Рабочая программа по русскому языку 8 класс
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Рабочая программа по русскому языку в 8 классе по УМК В.В.Бабайцевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рабочая по русскому языку60.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

        «Основная общеобразовательная школа с. Нарышкино»

                                                Чаплыгинского муниципального района  Липецкой области.

Рассмотрено

На заседании педагогического совета

Протокол №_1_от        

«23 » августа 2016г.          

Утверждаю.

Директор МБОУ ООШ

с.Нарышкино

 ___________Филатова Т.М.                 

Приказ № 25

от  «23 » августа  2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

8 КЛАСС.

Разработана Ивченко Еленой Викторовной, учителем русского языка и литературы

первой квалификационной  категории.

Рассмотрена на заседании педагогического совета.

Протокол №   1       от « 23 »  августа 2016 года.

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

  1. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы с учетом  особенностей региона,  муниципального образования, образовательного учреждения.

Русский язык является важнейшей частью национальной культуры русского народа. Как учебная дисциплина он имеет первостепенное значение, т.к. является не только предметом изучения, но и важнейшим средством познания других наук, средством интеллектуального, духовного, эстетического развития учащихся. 

Основные цели преподавания русского языка в общеобразовательных учреждениях РФ состоят в следующем: формирование у учащихся на базе усвоения ими определённой системы знаний о языке, умений и навыков полноценной, грамотно (в широком значении этого слова) пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике, воспитание бережного отношения к языку, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.

Эти цели обуславливают следующие задачи:

 - дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;

- развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.

  1. Сведения о программе (примерной или авторской), на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания (в случае разработки рабочей программы на основании примерной или авторской).

 Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 г); Примерной программы основного общего образования по русскому языку; Программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов (Бабайцева В.В., Еремеева А.П. и др.  Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 классы. Составитель Л.М.Рыбченкова. Издательство «Дрофа», 2008. - с.63-110).

3. Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы.

Данная программа позволяет достичь следующих целей:

  • формирование учащихся языковой интуиции;
  • приобретение и систематизация знаний о родном языке;
  • овладение функциональной грамотностью;
  • расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся;
  • овладение навыками и умение понимания и анализа текстов различных видов;
  • овладение орфографией и пунктуацией;
  • формирование через знания о русском языке как науке, о методах этой науки о выдающихся учёных-лингвистах;
  • формирование знаний об истории языка и его месте среди других языков мира

и решить поставленные задачи. Соответствует государственным образовательным стандартам, обязательному минимуму содержания образования по русскому языку; требованиям, предъявляемым к уровню подготовки учащихся по русскому языку.

 5. Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование.

Некоторые изменения понятийно-терминологической системы обусловлены усилением практической направленности обучения русскому языку. Так, раздел, в котором изучается состав слова, назван «Морфемика», поскольку из трех видов анализа состава слова (морфемного, словообразовательного и этимологического) основным для нужд школьной практики является морфемный (разбор слова по составу), обеспечивающий умение членить слова на морфемы (приставки, корни, суффиксы, окончания).

Самое общее понятие о словообразовательном разборе и основные способы образования слов освещаются в этом разделе, а словообразование частей речи — в соответствующих разделах, при изучении которых формируются и совершенствуются умения и навыки морфемного и словообразовательного анализа.

Умение видеть строение слова — основа для формирования орфографических навыков, так как основной принцип русской орфографии требует умения быстро выделять морфемы, независимо от того, сохраняют они или не сохраняют продуктивность в современной системе языка.

Введено понятие сочинительного словосочетания. Умение задавать вопрос к зависимому слову в подчинительном словосочетании готовит к изучению членов предложения и придаточных предложений, умение выделять в предложении сочинительные словосочетания — к изучению однородных членов предложения и сложносочиненных предложений и т. д. Умение видеть строение предложения — основное условие формирования пунктуационных и некоторых орфографических навыков.

Введено понятие многозначных членов предложения. Они сочетают смысловые и грамматические признаки разных членов предложения.

6. Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с федеральными государственными образовательными  стандартами.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания мира русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов. В процессе обучения русскому языку в 5 – 9 классах учащиеся должны приобрести в рамках программы умения и навыки анализа (разбора) языкового материала, орфографические и пунктуационные навыки, умения и навыки связной речи, а также овладеть нормами литературного языка.

