Рабочая программа по русскому языку 8 класс
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему

Любовина Наталья Алексеевна

Рабочая программа по русскому языку 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ruskiy_8_-.docx95.1 КБ

Предварительный просмотр:

     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Рабочая программа учебного курса русского языка для 8 класса на основе следующих нормативных документов:

  1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденного приказом № 1089  от  05.03.2004г.
  2.        Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждённого приказом РФ№1312 от 09.03.2004
  3. Примерного учебного плана для общеобразовательных учреждений Ростовской области на 2016-2017 учебный год, утвержденного

18.04.2016. №271

  1.      Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений.5-11 классы (автор – С.И.Львова 2012 г.)
  2.      Положение о рабочей программе, утверждённое приказом №85 от 29.08.16г. МБОУСОШ №6 х. Комаров

6.         Приказа Министерства образования и науки РФ от 26.01.2016 №38 «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников,

 рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального                      общего    основного общего, среднего общего образования.

Цели обучения.

Цели обучения.

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Место предмета «Русский язык» в  учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в 8 классе и отводит 3 часа из федерального  компонента и 1 час из школьного компонента.(136ч. в год)

 В  соответствии с годовым календарным учебным графиком МБОУ СОШ №6, учебным планом МБОУ СОШ №6 х. Комаров, расписанием учебных занятий на 2016-2017г. рабочая программа  рассчитана на  134 часа.

Содержание программы.

        Русский язык – национальный язык русского народа. Язык как основное средство общения в национальном коллективе. Русский язык как средство межнационального общения народов России и стран СНГ. Роль русского языка в международном общении.

        Повторение изученного в 5 – 7 классах. Слово как основная единица языка. Лексика активного и пассивного употребления. Лингвистические словари и их разновидности. Трудные случаи различения слов разных частей речи и определения морфемного состава слова. Трудные случаи орфографии. Основные функции знаков препинания.

        Функциональные разновидности русского языка. Разговорная речь, функциональные стили (официально-деловой, научный, публицистический), язык художественной литературы. Основные сферы общения. Задачи речи. Основные способы воздействия на слушателя (читателя). Языковые средства. Основные жанры.

Синтаксис и пунктуация.

        Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики. Словосочетание и предложение как предмет изучения синтаксиса (обобщение). Виды синтаксической связи: сочинительная и подчинительная. Пунктуация как раздел лингвистики.

        Словосочетание как единица синтаксиса. Словосочетание и его признаки. Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова. Типы подчинительной связи в словосочетании. Правильное употребление словосочетаний.

        Предложение как единица синтаксиса. Предложение как речевое высказывание, как средство выражения мысли. Порядок слов в предложении. Основные виды предложений: по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по характеру выражения отношения к действительности, по наличию второстепенных членов, по наличию необходимых членов предложения. Предложение как элемент текста. Слово-предложение.

        Структура предложения. Грамматическая основа предложения. Морфологические способы выражения подлежащего и сказуемого. Виды сказуемого. Второстепенные члены предложения, их виды и способы выражения. Инфинитив в роли разных членов предложения. Члены предложения, выраженные фразеологическими оборотами. Правильное построение простого предложения.

        Односоставные предложения. Грамматические признаки односоставных предложений. Виды односоставных предложений. Грамматические отличия односоставных полных и двусоставных неполных предложений. Типичные модели односоставных глагольных предложений.

        Простое осложнённое предложение. Признаки простого осложнённого предложения (обобщение). Однородные члены предложения, их признаки, способы связи. Однородные и неоднородные определения.  Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах.

        Предложения с обособленными членами предложения. Обособление, как смысловое, интонационное и пунктуационное выделение группы членов предложения. Обособленные определения и приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие и присоединительные члены предложения. Основные синтаксические нормы построения предложений с обособленными членами.

        Предложения с вводными конструкциями, обращениями, междометиями. Вводные конструкции как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника. Вставные конструкции. Обращение и способы его выражения. Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с междометиями. Основные синтаксические нормы построения предложений с вводными конструкциями и обращениями.

        Повторение изученного. Обобщение сведений по разным разделам лингвистики. Основные виды орфограмм и пунктограммы


       Календарно-тематическое планирование .

Дата

№ урока

Изучаемый раздел, тема учебного материала

Формы контроля

план

факт

Русский язык – национальный язык русского народа -2ч.

01.09

1

Язык как основное средство общения в национальном коллективе.

Фронтальный устный опрос

05.09

2

Русский язык как государственный язык РФ. Роль русского языка в международном общении.

Фронтальный устный опрос

Повторение изученного в 5-7 классах-12ч

06.09

3

Слово как основная единица языка.

Фронталь

ный устный опрос

07.09

4

Лексика активного и пассивного употребления.

Фронталь-

ный устный опрос

08.09

5

Лингвистические словари и их разновидности

Фронталь-

ный устный опрос

12.09

6

Трудные случаи различения слов разных частей речи

Фронталь-

ный устный опрос

13.09

7

Трудные случаи орфографии

Индивидуа-льный

письменный

опрос

14.09

8

Правописание служебных частей речи

Фронтальный устный опрос

15.09

9

Основные функции знаков препинания. Знаки препинания в простом осложненном  предложении.

Фронталь

ный устный опрос

19.09

10

Знаки препинания в простом осложненном  предложении

Фронталь-

ный устный опрос

20.09

11

 Знаки препинания в сложном предложении.

Фронтальный устный опрос

21.09

12

Знаки препинания в сложном предложении. Трудные случаи пунктуации

Фронтальный устный опрос

22.09

13

Контрольный диктант по теме «Русское правописание: орфография и пунктуация»

Контроль-ныйдиктант

26.09

14

Повторение по теме

«Русское правописание: орфография и пунктуация»

Индивидуа-льный

письменный

опрос

Функциональные разновидности русского языка-17ч

27.09

15

Понятие о функциональных разновидностях русского языка

Индивидуа-льный

письменный

опрос

28.09

16

Основные признаки разговорной речи

Фронтальный устный опрос

29.09

17

Основные жанры разговорной речи

Индивидуальный

письменный

опрос

03.10

18

Официально-деловой  стиль речи

Фронтальный устный опрос

04.10

19

 Основные жанры официально-делового стиля. Составление деловых  бумаг

Фронтальный устный опрос

05.10

20

Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля речи

Индивидуа-льный

письменный

опрос.

06.10

21

Основные жанры научного стиля речи.

Фронтальный устный опрос

10.10

22

 Публицистический стиль

Фронталь

ный устный опрос

11.10

23

Р.р. Написание сжатого изложения по тексту  упр.107

Сжатое изложение

12.10

24

Основные жанры публицистического стиля речи.

Индивидуа-льный

письменный

опрос.

