Рабочая программа по русскому языку, 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему
УМК М.Т.Баранова и др. пояснительная записка, содержание курса, календарно-тематическое планирование
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 292.5 КБ |
Предварительный просмотр:
№ урока | Дата урока | Тема урока | кол-во уроков | Компонент учебного плана | Контроль | |
План | Факт | |||||
1 | Русский язык как развивающееся явление | 1 | 1. Умение выделять ключевые фразы в тексте. 2. Умение объяснять орфограммы. 3. Навык работы с текстами. 4. Умение подбирать синонимы. | Беседа, рассказ на тему | ||
Повторение изученного в 5-6 классах | ||||||
2 | Синтаксис. Синтаксический разбор. | 1 | 1. Повторение основных синтаксических понятий. 2. Повторение порядка синтаксического разбора. 3. Умение конструировать предложения. 4. Ведение работы по овладению орфографическими и пунктуационными умениями и навыками. | Синтаксический анализ предложения | ||
3 | Пунктуация. Пунктуационный разбор. | 1 | 1. Повторение знаков препинания при обращении. 2. Работа над орфографическими навыками. 3. Умение конструировать предложения. | Пунктуационный анализ предложения | ||
4 | Лексика и фразеология. | 1 | 1. Повторить основные лексические понятия. 2. Навык работы со словарём. 3. Обогащение словарного запаса учащихся. 4. Повторение различных видов разбора. | Лексический анализ слова | ||
5 | Фонетика и орфография. Фонетический разбор. | 1 | 1. Повторение основных фонетических понятий. 2. Отработка навыка фонетического разбора. 3. Овладение орфографическими умениями и навыками. 4. Умение пересказывать текст и составлять план по заданному тексту. | Фонетический анализ слова | ||
6 | Словообразование и орфография. | 1 | 1. Повторение понятия «однокоренные слова».2. Отработка навыков морфемного и словообразовательного разбора. 3. Умение различать формы одного и того же слова. 4. Умение составлять слова по заданным схемам. | Словообразовательный анализ слова | ||
7 | Морфология и орфография. Морфологический разбор. | 1 | 1. Повторение грамматических признаков частей речи. 2. Отработка навыков морфологического разбора. 3. Овладение орфографическими навыками. 4. Составление предложений. | Морфологический анализ слова | ||
8 | Контрольный диктант. | 1 | 1. Проверка знаний, полученных на уроках русского языка в 6 классе. 2. Закрепление видов разбора. | Диктант | ||
9 | Анализ диктанта | 1 | Работа над ошибками | |||
10 | Р/р. Текст. | 1 | 1. Изучение основных признаков текста. 2. Умение анализировать текст. | Урок развития речи | ||
11 | Р/р. Стили литературного языка. | 1 | 1. Понятие литературного языка.2. Умение составлять тексты. | Урок развития речи | ||
Причастие (22ч.+3р/р) | ||||||
12 | Причастие как часть речи. | 1 | 1. Формирование умения находить причастие в тексте. 2. Умение строить предложение с причастиями. | Конструирование словосочетаний и предложений | ||
13 | Морфологические признаки причастия. Признаки глагола . | 1 | 1. Умение определять признаки глагола у причастия. 2. Конструирование. Умение составлять словосочетания с причастиями. | Конструирование словосочетаний и предложений | ||
14 | Морфологические признаки причастия. Признаки прилагательного у причастия. | 1 | 1. Умение определять признаки прилагательного у причастия. 2. Умение составлять словосочетания с причастиями. | Конструирование словосочетаний и предложений. Тестовые задания | ||
15 | Р/р. Публицистический стиль. | 1 | Уметь определять тексты публицистического стиля. | Урок развития речи | ||
16 | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. | 1 | 1.Научить определять гласные в окончаниях причастий. 2. Уметь склонять причастия. | Тестовые задания | ||
17 | Причастный оборот. | 1 | 1. Умение определять главное и зависимое слово в словосочетании. 2. Уметь графически обозначать причастный оборот на письме, находить причастный оборот в тексте. 3. Уметь находить границы причастного оборота. | Тестовые задания | ||
18 | Выделение причастного оборота запятыми. | 1 | 1. Умение определять главное и зависимое слово в словосочетании. 2. Уметь графически обозначать причастный оборот на письме, находить причастный оборот в тексте. 3. Уметь находить границы причастного оборота. | Самостоятельная работа | ||
