Методические разработки
план-конспект урока (9 класс) по теме

Кожемякина Людмила Николаевна

Русский язык

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык. 9 класс

Международное значение русского языка

 

Мировой русский язык

 

Добрый день! Сегодня у нас с вами первый урок по русскому языку в 9-м классе. Поэтому, естественное, нам сначала нужно поговорить о том, что же такое русский язык, в чём его значение, в чём его международное значение, и почему русский язык называют мировой язык. Именно об этом обо всём у нас пойдёт речь. В процессе моего рассказа постарайтесь составить план для того, чтобы после воспроизвести ту информацию, которую я буду до вас доносить. И естественно напоминаю о том, что же такое план. План – это краткий перечень тех основных положений, основных мыслей, о которых я буду вам рассказывать. Итак, русский язык – это национальный язык русского народа. Это язык науки и культуры. И естественно столетиями мастера слова - Пушкин, Лермонтов, Чехов, Толстой, Тургенев и многие другие создавали этот самый русский язык, нормы русского языка и занимались его развитием. Учёные-филологи тоже занимались развитием русского языка, такие как Буслаев, Виноградов, Щерба, они доводили русский язык до тонкостей, они его исследовали, они создавали грамматику, они создавали словари и, естественно, образцовые тексты. В 1934 году Алексей Толстой сказал: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время, и оно не за горами, когда русский язык станут изучать по всем меридианам земного шара.

Что же такое «мировой язык»? Мировыми языками называются некоторые наиболее распространённые языки, употребляемые между собой представителями разных народов, за пределами территорий, населённых людьми, для которых они изначально родные языки. Эта информация из «Энциклопедического словаря юного филолога». В определении состава мировых языков учитывается ряд факторов. Во-первых, это число говорящих на этом языке, как в стране, где живут носители языка, так и за его пределами. Во-вторых, это авторитет: это роль страны этого языка в истории и современности. В-третьих, это сформированность национального языка, который должен обладать большой письменной традицией, не только устной, но и письменной традицией. В-четвёртых, это установившиеся нормы, хорошо исследованные и описанные в грамматиках, в словарях, в учебниках различных. То есть слишком много факторов для того, чтобы назвать язык мировым. Так вот у русского языка как раз все эти факторы присутствуют. Мы сейчас с вами в этом разберёмся.

В расстановке слов, в их значении, в их смысле, в смысле соединения слов между собой заложена та информация о мире и людях, которая приобщает нас к духовному богатству. И это всё создано многими поколениями наших с вами предков. Константин Дмитриевич Ушинский писал, что каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отразилась бы в слове природа страны и история народа. История языка по убеждению другого известного вам товарища Вильгельма Кюхельбекера, истории я русского языка раскроет характер народа, говорящего на нём. Именно поэтому все средства языка, естественно, помогают наиболее точно, ясно и образно выражать самые сложные мысли и самые сложные чувства людей, и, естественно, всё многообразие окружающего мира. Национальный язык включает в себя не только нормированной литературный язык, но и различные народные диалекты, просторечные формы языка, профессионализмы. Образование и развитие национального языка – это достаточно длительный и сложный процесс. А история русского национального языка начинается с 17-го века, когда окончательно сложилась русская нация. Дальнейшее развитие русского языка непосредственно связано с развитием истории и культуры русского народа.

Русский национальный язык сложился на основе говоров Москвы и её окрестностей, а литературный язык составляет основу национального языка. И обязан, естественно, сохранять внутреннее единство при различии используемых выражений.

Нормы русского языка– это общепринятое употребление языковых средств, правил, которые определяют образцовое использование языковых средств. Создателем русского литературного языка является Александр Сергеевич Пушкин, который соединил литературный русский язык предшествующих эпох с общенародным разговорным русским языком. Язык пушкинской эпохи в своей основе сохранился до наших дней, литературный язык объединяет живущие поколения, люди понимают друг друга, так как используют один и тот же письменный, например, язык. И, естественно, литературный язык, вы должны были уже это понять, реализуется, существует в двух разновидностях: устной и письменной форме.

Основные достоинства русского национального языка это то, что русский национальный язык воплощается в русской художественной культуре. Особенность русского национального языка в том, что он является государственным языком в России и служит средством межнационального общений народов Российской Федерации. Мировой язык охватывает международные сферы, причём большие сферы: это дипломатические, это мировая торговля, это туризм. Естественно на этих мировых языках общаются учёные разных стран, изучаются эти мировые языки в качестве иностранных, то есть обязательных как предмет в школах, вузах, причём такие мировые языки изучаются как обязательные, как иностранные в большинстве стран мира. Также мировые языки являются рабочими языками Организации Объединённых Наций. В законе «О языках» определены основные функции русского языка как государственного, где он может функционировать: в высших органах государственной власти и управления, при опубликовании законов и других правовых актов республик в составе Российской Федерации, при проведении выборов, в деятельности государственных органов, в официальной переписке и делопроизводстве, во всероссийских средствах массовой информации. Естественно, вы видите, что такой объём применения русского языка делает его поистине мировым языком.