13.10

25

 Язык художественной литературы

Фронтальный устный опрос

17.10

26

 Особенности языка художественной литературы

Фронтальный устный опрос

18.10

27

Лингвистический анализ отрывков из художественного текста

Фронтальный устный опрос

19.10

28

Лингвистический анализ отрывков из художественного текста

Фронтальный устный опрос

20.10

29

Повторение  по разделу «Функциональные разновидности русского языка»

Индивидуа-льный

письменный

опрос

24.10

30

Контрольная работа по теме «Функциональные разновидности русского языка»

Фронтальный устный опрос

25.10

31

Анализ контрольной работы

Контроль-ная работа

Синтаксис и пунктуация-2ч

26.10

32

Синтаксис как раздел лингвистики.

Фронталь-

ный устный опрос

27.10

33

Пунктуация как раздел лингвистики

Фронталь-

ный устный опрос

Словосочетание как единица синтаксиса-6ч

07.11

34

Словосочетание и его признаки. Виды словосочетаний

Фронтальный устный опрос

08.11

35

Типы подчинительной связи в словосочетании.

Фронталь

ный устный опрос

09.11

36

Культура речи. Правильное употребление словосочетаний.

Фронталь-

ный устный опрос

10.11

37

Р.р. Написание сжатого изложения по тексту упражнения

Контрольный  диктант

14.11

38

Повторение по теме «Словосочетание»

Фронтальный устный опрос

15.11

39

Контрольный  диктант  по теме «Словосочетание»

Сжатое изложение

Предложение как единица синтаксиса-31ч

16.11

40

Основные признаки предложения. Понятие о предложении.

Фронтальный устный опрос

17.11

41

Основные виды предложений. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения

Индивидуа-льный

письменный

опрос

21.11

42

Восклицательные и невосклицательные предложения.

Фронтальный устный опрос

22.11

43

Восклицательные и невосклицательные предложения.

Индивидуальный

письменный

опрос

23.11

44

Утвердительные и отрицательные предложения

Фронтальный устный опрос

24.11

45

Распространенные и нераспространенные предложения.

Фронтальный устный опрос

28.11

46

Полные и неполные предложения

Фронталь

ный устный опрос

29.11

47

Интонация предложения

Фронтальный устный опрос

30.11

48

Повторение по теме «Основные признаки предложения»

Индивидуа-льный

письмен-ный

опрос.

01.12

49

Структура предложения. Грамматическая основа предложения.

Фронталь-

ный устный опрос

05.12

50

Подлежащее и способы его выражения.

Индивидуа-льный

письменный

опрос.

06.12

51

Виды сказуемого и способы его выражения.

Фронтальный устный опрос

07.12

52

Глагольное сказуемое (простое и составное).

Фронтальный устный опрос

08.12

53

Составное именное сказуемое.

Фронталь

ный устный опрос

12.12

54

Тестовая работа  по теме «Грамматическая основа предложений»

Тестовая работа  

13.12

55

Тире между подлежащим и сказуемым

Фронтальный устный опрос

14.12

56

Лингвистический анализ текста

Индивидуа-льный

письменный

опрос

15.12

57

  Культура речи. Связь подлежащего и сказуемого в предложении

Фронтальный устный опрос

19.12

58

Связь подлежащего и сказуемого в предложении

Фронталь

ный устный опрос

20.12

59

Повторение по теме «Главные члены предложения».

Фронталь-

ный устный опрос

21.12

60

Повторение по теме «Главные члены предложения».

Фронталь-

ный устный опрос

22.12

61

Второстепенные члены предложения. Определение как второстепенный член предложения.

Фронталь-

ный устный опрос

26.12

62

Виды определения.

Индивидуа-льный

письменный

опрос

27.12

63

Дополнение как второстепенный член предложения. Виды дополнений.

Фронтальный устный опрос

09.01

64

Обстоятельство как второстепенный член предложения

Фронталь

ный устный опрос

10.01

65

Виды обстоятельств

Фронталь-

ный устный опрос

11.01

66

Инфинитив в роли разных членов предложения.

Фронтальный устный опрос

12.01

67

Культура речи. Употребление второстепенных членов предложения.

Фронтальный устный опрос

16.01

68

Употребление второстепенных членов предложения.

Фронтальный устный опрос

17.01

69

Тестирование по теме «Второстепенные члены предложения»

Тестирова-ние

18.01

70

Повторение по теме «Второстепенные члены предложения».

Индивидуа-льный

письменный

опрос

Односоставные предложения-10ч

19.01

71

Понятие об односоставном предложении. Виды односоставных предложений.

Фронтальный устный опрос

23.01

72

Виды односоставных предложений

Индивидуальный

письменный

опрос

24.01

73

Назывное предложение

Фронтальный устный опрос

25.01

74

 Определенно-личное предложение

Фронтальный устный опрос

26.01

75

Неопределенно-личное предложение. Обобщенно-личное предложение

Индивидуа-льный

письменный

опрос.

30.01

76

Безличное предложение

Фронтальный устный опрос

31.01

77

Безличное предложение

Фронталь

ный устный опрос

01.02

78

Тренировочные упражнения по теме «Односоставные предложения»

Индивидуа-льный

письменный

опрос

02.02

79

 Диктант по теме «Односоставные предложения»

диктант

06.02

80

Повторение по теме «Односоставные предложения»

Фронтальный устный опрос

Простое осложненное предложение--12ч

07.02

81

Предложения с однородными членами.

Индивидуа-льный

письменный

опрос.

08.02

82

Способы связи однородных членов предложения.

Фронтальный устный опрос

09.02

83

Тренировочные упражнения по теме «Способы связи однородных членов предложения».

Фронталь

ный устный опрос

13.02

84

Однородные и неоднородные определения.

Фронталь-

ный устный опрос

14.02

85

Однородные и неоднородные определения.

Фронталь-

ный устный опрос

15.02

86

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Фронталь-

ный устный опрос

16.02

87

Р.р .Написание сжатого изложения публицистического текста по упражнению 511

Сжатое изложение

20.02

88

Культура речи. Употребление однородных членов предложения.

Фронтальный устный опрос

21.02

89

Употребление однородных членов предложения

Фронталь

ный устный опрос

22.02

90

Тренировочные упражнения по теме «Однородные члены предложения».

Фронталь-

ный устный опрос

27.02

91

Контрольный диктант по теме «Предложения с однородными  членами».

Контроль-ный диктант

28.02

92

Повторение по теме «Однородные члены предложения»

Индивидуа-льный

письменный

опрос

Предложения с обособленными членами-19ч

01.03

93

Понятие об обособленных членах предложения.

Индивидуа-льный

письменный

опрос

02.03

94

Обособление согласованных распространенных и нераспространенных  определений.