19 | Р/р. Описание внешности человека. | 1 | 1. Уметь определять типы текстов. 2. Выработка умения работы над сочинением. | Урок развития речи. Сочинение | ||
20 | Действительные и страдательные причастия. | 1 | 1. Умение находить действительные и страдательные причастия. 2. Научиться отличать виды причастий друг от друга. | Тестовые задания | ||
21 | Действительные причастия настоящего времени. | 1 | 1. Определить способы образования действительных причастий настоящего времени. 2. Отработать навыки правописания этих причастий. | Тестовые задания | ||
22 | Действительные причастия прошедшего времени. | 1 | 1. Определить способы образования действительных причастий прошедшего времени. 2. Отработать навыки правописания этих причастий. | Тестовые задания | ||
23 | Страдательные причастия настоящего времени. | 1 | 1. Определить способы образования страдательных причастий настоящего времени. 2. Отработать навыки правописания этих причастий. | Тестовые задания | ||
24 | Страдательные причастия прошедшего времени. | 1 | 1. Определить способы образования страдательных причастий прошедшего времени. 2. Отработать навыки правописания этих причастий. | Тестовые задания | ||
25 | Краткие страдательные причастия. | 1 | 1. Уметь находить краткие страдательные причастия. 2. Уметь определять синтаксическую роль страдательных причастий в предложении. | Тестовые задания | ||
26 | Гласные перед Н в полных и кратких причастиях. | 1 | Уметь выбирать гласную перед Н в полных и кратких страдательных причастиях | Тестовые задания | ||
27 | Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных. | 1 | 1. Формирование навыка написание Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени. Закрепление навыка написание Н и НН в отглагольных прилагательных. | Тестовые задания | ||
28 | Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных. | 1 | 1. Формирование навыка написание Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени. Закрепление навыка написание Н и НН в отглагольных прилагательных. | Тестовые задания | ||
29 | Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких отглагольных прилагательных. | 1 | 1. Формирование навыка написание Н и НН в кратких страдательных причастиях прошедшего времени. Закрепление навыка написание Н и НН в отглагольных прилагательных. | Тестовые задания | ||
30 | Морфологический разбор причастия. | 1 | 1. Повторение грамматических признаков причастия. 2. Отработка умения морфологического разбора. | |||
31 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. | 1 | 1. Формирование навыка написания НЕ с причастиями. 2. Повторение и закрепление написания НЕ с другими частями речи. | Тестовые задания | ||
32 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. | 1 | 1. Формирование навыка написания НЕ с причастиями. 2. Повторение и закрепление написания НЕ с другими частями речи. | Тестовые задания | ||
33 | Р/р. Выборочное изложение по упр.130 (подготовка) | 1 | 1. Умение писать изложение. 2. Умение работать с текстом, отвечать на поставленные вопросы. | Урок развития речи. Изложение | ||
34 | Р/р. Выборочное изложение по упр.130. | 1 | 1. Умение писать изложение. 2. Умение работать с текстом, отвечать на поставленные вопросы. | Урок развития речи. Изложение | ||
35 | Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий. | 1 | Формирование навыка написания Е и Ё в суффиксах страдательных причастий. | Тестовые задания | ||
36 | Повторение темы «Причастие» | 1 | Закрепление и систематизация полученных знаний о причастии | Тестовые задания | ||
37 | Повторение темы «Причастие» | 1 | Закрепление и систематизация полученных знаний о причастии | Тестовые задания | ||
38 | Переход причастий в прилагательные и существительные. | 1 | Умение отличать отглагольное прилагательное от причастия и существительное от причастия. | |||
39 | Контрольный диктант | 1 | Проверка знаний по теме «Причастие». Повторение различных видов разборов. | Диктант | ||
40 | Анализ диктанта | 1 | Работа над ошибками | |||
Деепричастие (11ч. +1ч) | ||||||
