Урок русского языка в 11 классе
опыты и эксперименты по русскому языку (11 класс) на тему

Садченко Татьяна Дмитриевна

От анализа текста к сочинению (подготовка к сочинению-рассуждению части С)

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon urok_russkogo_yazyka_v_11_klasse.ppt1.17 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 11 классе Учитель: Садченко Татьяна Дмитриевна

Слайд 2

Тема урока: От анализа текста к сочинению (подготовка к сочинению-рассуждению части С)

Слайд 3

Знать: основные этапы работы с текстом для написания сочинения; структуру, языковые особенности текста. Уметь: выполнять различные элементы комплексного анализа текста; создавать отдельные композиционные части сочинения по заданному тексту; излагать свои мысли грамотно, не нарушая норм литературного языка и правил орфографии и пунктуации; уместно использовать выразительные средства русской речи.

Слайд 5

«Каждая беседа пожилого человека с молодыми оборачивается поучением. Постараюсь быть кратким и сказать лишь о самом для себя главном – как оно мне представляется, поделиться опытом прожитой жизни»

Слайд 6

(1) Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть – иначе будет не жизнь, а прозябание. (2)Надо иметь и принципы в жизни. (3) Хорошо их даже изложить в дневнике, но чтобы дневник был «настоящим», его никому нельзя показывать – писать для себя только. (4) Одно правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его принципах жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить. (5) Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть узким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим. (6) Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже… (7) Уметь извиняться, признавать перед другим ошибку – лучше, чем юлить и врать. (8) Обманывая, человек прежде всего обманывает самого себя, ибо он думает, что успешно соврал, а люди поняли и из деликатности промолчали. (9) Вранье всегда видно. (10) У людей особое чувство подсказывает – врут им или говорят правду. (11) Но нет доказательств, а чаще – не хочется связываться… (12) Природа создавала человека много миллионов лет, пока не создала, и вот эту творческую, созидательную деятельность природы нужно, я думаю, уважать, нужно прожить жизнь с достоинством и прожить так, чтобы природа, работавшая над нашим созданием, не была обижена. (13) Природа созидательна, она создала нас, поэтому мы должны в нашей жизни поддерживать эту созидательную тенденцию, творчество и ни в коем случае не поддерживать всего разрушительного, что есть в жизни. (14) Как это понимать, как прилагать к своей жизни, на это должен отвечать каждый человек индивидуально, применительно к своим способностям, своим интересам и т.д.(15) Но жить нужно созидая, поддерживать созидательность в жизни.(16) Жизнь разнообразна, а следовательно, и созидание разнообразно, и наши устремления к созидательности в жизни должны быть тоже разнообразны по мере наших способностей и склонностей. (17) Как вы считаете? (18) В жизни есть какой-то уровень счастья, от которого мы ведем отсчет , как ведем отсчет высоты от уровня моря. (19) Точка отсчета. (20) Так вот, задача каждого человека и в крупном и в малом повышать этот уровень счастья, повышать в жизни. (21) И свое личное счастье тоже не остается вне этих забот. (22) Но главным образом – окружающих, тех, кто ближе к вам, чей уровень счастья можно повысить просто, легко, без забот. (23) А кроме того, это значит повышать уровень счастья своей страны и всего человечества в конце концов. (24) Способы различные, но для каждого что-то доступно. (25) Если не доступно решение государственных вопросов, что повышает всегда уровень счастья, если они мудро решаются, то повысить этот уровень счастья можно в пределах своего рабочего окружения, в пределах своей школы, в кругу своих друзей и товарищей. (26) У каждого есть такая возможность. (27) Жизнь – прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или ученым. ( 28) Творчество тоже можно творить. (29) Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя, как сейчас выражаются, ауру добра вокруг себя. (30) Вот, например, в общество человек может принести с собой атмосферу подозрительности, какого-то тягостного молчания, а может внести сразу радость, свет. (31) Вот это и есть творчество (32) Творчество – оно беспрерывно. (33) Так что жизнь – это и есть вечное созидание. (34) Человек рождается и оставляет по себе память, (35) Какую он оставит по себе память? (36) Об этом нужно заботиться уже не только с определенного возраста, но, я думаю, с самого начала, так как человек может уйти в любой момент и в любой миг. (37) И вот очень важно, какую память он о себе оставляет.

Слайд 7

Укажите значение слова достоинство в предложении 4. Положительное качество. Совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе. Стоимость, ценность денежного знака. Титул.

Слайд 8

Укажите значение слова созидание в предложении 16. Сделать существующим, произвести, основать. Юридическое действие, направленное на установление, изменение или прекращение гражданского правоотношения. Жертвовать своими интересами. Обладать высокими душевными качествами.

Слайд 9

Какое утверждение не соответствует содержанию текста? 1.Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий. 2.Жить нужно созидая, поддерживать созидательность жизни. 3.Не у каждого есть возможность повышать уровень счастья. 4.Человек рождается и оставляет по себе память.

Слайд 10

1. Как образовано слово по-разному в предложении 1? 2. Какой частью речи является слово беспрерывно в предложении 32?

Слайд 11

Какая характеристика предложения № 4 является верной? Сложноподчиненное предложение. Сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью. Сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью. Сложное бессоюзное.

Слайд 12

Ключ 1. - 2 2. - 1 3. - 3 4. а) Приставочно-суффиксальный б) Краткое прилагательное 5. - 3

Слайд 13

Сформулировать проблему. Прокомментировать проблему. Сформулировать позицию автора. Выражение собственной позиции, ее аргументация.

Слайд 14

Сформулировать проблему. Автор размышляет над проблемой… В тексте поднимается проблема… Проблема текста… В тексте говорится… Проблема выражается в предложении №…

Слайд 15

Прокомментировать проблему. 1. Определение. 2. Часть/целое. 3. Род, вид. 4. Свойства. 5. Противоположность. 6. Имя. 7. Сравнение (количество). 8. Причина/следствие. 9. Условия. 10. Уступка. 11. Время. 12. Место. 13. Свидетельство. 14. Пример.

Слайд 16

Сформулировать позицию автора. Позиция автора такова… Автор считает, что… Автор стремится донести до читателя мысль о том, что… Автор убеждает нас в том, что… В тексте доказывается мысль о том, что… Основная мысль текста заключается в том, что…

Слайд 18

Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение по данному тексту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...