Фронтальный устный опрос

06.03

95

Обособление определений с обстоятельственным оттенком.

Индивидуа-льный

письменный

опрос

07.03

96

Обособление определений и приложений, относящихся к личному местоимению.

Фронтальный устный опрос

09.03

97

Обособление приложений.

Индивидуальный

письменный

опрос

13.03

98

Повторение по теме «Обособление определений  и приложений».

Фронтальный устный опрос

14.03

99

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями

Фронтальный устный опрос

15.03

100

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами

Фронтальный устный опрос

16.03

101

Тренировочные упражнения по теме «Обособление обстоятельств».

Индивидуа-льный

письменный

опрос

20.03

102

Обособление дополнений.

Фронталь

ный устный опрос

21.03

103

Р.р. Подготовка к написанию сочинения на морально-этическую тему

Фронталь-

ный устный опрос

22.03

104

 Р.р.  Написание  сочинения на морально-этическую тему

Индивидуа-льный

письменный

опрос.

23.03

105

Обособление сравнительных оборотов.

Фронтальный устный опрос

03.04

106

Обособление уточняющих  членов предложения 

сочинение

04.03

107

Культура речи. Употребление обособленных членов предложения.

Индивидуа-льный

письменный

опрос

05.04

108

Предложения с обособленными членами предложения

Фронтальный устный опрос

06.04

109

Тренировочные упражнения по теме «Предложения с обособленными членами предложения».

Индивидуальный

письменный

опрос

10.04

110

Тестовая работа по теме «Обособленные члены предложения»

Тестовая работа

11.04

111

Повторение по теме «Предложения с обособленными членами предложения»

Фронтальный устный опрос

Предложения с обращениями, вводными конструкциями и междометиями-11ч

12.04

112

Вводные и вставные конструкции.

Индивидуа-льный

письменный

опрос

13.04

113

Предложения с вводными конструкциями.

Индивидуа-льный

письменный

опрос

17.04

114

Предложения со вставными конструкциями.

Фронталь

ный устный опрос

18.04

115

Обращение.

Фронталь-

ный устный опрос

19.04

116

Предложения с междометиями и словами да, нет.

Индивидуа-льный

письменный

опрос.

20.04

117

 Культура речи. Построение предложений с вводными конструкциями и обращениями.

Фронтальный устный опрос

24.04

118

Р.р. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему

Фронтальный устный опрос

25.04

119

Р.р. Написание сочинения-рассуждения  на морально-этическую тему

сочинение

26.04

120

Тренировочные упражнения по теме «Предложения с обращениями, вводными конструкциями и междометиями».

Фронтальный устный опрос

27.04

121

Тестовая работа по теме «Простое осложненное предложение»

Тестовая работа

02.05

122

Повторение по теме «Простое осложненное предложение».

Индивидуальный

письменный

опрос

Повторение изученного в

 8 классе-12ч

03.05

123

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса

Индивидуа-льный

письменный

опрос

04.05

124

Односоставные предложения.

Фронталь

ный устный опрос

10.05

125

Простое осложненное предложение.

Индивидуа-льный

письменный

опрос.

11.05

126

Предложения с однородными членами .

Фронтальный устный опрос

15.05

127

Предложения с обособленными членами.

Фронтальный устный опрос

16.05

128

Орфография. Правописание суффиксов и приставок.

Фронтальный устный опрос

17.05

129

Правописание н и нн в словах разных частей речи.

Фронтальный устный опрос

18.05

130

Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи.

Индивидуальный

письменный

опрос

22.05

131

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в

 8 классе»

Контроль-ный диктант

23.05

132

Анализ диктанта

Фронтальный устный опрос

24.05

133

Правописание служебных частей речи.

Фронтальный устный опрос

25.05

134

Правописание служебных частей речи.

Фронтальный устный опрос

Результаты освоения предмета и система их оценивания.

  Речевая деятельность.

Аудирование. Владеть разными видами аудирования (ознакомительным, детальным, выборочным) и пользоваться ими в зависимости от коммуникативной цели (в том числе и при написании изложения), дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию прослушанного текста; выделять иллюстрирующую и аргументирующую информацию в аудиотексте; фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного или сжатого пересказа; определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка; комментировать позицию автора аудиотекста; рецензировать устный ответ учащегося; задавать вопросы по прослушанному тексту; отвечать на вопросы по содержанию текста; слушать информационные теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения.

 Чтение. Прогнозировать содержание лингвистического текста в учебнике исходя из анализа названия параграфа (темы), содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста — схемами, таблицами, языковыми примерами; выделять иллюстрирующую и аргументирующую информацию в прочитанном тексте; составлять схемы, таблицы на основе текста; используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты — по оглавлению и заголовкам статей; владеть разными видами чтения и пользоваться ими в зависимости от коммуникативной цели (в том числе и при анализе текста, написании сочинения, подготовке материалов для успешного выступления); комментировать позицию автора прочитанного текста; читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах; пользоваться справочным аппаратом книги; находить нужную книгу в библиотеке, использовать при самостоятельной работе возможности Интернета.

 Говорение.Пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста; выражать свое согласие или несогласие с содержанием прочитанного (прослушанного) текста; вести репортаж о школьной жизни; строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов; создавать связное высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания; составлять инструкции по применению того или иного правила; принимать участие в диалогах различных видов; адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддержать или закончить разговор и т. п.

 Письмо. Письменно пересказывать фрагмент прослушанного текста; излагать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста; создавать портретный очерк (рассказ об интересном человеке), проблемную статью («Компьютер — "за" и "против"»), репортаж о событии (открытии памятника истории или культуры родного края); писать заметки, рекламные аннотации; уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис: именительный темы, расчлененные предложения (парцелляция), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т. п.); составлять деловые бумаги (заявление, доверенность, расписку, автобиографию).

Текстоведение. Различать функциональные разновидности языка и устанавливать принадлежность текста к одной из них (разговорная речь, язык художественной литературы, стили речи: научный, публицистический, официально-деловой); анализировать языковые средства, характерные для стиля речи, к которому принадлежит текст; находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему и основную мысль, оценивать заголовок; распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя.

Фонетика и орфоэпия. Правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.

Морфемика и словообразование. Объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов; подбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования; пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей.

Лексикология и фразеология. Разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их употреблять; пользоваться разными видами толковых словарей (словарь иностранных слов, словарь лингвистических терминов и т. п.); оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевой задачи высказывания; находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка.

 Морфология. Распознавать части речи и их формы; соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов; пользоваться словарем грамматических трудностей; опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа.

Орфография. Применять орфографические правила, объяснять правописание труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова.