Но это ещё не всё. Проведённые исследования в российских республиках и ряде стран СНГ свидетельствуют о признании того факта, что на современном этапе решить проблему межнационального общения без русского языка становится довольно-таки затруднительно. Играя роль посредника между всеми языками народов России, русский язык помогает решать задачи политического, экономического, культурного развития страны.

В международных отношениях государства используются мировые языки и юридически провозглашены Организацией Объединённых Наций в качестве официальных рабочих языков несколько. Такими языками являются: английский, французский, русский, испанский, китайский и арабский. На любом из этих шести языков могут быть осуществлены международные политические, хозяйственные, научные, культурные контакты, проводиться различные международные встречи, форумы, совещания, ведётся переписка, делопроизводство в масштабах ООН и СНГ.

Мировое значение русского языка обусловлено, естественно, и богатством и выразительностью его лексики, звукового строя, словообразования, синтаксиса и многого другого. А в целях обобщения распространения опыта преподавания русского языка за рубежом, в 1967 году в Париже была создана Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы – МАПРЯЛ, так сокращённо это называется. По инициативе как раз этой организации проводятся олимпиады по русскому языку среди школьников всего мира.

Философ Иван Александрович Ильин, выступая на Пушкинском юбилее в 1937 году, так сказал о русском языке: «Иещё один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нём вся она – наша Россия, в нём все дары её: и ширь неограниченных возможностей, и богатство звуков и слов, и форм, и стихийность, и чёткость, и простота, и размах, и парение, и мечтательность, и сила, и ясность, и красота. Всё доступно нашему языку. Он властен всё выразить, изобразить и передать. В нём гудение далёких колоколов и серебро ближних колокольчиков, в нём ласковые шорохи и хрусты, в нём травяные шелесты и вздохи, в нём клёкот и свист, щебет птичий, в нём громы небесные, рыки звериные, и вихри зыбкие и плески чуть слышные. В нём вся поющая русская душа: эхо мира, и стон человеческий, и зерцало божественных видений... Это язык острой, режущей мысли. Язык трепетно рождающегося предчувствия. Язык волевых решений и свершений. Язык парения и пророчества. Язык неуловимых прозрачностей и вечных глаголов. Это язык зрелого самобытного национального характера. И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую зовет его — его язык...»

Ну подведём итог. Итак, причина популярности русского языка в мире – это, во-первых, богатство русского языка и созданных на нём художественной литературы. Во-вторых это язык науки, источник общественных знаний, и в-третьих, это один из родственных славянских языков, при помощи которых люди могут общаться и чувствуют себя достаточно свободно. Ну а теперь попробуем записать с вами несколько предложений, в которых авторы попытались донести до читателей ту самую гордость за русский язык, на котором они общались.

Итак, первое предложение: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи». Итак, что у нас получается: в этом предложении на что мы обращаем внимание? «Дивишься драгоценности нашего языка». Дальше что мы делаем? Мы раскрываем основную мысль, почему мы дивимся? Потому что «что ни звук, то и подарок», а теперь дальше – между двумя этими предложениями что мы ставим? Двоеточие, потому что мы раскрываем – а именно чему дивимся. Следующее: после слова «подарок» у нас тоже идёт пояснение основной мысли - какой подарок, почему это подарок? Потому что «все зернисто, крупно, как сам жемчуг и иное названье еще драгоценней самой вещи». Поэтому у нас что получается? Получается, что здесь тоже должно ставиться двоеточие. Не забываем о том, что здесь есть вводное слово «право», есть сравнительный оборот: «как сам жемчуг», поэтому мы это тоже должны будем выделить с двух сторон запятыми.

И второе предложение: «В нём ( в русском языке) все тона и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может живой, как жизнь, обогащаться ежеминутно». Все эти предложения, все эти слова сказал Николай Васильевич Гоголь, который очень ценил русский язык.

Обратимся ещё раз к этому предложению. Что у нас здесь есть? У нас есть несколько смысловых отрезков, поэтому после слова «мягких» мы поставим точку с запятой, у нас здесь есть сравнительный оборот «как жизнь», поэтому он тоже будет выделен запятыми. Попробуем выполнить несколько заданий по этим предложениям.

Подберите, пожалуйста, синоним к слову «дивишься». Ну я думаю, вы с лёгкостью можете найти такие слова, как поражаешься, удивляешься. «Дивишься» - это такая более устаревшая форма.

Попробуйте найти, это будет в качестве домашнего задания, значение слова «язык» и определить, что же это такое: многозначное слово или всё-таки оно однозначное. Я думаю, вы сможете с лёгкостью выполнить это задание, и, естественно, даже сейчас, не заглядывая в словарь, вы сможете сказать, что слово «язык» - это многозначное. Почему это слово «язык» мы называем многозначным можем доказать это всё при составлении нескольких предложений с разными функциями этого слова. Это будет у вас домашнее задание.

Ну и, естественно, вы знаете много средств выразительности русского языка, это метафоры, эпитеты, гиперболы, сравнения и так далее. Попробуйте подобрать примеры из художественной литературы для того, чтобы проиллюстрировать эти средства выразительности и показать, насколько действительно богат наш русский язык и почему действительно наш русский язык имеет такое большое международное значение, и почему же всё-таки мы его называем «мировой язык».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...