Конспект урока русского языка в 9 классе "СПП с придаточным места"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Конспект урока русского языка на тему `Сложноподчиненное предложение с придаточным места` в 9 классе.
Автор: Санакова Н.Н.
Источник: личный архив

Скачать:


Предварительный просмотр:

Садгородская основная общеобразовательная школа

Конспект открытого урока по русскому языку
в 9 классе

«Сложноподчиненное предложение  с придаточным места»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Санакова Надежда Николаевна

2007г.

 Тема урока: СПП с придаточными места.

Тип урока: комбинированный

Уровень подготовленности класса: средний

 Цели урока:

I. Образовательные: продолжить формирование системы знаний о СПП:

  1.  открыть вместе с учащимися опознавательные признаки СПП с придаточным места,
  2. повторить усвоенный ранее материал и проверить знания о СПП с придаточными обстоятельственными (сравнительными), изъяснительными, определительными;
  3. помочь ученикам понять и обосновать основные средства связи придаточного с главным в СПП с придаточными места;
  4. помочь учащимся  уяснить способы отличия СПП с придаточным места от придаточных определительных и изъяснительных.

II. Воспитательные: развивать военно-патриотические и эстетические коммуникативные компетенции, расширять  представления школьников о познавательных возможностях видеть различное во внешне похожем.

  1. Развивающие:
  1. совершенствовать умения давать синтаксическую характеристику СПП по схеме,
  2. формировать умение классифицировать СПП с придаточным места по средствам связи главного с придаточным;
  3. закрепить навык строить СПП по данному началу (заданной модели);
  1. учить интонировать СПП с придаточными места.
  1. Общепредметные и межпредметные:
  1. совершенствовать умение воспринимать новую информацию в обобщённом виде;
  2. развивать умение самостоятельно анализировать учебный материал;
  3. совершенствовать слушание как вид речевой деятельности,
  4. совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворного текста,
  5. развивать умения погружаться в контекст художественного произведения(стихотворного текста в данном случае) с целью нахождения информации по русскому языку.

Оборудование: 

(средства обучения и воспитания):

карточки с дидактическим материалом, выставка стихов местных поэтов, портрет А.С. Пушкина, рисунки о ВОВ учащихся, опорный конспект «СПП», таблицы с буквенно-графическими схемами СПП.

Педагогические технологии:

технология полного усвоения, технология критического мышления, личностно-ориентированного подхода, здоровьесберегающая, частная технология (инновационная - авторская – использование стихов собственного сочинения как ресурса образовательной среды с целью лучшего усвоения материала учащимися и связи с жизнью),   Общедидактические:

  1. Доступности: (опора на знания об опознавательных признаках СПП, СПП с придаточными определительными, изъяснительными, сравнительными и союзных слов).
  2. Активности и сознательности учащихся в обучении (использование метода самостоятельного анализа для объяснения нового материала).
  3. Наглядности (опора на обобщённые буквенно-графические схемы СПП с придаточными определительными и места).
  1. Связи теории с практикой (обучение умению строить СПП с придаточными места).

Общеметодические:

  1. Структурно - семантический (сопоставление структуры и семантики СПП с придаточными места);
  2. Функциональный принцип (роль СПП с придаточными места в тексте);
  3. Внутриуровневый (сопоставление с СПП с определительными и изъяснительными придаточными) и межуровневых (морфологические средства связи главного с придаточным) связей.

Частнометодические:

  1. Опоры на синтаксические модели (на обобщённые схемы СПП);
  2. Интонационный (обучение интонированию СПП);
  3. Морфолого - синтаксический (сопоставление синтаксических средств связи главного с придаточным и их морфологического выражения).

Методы объяснения

1. Самостоятельный анализ (опорного конспекта и обобщающих схем) Методы формирования и контроля знаний

  1. Монологическое высказывание(по опорному конспекту, обобщённым схемам СПП с предварительным их воспроизведением по памяти на доске).
  2. Постановка вопросов:

- фронтальный опрос(во время проверки д/з, объяснения нового материала,

                    методическая обработка упражнений, итоги урока);

                    - взаимоопрос  (во время запоминания новой информации}

       Методы совершенствования и контроля умений:

  1. Графический диктант.
  2. Частичный синтаксический анализ предложений в стихотворном и прозаических текстах.

 Методы формирования умений:

  1. Нахождение главного в сочетании с частичным языковым анализом.
  2. Выборочно-распределительный диктант в сочетании с буквенно-цифровым.
  3. Конструирование предложений по данному началу в сочетании с языковым анализом.
  4. План урока
  1. Оргмомент.-1мин.
  2. Лирическая минутка - 3 мин.
  3. Проверка домашнего задания, повторение изученного - 8 мин.
  4. Объяснение нового - 10 мин.
  5. Формирование компетенций, закрепление - 15 мин.
  6. Постановка домашнего задания-2 мин.
  7. Итоги урока - 1 мин.