Синтаксис и пунктуация. Опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов; различать простые предложения разных видов; использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств; правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями и обособленными членами; правильно строить предложения с обособленными членами; проводить интонационный анализ простого предложения; выразительно читать простые предложения изученных конструкций; проводить синтаксический и интонационный анализ простого предложения; опираться на смысловой и интонационный анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора; использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи. Владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений; самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.

Оценка диктантов.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется при 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибках, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 5 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил ¾ заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой  выполнено более половины заданий.

Оценка «2» ставится, если ученик не выполнил более половины заданий.

Оценка сочинений и изложений.

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Содержание работы полностью соответствует теме.  Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, и 1 грамматические ошибки.

«4»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексиче5ский и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается: 2 орфографические, или 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационная ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационных ошибок, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания МО

от __________2016  года № ________

Руководитель МО

__________________ Ермакова В.А.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

МБОУ СОШ №6 х. Комаров

                   ________ Гливенко Т.А.

«____»____________     2016 года


Контрольно – измерительные материалы

по русскому языку

 для 8 класса

График проведения контрольных работ по русскому языку в 8 классе

Дата проведения

                              Форма проведения  

23.09

Контрольный диктант по теме « Русское правописание: орфография и пунктуация».

8.10

Р/р Написание сжатого изложения  по тексту упражнения 107

22.10

 Контрольная работа по теме «Функциональные разновидности русского языка»

11.11

Контрольный  диктант с языковым анализом  по теме «Словосочетание»

12.11

Р/р Написание сжатого изложения  по тексту упражнения 210

10.12

Тестовая работа по теме: «Грамматическая основа предложения»

20.01

Тестирование по теме «Второстепенные члены предложения»

4.02

Диктант по теме « Односоставные предложения»

18.02

Р/р Сжатое изложение  публицистического  текста по  упражнению 511

25.02

Контрольный диктант по теме «Предложения с однородными  членами».

8.04

Тестовая работа по теме « Обособленные члены предложения».

28.04

Тестовая работа по теме «Простое осложненное предложение».

22.05

   Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 8 классе»

                                                             

Контрольный диктант по теме:

 «Русское правописание: орфография и пунктуация»

     Ваза с узким высоким горлом. Однако и не ваза, если можно увидеть чуть повыше этого синего горла и маленькую корону.

    Хвост еще и не раскрыт. Он раскроет его, когда захочет. Он чуть не ждет, чтобы мы попросили его раскрыть. Иногда он его вообще не раскрывает.

Он топчется на широких лапах.

     Древний мир восхищался павлином. На него смотрели цари, царицы, полководцы, сенаторы. Впрочем, в Европе его роль исполнял лебедь. Моя европейская, более северная душа чурается павлина, с которым ей как-то жарко.

    Павлин – это восток. Он так же гол без полумрака, без сумерек, как стихи восточных поэтов, как восточные фонтаны, чьи струи скорее вызывают представление о драгоценных камнях, чем о воде.

   Лебедь, уплывающий в зеленоватый сумрак, таинствен. Павлин стоит среди солнца, он ясный, покорный, жесткий, как власть деспота.

(133 слова)                                                                                                     (По Олеше).

Задание

  1. Выпишите причастие, покажите, как оно образовано, сделайте его морфемный разбор:

I вариант – из второго абзаца текста;

II вариант – из последнего абзаца текста;

  1. Выпишите слово в сравнительной степени, определите, к какой части речи оно относится:

I вариант – из предпоследнего предложения четвертого абзаца;

II вариант – из последнего предложения четвертого абзаца;

  1. Выпишите предложение:

I вариант – с вводным словом из четвертого абзаца текста;

II вариант – со сравнительным оборотом из последнего абзаца текста;

                                                       

Р/р Написание сжатого изложения по тексту упр. 107

       Я хочу рассказать историю, которая во многом определила мое отношение к миру.
Всякий раз, когда заходит разговор о людях, хороши они или плохи, я вспоминаю этот случай из детства.
Мы жили в деревне. Однажды отец взял меня в город. Помню, мы искали обувь и зашли по дороге в книжный магазин. Там я увидел книгу и взял ее в руки, на каждой странице были большие картинки. Я очень хотел, чтобы отец купил книгу, но он посмотрел на цену и сказал: “В другой раз купим”. Книга была дорогой.
Дома я целый вечер говорил только о книге. И вот через две недели отец дал мне деньги.
Когда на другой день мы шли к магазину, мне было страшно. А вдруг книгу уже продали. Нет, она лежала на месте.
Когда мы сели в вагон дачного поезда, все сразу заметили, какую книгу я везу. Многие садились рядом, чтобы посмотреть картинки. Весь вагон радовался моей покупке. И на полчаса я стал центром внимания.
Поезд отошел от Москвы. Побежал мимо окон лес. Я поставил книгу на открытое окно и стал смотреть на лес, на поля, которые бежали за окном. И вдруг, о ужас! Книга исчезла между двойными окнами вагона. Еще не понимая серьезности положения, я испуганно смотрел на отца, на соседа-летчика, который пытался достать книгу. Через минуту уже весь вагон помогал нам.
А поезд бежал, и вот уже скоро наша станция. Я плакал и не хотел выходить из вагона. Летчик обнял меня и сказал:
-
Ничего, поезд еще долго будет идти. Мы достанем книгу и пришлем обязательно. Где ты живешь?
Я плакал и не мог говорить. Отец дал летчику адрес. На другой день, когда отец вернулся с работы, он принес и книгу.
 - Достал?
-  Достал, - засмеялся отец.
Это была та самая книга. Я засыпал с ней в руках.
А через несколько дней к нам пришел почтальон и принес нам большой пакет. В пакете были книги и записка от летчика: “ Я же говорил, что мы достанем ее”.
      А еще через день опять пришел почтальон и опять принес пакет, а потом еще два пакета, и еще три; семь одинаковых книжек.
     С того времени прошло почти 30 лет. Книжки в войну потерялись. Но осталось главное – хорошая память о людях, которых я не знаю и даже не помню в лицо. Осталась уверенность: хороших людей больше, чем плохих. И жизнь движется вперед не тем, что в человеке плохого, а тем, что есть в нем хорошего.

(По В.Пескову)

Контрольная работа

 по теме «Функциональные разновидности русского языка»

Так что же такое канцелярит?..

Это – вытеснение глагола, т.е движения, действия, причастием, деепричастием, существительным (особенно отглагольным!), а значит – застойность, неподвижность. И из всех глагольных форм пристрастие к инфинитиву.

Это – нагромождение существительных в косвенных падежах, чаще всего – длинные цепи существительных в одном и том же падеже – родительном, так что уже нельзя понять, что к чему относится и о чем идет речь.

