Рабочая программа по русскому языку 6 класс.
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему

Любовина Наталья Алексеевна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_6.docx88.41 КБ

Предварительный просмотр:

  Пояснительная записка.

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Федерального   государственного образовательного  стандарта  основного общего образования, утвержденным приказом Министра образования РФ №1897  от  17.12.2010г
  2. Примерного учебного плана для общеобразовательных учреждений Ростовской области на 2016-2017 учебный год, утверждённого 18.04.2016г №271
  3.  Примерной программы основного общего образования  по русскому языку 2004г.и  авторской программы(«Русский язык5 класс С.И. Львова, В.В.Львов, М..
  4. Положении о рабочей программе, утвержденным приказом №85 от 29.08.16 г.  МБОУ – СОШ № 6 х. Комаров.
  5. Приказа Министерства образования и науки РФ от 26.01.2016 №38 «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Целью изучения предмета «Русский язык» является развитие личности учащегося средствами предмета, а именно:

– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);

– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

-  развитие у учащихся патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

-  осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;

-  формирование у учащихся чувства языка;

-  воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

-  сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном язы

Место предмета «Русский язык» в  учебном плане.

Требования ФГОС  основного общего образования  и Примерного учебного плана для общеобразовательных учреждений Ростовской области предусматривают обязательное изучение русского языка в 6 классе и отводит на его изучение 6 часов в неделю.

В  соответствии с годовым календарным учебным графиком МБОУ СОШ №6, учебным планом МБОУ СОШ №6 х. Комаров, расписанием учебных занятий на 2016-2017г. рабочая программа  рассчитана на 202ч.,

Планируемые результаты освоения учащимися предмета

   Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,     ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Содержание программы.

           Родной язык  (3 ч.)  

Роль родного я зыка в жизни человека. Общее представление о функциональных разновидностях языка.

Орфография (18ч.)

 Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание окончаний. Употребление букв ё(е) – о после шипящих и ц. употребление ь и ъ. Слитные, раздельные и дефисные написания. Пересказ исходного текста. Работа с планом.

Синтаксис и пунктуация (30 ч.)

Синтаксис как раздел лингвистики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Основные признаки предложений: смысловая, интонационная, гpaмматическая законченность, соотнесенность с действительностью. Простое осложненное предложение. Сложное предложение и его виды: сложносочиненное и сложноподчиненное; союзное и бессоюзное. Способы передачи прямой речи. Основные разделы пунктуации: знаки препинания в конце предложения; знаки препинания внутри простого предложения: знаки препинания между частями сложного предложения; знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Текстоведение (18 ч.)

Текст и его признаки; композиция текста; простой и сложный план текста;        связь предложений в тексте; смысловая связь предложений в тексте; типы речи; повествование; рассказ; виды описания.

Имя существительное (14 ч.)

Грамматические признаки имени существительного и его употребление в речи; способы образования имён существительных;  слитное и дефисное написание сложных имён существительных;  языковые нормы; правила произношения существительных.

Имя прилагательное (18 ч.)

Основные способы образования имён прилагательных; правописание букв н -- нн в именах прилагательных, образованных от существительных; слитное и дефисное написание сложных имён прилагательных; правописание не с именами существительными и прилагательными.

Глагол (16 ч.)

Постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола; основные способы образования глаголов; глагол в словосочетании и предложении; культура речи; правильное употребление глаголов.

Деепричастие(12 ч.)

Морфологические признаки деепричастия;  деепричастный оборот;  роль деепричастия в словосочетании и предложении; образование деепричастий совершенного и несовершенного вида; правописание не с деепричастиями; правильное употребление деепричастий.

Причастие(26 ч.)

Морфологические признаки причастия. Правописание безударных окончаний причастий. Причастный оборот. Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами Понятие об обособлении. Действительные и страдательные причастия. Образование действительных и страдательных причастий Правописание суффиксов причастий. Полные и краткие формы страдательных причастий. Правописание н и нн в причастиях. Культура речи. Правильное употребление причастий.

Имя числительное (18 ч.)

Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных. Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.

Местоимение(23 ч.).

 Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимения в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений. Раздельное написание предлогов с  местоимениями. Буква н  в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами –то, -либо, -нибудь и после приставки –кое. Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.

Повторение изученного в 6 классе (6 ч.)

Календарно-тематическое планирование.

Дата

Раздел, тема

Формы контроля

Планируемые результаты.

Фак тич.

По программе

01.09

1

Родной язык (3)

Родной язык

Фронтальный опрос

Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства; в современном мире; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка

02.09

05.09

2

3

Функциональные разновидности языка.

 Речевая ситуация

Устный опрос

06.09

4

Орфография (18)

Орфография как раздел лингвистики.

Объяснительный диктант

Владеть орфографической зоркостью.

Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования.

Правильно писать слова с проверяемыми, непроверяемыми и чередующимися безударными гласными в корне. Распознавать орфограммы в приставках и правильно писать гласные и согласные в приставках, ъ и ь знаки. Правильно писать предлоги со словами. К которым они относятся, употреблять в речи предлоги-синонимы и предлоги-антонимы.

