Рабочая программа по русскому языку 11 класс.
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему

Меркушева Надежда Николаевна

  Рабочая программа учебного предмета  «Русский язык» предназначена для обучающихся  11 класса общеобразовательной школы, образовательная область: филология.

Рабочая  программа  по   русскому языку  составлена на основе:

1.Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;

2.Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;

3.Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253, с изменениями от 8 июня 2015 г. №576;

4. Примерной  программы курса «Русский язык  10-11 классы» Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А.Мищериной, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации  в 2010г.Рабочая программа является частью Образовательной программы МБОУСОШ п.Коммунистический на 2015-2016 учебный год.

Согласно действующему  учебному плану МБОУСОШ п. Коммунистический на 2015-2016 учебный год  рабочая программа для  11класса предусматривает обучение   русского языка  в объеме  2 часов в неделю, в течение одного года – 70 часов.

2-ой час в неделю связан  с реализацией модуля «Подготовка к ЕГЭ», основное содержание которого  соответствует требованиям кодификатора элементов содержания ЕГЭ по русскому языку,составленного на базе Федерального компонента государственного стандарта  основного среднего образования.

Календарно-тематическое планирование  предполагает использование   учебника  для  11 класса общеобразовательных учреждений авторов:  Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А.Мищериной – М.: «Русское слово», 2011 г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.yaz_11_kl.docx99.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п.Коммунистический»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по русскому языку

11 класс

(базовый уровень)

на 2015 – 2016 учебный год

Составлена на основе примерной программы

«Русский язык 10-11 классы»

Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А.Мищериной

Составитель:Меркушева Надежда Николаевна,

учитель русского языка и литературы,

I квалификационная категория

п.Коммунистический

2015 г.


Пояснительная записка.

  Рабочая программа учебного предмета  «Русский язык» предназначена дляобучающихся  11 класса общеобразовательной школы, образовательная область: филология.

Рабочая  программа  по   русскому языку  составлена на основе:

1.Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;

2.Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;

3.Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253, с изменениями от 8 июня 2015 г. №576;

4. Примерной  программы курса «Русский язык  10-11 классы» Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А.Мищериной, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации  в 2010г.Рабочая программа является частью Образовательной программы МБОУСОШ п.Коммунистический на 2015-2016 учебный год.

Согласно действующему  учебному плану МБОУСОШ п. Коммунистический на 2015-2016 учебный год  рабочая программа для  11класса предусматривает обучение   русского языка  в объеме  2 часов в неделю, в течение одного года – 70 часов.

2-ой час в неделю связан  с реализацией модуля «Подготовка к ЕГЭ», основное содержание которого  соответствует требованиям кодификатора элементов содержания ЕГЭ по русскому языку,составленного на базе Федерального компонента государственного стандарта  основного среднего образования.

Календарно-тематическое планирование  предполагает использование   учебника  для  11 класса общеобразовательных учреждений авторов:  Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А.Мищериной – М.: «Русское слово», 2011 г.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимаетособое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Цель: повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе.

    Задачи:

- формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;

 - вооружение учащихся нормами литературного языка;

   - развитие умения связно излагать свои мысли;

  - формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенции обучающегося.

Данная программа обеспечивает в преподавании единство процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысления основных его закономерностей, усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа, развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования.

Программа реализует деятельностно-системный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врожденного языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.

Последовательный подход к языковым явлениям с точки зрения их триединой сущности помогает по-новому решать очень важную методическую проблему, которая заключается в реализации внутрипредметных связей, то есть в стремлении рассматривать каждое изучаемое явление не изолированно, а во всем многообразии его связей с другими языковыми явлениями. Cистемно-деятельностный подход в обучении, направленность на трехсторонний анализ языкового факта (с точки зрения его смысловой наполняемости, формы выражения и функционального назначения) пронизывают весь курс обучения родному языку в целом, что отражается даже в необычном предъявлении материала в программе.

Содержание курса русского языка в полной средней школе (базовый уровень) максимально приближено к потребностям выпускника, отражает жизненные ориентиры старшеклассников и связано с формированием общей культуры, с задачами социализации личности.

Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и к справочным пособиям для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.

Таким образом, в процессе изучения русского языка в старших классах совершенствуются основные общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные. Следовательно, создаются необходимые условия реализации в процессе обучения межпредметных связей с другими школьными дисциплинами на основе формирования и развития всех видов речевой деятельности.

Основные идеи программы и ее содержание реализуются не только в учебнике, организующем процесс обучения, но и в других компонентах учебно-методического комплекса, адресованных учащимся: в справочниках и учебных словарях, в разнообразных учебных пособиях, с помощью которых поддерживается и развивается интерес к изучению родного языка.

Требования к уровню подготовки обучающихся  11 класса.

В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:

  • адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;
  • использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;
  • осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
  • свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;
  • передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;
  • использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);

создание устного и письменного речевого высказывания:

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;
  •  формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;
  • выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
  • высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;
  • владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;
  • создавать устное высказывание на лингвистические темы;
  • владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;
  • оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания;

анализ текста и языковых единиц:

  • проводить разные виды языкового разбора;
  • опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;

соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические;
  • грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
  • эффективно использовать языковые единицы в речи;
  • соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
  • участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;
  • фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.