Это – обилие иностранных слов там, где их вполне можно заменить словами русскими.

Это вытеснение активных оборотов пассивными, почти всегда более тяжелыми, громоздкими.

Это – тяжелый, путаный строй фразы, невразумительность. Нечетные придаточные предложения, вдвойне тяжеловесные и неестественные  в разговорной речи.

Это – серость, однообразие, стертость, штамп. Убогий, скудный словарь: и автор, и герои говорят одним и тем же сухим, казенным языком. Всегда, без всякой причины и нужды, предпочитают длинное слово – короткому, официальное или книжное – разговорному, сложное – простому, штамп – живому образу.

Короче говоря, канцелярит – это мертвечина.

                                                                                                              (По Галь)

Задание

Пользуясь  таблицей учебника на с. 306-309 дайте характеристику текста, построив рассуждение.

Контрольный  диктант

                  с языковым анализом  по теме «Словосочетание».

Учение нужно каждому молодому человеку с самого малого возраста.

Самым благоприятным временем для учения является молодость. Именно в молодости ум человека наиболее восприимчив. Восприимчив к изучению языков, к математике, к усвоению знаний и развитию эстетическому, стоящему рядом с развитием нравственным.

Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нем радость. Надо любить учиться! А формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни.

Молодость есть время сближений. Настоящая дружба очень помогает в горе и в радости. В радости ведь тоже нужна помощь, чтобы ощутить и поделиться им.

А в чем самая большая цель в жизни? Повсюду увеличивать добро в окружающем мире. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком новые задачи. Нужно уметь их решать.

Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других!

(138 слов)                                                                                                        

                                                                      (По Лихачеву).

Задание

  1. Выпишите все словосочетания, охарактеризуйте их виды: 1) по типу подчинительной связи: согласование, управление, примыкание; 2) по морфологическим признакам главного слова:  именные, глагольные, наречные:

I вариант – из второго предложения четвертого абзаца;

II вариант – из второго предложения пятого абзаца;

  1. Дайте общую синтаксическую характеристику:

I вариант – третьего предложения из пятого абзаца;

II вариант – второго предложения четвертого абзаца;

  1. Сделайте морфемный разбор:

I вариант – слова молодость;

II вариант – слова сближений;

Р\р Написание сжатого изложения по тексту упражнения 210

      Как-топередвечером, когдамывозвращалисьналодкедомой, вдругсорвалсясильныйветерипогналнаспрямикомнаволнорез, аразгулявшиесябуйныеволнысловнозадалисьспециальноюцельюшваркнутьнассовсегоразмахаогранитволнорезаиразнестинашесуденышковщепки. Мыгреблиизпоследнихсил; всесвоеспасениемывиделивтом, чтобыдобратьсядогавани, преждечемнасударитокамни.

    Этооказалосьневозможным, ивотнасподнялотаквысоко, чтомынамгновениеувиделиморепотусторонумола, потомбросиловниз, какспятиэтажногодома, потомобдалоогромнымводопадом, потомсбешенойсилойсталобитьнашулодкуомолтокормою, тоносом, тобортом.

     Япробовалбылоотпихнутьсяотволнорезавеслом, ноонототчассломалось. Яодеревенелототчаянияивдругзаметил, или, вернее, почувствовал, чтоЖитковауженетуменязаспиной. Былатакаясекунда, когдаябылуверен, чтоонутонул.

    Нотутяуслыхалегоголос. Оказалось, чтовтотмиг, когданасподняловверх, Житковсизумительнымприсутствиемдухапрыгнулслодкинамол, наегопокатую, мокрую, скользкуюстенуивскарабкалсянасамыйгребень. Оттудаонзакричалмне:

- Конец!

"Конец" - по-морскомуканат. Житковтребовал, чтобыякинулемуверевку, чтолежаласвернутойвкольцонаносу, нотаккаквморскомлексиконеябылещеоченьнетверд, японялслово "конец" вегообщемзначенииизавопилотпредсмертнойтоски.

      Ксчастью, сторожмаякаувидалкатастрофуипоспешилмненапомощь. Сострашнымиругательствами, которыхнемоглозаглушитьдажезавываниебури, сискаженнымотзлобылицомоншвырнулмнеконецверевкиивместесЖитковымвтащилменя, дрожащего, ноневыразимообрадованного, намокрыекамнимолаитотчасжезанялсянашейлодкой: зацепилеедлиннымбагромивелелподручномуввестиеевгавань, послечегосновымассортиментомругательствнакинулсянаменяиЖиткова, требуя, чтобымыследовализанимнамаяк.

    Яожидалнеобыкновенныхсвирепостей, ноон, непереставаябраниться, далнампорюмкеперцовки, приказалскинутьпромокшееплатьеибегатьнагишомповолнорезу, чтобыскореесогреться. Потомуложилнаснакойкувсвоейконуре, прикрылодеяломи, усевшисьзаопрокинутыйящик, взялперо, чтобысоставитьпротоколослучившемся

Тестовая работа по теме:

«Грамматическая основа предложений»

 Вариант 1

1.Выпишите грамматическую основу предложения:

  «Все сразу начали бы глядеть на него.»

2. Выпишите грамматическую основу предложения:

«У них строго разграничены все дома в населенном месте».

3. Выпишите грамматическую основу предложения:

 «Для греков все не греки были варварами».

4. Выпишите грамматическую основу предложения:

 «У древних славян, наших предков, женщину почитали славным именем — «берегиня».

5. Выпишите грамматическую основу предложения:

 «В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла».

6. Выпишите грамматическую основу предложения:

 «Но и рябинки тоже нет».

7. Выпишите грамматическую основу предложения:

 « Пусть у вас будет время

   № задания

Грамматическая основа

1

2

3

4

5

6

7

Тестовая работа по теме:

«Грамматическая основа предложений»

Вариант 2

  1. Выпишите грамматическую основу предложения:

 «В жизни как раз не все совпадает».

  1. Выпишите грамматическую основу предложения:

«И этот момент должен быть красив».

  1. . Выпишите грамматическую основу предложения:

 «Да, ему никогда не везло».

  1. Выпишите грамматическую основу предложения:

 «Вообще о писательской работе существует много предвзятых мнений и предрассудков».

  1. Выпишите грамматические  основы предложения:

«Как ты думаешь, что всё-таки им открылось?».

  1. Выпишите грамматическую основу предложения:

«Купаться в нём было опасно».

  1. Выпишите грамматическую основу предложения: «И вода ожила, засверкала, поигрывая красками и заполняясь до краёв расплавленным металлом, воспламеняя дымно-курящий воздух над собой, поджигая сумеречные серые берега».