Разграничивать смешиваемые орфограммы. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи.

Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических задач.

06.09

5

Правописание корней.

Словарная работа

07.09

6

Правописание корней с чередованием

Письменная работа

08.09

7

Правописание букв ы и и в корнях после приставок

Поморфемное письмо

09.09

12.09

8 ,

 9

Правописание согласных в корнях слов.

Правописание согласных в корнях слов.

Индивидуальная работа.

13.09

10

Правописание приставок по выбору написания.

Самостоятельная работа

13.09

11

Правописание приставок при- и пре-

Словарная работа

14.09

12

Правописание некоторых приставок иноязычного происхождения

Работа в парах

15.09

13

Правописание  суффиксов.

Самостоятельная работа

16.09

14

Правописание окончаний.

Самостоятельная работа

19.09

15

Употребление букв ё (е) - о после шипящих и ц.

Распределительная словарная работа

20.09

16

Употребление ь и ъ.

Контрольное списывание.

20.09

17

Слитные, раздельные и дефисные написания.

Письмо по памяти

21.09

18

Р.р.Обучающее изложение : «Берёза»

Изложение

22.09

19

Слитное и раздельное написание не с частями речи.

Объяснительный диктант

23.09

20

Повторение по теме: «Орфография».

Тест

26.09

21

Контрольный диктант по теме «Орфография».

Диктант

27.09

22

Синтаксис и пунктуация (30)

Синтаксис как раздел лингвистики.

Устный опрос

Пони мать и доказывать отличие словосочетания от предложения.

Выделять словосочетания при анализе предложения, определять типы связи слов.

Выделять грамматическую основу предложения. Определять способы выражения подлежащего и сказуемого.

Понимать и доказывать отличие простых предложений от сложных. Охарактеризовывать предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске. Пользоваться в речи побудительными, вопросительными и восклицательными предложениями, правильно интонировать их, выделяя голосом нужные по смыслу слова.Разграничивать главные и второстепенные члены предложения. Производить синтаксический разбор предложенияОсознавать и употреблять в речи однородные члены предложения, производить пунктуационный разбор предложения. Разграничивать в предложениях обращение и подлежащее. Употреблять обращения в диалогической и монологической речи, в письмах, объявлениях.Различать вводные слова и члены предложения. Пользоваться в речи вводными словами для выражения уверенности, различных чувств, оценки, привлечения внимания.Соблюдать пунктуацию  в предложениях с водными словами.Объяснять расстановку знаков препинания в предложениях с прямой речью. Выделять в предложении прямую речь и слова автора. Различать предложения с прямой речью и диалог; оформлять диалог в письменной речи. Трансформировать предложения с прямой речью  в предложения с косвенной речьюАнализировать смысловые и синтаксические отношения в предложениях. Обосновывать выбор знаков препинания с опорой на смысловую, интонационную, грамматическую характеристику предложения.Правильно расставлять знаки препинания при однородных членах с союзным и бессоюзным соединением, с обобщающим словом .

27.09

23

Словосочетание как единица синтаксиса. Группы  словосочетаний.

Задание учеников у доски.

28.09

24

Предложение как единица синтаксиса. Виды предложений

Задание учеников у доски.

29.09

25

Члены предложения.

Индивидуальный.

30.09

26

Грамматическая основа предложения.

Сочинение-миниатюра

03.10

 

27

Грамматическая основа предложения.

Письменная работа.

04.10

28

Главные члены предложения.

Практическая работа

04.10

05.10

29

30

Второстепенные члены предложения.

Второстепенные члены предложения.

Фронтальный опрос

06.10

31

 Р.р.Сочинение-миниатюра по картине А. И. Лактионова «Письмо с фронта»

Сочинение

07.10

32

Односоставные предложения.

Работа в парах.

10.10

33

Р.р.Сжатое  изложение.

Изложение

11.10

34

Простое осложнённое предложение.

Письменная работа

11.10

35

Предложения с обобщающим словом при однородных членах.

Тестовый контроль

12.10

36

Предложения с обращением.

Письменная работа

13.10

37

Вводные слова. Предложения с вводными словами

Уплотнённый опрос

14.10

38

Предложения со сравнительным оборотом.

Письменная работа

17.10

18.10

39,

40

Сложное предложение и его виды.

Практическая работа

18.10

19.10

41

42

Простые предложения с однородными членами.

Простые предложения с однородными членами и сложносочинённые предложения  

Работа в группах

Фронтальный опрос

20.10

43

Сложноподчинённые предложения

Работа в парах

21.10

44

Предложения с прямой речью.

Сочинение-миниатюра

24.10

45

Пунктуация в предложениях с прямой речью.

Индивидуальная работа

25.10

46

Диалог. Использование в диалоге этикетных формул.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Письменная работа

25.10

47

Пунктуация как система правил.