 

Содержание урока

  1. Организационный момент. Краткое вступительное слово учителя о предстоящей работе: - Здравствуйте, ребята! Мы всегда рады видеть друг друга и готовы к творческой совместной работе. Акцентирую ваше внимание на том, что в школе идёт Неделя русского языка на военно-патриотическую тему, поэтому начнём урок с лирической минутки.
  2. Лирическая минутка 
  3. Слайд – презентация о ВОВ, на фоне которого чтение стихов.(Чтение учащимися стихотворения учителя Н.Н. Санаковой о ВОВ (см. Приложение .)) Далее учитель продолжает:

- На предыдущих уроках мы знакомились с местными поэтами нашего края. Сегодня вы приготовили стихотворение моего сочинения. Скажите, почему, чем оно затронуло вас? (Воспитательный момент)

- И еще просьба. Обратите внимание, есть ли в тексте стихотворения СПП, с придаточными, уже изученными нами?

 (Дети находят СПП с придаточными в моем стихотворении, объясняют их вид) Учитель: Хорошо, так с этого мы и продолжим урок, переходя к нашей теме. Напомните, чем мы занимались на предыдущих уроках?

                   - Верно, вот уже несколько уроков мы путешествуем по

маршруту «Сложное предложение», постигая его премудрости. Мне очень приятно, что вы находите такие предложения даже в стихотворных текстах, давайте повторим, что мы узнали о СП, о СПП с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными. Поработать над этим у доски пойдут учащиеся.

  1. Проверка домашнего задания

Проверка факта знания и степени понимания изученного материала о СПП:

  1. На доске необходимо воспроизвести по памяти две опорные схемы: СПП и СПП с придаточными определительными, изъяснительными и обстоятельственными - с примерами из домашней работы (упр. 70, стр. 34, вызываются двое учеников), подготовиться к рассказу по тексту ( 70 упр.), по составленному плану ответа (индивидуальные д/задания).А также схемы предложений из стихотворного текста, только что прослушанного во время лирической минутки.
  2. Письменную часть домашнего задания проверим по цепочке (учащиеся сами называют того, кто будет продолжать проверку, учитель вызывает первого). Предложение не читаете, а только указываете в нём слово, при помощи которого главное связывается с придаточным, определяете, каким членом предложения оно является, к какой части речи принадлежит.

Итоги проверки:

Назовите опознавательные признаки союзных слов.

  1. Качество воспроизведения первой и второй схем проверят (вызываются к доске 2 ученика), а мы слушаем рассказ по составленному плану (упр.70)

План ответа ученика

- В какой дом и с какой целью спешили пешеходы 6 июня 1943 года?

- Как в это время выглядела улица и почему?

Опишите комнату А.С. Пушкина. Какой вы её представляете? Подтвердите,

опираясь на ключевые слова.

- Что происходило в квартире поэта?

Найдите предложения, в которых говорилось о силе чувств людей, находящихся здесь.

Как называет их (этих людей) автор и почему? Сделайте вывод из всего сказанного.

  1. Обобщение учителя, выводы о роли русской поэзии для народа в годы Великой Отечественной войны. Обращение к портрету А.С. Пушкина по ходу рассказа ученика, к рисункам учащихся на стенде, разговор в продолжение данной темы.

Самостоятельная работа (параллельно с проверкой д/задания) на (переносных досках или на первых партах) 4 уч-ся, 3 из которых (из 1 и 2 группы) по карточкам, один (из 3 группы работает с толковым словарем).

1 ученик

2 ученик

3 ученик

4 ученик

Задание:

Задание:

Задание: 

Сравнить

Задание:

Обозначить

Построить схемы

СПП- с

Выписать из

главное и

предложений.

придаточным

толкового словаря

придаточное

определительным,

лексическое

предложения,

изъяснительным и

значение слова

выделить союзы,

места. В чём

«канонада»,

расставить знаки

сходство и

составить с ним

препинания.

различие?

словосочетание и

Устно, пользуясь

СПП.

опорным

конспектом,

объяснить

проделанную

работу.

V. Объяснение нового материала

Организация восприятия темы.

- Пока мы проверяли д/задания у доски, работали с текстом, группа ребят осваивали новый материал. Сейчас они объяснят его всем. Будьте предельно внимательны.

(Учащимися на примерах своих работ по карточкам объясняют новый материал). Вопросы к классу:

  1. В чём заключается главная отличительная особенность СПП с придаточными определительными, изъяснительными?
  2. Какой общий опознавательный признак имеют СПП с придаточными обстоятельственными?

Осознание сути нового материала:

Рассмотрите схему СПП, изображённую на доске, перенесите её в тетрадь. Что вы можете сказать о СПП, которые объединены такой схемой? (Ученики, работающие с карточками №1,№2,№3 приводят примеры.)

Запоминание и воспроизведение новой информации:

Опираясь на схему и ключевые слова, расскажите друг другу об опознавательных признаках СПП с придаточными места.

Устное проговаривание нового материала по плану (план-памятка имеется у каждого ученика на парте):

  1. На какие вопросы отвечают придаточные места.
  2. Какими союзными словами прикрепляются к главному предложению.
  3. Есть ли указательные слова и в каком предложении (главном или придаточном) они находятся.
  4. В каком месте (начало, конец, середина предложения) может находиться придаточное.
  1. В чём сходство и различие с придаточным определительным и изъяснительным.