    № задания

Грамматическая основа

1

2

3

4

5

6

7

 20.01Тестирование по теме «Второстепенные члены предложения»

1.Укажите нераспространенное предложение:

а) Лето – лучшее время года.

б) У нас каникулы.

в)  Деревья в снегу.

г) Наступило утро.

2. Укажите двусоставное предложение:

а) Мелко нарезанные овощи обжарьте на сковороде.

б) Впереди большое село.

в) Питательную смесь для рассады готовят в зависимости от культуры.

г) Весна в этом году поздняя.

3. Какое из предложений соответствует данной синтаксической характеристике: простое, повествовательное, невосклицательное, распространенное предложение.

а) Главным занятием на Руси было земледелие.

б) Сколько вам лет?

в) Какая красота кругом!

г) Когда мы счастливы, мы всегда добры.

4. В каком предложении сказуемое должно стоять в единственном числе?

а) Те, которые вас уже любят, буд..т любить вас еще больше.

б) Большинство ребят отправил..сь в театр.

в) Саженцы вишни, которые приобрета..т в сентябре, часто еще не сбросили листья.

 г)  Прошл..  много лет.

5. Укажите, чем выражено подлежащее в данном предложении: Что же случилось?

а) существительное.

б) вопросительное местоимение;

в) относительное местоимение;

г) частица

6. Укажите, чем выражено сказуемое в предложении Жизнь чудесна.

а) краткое прилагательное;

б) краткое причастие;

в) полное прилагательное;

г) глагол.

7. Укажите предложение, в котором есть составное именное сказуемое.

а) Дождь лил весь день.

б) Мы выиграли главный приз.

в) Мы сами – источник собственных переживаний.

г) Прекрасная погода.

8.Укажите предложение, в котором есть составное глагольное сказуемое:

а) Я оглянулся и обомлел.

б) Расскажи сказку.

в) От судьбы не уйдешь.

г) Я хочу все забыть.

9. Укажите вид сказуемого:  Мы будем писать сочинение.

а) составное именное.

б) простое глагольное.

в) простое.

г) составное глагольное.

10. Укажите, каким членом предложения является выделенное слово: Что мы даем, то и получаем.

а) дополнением.

б) обстоятельством.

в) подлежащим.

г) определением.

11. В каком предложении есть согласованное определение?

 а) В магазине продают детскую одежду.

б) Расстояние между пунктом А и пунктом В два километра.

в) Маша надела сарафан в горошек.

г) В доме напротив жил мой друг.

12. В каком предложении есть приложение?

а) Поздней ночью мы выехали в Москву.

б) За одной партой со мной сидел мой одноклассник Володя.

в) Шел мелкий моросящий дождь.

г) У мальчика все лицо было в мелких веснушках.

13. В каком предложении есть обстоятельство места?

а) Я всегда много читал.

б) Всю дорогу мы шли пешком.

в) В один из таких дней мы отправились гулять.

г) В лесу раздавалось пение птиц.

14. В каком предложении есть прямое дополнение?

а) Мы добились успехов.

б) Мы слушали музыку.

в) Витя подготовился к урокам.

г) Ребят уже не было в классе.

15. Укажите предложение, в котором подлежащее выражено глаголом.

а) Я готов был расплакаться.

б) Они жаждали открыть новые горизонты.

в) Я мечтал быть врачом.

г) Искать – значит найти.

16. Укажите грамматическую основу в предложении:    Есть, правда, возможность быстро ответить на этот вопрос.

а) есть возможность;

б) возможность ответить;

в) есть возможность ответить;

г) возможность быстро ответить.

17. Укажите грамматическую основу предложения: Ночь была темная.

а) ночь;

б) была темная;

в) была;

г) ночь была темная.

Тест № 2                         Ответы.

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Ответы

г

г

а

г

б

а

в

г

г

а

а

б

г

б

г

а

г

Тест № 2             Критерии оценки

За каждый правильный ответ тестового задания  -   1   балл

Максимальное количество баллов – 17.

16 – 17 баллов – «5»

14 – 15 баллов – 4

11 – 13 баллов – « 3 «

Диктант по теме «Односоставные предложения»

          Пустыня. Самолет приземлился на ровную,  горячую, как сковорода, глиняную площадку. Заглянув в лицо пустыни, я долго не мог прийти в себя.

     Знакомая с детства по картинкам и книжкам пустыня теперь держала меня в своих совсем не ласковых объятиях.

     Захватывающая дух жара, взбитая ветром пыль, полинявшее небо, верблюд с равнодушной мордой. На минуту показалось, что нет на земле ни больших городов, ни лесов, ни облаков на небе. Только этот вот горячий ветер и барханы, барханы. Таковы впечатления первого дня.

   Но, пожив в Каракумах неделю, делаешь открытие. Пустыня не так уж безжизненна. Прохладная ночь пустыни  полна звуков. Легкий топот – это стадо джейранов, спугнутое волком. А это шакалы не поладили возле павшего верблюда. В песке зашевелились. Это юркие ящерки прячутся. Как сверчок за печкой, стрекочет в ночи какой – то родственник кузнечика, пискнула птица…

     Есть жизнь в пустыне! Приспособилась она и к песку, и к жаре, и к безводью.

                                                                                                            (По В. Пескову)                                                              (145 слов)

Задание:

 1.Подчеркнуть основы предложений.

  2.Указать типы односоставных предложений.

  3. Сделать синтаксический разбор и схемы  предложений:

  Вариант I: Заглянув в лицо пустыни, я долго не мог прийти в себя.

Вариант II:  Но, пожив в Каракумах неделю, делаешь открытие.

Р/р Сжатое изложение публицистического текста по упражнению 511

(1)3олотая полка — это та, которая заводится исключительно для любимых книг.

(2)Но где же раздобыть такую? (3)Пожалуй, нужно заказать столяру. (4)Но я ограничиваюсь только мечтой, как будто трудно и в самом деле позвать столяра, потолковать с ним, описать ему, что я именно имею в виду. (5)Увы, всё же не зову, и мечта почему-то остается неисполненной.

(6)Может быть, не завожу этой полки из-за отсутствия в продаже золотой бумаги? (7)Наверно, теперь её продают (8)Помню эти золотые с тиснёным рисунком листы, которые так украшали детство. (9)Для чего они продавались? (10)Кажется, они применялись при изготовлении ёлочных игрушек. (11)Лист был величиной с нормальный лист писчей бумаги, обратная сторона которого, в данном случае хочется сказать подкладка, была белая и какая-то странная, чуть-чуть пушистая. (12)На ней был тиснёный рисунок с цветами.

(13)Может быть, я не могу осуществить свою мечту потому, что не так легко золотой полке стать реальностью. (14)Всё же это золотая полка, а на ней должны стоять золотые книги, которые трудно собрать.