Программа содержит в основном традиционные для школы разделы и понятия, поэтому в процессе преподавания русского языка по учебному комплексу могут быть использованы различные дидактические материалы.

В основе программы и комплекса в целом – линейный принцип подачи материала, однако программой выделяются вводный курс и основной (систематический) курс. Изучение сопровождается формированием орфографических и пунктуационных навыков.

  1. Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком), в том числе количестве часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований и др.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования. .       Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения учебного предмета «Русский язык»   в 8-м классе предусматривает 102 часов при регулярности 4 часа в неделю (34 учебные недели).

      Количество часов 102 ч) распределено следующим образом:

*изучение материала   -98 ч

*контрольные работы –38 ч

  1. Формы организации образовательного процесса.

-    фронтальные;

-     индивидуальные;

-     групповые;

-     индивидуально-групповые;

-      практикумы.


9. Технологии обучения, используемые для изучения курса.

Обучение по данной программе ведется с использованием элементов технологии индивидуализированного обучения, здоровьесберегающих технологий, а также  теории активизации познавательной деятельности школьника, педагогики сотрудничества, технологии дифференцированного обучения, концепции поэтапного формирования умственных действий , работ по личностно-ориентированному обучению.

10. Механизмы формирования  ключевых компетенций учащихся.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации над предметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения и ключевые компетенции:

          - коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);

       - интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);

          - информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);

          - организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

11. Виды и формы контроля.

Проводится контроль выработанных знаний, умений и навыков: входной (тестирование, диктант с грамматическим заданием),промежуточный,  итоговый. Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением контрольной работы.

Формы контроля (текущего и итогового):

диктанты (словарный, объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, творческий, с дополнительными заданиями, цифровой, знаковый ит.п.), тест, комплексный анализ текста, сочинение по плану, по опорным словам и др.; устное сообщение на лингвистическую тему, устный опрос, тестирование, самостоятельная работа, игровые формы(лото, эстафета, 3-й лишний).

12. Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года (ступени) в соответствии с требованиями, установленным федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой образовательного учреждения.

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

• роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

• особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

• основные единицы языка, их признаки;

• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

• читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);

• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

• владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

• соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

• использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

13. Информация об используемом учебнике.

      Программа реализуется в адресованном учащимся учебном комплексе: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь».

В учебнике «Русский язык. Теория» излагаются сведения о языке, предназначенные для изучения в 5—9 классах. В течение пяти лет обучения книга остается в пользовании ученика.

Основной принцип, определяющий содержание книги, — системное изложение теории, что для формирования практических умений и навыков является более прочной базой, чем раздробленные сведения из разных разделов науки о языке. Данный тип учебника выполняет как учебную, так и справочную функцию. Он используется не только при изучении нового материала, но и при повторении, при подготовке к зачетным работам, к экзаменам и т. д. Такой тип учебника способствует формированию у учащихся познавательной самостоятельности, умений работать с учебной литературой, пользоваться разными видами чтения.

Книга «Русский язык. Практика» (для каждого класса) обеспечивает усвоение учащимися знаний о языке, способов оперирования ими, формирование и совершенствование умений правильно и целесообразно пользоваться ресурсами родного языка в устной и письменной форме.

Важное значение, наряду с упражнениями, предполагающими репродуктивную деятельность, придается задачам, вызывающим активизацию познавательной деятельности учащихся, развивающим мышление, формирующим интерес к изучению родного языка и совершенствованию речи.

Третий компонент учебного комплекса — «Русская речь» (для каждого класса) предлагает систему работы по развитию связной речи: задачи и упражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речи учащихся, повышению культуры речевого общения.

Все компоненты учебного комплекса тесно связаны между собой (представляют единый учебник в трех частях) и в совокупности способствуют решению задач обучения русскому языку в школе.

Разделы программы имеют две рубрики: в первой определяется круг теоретических сведений и правил (орфографические и пунктуационные правила обозначены в программе вертикальной линией), во второй перечисляются соответствующие умения и навыки, которые должны быть сформированы на данной теоретической основе.

                                                                                 

Содержание рабочей программы

Повторение изученного в 5-7 классах.

Синтаксис.

Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии.

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи.

Словосочетание. Основные признаки словосочетания; смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова в словосочетании. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные. Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Нормы сочетания слов и их нарушения в речи. Выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного.