41 | Деепричастие как часть речи. | 1 | 1. Иметь представление о деепричастии как части речи. 2. Умение находить деепричастие в речи. | Знать определение деепричастия | ||
42 | Морфологические признаки у деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия. | 1 | Умение определять морфологические признаки деепричастия. | Тестовые задания | ||
43 | Морфологические признаки у деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия. | 1 | Умение определять морфологические признаки деепричастия. | |||
44 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. | 1 | 1. Формирование навыка постановки запятой при деепричастном обороте. 2. Умение находить деепричастный оборот в тексте. | Тестовые задания | ||
45 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. | 1 | 1. Формирование навыка постановки запятой при деепричастном обороте. 2. Умение находить деепричастный оборот в тексте. | Тестовые задания | ||
46 | Раздельное написание НЕ с деепричастиями. | 1 | 1. Умение писать НЕ с деепричастиями. 2. Умение распознавать частицу НЕ и приставку НЕ- в деепричастиях. | Тестовые задания | ||
47 | Деепричастия несовершенного вида. | 1 | 1. Умение распознавать деепричастия несовершенного вида. 2. Формирование орфографических умений и навыков. | Тестовые задания | ||
48 | Деепричастия совершенного вида. | 1 | 1. Умение распознавать деепричастия совершенного вида. 2. Формирование орфографических умений и навыков. | Тестовые задания | ||
49 | Р/р. Сочинение по картине «Вратарь» | 1 | Подготовка к домашнему сочинению | Урок развития речи. Сочинение | ||
50 | Морфологический разбор деепричастия. | 1 | Навык морфологического разбора деепричастия. | |||
51 | Повторение темы «Деепричастие». | 1 | 1. Обобщение сведений о деепричастии. 2. Формирование орфографических умений и навыков. | Тестовые задания | ||
52 | Контрольная работа и ее анализ. | 1 | Проверка знаний, полученных по теме «Деепричастие» | Контрольный диктант с грамматическим заданием | ||
Наречие (21ч.+4р/р) | ||||||
53 | Наречие как часть речи. | 1 | 1.Формирование умения находить наречия в тексте. 2. Умение определять синтаксическую роль наречия. | Знать определение наречия | ||
54 | Смысловые группы наречий. | 1 | Тестовые задания | |||
55 | Способы образования наречий. | 1 | Умение определять способы образования наречий. | Тестовые задания | ||
56 | Р/р.Подробное изложение (подготовка) | 1 | Умение писать подробное изложение | Урок развития речи. Изложение | ||
57 | Р/р.Подробное изложение | 1 | Урок развития речи. Изложение | |||
58 | Степени сравнения наречий. | 1 | 1. Умение образовывать наречия в сравнительной и превосходной степени. 2. Умение отличать сравнительную степень наречия от сравнительной степени прилагательного. | Тестовые задания | ||
59 | Морфологический разбор наречия. | 1 | Формирование навыка морфологического разбора. | Самостоятельная письменная работа | ||
60 | Слитное и раздельное написание Не с наречиями на –О и –Е. | 1 | Формирование навыка написания Не с наречиями на -О и -Е | Тестовые задания | ||
61 | Слитное и раздельное написание Не с наречиями на –О и –Е. | 1 | Формирование навыка написания Не с наречиями на -О и -Е | Тестовые задания | ||
62 | Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий. | 1 | Формирование умения различать на письме буквы Е и И в приставках Не и НИ отрицательных наречий. | Тестовые задания | ||
63 | Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий. | 1 | Формирование умения различать на письме буквы Е и И в приставках Не и НИ отрицательных наречий. | Тестовые задания | ||
64 | Р/р. Сочинение-рассуждение по видимому тексту. | 1 | Умение писать сочинение-рассуждение | Урок развития речи. Сочинение | ||
65 | Одна и две буквы Н в наречиях на –о и –е. | 1 | Формирование навыка написания Н и НН в наречиях на -О и -Е | Тестовые задания | ||
66 | Одна и две буквы Н в наречиях на –о и –е. | 1 | Формирование навыка написания Н и НН в наречиях на -О и -Е | Тестовые задания | ||
67 | Р/р. Описание действий. | 1 | 1. Умение писать сочинение. 2. Умение составлять цепочку действий. | Урок развития речи. Мини-сочинение | ||
