_gotovaya.doc253 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Планируемые результаты

Личностными результатами освоения программы по русскому языку в 6 классе являются:

- понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского  народа;

- понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

- осознание эстетической ценности русского языка;

- уважительное отношение  к родному языку;

- потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

- стремление к речевому самосовершествованию;

- формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

- формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку в 6 классе являются:

- овладение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации  устного и письменного сообщения; овладение разными видами чтения; формирование способности извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; формирование умения вести самостоятельный поиск информации);

- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;

- способность использовать родной язык и как средство получения знаний по другим предметам;

- коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения;

- знакомство с национально-культурными нормами  речевого этикета.

Предметными результатами освоения программы по русскому языку в 6 классе являются:

- представление о русском языке как языке русского народа;

- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования;

- овладение всеми видами речевой деятельности.

  1. Содержание  тем учебного предмета

        

        Содержание курса полностью соответствует Примерной программе основного общего образования по русскому языку. Выделяются три сквозные содержательные линии:

- содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;

- содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции;

- содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

        Названные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы, что находит отражение в  тематическом планировании.

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции

        Речь и речевое общение

  1. Речь и речевое общение.  Речевая  ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая.
  2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Овладение нормами речевого поведения в ситуациях формального и неформального межличностного общения.

Речевая деятельность

  1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
  2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной информации текста, воспринимаемого зрительно и на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией общения. Овладение практическими умениями поискового, ознакомительного, изучающего чтения. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста. Создание устных и письменных высказываний разной коммуникативной направленности с учетом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материла на определенную тему.

Текст

1.  Понятие текста, основные признаки текста. Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. План текста как вид  переработки текста.

2.   Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры. Деление текста на смысловые части. Составление плана текста. Анализ языковых особенностей текста. Создание текстов различного типа. Соблюдение норм.

Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции

Общие сведения о языке

  1. Язык. Языкознание. Представление о языке как знаковой системе, о лингвистике как науке.
  2. Осознание  роли языка в жизни человека, важности умения общаться..

        Фонетика и орфоэпия

  1. Фонетика как раздел лингвистики.

Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система   согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.

  1. Совершенствование навыков различение ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твердых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слова.

Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.

Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.

        Графика

  1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твердости и мягкости согласного.  Способы обозначения [  j ].
  2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, СМС-сообщениях.

Морфемика и словообразование

  1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.

Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, корень, суффикс как словообразующие морфемы.

Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слова.

Возможность исторических изменений в структуре слова.

Понятие об этимологии. Этимологический словарь.

Словообразование как раздел лингвистики.

Морфемный словарь

  1. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.

Применение знаний по морфемике в практике правописания.

Использование морфемного словаря при решении разнообразных учебных задач.

        Лексикология и фразеология

  1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.

Однозначные и  многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.

Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Словари русского языка.

Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления. Общеупотребительные слова (нейтральная лексика).

Стилевые пласты лексики. Разные виды лексических словарей русского языка и их роль в овладении словарным богатством родного языка.

  1. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения  экспрессивной окраски  и стилевой принадлежности.

Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Проведение лексического разбора слов.

        Морфология

  1. Морфология как раздел грамматики.

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.

Самостоятельные  части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические  признаки имени существительного, имени прилагательного, имени  числительного, местоимения, глагола, наречия.

Служебные  части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические  признаки предлогов и союзов.

  1. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.

Применение  морфологических знаний и умений в практике правописания.

        Синтаксис

  1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

Словосочетание  как синтаксическая единица.

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.  Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения.

Предложения осложненной структуры. Однородные члены предложения. Обращения.

Сложное предложение.

Способы передачи чужой речи.

  1. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций.

Применение синтаксических знаний  и умений в практике правописания.

        Правописание: орфография и пунктуация.

  1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.

Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.

Слитные, раздельные и дефисные написания.

Употребление прописной и строчной буквы.

Перенос слов.

Орфографические словари и справочники.

Пунктуация как система правил правописания.

Знаки препинания и их функции.

Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложненном предложении.  Знаки препинания в простом осложненном предложении (при однородных членах предложения, при обращении). Знаки препинания при прямой речи.

  1. Формирование  орфографической и пунктуационной зоркости. Соблюдение орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.

Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.

Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции

        Язык и культура

  1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
  2. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

                                 

                                           

Материально-техническая база

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена  на основе:

  1. Примерная программа по русскому языку для основной школы.
  2. Учебник «Русский язык. 6 класс» в 2-х частях . Авторы: Л.М. Рыбченкова, О.М.Александрова, О. В. Загоровская,А. Г. Нарушевич. М.: Издательство «Просвещение», 2016
  3. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Авторы: Л.М. Рыбченкова, Т.Н. Роговик
  4. Рыбченкова Л.М.Русский язык. Поурочные разработки. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват.учреждений.- Изд-во «Просвещение», 2016
  5. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. - М.:Просвещение, 2012. - 4-е изд.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

  1. Электронное приложение к учебнику.
  2. Программа «Домашний репетитор»
  3. Репетитор «Русский язык» (система тестов)
  4. Репетитор по русскому языку (библиотека Кирилла и Мефодия)

Тематическое планирование

№ урока

             Содержание (тема, раздел)

Количество часов

Дата проведения

П.

Ф.

1

Русский язык – государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.

1

2

Понятие о функциональных разновидностях языка.

1

3

Текст и его признаки.

1

4

Орфоэпические нормы.

1

Морфемика, словообразование, орфография.

5

Состав слова.

1

6

Основные способы образования слов в русском языке.

1

7

Основные способы образования слов в русском языке (закрепление темы)

1

8

Сложные и сложносокращённые слова.

1

9

Сложносокращенный способ образования слов

1

10

Понятие об этимологии.

1

11

Морфемный и словообразовательный разбор слова.

1

18

Буквы О и А в корнях –гор-/-гар-, -зор-/-зар-, -раст-/-рос-

1

19

Корни – раст- ращ (рос)

1

20

Правописание приставок пре-/при-

1

21

Подготовка к контрольному диктанту

1

22

Контрольный диктант с грамматическим заданием

1

25

Повторение темы «Морфемика, словообразование, орфография».

1

26

Анализ контрольного диктанта

1

                         Лексикология, орфография, культура речи.

27

Лексика

1

30

Метафора

1

31

Подготовка к сочинению на лингвистическую тему

1

32

Написание сочинения на лингвистическую тему

1

33

Понятие об общеязыковых и художественных метафорах

1

34

Лексические выразительные средства.

1

35

Чередование гласных в корнях –скак-/-скоч-, -равн-/-ровн-, -твар-/-твор-.

1

36

Чередование гласных в корнях –скак-/-скоч-, -равн-/-ровн-, -твар-/-твор- (закрепление темы)

1

37

Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения. Исконно русские слова

1

38

Сочинение -рассказ о народном промысле.

1

39

Заимствованные слова.  

1

40

Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями.

1

41

Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями.

1

42

Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления.

1

43

Устаревшие слова

1

44

Архаизмы, историзмы, неологизмы

1

45

Общеупотребительные слова. Диалектизмы.

1

46

Профессионализмы.

1

47

Жаргонизмы.

1

48

Стилистически нейтральная и книжная лексика.

1

49

Стилистические пласты лексики. Разговорная лексика.

1

50

Контрольный диктант с грамматическим заданием

1

51

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.

1

52

Анализ контрольного диктанта. Фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные.

1

53

Повторение темы «Лексикология».

1

54

РР Подготовка к сжатому изложению

1

55

РР Изложение (сжатое).

1

56

Тест по теме: «Лексикология, орфография, культура речи.»

1

                   Грамматика. Морфология, орфография. Культура речи.

57

Части речи в русском языке.

1

58

Имя существительное как часть речи.

1

59

Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные.

1

60

Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные (закрепление материала)

1

61

Имена существительные общего рода.

1

62

Имена существительные общего рода. (закрепление материала)

1

63

Морфологический разбор имени существительного.

1

64

РР Стиль текста

1

65

Словообразование имён существительных.

1

66

Словообразование имен существительных (закрепление темы)

1

67

Сложносокращённые имена существительные.

1

68

Правописание гласных в суффиксах имён существительных.

1

69

Повторение темы «Имя существительное».

1

70

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1

71

Тест по теме «Имя существительное»

1

72

Анализ контрольного диктанта

1

                       Имя прилагательное.

73

Имя прилагательное как часть речи.

1

74

Особенности строения текста-описания.

1

75

Степени сравнения имён прилагательных

1

76

Степени сравнения имён прилагательных. Сравнительная степень.

1

77

Степени сравнения имён прилагательных. Превосходная степень.

1

78

РР Подготовка к сжатому изложению

1

79

РР Написание сжатого изложения

1

80

Разряды имён прилагательных по значению

1

81

Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные.

1

82

Разряды имён прилагательных по значению. Относительные прилагательные.

1

83

Разряды имён прилагательных по значению. Притяжательные прилагательные.

1

84

Морфологический разбор имени прилагательного.