Предложение. Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц.

Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные. Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные. Интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений.

Предложения утвердительные и отрицательные.

Синтаксическая структура предложения. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные.

Простое предложение. Синтаксическая структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное сказуемое, способы их выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого.

Второстепенные члены предложения: определение (согласованное, несогласованное; приложение как разновидность определения), дополнение (прямое и косвенное), обстоятельство (их виды). Способы выражения второстепенных членов предложения. Трудные случаи согласования определений с определяемым словом.

Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные. Их структурные и смысловые особенности. Вопрос об обобщенно-личных предложениях. Наблюдение за особенностями употребления односоставных предложений в устной и письменной речи. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.

Предложения распространенные и нераспространенные. Предложения полные и неполные. Наблюдение за употреблением неполных предложений в устных и письменных текстах.

Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений. Употребление сказуемого при однородных подлежащих. Нормы сочетания однородных членов.

Предложения с обособленными членами. Обособленное определение и приложение. Обособленное обстоятельство. Правильное построение предложений с причастным и деепричастным оборотами. Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловые и интонационные особенности. Наблюдение над употреблением предложений с обособленными членами в устных и письменных текстах.

Обращение, его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле.

Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). Группы вводных конструкций по значению. Синонимия вводных конструкций. Использование вводных слов как средства связи предложений и смысловых частей текста. Наблюдение за использованием вводных конструкций в устных и письменных текстах.

Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций.

Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Использование разных способов цитирования в собственных речевых высказываниях.

Текст. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.

Соблюдение основных синтаксических норм русского литературного языка в собственной речи.

Синтаксическая синонимия. Стилистические различия между синтаксическими синонимами.

Основные выразительные средства синтаксиса. Использование различных синтаксических конструкций как средства усиления выразительности речи (восклицательные предложения, обращения, предложения с однородными членами и т. д.).

Пунктуация как система правил правописания предложений. Основные принципы русской пунктуации. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания. Вариативность постановки знаков препинания. Авторское употребление знаков препинания.

Знаки препинания в конце предложения.

Знаки препинания в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении и др.).

Знаки препинания в предложениях с однородными членами и обособленными членами предложения; в предложениях со словами, грамматически не связанными с членами предложения.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Сочетание знаков препинания. Вариативность в использовании пунктуационных знаков.

Учебно-тематический план.

№ п/п

Наименование разделов, тем

Всего часов

В том числе на:

Урки

Тестовые работы

Контрольные работы (зачеты, сочинения и т. д.)

1.

Вводный урок о русском языке

2

1

2.

Повторение изученного 5-7кл.

8

7

4

3.

Введение. Синтаксис и пунктуация

1

2

4.

Словосочетание

4

4

1

1

5.

Предложение

1

1

6.

Простое предложение

4

4

2

7.

Главные члены предложения

5

5

2

8.

Второстепенные члены предложения

5

5

4

9.

Односоставные предложения. Полные и неполные предложения

8

8

1

4

10.

Предложения с однородными членами

11

11

2

11.

Предложения с обособленными членами

14

14

1

4

12.

Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями

12

12

          1

4

              Всего:                                                          102 часа.

Литература и средства обучения:

для обучающихся:

1. В. В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5-9 классы. М.: Дрофа . 2011 г

2. Русский язык. Практика. 8 класс. / Под редакцией Ю.С. Пичугова. М.: Дрофа. 2011

3. Е. И. Никитина. Русская речь. Развитие речи. 8 класс. М.: Дрофа. 2010 .

4. В. В. Бабайцева, М.И. Сергиенко. Русский язык. 8 класс. Рабочая тетрадь. М.: Дрофа. 2014

5. Бабайцева В.В. Русский язык. Односоставные предложения в тексте. М.: Дрофа, 2008

6. Тихонова В. В. Русский язык. Словосочетание. Простое предложение. Осложненное предложение. Тематическая тетрадь. М.:                            Дрофа, 2008.