Учебно-тематический план

Раздел

Общее

количество

часов

по

разделу

Зачёты

Развитие речи

Контрольные работы

1.

Общие сведения о языке

1

2.

Лексика. Фразеология. Лексикография

10

1

1

3.

Фонетика. Графика. Орфоэпия.

5

2

4.

Морфемика и словообразование

5

1

1

5.

Морфология и орфография

13

1

4

6.

Самостоятельные части речи

27

2

2

7.

Служебные части речи

9

1

1

Итоговый контроль

Итого

70

6

9

2

Содержание предмета

  1. Введение. Слово о русском языке.

Язык как знаковая система и общественное явление. Русский язык как государственный, межнационального общения, рабочий язык ООН. Языки естественные и искусственные. Основные функции языка.

  1. Лексика. Фразеология. Лексикография.

Представление о лексическом значении слова. Прямое и переносное значение слова. Изобразительно-выразительные средства русского языка: эпитеты, метафоры, метонимия, сравнение, перифраза. Омонимы. Разновидности омонимов: омофоны, омографы, омоформы. Паронимы. Паронимический ряд. Синонимы, антонимы и их употребление. Происхождение лексики русского языка. Исконно-русская лексика и заимствованная. Старославянизмы и их особая роль в лексической системе языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления: диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины. Фразеология.  Фразеологические единицы  и их употребление.

3. Фонетика. Графика. Орфоэпия.

Звуки и буквы. Фонетический разбор слова. Чередование звуков.Орфоэпия.

  1. Морфемика и словообразование.

Состав слова. Морфемный анализ слова. Способы словообразования в русском языке: морфологические и неморфологические. Словообразовательный анализ. Формообразование. Основные способы образования грамматических форм в русском языке.

  1. Морфология и орфография.

Принципы русской орфографии: морфологический, традиционный, фонетический. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц: правописание гласных Ы-И после Ц в различных частях слова. Употребление букв Э, Е  и сочетание ЙО в различных морфемах. Правописание звонких и глухих, позиционные чередования. Правописание непроизносимых и двойных согласных на стыке морфем.  Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки на –З-, -С-. Гласные в приставках, зависящие от ударения. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-. Условия написания приставок. Правописание гласных ИиЫ после приставок. Написание гласного И после приставок _МЕЖ, -СВЕРХ-, после заимствованных приставок (ДЕЗ-, СУБ-, ИН- и т.д.) Употребление Ъ и Ь . Употребление прописных букв. Правила переноса слов.

  1. Самостоятельные части речи.

Имя существительное.

Определение. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Падежные окончания И-Е у существительных 1,2,3 склонения. Гласные в суффиксах имен существительных: правописание суффиксов –ЕК-, -ИК-, -ЕНК-, ИНК-,  -ЕЦ-, -ИЦ-,  -ИЧК-, -ЕЧК-, ОНЬК-,-ЕНЬК-, -ЫШК-, -УШК-, -ЮШК-, -ЧИК-, -ЩИК-. Правописание сложных имен существительных: слитное, дефисное.

           Имя прилагательное.

Имя прилагательное как часть речи. Определение. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: качественные, относительные, притяжательные. Особенности образования прилагательных. Правописание окончаний имен прилагательных. Правописание суффиксов имен прилагательных –К-, -СК-, -ЕВ-, -ИВ-, -ЧИВ-, -ЛИВ-, -ОВ-, -ОВАТ-, -ОВИТ-, -ЕНЬК-, -ОНЬК-. Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных: слитное, дефисное.

Имя числительное.

Определение. Лексико-грамматические разряды имен числительных: количественные, порядковые, собирательные. Склонение и правописание имен числительных: слитное, раздельное, дефисное. Употребление имен числительных в речи: «один»,  «оба», собирательных числительных.

Местоимение.

Местоимение как часть речи. Морфологические особенности местоимений. Правописание местоимений. Особенности функционирования местоимений.

Глагол.

Глагол как часть речи. Определение. Инфинитив. Категория вида глагола. Переходность – непереходность глагола. Возвратные глаголы. Категория наклонения. Категория времени глагола. Спряжение глаголов. Морфологический разбор глагола. Правописание глаголов: личные окончания, употребление буквы Ь в глагольных формах, правописание суффиксов.

Причастие.

Причастие как глагольная форма. Определение. Признаки глагола. Признаки прилагательного. Морфологический разбор причастий. Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Правописание окончаний и суффиксов причастий. Правописание Н, НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

Деепричастие.

Определение. Признаки глагола. Признаки наречия. Образование деепричастий несовершенного вида. Образование деепричастий совершенного вида.  Морфологический разбор деепричастий.

Наречие.

Наречие как часть речи.  Определение. Обстоятельственные и определительные наречия. Образование степеней сравнения  наречия. Правописание наречий: гласные на конце наречий, слитное, раздельное, дефисное написание.