68 | Буквы о и е после шипящих на конце наречий. | 1 | Формирование навыка написания букв О и Е на конце наречий. | Тестовые задания | ||
69 | Буквы о и а на конце наречий. | 1 | Формирование навыка написания букв О и А на конце наречий. | Тестовые задания | ||
70 | Контрольный диктант | 1 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | |||
71 | Дефис между частями слова в наречиях. | 1 | Формирование навыка написания дефиса между частями в наречиях | Тестовые задания | ||
72 | Дефис между частями слова в наречиях. | 1 | Формирование навыка написания дефиса между частями в наречиях | Тестовые задания | ||
73 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от самостоятельных частей речи. | 1 | Формирование навыка слитного и раздельного написания приставок в наречиях | Тестовые задания | ||
74 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | 1 | Формирование навыка употребления мягкого знака на конце наречий | Тестовые задания | ||
75 | Повторение темы «Наречие» | 1 | Систематизация и обобщение по теме «Наречие» | Тестовые задания | ||
76 | Контрольная работа. | 1 | Проверка знаний по теме «Наречие» | Контрольный диктант с грамматическим заданием | ||
Слова категории состояния (3ч.+2р/р) | ||||||
77 | Категория состояния как часть речи. | 1 | 1. Умение выделять слова категории состояния. 2. Умение определять значение слов категории состояния, отличать слова состояния от кратких прилагательных. | Знать определение слов категории состояния | ||
78 | Морфологический разбор категории состояния. | 1 | Навык морфологического разбора слов категории состояния. | |||
79 | Повторение темы «Категория состояния». | 1 | Систематизация знаний по тем «Слова состояния» | Самостоятельная работа | ||
80 | Р/р. Сочинение на лингвистическую тему. | 1 | 1. Обогащение словарного запаса учащихся. 2. умение писать сочинение на лингвистическую тему. | Урок развития речи. Сочинение | ||
Служебные части речи. Предлог (9ч.+1р/р) | ||||||
81 | Служебные части речи. | 1 | Закрепление навыков о служебных частях речи. | |||
82 | Предлог как часть речи. | 1 | 1. Уметь употреблять предлог в тексте. 2. Формирование орфографических умений и навыков. | Знать определение предлога | ||
83 | Употребление предлогов. | 1 | 1. Знание о многозначности предлогов. 2. Умение употреблять предлоги с существительными и числительными. | Конструирование предложений | ||
84 | Производные и непроизводные предлоги. | 1 | Умение отличать производные предлоги от непроизводных | Тестовые задания | ||
85 | Простые и составные предлоги. | 1 | Умение отличать простые и составные предлоги. | Тестовые задания | ||
86 | Морфологический разбор предлога. | 1 | Формировать навык морфологического разбора | Повторение | ||
87 | Р.р.Выборочное изложение | 1 | Умение писать выборочное изложение | Урок развития речи. Изложение | ||
88 | Слитное и раздельное написание предлогов. | 1 | Формирование навыков слитного и раздельного написания предлогов. | Тестовые задания | ||
89 | Слитное и раздельное написание предлогов. | 1 | Формирование навыков слитного и раздельного написания предлогов. | Тестовые задания | ||
90 | Повторение темы «Предлог». | 1 | Систематизация знаний о предлоге | |||
91 | Контрольная работа и ее анализ. | 1 | Проверка знаний, полученных по теме «Предлог» | Контрольная работа (тест) | ||
Союз (12ч.+2р/р) | ||||||
92 | Союз как часть речи. | 1 | 1. Понятие о союзе как части речи. 2. Умение составлять блок-схемы. | Знать определение союза | ||
93 | Союзы простые и составные. | 1 | Умение отличать простые и составные союзы | Тестовые задания | ||
94 | Союзы сочинительные и подчинительные. | 1 | Умение находить сочинительные и подчинительные союзы в тексте | Тестовые задания | ||
95 | Запятая в сложном предложении. | 1 | Формирование навыка постановки запятой в сложном предложении | Анализ и конструирование предложений | ||
96 | Запятая в сложном предложении. | 1 | Формирование навыка постановки запятой в сложном предложении | Анализ и конструирование предложений | ||
97 | Сочинительные союзы. | 1 | Умение находить сочинительные союзы в предложении | Тестовые задания | ||
98 | Подчинительные союзы. | 1 | Умение находить подчинительные союзы в предложении | Тестовые задания | ||
