Тире между подлежащим и сказуемым.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Мельник Наталья Владимировна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tire_mezhdu_podlezhashchim_i_skazuemym.docx40.82 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Русский язык, 5 класс. Автор: Разумовская М.М., Львова С.И. и др., 2015г.

Урок № 80, 81

Дата урока

Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым. §54

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Цель  урока: познакомить с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым, выраженным существительным, отработать умение правильно ставить тире в предложении

Планируемые результаты

Предметные

Знать опознавательные признаки употребления тире как знака разделения между главными членами предложения на письме и паузы между подлежащим и сказуемым в данной конструкции при ее использовании в устной речи, схему данной конструкции. Уметь по опознавательному признаку находить предложения с данной конструкцией; правильно ставить знаки препинания в соответствии с изученным правилом.

метапредметные

Иметь способность извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой.

личностные

Осознавать эстетическую ценность русского языка; уважительно относиться к родному языку; иметь потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Формируемые УУД

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Был у поэта письменный стол.

Ящиков в нем было чуть ли не сто.

В ящиках тех помещались коробки;

В одной запятые, в другой только скобки,

В третьей – тире, в остальных – многоточия,

Черточки, точки, кавычки и прочее.

Письменный стол содержал он опрятно,

Стихи сочинял весьма аккуратно.

Пригоршней знаки берет из коробки,

Иное словечко поставит он в скобки,

Так же частенько и этак и так

Использует он восклицательный знак.

Если вдруг встретиться образ сомнительный,

Сразу же ставится знак вопросительный.

В напрасных усилиях, чтоб лоб не тереть,

Поэт вместо мыслей ставит тире,

Порою кавычки, порой двоеточие.

И не жалел для концов многоточие.

- О каких знаках препинания рассказывается в стихотворении?

- Сегодня мы познакомимся с удивительным знаком препинания – тире. Оно применяется в грамматике многих языков. В русской письменности тире появилось благодаря писателю и историку Н.М.Карамзину. знак первоначально назывался «черточкой», название «тире» появляется с начала 1820х годов.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах, обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

- Откройте учебник, прочитайте тему урока §54

упр.433 (вместе)

  1. Целеполагание и постановка учебной задачи

- Чему мы должны сегодня научиться? (правилу постановки тире между подлежащим и сказуемым)

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать знания, умения, навыки, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные:  планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах, обмениваются мнениями

  1. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)

Грамматические задачи

Запишите предложения и решите, в каких из них вы поставите тире?

  1. Буратино – герой сказки А.Толстого.
  2. Он деревянный человечек.
  3. Лиса Алиса – хитрюга и проказница.
  4. Буратино весел и находчив.

- Почему в 1 и 3 предложениях вы поставили тире?

- Почему в 2и 4 предложениях тире между подлежащим и сказуемым ставить нельзя?

- Как быстро проверить необходимость постановки тире между подлежащим и сказуемым? (читаем еще раз в правиле – нужно вставить между ними указательное слово это или вот)

Запишите: Взаимное доверие – основа дружбы. Доброе начало – половина дела.

Работают с заданием, делают выводы

Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

Познавательные:  извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные:  строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебных задач.

  1. Первичное закрепление во внешней речи

- упр. 434 (у доски вместе)

Выполняют упражнении, анализируют знаки препинания.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза. Устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

  1. Включение в систему знаний и повторение

- Какой знак препинания помогает нам растолковать слово?

- Чем должны быть выражены главные члены, чтобы тире стало необходимо?

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

  1. Информация о домашнем задании

упр. 435.

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

- Что нового вы сегодня узнали?

- С какими трудностями вы столкнулись?

- С каким настроением вы уходите с урока?

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать  свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

Написать диктант (урок 81)

Зоопарк – музей живой природы. Здесь мы можем познакомиться с представителями животного мира нашей планеты.

Зоопарк – это еще и научное учреждение. Здесь изучают поведение, образ жизни, способ питания диких зверей. Поэтому звери – главные обитатели зоопарков.

Зоологи, биологи, ветеринары – работники зоопарка. Эти специалисты знают язык и повадки животных.

Зоопарки – это удивительный и уникальный мир. Они помогают сохранить редких и исчезающих животных.

Задания:

  1. Выделите сложные существительные и выпишите их.
  2. Подчеркните грамматические основы в предложениях с постановкой тире.
  3. Произведите синтаксический разбор словосочетаний: животный мир, повадки животных.

После диктанта обратиться к материалу §55, упр. 442, 443.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе

Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о по­становке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформ­ления предложений с тире, совершенст...

Урок по русскому языку в 8 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"

РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ»....

урок русского языка в 8 классе с презентацией на тему "Тире между подлежащим и сказуемым"

урок-практикум, включающий разнообразные виды работы:фронтальную, индивидуальную, самостоятельную, выборочную, творческую.Урок содержит дополнительный познавательный материал из истории развития пункт...

Тире между подлежащим и сказуемым

Урок русского языка в 8 классе. Материал урока позволяет формировать навык постановки тире между подлежащим и сказуемым, развивать навык связной речи....

Готовимся к ЕГЭ (Тире между подлежащим и сказуемым , Тире в неполном предложении)

Дидактический материал к урокам по темам : "Тире между подлежащим и сказуемым". " Тире в неполном предложении" в тестовой форме....

Сборник по подготовке к ЕГЭ, ГИА по темам «Сказуемое и его основные виды», «Тире между подлежащим и сказуемым», «Односоставное предложение».

В связи с переходом  образовательных учреждений РФ и в частности школ на новую форму итоговой аттестации  в 9 классе возникает необходимость  и в  новом подходе к  планировани...