для учителя:

1. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 8 класс. / Под редакцией Ю.С. Пичугова. М.: Дрофа, 2010

2. В. В. Леденева. Н.В. Халикова. Тесты. Русский язык. 5-8 классы. Учебно-методическое пособие. М.: Дрофа. 2008

3. О. А. Кудинова. Контрольные работы по русскому языку. 8 класс. М.: ЭКСМО. 2005

4. Г. А. Богданова. Уроки русского языка в 8 классе. М.: Просвещение. 2008

5. Г. А. Богданова. Опрос на уроках русского языка. М.: Просвещение 2008

6. Е. Н. Колокольцев, Л.М. Зельманова. Развитие речи: Русский язык и литература. (Произведения изобразительного искусства). 8-9 классы. М.: Дрофа . 2009

7. Т. М. Пахнова. Русский язык. Раздаточные материалы. 8 класс. М.: Дрофа. 2010

8. С. И. Львова. Уроки словесности. 5-9 классы. М.: Дрофа. 2005

9. С. И. Львова. Сборник диктантов с языковым анализом для 5-9 классов. М.: Мнемозина. 2008

                                                                     

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Колич. часов

Требования к уровню подготовки обучающихся

Дата проведения

Примечания

по плану

фактич.

1

2

3

4

5

6

1

Вводный урок о русском языке

1

Знать о роли русского языка как национального языка русского народа, об отражении в языке культуры и истории народа.

Уметь объяснить с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом.

02.09

02.09

2

Общие сведения о языке, богатство и выразительность русского языка

1

Знать основные единицы языка, их признаки; нормы русского речевого этикета, его особенности.

Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблю-дать в практике письма основные правила ор-фографии, анализировать тексты с точки зрения богатства и выразительности русского языка.

03.09

03.09

3

Комплексное повторение. Правописание основных типов орфограмм

2

Знать основные нормы русского литературного языка.

Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма основные правила орфографии, составлять словарный диктант на повторяемые орфограммы; решать учебные задачи на основе заданных алгоритмов.

05.09

09.09

05.09

09.09

4

Комплексное повторение. Морфология и орфография

1

Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические).

Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма правила орфографии.

10.09

10.09

5

Комплексное повторение. Правописание не с различными частями
речи

1

Знать основные нормы русского литературного языка.

Уметь определять условия выбора нужной орфограммы.

12.09

12.09

6

Р.Р. Подробное изложение текста публицистического характера

2

Знать основные признаки публицистического стиля, признаки текста и его функционально-смысловых типов.

Уметь различать стили речи; определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста.

16.09

17.09

16.09

17.09

7

Контрольный диктант. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

2

Знать основные нормы русского литературного языка.

Уметь применять изученные орфограммы.

19.09

23.09

19.09

23.09

8

Понятие о синтаксисе и пунктуации. Виды и средства синтаксической связи

1

Знать основные разделы русского языка; особенности подчинительной и сочинительной связи.

Уметь вычленять словосочетание из предложения; определять различие между сочинительной и подчинительной связью.

24.09

24.09

9

Способы подчинительной связи

2

Знать основные единицы языка, их признаки; виды подчинительной связи.

Уметь определять способ подчинительной связи по вопросу; опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; подбирать синонимические словосочетания для повышения выразительности речи, ее обогащения.

26.09

30.09

26.09

30.09

10

Основные виды словосочетаний, строение, грамматическое значение, связь слов в словосочетании

1

Знать строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания; отличие от слова и предложения; способы выражения.

Уметь вычленять словосочетание из предложения; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; делать разбор словосочетаний; находить в тексте цельные словосочетания, давать толкование; использовать в устной и письменной речи.

01.10

01.10

11

Цельные словосочетания

1

Знать строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания; отличие от слова и предложения; способы выражения.

Уметь вычленять словосочетание из предложе-ния; подбирать синонимичные слово-сочетания как средство выразительности речи; делать разбор словосочетаний; находить в тексте цель-ные словосочетания, давать толкование; использовать в устной и письменной речи.

03.10

03.10

12

Р. Р. Сочинение на грамматическую тему «Что я знаю о словосочетаниях»

1

Знать строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания; отличие от слова и предложения; способы выражения.

Уметь творчески решать учебные и практические задачи; составлять текст.

07.10

07.10

13

Понятие о предложении. Предложение как средство выражения мысли; его строение, грамматическое значение

1

Знать основные единицы языка, их признаки.

Уметь осознавать предложения как основную единицу языка, средство выражения мысли, чувств; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания.

08.10

08.10

14

Основные виды простого предложения

1

Знать основные единицы языка, их признаки.