VI. Формирование знаний и умений

Обучение умению применять полученные сведения на практике:

Цель: Мы с вами выяснили опознавательные признаки СПП с придаточными

места, рассмотрели возможности их модели на примерах. Основная наша

задача - учиться видеть среди других СПП предложения с придаточными

места.

  1. Работа с книгой. Откройте учебники на стр.36, найдите упражнение 75, 76(1,3,6). Будем учиться доказывать принадлежность сложного предложения к группе СПП с придаточными места. Запишите первое предложение в тетрадь (учитель читает предложение, чертит на доске его схему, даёт образец синтаксической характеристики СПП с придаточными места; последующие предложения читают учащиеся, чертят на доске и в тетрадях схемы, не записывая предложения ,и дают их синтаксические характеристики.
  2. Творческая работа : дописать предложение так, чтобы получилось два с разными придаточными - определительным и места.

Все бросились к ...

А) тому месту, где приземлился самолёт.

 Б) туда, где приземлился самолёт.

3. 3адание№3. Составьте и запишите три сложноподчинённых предложения с придаточными места, определительным и изъяснительным, используя союзное слово «где».

VII. Пояснение домашнего задания (разноуровневые)

  1. Для первой и второй группы:

Составить кластер на тему СПП с придаточными определительными, изъяснительными и обстоятельственными места, опираясь на полученные знания.

Для третьей группы (слабо подготовленной):

Заполните таблицу, опираясь на полученные знания (каждому раздаётся лист с таблицей)

Придаточные определительные

Придаточные изъяснительные

Придаточные(обстоятельственные) места

Распространяют член предложения, выраженный существительным

Союзные слова могут быть заменены с.с. который

Союзным словам в главной части предложения соответствует указательное местоимение тот.

Указательные слова там, туда, оттуда к сказуемому, требующему изъяснения, поставить нельзя

Отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?

Отвечают на падежные вопросы

  1. Письменно ответить на вопросы, используя в своём ответе СПП с придаточными места:

Где вы любите отдыхать летом? Где вы любите гулять? Куда бы вы хотели поехать?

Куда вы собираетесь поступать по окончании школы?

  1. По учебнику: стр.30-31 -повторить.
  1. Итоги урока:

Выясним, как вы усвоили новый материал.

1.  Каким является придаточное в СПП Нет истины, где нет любви. Обоснуйте свой ответ.

  1. Объявление оценок.

- Спасибо за работу. Урок окончен. До встречи.

                                                Использованная литература

1. Московкина Р.А. Изучение сложного предложения в школе. М.. Просвещение, 1981г.-c.l - 1-29, 63-67.

2. Скоркина Н.М. Русский язык. 9 класс (поурочное планирование по учебнику с.Т. Бархударова, С.Е. Крючкова), Волгоград, 2002г.

3.Широковская Т.А., Широковский Ю.С. Уроки русского языка:9 кл. - М., Просвещение, 1989. - с.44-48.

4. Учебник русский язык для 9 класса. Авторы: С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко., М., Просвещение, 2005г.

     


Приложение.

На Мамаевом кургане

Тишина. Тишина.

    Каждый камень молчит.

       Только сердце стучит.

             Гулко сердце стучит.

         Замирает дыхание.

                             В горле – комок.

                                    Невесомы шаги

                                       У немеющих ног.

Как представить, что рядом гудела земля

            И от взрыва гранаты дробились тела?

 Как почувствовать боль миллионов солдат,

             Что под кленами этими тихо лежат?

 Как щекою прижаться к отцовской щеке?

            Как обнять сыновей (Боль стучится в виске),

 Если все они здесь, под курганом лежат

            И поэтому губы безмолвно дрожат…

 Тишина.

                   Тишина.

                        Но величие сна

                         Ощущаем

                               Мы,

                                  Гордо

                                       Молчанье

                                               храня.

 (© Copyright: Надежда Санакова, 2011

(Свидетельство о публикации №11102050356))



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка в 9 классе "Придаточные предложения следствия"

Данный урок по учебнику «Русский язык. 9 класс» МС.Г.Бархударова, С.Е.Крючкова, Л.Ю.Максимова и др. в разделе курса «Синтаксис. Пунктуация» входит в тему «Сложнопо...

Конспект урока русского языка "Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным"

Цель:Обучающие:познакомить учащихся с  сложноподчиненным предложением с придаточным изъяснительным учиться находить сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным:определить к че...

Урок русского языка "Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными места" (9 класс)

Это урок изучения нового материала по теме СПП с придаточными обстоятельственными места разработан в соответствии с программой и учебником С. И. Львовой....

Конспект урока русского языка "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным"

Методическая разработка урока "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным" , 9 класс....

Конспект урока русского языка "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными", 9 класс

Конспект урока русского языка "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными", 9 класс...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: «Сложноподчиненные предложения с придаточными места»

Данный урок является уроком открытия новых знаний.  Структура урока соответствует его типу....

Конспект урока русского языка "Сложноподчиненные предложения с придаточными места", 9 класс

Конспект урока русского языка "Сложноподчиненные предложения с придаточными места", 9 класс...