99 | Морфологический разбор союза. | 1 | Формировать навык морфологического разбора | Тестовые задания | ||
100 | Р/р. Сочинение-рассуждение. | 1 | 1. Умение писать сочинение- рассуждение. 2. Умение составлять план сочинения. | Урок развития речи | ||
101 | Р/р. Сочинение-рассуждение | 1 | Урок развития речи | |||
102 | Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато. | 1 | 1. Формирование навыков слитного и раздельного написания союзов тоже, также, чтобы, зато.2. Умение отличать союзы тоже, также, чтобы, зато от сочетаний то же, так же, что бы, за то | Тестовые задания | ||
103 | Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато. | 1 | Тестовые задания | |||
104 | Повторение темы «Союз» | 1 | Систематизация знаний по теме «Союз» | Тестовые задания | ||
105 | Контрольная работа | 1 | Проверка знаний, полученных по теме «Союз» | Контрольная работа (тест) | ||
Частица (16ч.+2р/р) | ||||||
106 | Частица как часть речи. | 1 | 1. Получить представление о частице как служебной части речи. 2. Умение отличать частицу от других частей речи. | Знать определение частицы | ||
107 | Разряды частиц. Формообразующие частицы. | 1 | Уметь находить частицы в тексте, определять формообразующие частицы | Тестовые задания | ||
108 | Смысловые частицы. | 1 | Уметь находить частицы в тексте, определять смысловые частицы | Тестовые задания | ||
109 | Закрепление орфографических умений и навыков. | 1 | Практическая работа | Тестовые задания | ||
110 | Р/р. Сочинение «Как стать чемпионом?» | 1 | Развитие речи учащихся | Урок развития речи | ||
111 | Раздельное и дефисное написание частиц. | 1 | Формирование раздельного и слитного написания частиц | Тестовые задания | ||
112 | Раздельное и дефисное написание частиц. | 1 | Формирование раздельного и слитного написания частиц | Тестовые задания | ||
113 | Морфологический разбор частиц. | 1 | Формирование навыка морфологического разбора | |||
114 | Отрицательные частицы не и ни. | 1 | Формирование навыка написания отрицательных частиц НЕ и НИ | Тестовые задания | ||
115 | Отрицательные частицы не и ни. | 1 | Формирование навыка написания отрицательных частиц НЕ и НИ | Тестовые задания | ||
116 | Различение частиц не и ни. | 1 | Формирование умения различать отрицательные частицы НЕ и НИ | Тестовые задания | ||
117 | Различение частиц не и ни. | 1 | Формирование умения различать отрицательные частицы НЕ и НИ | Тестовые задания | ||
118 | Р/р. Сочинение по данному рассказу. | 1 | Умение выстраивать схему текста – повествования | Урок развития речи | ||
119 | Частица ни, приставка ни, союз ни-ни. | 1 | Различать частицу НИ, приставку НИ-, союз НИ-НИ | Тестовые задания | ||
120 | Повторение темы «Частица» | 1 | Повторение темы «Частицы» | Тестовые задания | ||
121 | Повторение правописания служебных частей речи. | 1 | Формирование орфографических умений и навыков | |||
122 | Контрольная работа. | 1 | Проверка знаний | Контрольная работа (тест) | ||
Междометие (3ч.) | ||||||
123 | Междометие как часть речи. | 1 | 1. Формирование представления о междометии. 2. Дефис в междометиях и знаки препинания при междометиях. | Знать определение междометия | ||
124 | Дефис в междометиях и знаки препинания при междометиях. | 1 | Формирование орфографических и пунктуационных навыков | Тестовые задания | ||
125 | Урок-игра по теме «Междометие» | 1 | Систематизаций знаний по теме «Междометие» | |||
Повторение изученного в 7 классе (10ч.+2р/р) | ||||||
126 | Повторение. Разделы науки о языке. | 1 | Закрепить знания, полученные на уроках русского языка | Самостоятельная работа, тестовые задания | ||
127 | Повторение. Стили речи. Текст. | 1 | Закрепить знания, полученные на уроках русского языка | Самостоятельная работа, тестовые задания | ||
128 | Р/р. Рецензия на текст. | 1 | Первоначальные навыки написания рецензии | Самостоятельная работа, тестовые задания | ||
129 | Р/р. Рецензия на текст. | 1 | Урок развития речи | |||
130 | Повторение. Фонетика и графика. | 1 | Закрепить знания, полученные на уроках русского языка | Самостоятельная работа, тестовые задания | ||