Зачёт

26.10

48

 Повторение  по теме «Синтаксис и пунктуация».

Самостоятельная работа

27.10

49

Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация».

Диктант

28.10

50

Анализ диктанта

Тестовый контроль

07.11

51

Знаки препинания.

08.11

52

Текстоведение (18)

Текст как единое целое. Основные признаки текста.

Устный опрос

Ориентироваться в структуре текста.

Находить в тексте начало, основную и заключительную часть.

Выделять абзацы. Выделять главную и второстепенную информацию.

Находить ключевые слова и словосочетания.

Комментировать содержание текста.

Перерабатывать исходный текст в план.

Создавать и редактировать собственные тексты с учетом требований к построению связного текста.

Различать типы текста по цели и объекту речи.

Находить в текстах описания, аргументировать свой выбор. Составлять описания явлений природы, внешности и характера человека, предмета, места.Находить в целом тексте фрагменты повествования. Определять стилистические разновидности повествования. Составлять рассказы о событиях, происходящих в жизни.Находить в целом тексте фрагменты рассуждения. Составлять рассуждения: выдвигать тезис, обосновывать его, аргументировать, приводить примеры из изучаемых предметов, формулировать вывод.Определять тип текста по доминирующему типу речи.

08.11

53

Простой и сложный план текста.

Сочинение-миниатюра

09.11

54

Изложение по тексту упражнения.

Устный опрос

10.11

55

Последовательная связь предложений в тексте.

Сочинение-миниатюра

11.11

56

Параллельная связь предложений в тексте

Индивидуальна работа.

14.11

57

Сочетание разных способов связи предложений в тексте.

Сочинение

15.11

58

Смысловая связь предложений в тексте.

 Текстоведческий анализ                  

15.11

59

Лексический повтор как средство связи предложений в тексте.

Редактирование

16.11

60

Типы речи. Повествование.

Индивидуальная работа

17.11

61

Повествование с элементами описания и рассуждения.

Сочинение-миниатюра

18.11

62

Рассказ.

Уплотнённый опрос

21.11

63

Описание как тип речи.

Письмо по памяти

22.11

64

Виды описания.

Сочинение-миниатюра

22.11

65

Требования к содержанию, композиционному и речевому оформлению текста.

Письменная работа

23.11

66

Редактирование текста «Осина».

Письменная работа

24.11

67

Основные требования к содержанию и композиционному оформлению текста.

Сочинение-миниатюра

25.11

68

Подготовка к сочинению по картине В. А. Серова «Девочка с персиками».

Работа в парах

28.11

69

Р. р.Сочинение по картине В.А.Серова «Девочка с персиками»

Сочинение

29.11

70

Морфология (128) Имя существительное (14)

Морфология как раздел лингвистики. Части речи в русском языке.

Рассказ по схеме

Овладеть основными понятиями морфологии. Осознавать особенности грамматического значения слова в отличие от лексического значения.

Распознавать самостоятельные части речи и их формы; служебные части речи. Анализировать и характеризовать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи(осуществлять морфологический разбор слова); грамматические словоформы в тексте.

Правильно употреблять несклоняемые имена существительные; согласовывать имена прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными общего рода, существительными, имеющим форму множественного или только единственного числа; с несклоняемыми существительными, со сложносокращенными словами. Использовать в речи существительные с суффиксами оценочного значения; синонимичные имена существительные для связи предложений в тексте и частей текста. Употреблять существительные в соответствии с грамматическими нормами, лексическими и орфоэпическими.

29.11

71

Имя существительное как часть речи.

Индивидуальная работа

30.11

72

Грамматические признаки имени существительного и его употребление в речи.

Комплексный разбор слова

01.12

73

Способы образования имён существительных.

Устный опрос

02.12

74

Образование имён существительных путём сложения.

Работа в парах

05.12

06.12

75

76

Слитное и дефисное написание сложных имён существительных.

Словарный диктант

06.12

77

Грамматические и лексические нормы.

Письменная работа

07.12

78

Имя существительное как член предложения.

Редактирование текста

08.12

79

Роль имён существительных в словосочетании.

Индивидуальная работа

09.12

80

Стилистическая роль имён существительных.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Зачёт

12.12

81

Стилистическая роль имён существительных.

Сочинение-миниатюра

13.12

82

 Проверочная  работа по теме «Имя существительное".

Тестовый контроль

 13.12

14.12

 83

 84

Имя прилагательное (18)

Грамматические признаки и речевая роль имени прилагательного.

Устный опрос

Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени прилагательного, определять его синтаксическую роль. Распознавать качественные, относительные и притяжательные, полные и краткие имена прилагательные; приводить соответствующие примеры. Определять род, число, падеж имен прилагательных; правильно образовывать степени сравнения, краткую форму качественных имен прилагательных, анализировать составные формы сравнительной и превосходной степени, правильно произносить прилагательные в краткой форме (ставить ударение), определять синтаксическую роль  полной и краткой формы. Группировать имена прилагательные по заданным морфологическим признакам. Правильно употреблять прилагательные с существительными общего рода, с существительными, имеющими только форму множественного или только единственного числа; с несклоняемыми существительными, со сложносокращенными словами; относительные прилагательные в значении в значении качественных; варианты форм сравнительной и превосходной степени.