1

85

Словообразование имён прилагательных.

1

86

Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных.

1

87

Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных.

1

88

Правописание имён прилагательных с суффиксами –к- и –ск-.

1

89

Самостоятельная работа на тему «Правописание имён прилагательных с суффиксами –к- и –ск»

1

90

Словообразование имён прилагательных. Правописание сложных прилагательных.

1

91

РР Подготовка к сочинению – описанию явлений окружающего мира

1

92

РР Написание сочинения- описания явлений окружающего мира.

1

93

Повторение темы «Имя прилагательное».

1

94

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1

95

Анализ контрольного диктанта

1

Имя числительное

96

Имя числительное как часть речи.

1

97

Простые числительные

1

98

Сложные числительные

1

99

Составные числительные.

1

100

Количественные числительные

1

101

Порядковые числительные.

1

102

РР Роль числительных в тексте

1

103

Склонение числительных.

1

104

Разряды количественных числительных (целые, дробные, собирательные).

1

105

РР Сочинение на лингвистическую тему (упр. 417).

1

106

Синтаксическая роль числительных в предложении.

1

107

Лексические способы сокращения текста.

1

109

Морфологический разбор числительного.

1

110

Контрольный диктант с грамматическим заданием

1

111

Повторение темы «Имя числительное».

1

112

Тест по теме «Имя числительное»

1

113

Анализ контрольного диктанта

1

Местоимение

114

Местоимение как часть речи.

1

115

Разряды местоимений.

1

116

Личные местоимения.

1

117

РР Приёмы сжатия текста.

1

118

Возвратное местоимение себя. 

1

119

Притяжательные местоимения.

1

120

РР Подготовка к сочинению описанию по картине Н. Богданова- Бельского «Виртуоз» (упр.450-451)

1

121

РР Написание сочинения-описания  по картине Н. Богданова- Бельского «Виртуоз» (упр.450-451).

1

122

Указательные местоимения.

1

123

Определительные местоимения.

1

124

РР Текст. Логика текста (упр.460).

1

125

Вопросительно- относительные местоимения.

1

126

Неопределённые местоимения.

1

127

Отрицательные местоимения.

1

128

Морфологический разбор местоимения.

1

129

РР Подготовка к сочинению -описанию по картине А. Пластова «Жатва» (упр.488-491).

1

130

РР Написание сочинения – описания по картине А. Пластова «Жатва» (упр.488-491).

1

131

Повторение темы «Местоимение».

1

132

Тестирование по теме «Местоимение».

1

133

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1

134

Анализ контрольного диктанта.

1

Глагол

135

Глагол.

1

136

Совершенный и несовершенный вид глагола.

1

137

Разноспрягаемые глаголы.

1

138

Переходные и непереходные глаголы.

1

139

Самостоятельная работа на тему «Переходные и непереходные глаголы»

1

140

Возвратные глаголы

1

141

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.

1

142

Условное наклонение.

1

143

РР Подготовка к сочинению -рассуждению по упр. 540

1

144

РР Написание сочинения-рассуждения по упр. 540.

1

145

Повелительное наклонение.

1

146

РР Создание текста- инструкции (упр. 550-552).

1

147

Употребление наклонений.

1

149

Безличные глаголы.

1

150

Безличные глаголы (закрепление материала)

1

151

Морфологический разбор глагола.

1

152

Правописание гласных в суффиксах глаголов.

1

153

Правописание гласных в суффиксах глаголов (закрепление темы)

1

154

РР Устный рассказ событии из школьной жизни

1

155

Повторение темы «Глагол».

1

156

Тест на тему «Глагол»

1

157

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1

158

Анализ контрольного диктанта

1

Синтаксис

159

Основные единицы синтаксиса.

1

160

Простое предложение

1

161

Простое предложение (закрепление темы)

1

162

РР Подготовка к сочинению описанию по картине А. Куинджи «Берёзовая роща» (упр.591-592)

1

163

РР Сочинение-описание картины А. Куинджи «Берёзовая роща» (упр.591-592).

1

164

Порядок слов в предложении.

1

165

Порядок слов в предложении (закрепление темы)

1

166

Простое осложнённое предложение.

1

167

РР Рассуждение.

1

168

Сложное предложение.

1

169

Виды сложных предложений

1

170

Синтаксический разбор простого и сложного предложений.

1

171

Повторение темы «Синтаксис и пунктуация».

1

172

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1

173

Работа над ошибками.

1

174

Итоговая контрольная работа за курс 6 класса. (Тест)

1

175

Итоговый заключительный урок. Подведение итогов за год.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....