131 | Повторение. Лексика и фразеология. | 1 | Закрепить знания, полученные на уроках русского языка | Самостоятельная работа, тестовые задания | ||
132 | Повторение. Словообразование. | 1 | Закрепить знания, полученные на уроках русского языка | Самостоятельная работа, тестовые задания | ||
133 | Повторение. Морфология. | 1 | Закрепить знания, полученные на уроках русского языка | Самостоятельная работа, тестовые задания | ||
134 | Повторение. Орфография. | 1 | Закрепить знания, полученные на уроках русского языка | Самостоятельная работа, тестовые задания | ||
135 | Итоговый контрольный диктант. | 1 | Закрепить знания, полученные на уроках русского языка | Контрольный диктант с грамматическим заданием | ||
136 | Повторение. Синтаксис и пунктуация. | 1 | Закрепить знания, полученные на уроках русского языка | |||
Пояснительная записка
Русский язык — язык русского народа. Он служит ему средством: а) общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественно-словесном творчестве); б) хранения и передачи информации; в) связи поколений русских людей, живших в разные эпохи.
Свободное владение родным русским языком — надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности.
Задачи преподавания русского языка. Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т. е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем «Русский язык» выполняет и общепредметные задачи.
Специальными целями преподавания русского языка в школе являются формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Языковая компетенция (т. е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетического идеала.
Коммуникативная компетенция (т. е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.
Лингвистическая компетенция — это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.
Общепредметными задачами работы по русскому языку в школе являются воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления; обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений — работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т. д.
В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нем. Вместе с тем в нее включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях — территориальных, профессиональных.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс VII класса
I. Учащиеся должны знать определения основных изученных в VII классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
П. К концу VII класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить морфологический разбор частей речи, изученных в VII классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
- составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.
По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.
Содержание программы
Введение. Русский язык как развивающееся явление (1 ч)
Повторение изученного в V-VI классах (8 ч + 2 ч)
Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.
Морфология. Орфография. Культура речи. Причастие (22 ч + 3ч)
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).
Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы и в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква « в кратких причастиях.
II. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, принесены), правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.
III. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.
Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.
Деепричастие (11 ч + 1 ч)
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.
Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.
Не с деепричастиями.
II. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.
III. Рассказ по картине.
Наречие (21 ч + 4ч)
I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы н в наречиях на –о -е.
Буквы о-е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.
II. Умение правильно ставить ударение в наречиях. Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
III. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.
Категория состояния (3 ч + 2 ч)
I. Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
Служебные части речи. Культура речи (1 ч)
Предлог (9 ч + 1 ч)
I. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.