 Использовать в речи синонимичные имена прилагательные, имена прилагательные в роли эпитетов.

Наблюдать за особенностями использования имен прилагательных в разных стилях речи.

15.12

85

Основные способы образования имён прилагательных.

Индивидуальная работа

16.12

86

 Р.р. Подготовка к сочинению по картине Г. Мясоедова «Косцы».

Сочинение

19.12

87

  Словообразовательные гнёзда.

Работа в парах

20.12

88

Правописание  н – нн в прилагательных.

Устное высказывание

20.12

 21.12

89

90

Слитное и дефисное написание сложных имён прилагательных.

Самостоятельная работа

22.12

23.12

91

92

Правописание не с именами существительными и прилагательными.

Словарный диктант

26.12

93

 

Р.р. Подготовка к сочинению  по картине Н. А. Пластова  «Саня Маликов»

Письменная работа

27.12

94

Р.р. Сочинение по картине Н.А. Пластова «Саня Маликов»

Сочинение

27.12

95,

Анализ сочинений.

Работа в парах

09.01

10.01

96

97

Нормы употребления прилагательных.

Сочинение

10.01

98

Синтаксическая роль имени прилагательного.

Индивидуальная работа

11.01

99

Роль имён прилагательных в художественном и научном текстах.

Работа в парах

12.01

100

Выразительные возможности имени прилагательного.

Письменная работа

 13.01

 101

Глагол (16)

Морфологические признаки глагола.

Устный опрос

Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки глагола, определять его синтаксическую роль.

Распознавать инфинитив и личные формы глагола, разноспрягаемые глаголы, глаголы совершенного и несовершенного вида, переходные и непереходные глаголы, безличные глаголы; возвратные глаголы; приводить соответствующие примеры. Определять тип спряжения глаголов, соотносить личные формы глагола с инфинитивом. Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам.

  Правильно употреблять при глаголах имена существительные в косвенных падежах, согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным именем существительным среднего рода и собирательным числительным; выбирать форму глагола для выражения разной степени категоричности при выражении волеизъявления.

Использовать в речи форму настоящего и будущего времени в значении прошедшего времени, соблюдать видо-временную соотнесенность глаголов-сказуемых в связном тексте.

16.01

102

Постоянные морфологические признаки глагола

Индивидуальная работа

17.01

17.01

103

104

Непостоянные морфологические признаки глагола.

Фронтальный опрос

18.01

105

Основные способы образования глаголов.

Индивидуальная работа

19.01

106

Нормы произношения глагола.

Письменная работа

20.01

107

Нормы управления.

Индивидуальная работа

23.01

108

Лексические нормы употребления глаголов.

Сочинение-миниатюра

24.01

109

Синтаксическая роль глагола.

Фронтальный опрос

24.01

110

Морфологический разбор глагола

Индивидуальная работа

25.01

111

Р.р. Подробное изложение

Изложение

26.01

112

Роль глагола в художественном тексте.

Письменная работа

27.01

113

Роль глагола в текстах разных стилей.

Тестовый контроль

30.01

114

Разученный диктант

Диктант

31.01

115

 Р.р. Подготовка к сочинению по картине К. Е. Маковского  «Дети, бегущие от грозы».

Работа в парах

31.01

116

Р.Р Сочинение по картине К.Е. Маковского « Дети, бегущие от грозы»

Сочинение

01.02

117

Деепричастие (12)

Деепричастие как особая форма глагола.

Устный опрос

Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки деепричастия, определять его синтаксическую роль.

Распознавать грамматические признаки глагола и наречия у деепричастия; деепричастия совершенного и несовершенного вида.

Правильно употреблять предложения с деепричастным оборотом.

 Наблюдать за особенностями употребления деепричастий в текстах различных функциональных стилей и языке художественной литературы и анализировать их.

02.02

118

Морфологические признаки деепричастия. Морфемный состав деепричастий

Поморфемное письмо

03.02

119

Понятие о деепричастном обороте.

Самостоятельное списывание

06.02

120

Изобразительно-выразительные возможности деепричастных оборотов

Индивидуальная работа

07.02

121

Понятие об обособлении.

Письменная работа

07.02

122

Стилистическая роль обособленных обстоятельств

Фронтальный опрос

08.02

123

Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида.

Самостоятельное списывание

09.02

124

Морфологический разбор деепричастий

Индивидуальная работа

10.02

125

Правило написания не с деепричастиями.

Уровневая самостоятельная работа

13.02

14.02

126

127

Нормы произношения, образования и употребления деепричастий.

Нормы произношения, образования и употребления деепричастий.