Уметь вычленять односоставные и двусоставные предложения в тексте; находить главные члены предложения; выполнять синтаксический разбор простого предложения.

10.10

10.10

15

Порядок слов
в предложении, логическое ударение. Интонация

1

Уметь с помощью логического ударения и порядка слов выделять наиболее важное слово
в предложении; выразительно читать текст.

14.10

14.10

16

Повторение орфографии. Орфограммы корня

2

Знать нормы русского литературного языка.

Уметь применять изученные правила, пользоваться определенными способами по их применению; находить в тексте примеры на изученные орфограммы.

15.10

17.10

15.10

17.10

17

Р.Р. Изложение с элементами сочинения «Характеристика человека»

2

Уметь работать с текстом изучаемого художественного произведения.

21.10

22.10

21.10

22.10

18

Подлежащее и способы его выражения

1

Знать основные единицы языка, их признаки.

Уметь находить подлежащее в предложении, определять способ его выражения; согласовывать подлежащее со сказуемым.

24.10

24.10

19

Сказуемое и его основные типы

2

Знать основные единицы языка, их признаки.

Уметь находить подлежащее в предложении, определять способ его выражения; согласовы-вать подлежащее со сказуемым выражения лексического и грамматического значений; стилистически различать простые и составные глагольные сказуемые; определять способы выражения именной части составного имен-ного сказуемого; определять роль сказуемых различных типов в изучаемом произведении, находить и выписывать предложения с различными типами сказуемых

28.10

29.10

28.10

29.10

20

Контрольный диктант.

1

Знать нормы русского литературного языка.

Уметь применять изученные орфограммы.

31.10

31.10

21

Тире между подлежащим и сказуемым

2

Знать основные нормы русского литературного языка (орфографические, пунктуационные).

Уметь находить подлежащее и сказуемое; ставить знаки препинания между ними; составлять предложения с грамматическим  заданием.

11.11

11.11

22

Грамматические значения второстепенных членов предложения. Их роль в предложении

1

Знать основные единицы языка, их признаки.

Уметь находить в тексте второстепенные чле-ны предложения, ставить вопросы, определять роль второстепенных членов
в предложении

12.11

12.11

23

Определение

1

Знать основные единицы языка, их признаки, определения.

Уметь находить в тексте согласованные и несогласованные определения; определять способы их выражения; использовать в речи определения для характеристики предмета, явления; «собирать» эпитеты.

14.11

14.11

24

Приложение

1

Знать основные единицы языка, их признаки, определения.

Уметь распознавать приложения среди других членов предложения; использовать приложе-ние как средство выразительности речи; правильно ставить знаки препинания при приложениях.

18.11

18.11

25

Дополнение. Обстоятельство. Основные группы обстоятельств по значению

1

Знать определения всех членов предложения, их признаки, отличия.

Уметь отличать второстепенные члены предложения друг от друга, ставить вопрос, находить
в тексте; определять способ выражения и роль в предложении.

19.11

19.11

26

Контрольный диктант. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

2

Знать основные нормы русского литературного языка.

Уметь применять изученные орфограммы.

21.11

25.11

21.11

25.11

27

Повторение орфографии. Орфограммы
в приставках

1

Уметь применять изученные правила, пользоваться определенными способами по их применению; соблюдать в практике письма основные правила орфографии

26.11

26.11

28

Р.Р. Изложение с элементами сочинения

2

Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов.

Уметь определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста; свободно излагать свои мысли в письменной форме.

28,11

02.12

28,11

02.12

29

Односоставные предложения. Определенно-личные предложения

1

Знать основные единицы языка, их признаки.

Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды анализа; различать виды односоставных предложений; наблюдать за языковыми явлениями.

03.12

03.12

30

Неопределенно-личные предложения

1

Знать основные единицы языка, их признаки.

Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды анализа; различать виды односоставных предложений; наблюдать за языковыми явлениями.

Уметь находить неопределенно-личные предложения в тексте; использовать неопределенно-личные предложения в различных стилях речи; заменять двусоставные предложения аналогичными односоставными определенно-личными.

05.12

05.12

31

Безличные предложения

2

Знать различие между типами односоставных предложений; признаки безличного предложения.