(15)Парадоксально, но наиболее замечательные книги, которые мы в течение жизни постоянно перечитываем, забываются, не удерживаются в памяти. (16)Казалось бы, должно быть наоборот: книга, произведшая на нас впечатление да ещё читанная не однажды, должна была бы запомниться во всех подробностях. (17)Нет, этого не происходит. (18)Разумеется, мы знаем, о чём в основном идёт в этой книге речь, нокак раз подробности для нас неожиданны, новы. (19)Безусловно, так. (20)Замечательную книгу мы читаем не один раз в жизни и каждый раз как бы заново, и в этом удивительная судьба авторов золотых книг они не ушли, не умерли, они сидят за своими письменными столами или стоят за конторками, они вне времени. (21)Каждый из нас в течение всей жизни собирает свою золотую полку, и это дело очень непростое, но эти книги, их герои помогают нам жить и лучше понимать жизнь.

                                                                                                 (По Ю. Олеше)

Контрольный диктант по теме «Предложения с однородными членами»

     Странные дожди из самых различных предметов, например: камней, кирпичей, льдин – являются неразрешимой загадкой природы. Такие дожди наблюдались в Америке и в Индии, в германии и России как ХIХ, так и в ХХ веке.

    Однажды в Америке с ясного неба на мостовую свалились теплые камни. А в индии куски кирпичей попали и в дом, и во двор. Они появились как бы ниоткуда, и их вовсе никто не сбрасывал.

    Иногда с неба падают куски льда. В одном немецком городе с неба упало огромное ледяное копье и пронзило человека, находившегося на крыше дома. В Америке рассказывают об убийстве куском льда овцы, а также сильном повреждении легковой машины. Весивший семь килограммов полый ледяной шар пробил а Подмосковье крышу дома.

     Наука между тем предлагает весьма сомнительные гипотезы относительно происхождения этих предметов. Их считают последствием смерчей или метеоритами. Однако точно ученые и по сей день не могут объяснить, откуда берутся таинственные, фантастические дары небес: камни, кирпичи, льдины.

(152 слова)                                       (По книге «Удивительные явления природы»).

Задание

  1. Выпишите предложение:

I вариант – с неоднородными определениями из третьего абзаца текста;

II вариант – с однородными определениями из последнего абзаца текста;

  1. Выпишите обобщающее слово вместе с однородными членами:

I вариант – из последнего абзаца текста;

II вариант – из первого абзаца текста;

  1. Выпишите предложение с союзами:

I вариант – двойными из первого абзаца текста;

II вариант – повторяющимися из второго абзаца текста;

Тестовая работа  по теме «Обособленные члены предложения».

Часть 1.

К каждому заданию А1- А5 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер правильного ответа обведите кружком.

А1. Укажите предложение, в котором распространенное определение находится перед существительным и имеет добавочное обстоятельственное значение. (Знаки препинания не

расставлены).

1 Вздохнувшую на востоке зарю тотчас опять заволокло тучами.

2 Озаренные сиянием луны палатки бивака казались иссиня – белыми.

3 Освещенное лучами восходящего  солнца море лежало неподвижно словно расплавленный металл.

4 Далее в редколесье я заметил пестрого дятла птицу всюду распространенную и действительно пеструю.  (В. Арсеньев)

А2.  В каком предложении определение выражено причастным оборотом?

1 Летняя жара после холодов , близких к заморозкам, сбила с толку все растущее на земле. (Ю. Нагибин)

2 С болота сорвалась испуганная нашим появлением стая черных уток. (В. Федосеев)

3 Юный лес, в зеленый дым одетый, теплых гроз нетерпеливо ждет. (А. Толстой)

4 Звонок колокола , чистый и нежный, доносился до нас. (И.Бунин)

А3. В каком варианте ответа правильно перечислены все предложения, в которых имеется обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием?  ( Знаки препинания не расставлены)

   А. Очнувшись он осторожно развернул портянку (Б. Полевой)

   Б. Авилов нехотя доплелся до ворот. (А. Куприн)

   В. Не шевелясь он весь напружился готовый сделать прыжок в чащу. (Б. Полевой)

   Г. Мы ехали не останавливаясь по белой равнине. (Л. Толстой)

  1) АБ             2) БВ                3) АВ                 4) АГ

А4. В каком варианте ответа правильно перечислены все предложения, в которых имеются нераспространенные приложения?

  А. Моему спутнику, старому охотнику, удалось встретить в лесу леопарда. (И. Соколов – Микитов)

  Б. Фантазер и изобретатель, он свои планы излагал с увлечением, картинно, восторженно. (В. Короленко)

  В. Мы, натуралисты, хорошо знаем владеющий миром природы закон борьбы за жизнь. (И. Соколов – Микитов)

  Г. Лимонница, желтая бабочка, сидит на бруснике, сложив крылья в один листик. (М.Пришвин)

  1) АБ            2) БВ                    3) ВГ                 4) БГ

А5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

    Павел (1) не спеша (2) направился к двери (3) но вспомнив что – то вернулся к столу. (Н. Островский)

1, 2, 3                  2) 4, 5                  3) 3, 4, 5                  4) 1, 2, 3, 5

Часть 2.

Ответы на задания В1 – В5 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

В1. В приведенном  ниже предложении найдите обособленное определение и определяемое слово. Напишите, какой частью речи выражено определяемое слово.

Уже поздно ночью, усталого, возбужденного, укладывала  меня мать в глубокие бабушкины перины. (И.Соколов – Микитов)

Ответ:________________________________________________________________________________________________________

В2.  В приведенном  ниже предложении найдите приложение. Напишите это приложение.

Много их, весенних луж, больших и маленьких, мелких и поглубже. (Н. Плавильщиков).

Ответ: _________________________________________________________________________________________________________

В3. Из приведенного ниже предложения выпишите обособленные определения.

Для них, сильных духом, отважных и смелых, море было родным домом. (Л. Соболев)

В4. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленных обстоятельствах.

Олени, (1) низко опустив голову, (2) осторожно шлепают ногами по холодной воде. Скрипят размокшие лямки, (3) скрипят полозья, (4) прорезая снежницу. (Г. Федосеев)

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________

В5. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (- ы) , обозначающую (- ие) запятую (- ые) при обособленном определении.

Лондгрен, (1) достав свободной рукой трубку, (2) закурил, (3) и ветер принес дым сквозь плетень в куст, (4) росший с внешней стороны огорода (А. Грин).

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________

                                   Ответы

№ задания

А1

А2

А3

А4

А5

В1

В2

В3

В4

В5

Ответы

2

3

3

2

3

местоимением

весенних луж

сильных духом, отважных и смелых

1, 2, 4

4

Критерии оценки

Каждый правильный ответ в заданиях типа А оценивается 1 баллом.