Тестовый контроль

14.02

128

Контрольный диктант по теме «Деепричастие»

Диктант

15.02

129

Причастие (26)

Постоянные и непостоянные морфологические признаки причастия.

Устный опрос

Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки причастия, определять его синтаксическую роль.

Распознавать грамматические признаки глагола и прилагательного у причастия; действительные и страдательные причастия; полные и краткие формы страдательных причастий; приводить соответствующие примеры.

Правильно употреблять причастия с определяемыми словами; соблюдать видо-временную соотнесенность причастий с формой глагола-сказуемого; правильный порядок слов в предложениях с причастными оборотами и в причастном обороте.

Наблюдать за особенностями употребления причастий в различных функциональных стилях и языке художественной литературы и анализировать их.

16.02

130

Причастие как особая форма глагола. Признаки глагола и прилагательного у причастия

Письменная работа

17.02

131

Роль причастия в художественном описании

 

Сочинение-миниатюра

20.02

132

Правописание безударных окончаний причастий.

Поморфемное письмо

21.02

133

Общие и отличительные признаки причастий и деепричастий.

Распределительный диктант

21.02

134

Понятие о причастном обороте.

Работа в парах

22.02

135

Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами

Поморфемное письмо

27.02

136

Обособление определений, выраженных причастными оборотами

Устный опрос

28.02

137

Обособление определений, выраженных причастными оборотами

Сочинение-миниатюра

28.02

138

Понятие о действительных и страдательных причастиях.

Фронтальный опрос

01.02

02.03

139

140

Образование действительных и страдательных причастий.

Индивидуальная работа

03.03

06.03

141

142

Правописание суффиксов причастий.

07.03

143

Использование глагола и его особых форм в художественных текстах.

Письменная работа

07.03

09.03

144

145

Полные и краткие причастия.

Индивидуальная работа

10.03

146

Р.р. Сочинение-миниатюра  по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

Сочинение

13.03

147

Нормы употребления причастий в речи.

Словарная работа

14.03

148

Нормы произношения причастий. Грамматические нормы.

Фронтальный опрос

14.03

149

Синтаксическая роль  причастий.

Письменная работа

15.03

150

Морфологический разбор причастий

Работа в парах

16.03

151

Контрольный диктант по теме «Причастие»

Диктант

17.03

20.03

152

153

Изобразительно-выразительная роль деепричастия и причастия.

Изобразительно-выразительная роль деепричастия и причастия

Тестовый контроль

21.03

154

Р.р.Сжатое изложение: «За спасение больных»

Изложение

21.03

155

Имя числительное (18)

Имя числительное как часть речи.

Устный опрос

Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени числительного, определять синтаксическую роль имен числительных разных разрядов.

Отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества.

Распознавать количественные, порядковые, собирательные имена числительные; приводить примеры.

Правильно изменять пол падежам сложные и составные имена числительные и употреблять их в речи.

Группировать имена числительные по заданным морфологическим признакам.

Правильно употреблять числительные двое, трое и т.п., оба, обе в сочетании с именами существительными; правильно использовать имена числительные для обозначения дат, перечней и т.д. в деловой речи.

22.03

156

Общее значение числительного и употребление в речи

Сочинение-миниатюра

23.03

157

Имена числительные количественные и порядковые.

Индивидуальная работа

24.03

158

Написание ь в количественных числительных.

Фронтальный опрос

03.04

159

Правописание количественных и порядковых числительных.

Индивидуальная работа

04.04

160

Морфологический разбор числительных

Письменная работа

04.04

161

Склонение числительных от 5 до 30 и от 50 до 80.

Индивидуальная работа

05.04

162

Склонение числительных двести, триста, четыреста и оканчивающихся на  –сот.

Работа в парах

06.04

163

Склонение числительных  сорок, девяносто, сто; один, два, три, четыре.

Срезовая работа

07.04

164

Склонение собирательных числительных.

Сочинение-миниатюра

10.04

165

Склонение дробных числительных.

Индивидуальная работа

11.04

166

Склонение составных количественных числительных.

Письменная работа

11.04

167

Образование падежных форм  порядковых числительных.

Фронтальный опрос

12.04

168

Нормы произношения и изменения числительных.

Сочинение-миниатюра

13.04

169

Лексические нормы.

Тестовый контроль

14.04

170

Имя числительное в предложении.  

Сочинение-миниатюра

17.04

171

Имя числительное в тексте

Устный опрос

18.04

172

Контрольный диктант по теме «Имя числительное»

Диктант

18.04

19.04

173

174

Местоимение (23)

Местоимение как часть речи.

Устный опрос.

Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение местоимения, морфологические признаки местоимений разных разрядов, определять их синтаксическую роль.

Сопоставлять и соотносить местоимения с другими частями речи.

Распознавать личные, указательные, притяжательные, возвратное, вопросительно-относительные, определительные, отрицательные, неопределенные местоимения; приводить соответствующие примеры.

Правильно изменять по падежам местоимения разных разрядов.

Группировать местоимения по заданным морфологическим признакам.