Уметь находить безличные предложения в тексте по значению и структурным. особенностям; употреблять безличные предложения для передачи состояния природы и окружающей среды; использовать синонимическую замену безличных предложений двусоставными.

9.12

12.12

9.12

12.12

32

Назывные предложения

1

Знать различие между типами односоставных предложений; признаки назывных предложений.

Уметь находить назывные предложения в текстах художественных произведений; определять роль назывных предложений.

10.12

10.12

33

Обобщение
по теме «Односоставные предложения»

1

Знать различие между типами односоставных предложений; признаки каждого из них.

Уметь определять тип односоставного предложения, находить в тексте, составлять предложения по схемам; составлять тест по теме.

16.12

16.12

34

Особенности строения полных и неполных предложений

2

Знать особенности и функции неполных предложений.

Уметь находить их в тексте; заменять неполные предложения синонимичными полными, различать назывные предложения и неполные двусоставные предложения; выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложений.

17.12

19.12

17.12

19.12

35

Контрольный диктант. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

2

Знать нормы русского литературного языка.

Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать правила орфографии.

23.12

24.12

23.12

24.12

36

Р.Р. Изложение с элементами сочинения
на экологическую тему

2

Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов.

Уметь строить микротекст в соответствии с заданной темой; свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме, совершенство-вать и редактировать собственный текст

26.12

30.12

26.12

30.12

37

Углубление понятия об однородных членах

1

Знать основные единицы языка, их признаки.

Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; правильно ставить знаки препинания; соблюдать перечислительную интонацию.

13.01

13.01

38

Союзы при однородных членах предложения

1

Знать правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами.

Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами.

14.01

14.01

39

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них

2

Знать правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами.

Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами.

16.01

20.01

16.01

20.01

40

Обобщающие слова при однородных членах; знаки препинания

2

Знать правила постановки знаков препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными членами.

Уметь правильно ставить знаки препинания; составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах; различать предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложениях с именными составными сказуемыми.

21.01

23.01

21.01

23.01

41

Однородные и неоднородные определения

2

Знать правила: постановка знаков препинания между однородными и неоднородными определениями и отсутствие этих знаков при неоднородных определениях.

Уметь составлять схемы предложений с однородными определениями; различать однородные и неоднородные определения.

27.01

28.01

27.01

28.01

42

Повторение орфографии. Орфограммы
в суффиксах разных частей речи

2

Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические, пунктуационные).

Уметь применять изученные правила, польз-ся определенными способами по их применению.

30.01

03.02

30.01

03.02

43

Закрепление и обобщение темы «Однородные члены предложения»

1

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях
с однородными членами.

Уметь разбирать такие предложения по членам, составлять схемы; находить в тексте, составлять самостоятельно предложения с однородными членами.

04.02

04.02

44

Контрольный диктант. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошиб-ками

2

Знать нормы русского литературного языка.

Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии.

06.02

10.02

06.02

10.02

45

Понятие об обособленных членах

1

Знать основные единицы языка, их признаки.

Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; правильно ставить знаки препинания; выделять интонационно обособленные члены.

11.02

11.02

46

Обособленные согласованные распространенные и нераспространенные определения

1

Знать правила обособления согласованных распространенных и нераспространенных определений.

Уметь правильно обособлять определения интонационно и на письме; проводить синонимическую замену обособленных членов.

13.02

13.02

47

Обособление определений
с обстоятельственным значением. Обособление несогласованных определений

1

Знать правила обособления определений с обстоятельственным оттенком и несогласованных определений.

Уметь выявлять условия обособления; правильно обособлять интонационно и на письме; проводить синонимическую замену обособленных членов; конструировать предложения с определенным грамматическим заданием.

17.02

17.02

48

Обособление определений и приложений, относящихся
к личному местоимению

1

Знать правила обособления определений.

Уметь выявлять условия обособления; правильно обособлять определения и приложения интонационно и на письме; графически обозначать условия обособления.

18.02

18.02

49

Обособление согласованных приложений. Отсутствие или наличие запятой перед союзом как

2

Знать правила обособления предложений.

Уметь выявлять условия обособления; правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных членов предложения; выразительно читать предложения с обособленными членами.

20.02

24.02

20.02

24.02

50

Обобщение
по теме «Предложения с обособленными членами»

1

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами.

Уметь выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложений с обособленными членами; находить их в тексте; графически обозначать условия обособления.