Максимальное количество баллов в заданиях А1 – А5 -  5.

Каждый правильный ответ в заданиях типа В оценивается 1 баллом.

Максимальное количество баллов в заданиях типа В1 – В5 – 5.

Оценка ответов:

10 баллов – «5».

8 – 9 баллов – «4».

6 – 7 баллов -  «3»

Тестовая работа  по теме «Простое осложненное предложение».

Часть 1.

К каждому заданию А1 – А5 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер правильного ответа обведите кружком.

А1.В каком варианте ответа правильно указаны все предложения, содержащие в своем составе однородные определения? (Знаки препинания не расставлены)

А. Веет легкий чистый ветер с поля.

Б. В гостиную сквозь сад и пыльные гардины струится из окна веселый легкий свет.

В. С корявой старой груши у крыльца спадают розовые листья.

Г. Вечерняя безмолвная аллея зовет меня к скалистым берегам.

                                                                          (И. Бунин)

1) АБ                                 2)АВ                  3) БВ                           4) ВГ

А2. В каком предложении однородные члены связаны соединительными союзами?

  1. Цветы лучше всего собирать или утром, или вечером. (К. Паустовский).
  2. Колокольчик отдаленный то замолкнет, то звенит. (М. Лермонтов).
  3. Никогда, ни при каких обстоятельствах не разрешайте себе ни зазнайства, ни чванства. (А. Чехов).
  4. Горы тоже были окутаны не то туманом, не то дождевой пылью. (В. Арсеньев).

А3. В каком предложении однородные члены выражены словами разных частей речи?

  1. В поле, в лесу, у реки слышались птичьи голоса.
  2. Дети ели кашу молча, не спеша, с толком.
  3. В комнате было темно, тихо.
  4. Низкие тучи ползли над зеленым лугом, над сосновым бором.

    А4. Какое утверждение является верным?

      В предложении  Природа еще дремала в сладостных грезах и пробуждалась долго, нехотя. (Г. Федосеев ) имеются

  1. однородные сказуемые;
  2. однородные обстоятельства;
  3. однородные сказуемые и дополнения;
  4. однородные сказуемые и обстоятельства.

А5. Укажите предложение, в котором обобщающее слово является обстоятельством.

  1. Нигде не было никаких мельниц: ни ветряных, ни водяных (В. Катаев)
  2. И дерево, и камень, и металл – все мастерству упорному подвластно. (Н. Рыленков)
  3. Все было сыро: небо, дым над крышами, самый воздух. (К. Паустовский)
  4. Повсюду мох: и внизу под ногами, и на камнях, и на ветках деревьев. (В. Арсеньев)

Часть 2.

Ответы на задания В1 – В2 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

     В1. В приведенных ниже предложениях найдите обобщающее слово (словосочетание). Напишите это обобщающее слово  (словосочетание).

     Две силы наиболее успешно содействуют воспитанию культурного человека: искусство и наука. ( М. Горький)

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________

В2. В приведенных ниже предложениях найдите однородные члены. Напишите, каким членом предложения они являются.

Все эти дни я проводил или в одичалом липовом парке, или на мельнице – ветряке. (К. Паустовский)

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________

В3. Из приведенного ниже предложения выпишите однородные дополнения.

      Я не зажигал огня и незаметно отдавался тяжелым впечатлениям молчания и мрака.  (В. Короленко)

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________

В4.  Укажите, сколько рядов однородных членов входит в состав приведенного ниже предложения.

Все истинно новое свидетельствует о красоте и добре и обещает в будущем погибель зла. (М. Пришвин)

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________

В5.  В приведенном ниже  предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые), разделяющую  (- ие) однородные члены предложения.

Рябчик вспорхнул, (1) сразу весь обозначился в воздухе, (2) полетел на нас, (3) но вдруг испуганно взвился, (4) повернул в сторону  и, (5) быстро работая крыльями, (6) исчез в лесном сумраке. (Г. Федосеев)

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________

     Ответы к тестовой работе  по теме «Простое осложненное предложение».

№ задания

А1

А2

А3

А4

А5

В1

В2

В3

В4

В5

Ответы

2

3

2

4

4

две силы

обстоятельством

молчания и мрака

2

1, 2, 3, 4

              Критерии оценки

Каждый правильный ответ в заданиях типа А оценивается 1 баллом.

Максимальное количество баллов в заданиях А1 – А5 -  5.

Каждый правильный ответ в заданиях типа В оценивается 1 баллом.

Максимальное количество баллов в заданиях типа В1 – В5 – 5.

Оценка ответов:

10 баллов – «5».

8 – 9 баллов – «4».

6 – 7 баллов -  «3»

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 8 классе»

      Количество звезд, видимых на небе простым глазом, кажется неисчислимым. На самом деле их не так уж много. Одновременно в нашем поле зрения, как говорят ученые, бывает не более трех тысяч звезд, потому что мы видим половину небесного свода.

     Еще в древности люди заметили, что некоторые группы ярких звезд образуют разные фигуры. Разделив все небо на созвездия, астрономы составили звездные карты. Все звезды , даже самые маленькие, были причислены к тому или иному созвездию.

     И расположение звезд в созвездиях, и расстояние их друг от друга кажутся неизменными. Объясняется это тем, что астрономическая наука появилась сравнительно недавно. Звезды в течение этого времени не успели еще изменить своего видимого положения на небосводе. Движутся они так далеко от нас, что мы не замечаем этого движения. По расчетам ученых, заметить его можно будет лишь через десятки лет.

                                  (138 слов)                              (По М. Гумилевской)

Программно-методическое обеспечение предмета

                                       «Русский язык»

       Для учителя:

  • Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык. 8класс. /В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.О. Татур. –М.: «Интеллект-Центр», 2009
  • Роговик Т.Н. Русский язык. 8 класс: сборник диктантов по орфографии и пунктуации / Т.Н. Роговик. –М.: «Экзамен», 2004
  • Программа по русскому языку для 5-9 классов, авторы С.И. Львова (Москва, «Мнемозина» 2009г)
  • В.В.Львов,Львова С. И.,. Русский язык. 8 класс – 2010г.
  • И.П. Васильевых/ Поурочные разработки по русскому языку  к учебнику С.И.Львовой и В.В. Львова «Русский язык. 8 класс». М.: Издательство «Мнемозина», 2011г.
  •  Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе: Кн. для учителя: Из опыта работы.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1991.
  •  Русский язык. 8  класс. Поурочные планы по учебнику С.И. Львовой, В.В. Львова – М.: Издательство «Мнемозина», 2011г.
  •  Справочные материалы по русскому языку. Приложение к учебнику –Москва» Мнемозина»-2010г. С.И. Львова, В.В. Львов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....