Употреблять местоимения для связи предложений и частей текста, использовать местоимения в речи в соответствии с закрепленными в языке этическими нормами.

20.04

175

Разряд как постоянный морфологический признак местоимений.

Фронтальный опрос.

21.04

176

Склонение личных местоимений.

Работа в парах.

24.04

177

Личные местоимения как средство связи предложений в тексте.

Письменная работа.

25.04

178

Возвратное местоимение себя.

Индивидуальная работа.

25.04

26.04

179-180

Притяжательные  местоимения.

Сочинение-миниатюра.

27.04

181

Вопросительно-относительные местоимения.

Фронтальный опрос.

28.04

182

Неопределённые  местоимения.

Письменная работа.

02.05

02.05

183

184

Отрицательные  местоимения.

Отрицательные  местоимения.

Словарный диктант.

Письменная работа.

03.05

04.05

185

186

Указательные  местоимения.

Указательные  местоимения.

Индивидуальная работа

05.05

10.05

187

188

Определительные местоимения.

Определительные местоимения.

Письменная работа

Фронтальный опрос.

11.05

189

Культура речи. Правильное употребление местоимений.

Сочинение-миниатюра

12.05

190

Синтаксическая роль местоимения.

Тестовый контроль

15.05

191

Местоимение как средство связи предложений в тексте.

Сочинение-миниатюра

16.05

192

Повторение по теме «Местоимение».

Тестовый контроль

16.05

193

Контрольный диктант по теме «Местоимение».

Диктант

17.05

194

Анализ диктанта

Работа в парах

18.05

19.05

195

196

Р.р.Подготовка к сочинению по картине А.К. Саврасова « Грачи прилетели».

 Р.р. Сочинение - рассуждение  по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели». 

Сочинение

22.05

197

Повторение изученного в 6-м классе (6)

Языковые признаки слова.

Устный опрос

23.05

198

Разделы орфографии. Основной принцип русской орфографии.

Фронтальный опрос

23.05

199

Правописание Ь после шипящих.

Поморфемное письмо

24.05

200

Итоговый контрольный диктант.

Индивидуальная работа

25.05

26.05

201-202

Анализ диктанта

Слитные, дефисные и раздельные написания.

Письменная работа

Результаты освоения предмета и система их оценивания.

Аудирование. Воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию; определять и формулировать основную мысль аудируемого текста; вычленять структурные части исходного текста, составлять простой план.

Чтение. Осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания; дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста; разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план; самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста; прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности (заголовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения информации); выразительно читать художественные и научно-учебные тексты.

Говорение. Пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста — рассуждения; подробно и выборочно пересказывать повествовательные художественные тексты; сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности; строить небольшое по объему устное высказывание на заданную тему; соблюдать последовательность и связность изложения.

Письмо. Подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного текста; сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности; строить письменное высказывание на заданную тему; соблюдать последовательность и связность изложения; собирать материал к сочинению и систематизировать его; составлять сложный план и на его основе создавать текст; использовать цепную связь предложений в текстах разных стилей; употреблять синонимы, повтор слова, однокоренные слова как средство выразительности текста и связи предложений; исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции.

Текстоведение. Определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный план анализируемого текста; определять вид связи (цепная, параллельная) и средства связи предложений в тексте (местоимения, лексический повтор, синонимы, однокоренные слова и др.); устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи.

Фонетика и орфоэпия. Проводить фонетический и орфоэпический разбор слова; использовать транскрипцию; правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем; обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи.

Морфемика и словообразование. Выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах более сложной структуры); давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели; выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении словообразовательного анализа слова; различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных и глаголов; составлять словообразовательные пары и словообразовательные, цепочки слов; давать комментарии к словообразовательному гнезду, объясняя смысловую и структурную связь однокоренных слов; пользоваться словообразовательным словарем, а также словарем морфемных моделей слов.

Лексикология и фразеология. Пользоваться разными способами толкования лексического значения слова. Употреблять слова (термины, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения; толковать лексическое значение слов и фразеологизмов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово в данной речевой ситуации; пользоваться различными видами словарей (синонимов антонимов, иностранных слов, фразеологизмов, эпитетов и др.); анализировать примеры использования слов в переносном значении; проводить лексический разбор слова.

Морфология. Указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы; уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи; опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания.

Орфография. Обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов; объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразное написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем; свободно пользоваться орфографическим словарем; владеть приемом поморфемного письма.

Синтаксис и пунктуация. Составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложенной схеме; анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи); определять синтаксическую роль изученных частей речи; правильно строить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи. Правильно применять изученные пунктуационные правила; устно объяснять пунктуацию предложения, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.

Оценка устных ответов учащихся.

Оценка «5» ставится, если ученик:1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил и определений. Искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка диктантов.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется при 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибках, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 5 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил ¾ заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «2» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Оценка сочинений и изложений.

оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Содержание работы полностью соответствует теме.  Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, и 1 грамматические ошибки.

«4»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексиче5ский и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается: 2 орфографические, или 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационная ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационных ошибок, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуац             ионных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания МО

от __________2016 года № ________

Руководитель МО

__________________ Ермакова В.А.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

МБОУ СОШ №6 х. Комаров

                   ________ Гливенко Т.Н.

«____»____________     2016 года

Контрольная работа № 1 (контрольный диктант с грамматическим заданием). «Орфография»

Примечание. Урок проводится по усмотрению учителя при условии наличия резервного времени.

Цели работы: 1) проверить уровень подготовки учащихся по орфографии (умение выбирать правильное написание в морфемах, слитное или раздельное написание частицы не и предлогов с частями речи, употреблять ь); 2) выявить пробелы в усвоении орфографии с целью дальнейшей отработки соответствующих умений путём включения в упражнения необходимого дидактического материала.

Высокий уровень подготовки

Диктант

        Мы посадили в ящик с землёй молодую берёзку. В саду уже поселилась осень, на берёзах появились жёлтые пряди. Но берёза в комнате всё молодела, её листья оставались зелёными и живыми.

Октябрьской ночью пришли первые заморозки. В эту ночь я проснулся от звука пастушьего рожка. Я оделся и вышел в сад.

Ветра не было, но с деревьев падали листья. Берёзы за одну эту ночь пожелтели до самых верхушек, и листва с них сыпалась печальным дождём.

Я вернулся в комнату и посмотрел на берёзку в кадке. За ночь листья её пожелтели. Комнатная теплота не спасла берёзу. Через день она вся облетела.

                                                (По К. Паустовскому)

                                                                                (99 слов)

                        Языковой анализ текста

1. Выпишите из текста по два примера на пять-семь изученных орфограмм. Каждую пару примеров пишите с красной строки. Орфограммы объясните графически.

2. Запишите по 2-3 примера однокоренных слов к словам пожелтеть (1 вариант), теплота (2 вариант).

{ф} 3. Из второго абзаца выпишите слова, имеющие следующий морфемный состав: ¬∩^□.

{ф} 4. Проведите фонетический разбор слов листья (1 вариант) и деревья (2 вариант).

Средний уровень подготовки

Диктант

Кот и вороны

        За моим окном растёт большое ветвистое дерево. Однажды залез на него соседский кот Барсик и растянулся на толстой ветке.

        Вдруг послышалось громкое карканье. Появились две большие вороны и стали кружить над котом. Он насторожился, но с дерева не слез.

        Тогда сердитые птицы стали нападать на кота. Одна ворона налетала на Барсика и старалась столкнуть его с ветки. Вторая громко каркала и хватала кота за хвост.

        Барсик хотел отогнать птиц лапами, но скоро устал отбиваться. Спрыгнул он с дерева на землю и убежал.

        Я понял, что у ворон совсем близко были птенцы. Вот вороны их и охраняли.

                                                                                                                                                                                                (По А. Телепнёвой)

(96 слов)

                                       Грамматическое задание.

1. Выпишите из текста по одному примеру на пять изученных орфограмм. Орфограммы объясните графически.

2. Проведите фонетический разбор слов большое (1 вариант) и карканье (2 вариант).

Контрольная работа № 2. Диктант с языковым анализом текста по теме «Синтаксис и пунктуация»

Вариант 2

Диктант

        В воскресенье я проснулся рано утром и посмотрел в окно.

        Перед самым стеклом, как маленький вертолёт, висел в воздухе воробей. Вдруг он стукнулся о стекло, упал на карниз, потом опять подпрыгнул.

        Тут я увидел большую зелёную муху. Она жужжала и металась по стеклу. Воробей видел муху у самого клюва, а клюнуть не мог.

        Вот воробей разлетелся и вдруг через форточку пулей влетел в комнату. Мне стало жалко и воробья, и муху. Утро такое хорошее, а они попались.

        Я спрыгнул с кровати и распахнул окно. Летите, глупышки, по своим делам! Я выглянул в окно, и мне тоже захотелось на улицу.

                                                                (По Ю. Алешковскому)

                                                                                (99 слов)

                                Языковой анализ текста.

Задание 1. Озаглавьте текст.

Задание 2. Выпишите из текста предложение с обращением.

Задание 3. Выпишите из текста предложение, которое соответствует схеме [— =], а [— =].

Задание 4. Разберите по членам третье предложение. Составьте его схему.

Контрольная работа № 3. Зачёт по теме «Имя существительное».

Цель урока -- проверить знания и умения учащихся по теме «Имя существительное».

Проверочная работа  по теме «Имя существительное»

Высокий уровень подготовки

        

Задание 1. Спишите с доски текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания. Подберите и запишите заголовок, который отражает тему или идею этого текста.

1 вариант

     Ясная морозная ночь. Земля воздух мес_ц скованы морозом. Крупные звёзды син_ми фон_рями в_сят в лесу между ветвями. Мелкие звёзды усе_ли всё небо.