25.02

25.02

51

Контрольный диктант. Анализ контрольного диктанта. Работа  над ошибками.

2

Знать основные нормы русского литературного языка.

Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии.

27.02 03.03

27.02 03.03

52

Р. Р. Сочинение на морально-этическую тему с заданным началом

2

Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение).

Уметь свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст.

04.03

06.03

04.03

06.03

53

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями

2

Знать правила обособления обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.

Уметь выявлять условия обособления обстоятельств; правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных обстоятельств.

10.03

11.03

10.03

11.03

54

Обособление дополнений, обстоятельств, выраженных существительными с производными предлогами

2

Знать правила обособления дополнений и обстоятельств, выраженных существительными
с производными предлогами.

Уметь выявлять условия обособления дополнений, обстоятельств, выраженных существительными с предлогами, правильно обособлять интонационно и на письме; графически объяснять условия обособления; составлять предложения с производными предлогами, с которыми употребляются обособленные дополнения и обстоятельства.

13.03

17.03

13.03

17.03

55

Контрольный диктант. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

2

Знать нормы русского литературного языка.

Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать правила орфографии.

18.03

20.03

18.03

20.03

56

Урок-зачет по теме «Обособленные и уточняющие члены предложения»

1

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами.

Уметь применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разбор; использовать разнообразные конструкции в связной речи.

57

Повторение орфографии. Слитные, раздельные и дефисные написания

2

Знать нормы русского языка (грамматические, орфографические, пунктуационные).

Уметь применять изученные правила и  приемы; пользоваться определенными способами их применения

58

Обособление уточняющих членов

2

Знать правила обособления уточняющих членов предложения.

Уметь выявлять условия обособления уточня-ющих членов предложения; выразительно чита-ть предложения с уточняющими членами; находить обособленные уточняющие члены предложения в тексте.

59

Р.Р. Контрольное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения «Книги – наши верные друзья»

2

Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение). 

Уметь составлять план-конспект; писать сочинение публицистического характера

60

Вводные слова и предложения. Знаки препинания при них

2

Знать основные единицы языка, их признаки; вводные слова и предложения как средство выражения субъективной оценки высказывания.

Уметь выражать определенные отношения к высказываниям с помощью вводных конструкций; правильно ставить знаки препинания при вводных словах.

61

Вводные слова и вставные конструкции. Знаки препинания

2

Знать основные единицы языка, их признаки; вводные слова и предложения как средство выражения субъективной оценки высказывания. 

Уметь находить в художественных произведениях, изучаемых на уроках литерату-ры, предложения с вводными словами, выписывать их, делать синтаксический и пунктуационный разбор этих предложений.

62

Обращение. Знаки препинания при нем

2

Знать основные единицы языка, их признаки; порядок синтаксического и пунктуационного разбора.

Уметь находить в предложении обращение, употреблять его с учетом речевой ситуации; правильно ставить знаки препинания.

63

Особенности

слов-предложений

1

Знать основные единицы языка, их признаки.

Уметь правильно ставить знаки препинания; находить слова-предложения в тексте; использовать выразительные интонации.

64

Обобщение по теме «Вводные слова и предложения»

1

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с вводными словами, предложениями и обращениями. 

Уметь применять эти знания на практике; находить в текстах; различать вводные слова и вводные предложения.

65

Контрольный диктант. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

2

Знать основные нормы русского литературного языка.

Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии.

66

Р.Р. Подробное изложение с элементами сочинения-рассуждения публицистического характера об охране природы

2

Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов; принцип построения текста.

Уметь извлекать информацию из различных источников; осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целя-ми; владеть различными видами монолога и диалога; использовать цитирование как способ аргументации; оформлять цитаты; редактировать текст.

67

Повторение изученного в 8 классе

1

Знать основные нормы русского литературного языка (орфографические, пунктуационные).

Уметь использовать изученные правила, пользоваться определенными способами по их применению.

68

Практикум по пунктуации

1

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях, осложненных разными конструкциями.

Уметь выявлять условия обособления; анализировать предложение, осложненное разными конструкциями.

69

Комплексный анализ текста

2

Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов.

Уметь читать тексты разных стилей и жанров; осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями; анализировать структуру и языковые особенности текста.

Общее количество часов

                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....