Слитное и раздельное написание предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
II. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.
Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.
III. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз (12ч + 2 ч)
I. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы - соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.
II. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.
III. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.
Частица (16 ч + 2 ч)
I. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
П. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.
III. Рассказ по данному сюжету.
Междометие. Звукоподражательные слова (3 ч)
I. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий.
Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
П. Умение выразительно читать предложения с междометиями.
Повторение и систематизация пройденного в VII классе (10 ч + 2 ч)
Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.
Учебно-методическая литература
- Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи.7 класс. /Шапиро Н.А. – Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2015г.
- Дидактический материал к учебнику русского языка: 7 класс.: Книга для учителя/Л.Т.Григорян, М.Т.Баранов и др. – М.:Просвещение,1990.
- Карточки для проверки орфографии и пунктуации. 5-11 классы/Сиднева И.В. – М.: АРКТИ, 2002.
- Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 7 класс. ФГОС/Е.Н.Груздева. – М.: Издательство «Экзамен», 2015г.
- Конспекты уроков для учителя русского языка. Интеллектуальное развитие школьников. 7 класс/ Г.А.Бакулина. – М.: ВЛАДОС, 2006.
- Обучение сочинению по картине. 5-9 класс: конспекты уроков/ Авт.-состав. О.П.Баландина. – Волгоград: Учитель, 2011.
- Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 7 классе: Универсальная рабочая тетрадь для преподавателей- словесников. – Калининград: Редкая книга, 1996г.
- Поурочное планирование по русскому языку: 7 класс: к учебнику М.Т.Баранова и др. «Русский язык. 7 класс»/Горашова Н.Г. – М.: Издательство «Экзамен», 2007.
- Поурочные разработки по русскому языку: 7 класс/Егорова Н.В. – М.: ВАКО,2009.
- Программы общеобразовательных учреждение. Русский язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2010г.
- Рабочая тетрадь по русскому языку: к учебнику М.Т.Барановой, Т.А.Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. «Русский язык. 7 класс/ Е.Л.Ерохина. – М.: Издательство «Экзамен», 2013г.
- Русский язык: Изложения и сочинения. 7 кл./Шипицына Г.М. – М.: Дрофа, 2001.
- Современные открытые уроки русского языка. 7 класс/Полежаева Е.А. – Ростов н/Дону: изд-во «Феникс», 2002.
- Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 7 класс.: Пособие для учителя/Т.А.Костяева. – М.: Просвещение,2001.
- Уроки русского языка в 7 классе. Методика и практика преподавания/Илларионова Е.Н., Кротова Т.В. – Ростов н/Дону: «Феникс», 2002.
Интернет-ресурсы:
- http://www. uroki.net
- http://www.zavuch.info
- http://www.interqu.ru
- http://www.akademius.narod.ru
- http://www.festival.1september.ru
- http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library
- http://shcool.xvatit.com
- http://www.chain-qrshool.edu.tomsk
- http://uchi.ucoz.ru
- http://pedsovet.su
- http://proshkolu.ru
- http://rusedu
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Заларинская средняя общеобразовательная школа № 1
Согласовано: «Утверждаю»
Зам. директора по УВР Директор МБОУ Заларинская СОШ №1
Гордина Е.В.___________ Фещенко Е.А. _______________
«___» ________ 20___ г. «___» _________ 20___ г.
Рабочая программа
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
в 7 «б» (общеобразовательном) классе
на 2015 – 2016 учебный год
количество часов в неделю – 4 (136ч)
Составил: МЕЛЬНИК НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА,
учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория
Составлена в соответствии Прошла экспертизу на заседании
с программой для общеобразовательных методического объединения,
учреждений «Русский язык. 5-9 классы». Протокол №_______от___________
Авторы-сост.: М.Т.Баранов, _________________/Серегина М.В./
Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский, 2011г.
Учебник: «Русский язык. 7 класс
Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская,
и др. М., «Просвещение», 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
- Мне нравится (1)