                         (По Б. Пастернаку)

2 вариант

     Утро. С гор ласко_о теч_т зап_х цветов. На листьях деревьев на стеблях трав блестит роса. Дорога кажет(?)ся мягкой как барх_т и хочется погладить её рукой.

                (По М. Горькому)

        Задание 2. Проведите морфологический разбор существительных (между) ветвями (1 вариант) и (на) стеблях (2 вариант).

        Задание 3. Выпишите из текста по одному словосочетанию, соответствующему следующим моделям: прил. + сущ. (гл. слово); глаг. (гл. слово) + сущ. (1 вариант) и сущ. (гл. слово) + сущ.; глаг. (гл. слово) + сущ. (2 вариант).

        Задание 4. Подчеркните в тексте все имена существительные как члены предложения.

        Задание 5. Объясните, какую роль играет в тексте первое предложение. Охарактеризуйте это предложение.

        Задание 6. Определите, к какому типу речи относится текст. Объясните, какова роль имён существительных в создании текста этого типа речи.

        Задание 7. Выпишите из текста художественное языковое средство, в выражении которого участвует имя существительное. Назовите это языковое средство выразительности.

Средний уровень подготовки

        Задание 1. Запишите под диктовку текст.

Лесные силачи

        Ударила первая капля дождя, и начались соревнования. Соревновались грибы: подосиновик, подберёзовик, моховик.

        Подберёзовик сумел поднять листик берёзы и улитку. Подосиновик поднял три листика осины и лягушонка. Моховик раздвинул головой мох, подлез под толстый сучок и начал его поднимать. Не смог моховик поднять сучок, только шляпку свою раздвоил.

        Победил подосиновик. Алая шапка чемпиона – награда победителю.

(56 слов)

(По Н. Сладкову)

        Задание 2. Запишите существительные подосиновик, соревнование (1 вариант) и подберёзовик, победитель (2 вариант) в составе словообразовательных пар.

        Задание 3.  Выпишите из первого предложения текста слова дождя (1 вариант) и соревнования (2 вариант) и проведите их морфологический разбор.

        Задание 4. Выпишите из предложений текста словосочетания, которые соответствуют следующим моделям (по одному для каждой модели): глаг. (гл. слово) + сущ.; сущ. (гл. слово) + сущ.; прил. + сущ. (гл. слово).

        Задание 5. Проведите синтаксический разбор предложений  Соревновались грибы: подосиновик, подберёзовик, моховик (1 вариант) и Алая шапка чемпиона – награда победителю (2 вариант).

        *Задание 6. Определите тип речи текста. Какую роль в этом тексте играют существительные?

        Примечания. 1. Если на предварительных уроках не проводилась специальная орфографическая работа со словами соревнование, чемпион, по усмотрению учителя в слабом классе эти слова могут быть выписаны на доску. 2. Задание 6 выполняется по желанию ученика и оценивается отдельно.

Самостоятельная работа по теме «Имя прилагательное»

Примечание. За выполнение самостоятельной работы выставляется две оценки: за орфографическое и пунктуационное оформление и за выполнение грамматических заданий.

Задание 1. Запишите прилагательные в составе словосочетаний прил. + сущ. (главное слово). Суффиксы прилагательных выделите.

Электронный, клеёнчатый, религиозный, магнитофонный, интеллигентный, ветеринарный.

Задание 2. Запишите прилагательные приёмом поморфемного письма.

Стремительный, пародийный, бессмысленный, сельскохозяйственный, режиссёрский.

Задание 3. Запишите прилагательные в составе словообразовательных пар и укажите способ и средство (-а) их образования.

Бессмысленный, атмосферный, питательный, коллекционный, грамматический.

Задание 4. Запишите прилагательные в составе словообразовательных цепочек, показывающих последовательность их образования.

Спасительный, антисанитарный.

 

Задание 5. Запишите прилагательные и объясните их значения путём подбора синонимов или путём толкования.

Исполинский, монотонный, знаменитый.

Самостоятельная работа

Примечание. За самостоятельную работу выставляется две оценки: за грамотное орфографическое и пунктуационное оформление записей и за выполнение грамматических и лексическо-грамматического заданий.

        Задание 1. Послушайте существительные, образуйте от них и запишите прилагательные. Выделите суффиксы, с помощью которых были образованы эти прилагательные.

        Великолепие, равнина, пунктуация, тревога, количество.

        Задание 2. Запишите существительные и прилагательные в составе словообразовательных пар. Выделите суффиксы производных слов.

        Аквалангист, промышленность, сражение, остановка, сокращение, карикатурный, подчинение, последовательность, пейзажист, воображение, произведение.

        Задание 3. Запишите слова в составе словосочетаний.

        Калейдоскоп, обстоятельство, марганцовка, христианин, справедливый.

        Задание 4. Образуйте на основе данных словосочетаний сложные слова и запишите их правильно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....