Слова категории состояния.

Слова категории состояния. Омонимичность наречиям и кратким прилагательным. Степени сравнения слов категории состояния. Морфологический разбор наречий.

  1. Служебные части речи.

Предлог как служебная часть речи. Функции предлога в речи. Производные и непроизводные предлоги. Простые и сложные предлоги. Правописание предлогов: слитное, дефисное, раздельное написание. Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Виды союзов по происхождению (производные и непроизводные), по структуре (простые и составные), по синтаксическим функциям (сочинительные и подчинительные). Правописание союзов. Правописание союзов и сходных с ними по звучанию слов других частей речи. Функции частиц в речи. Разряды частиц. Правописание частиц: раздельное написание частиц со словами, дефисное написание частиц со словами. Частицы НЕ и НИ. Употребление частиц НЕ и НИ. Междометие как особый разряд слов.  Звукоподражательные слова.


Календарно-тематическое планирование

к учебному курсу «Русский язык 11 класс»

2часа в неделю, всего 70 часов

Раздел

Дата

№уро-ка

Тема урока

Тип, форма урока

Планируемые предметные результаты

Планируемые метапредмет-ные результаты (по разделу)

Выполнение практич. части (РР)

Форма тематиче-ского контроля

Меры по выполнению программы в полном объеме

план

факт

Общие сведения о языке

1.09

1.09

1.

Слово о русском языке

Система-тизация знаний, беседа

Знать основные функции языка, его истоки, функциональные стили; уметь доказать, почему литературный язык является высшей формой языка, аргументированно характеризовать основные стили русского языка

Составле-ние плана статьи.

Лексика. Фразеология. Лексико

графия.

2.09

8.09

2.09

8.09

2.

3.

Лексика.

Слово,  его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства

ЕГЭ.РР

Изобразительно-выразительные средства

Комбинированный

Урок развития речи

Знать основные понятия лексики, отличие многозначных слов от однозначных; уметь работать с толковым словарем, употреблять в речи нужное по смыслу значение многозначного слова, давать толкование лексического значения слова, определять лексическое значение слова по толковому словарю; соотносить слово и его лексическое значение  

Использовать разные виды чтения (ознакомитель-но-изучающее, ознакомитель-но-реферативное и др.) в зависимости от коммуникатив-ной установки и характера текста;

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научные тексты, справочная литература, средства массовой информации, в том числе представлен-ные в электронном виде на различных информацион-ных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета);

владеть основными приемами информацион-ной переработки устного и письменного текста;

создавать устные и письменные монологиче-ские и диалогические высказывания разных типов и жанров в социально-бытовой, учебно-научной  и деловой сферах общения;

применять в практике речевого общения основные лексические, нормы современного русского литературного языка;

соблюдать нормы речевого этикета в различных сферах общения;

применять в практике письма орфографиче-ские и пунктуацион-ные нормы современного русского литературного языка.

Работа со словарем.  Запись в тетради основных способов возникно-венияпереносного значения слова.

Анализ текста

Задания ЕГЭ –3,24

11.09

15.09

18.09

22.09

11.09

15.09

18.09

22.09

4.

5.

6.

7.

Омонимы и их употребление. Работа со словарём омонимов.

Паронимы, их упо-требление. Словари паронимов.

Синонимы.Антонимы.

ЕГЭ. Употребление  паронимов,синонимов,

антонимов. (задание №5, №22).

Комбинированные уроки

Знать определение омонимов, омографов, омофонов, омоформ, паронимов, синонимов, антонимов; уметь различать  омонимы, омографы, омоформы, находить синонимы, антонимы в тексте, давать толкование лексического значения паронимов, правильно употреблять синонимы, антонимы, паронимы в речи.

Работа со словарны

ми статьями.

Составление словосочетаний.

Анализ текстов

Задание ЕГЭ – 5, 22

25.09

25.09

8.

Происхождение лексики современного русского языка. Лексика по сфере употребления

Комбинированный

Знать о происхождении русской лексики, о путях появления в языке заимствованных слов, о старославянизмах

Сообще-ние

Составле-ние плана-конспекта §8  как текста научного стиля.

20.09

20.09

9.

ЕГЭ. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления

Комбинированный

Знать основные группы слов по сфере их употребления в речи, разъяснять значение иноязычных слов, находить в речи слова общеупотребительные,  

диалектные  и профессиональные, избегать в собственной  речи жаргонизмов

Анализ текста

Составле-ние обобщен-ной схемы-конспекта материала §9.

2.10

2.10

10.

Фразеология. Фразеологические единицы, их употребление.

Комбинированный

Знать определение фразеологических оборотов, основные источники появления фразеологизмов, значение основных фразеологизмов, часто встречающихся в речи, основные типы словарей русского языка; уметь объяснять значение устойчивых оборотов речи, пользоваться справочной лингвистической литературой для получения необходимой информации.

Анализ текста

Фразеоло-гическая викторина.

6.10

6.10

11.

Зачет по теме «Лексика. Фразеология. Лексикография»

Урок контроля

Уметь выполнять задания в формате ЕГЭ по данной теме

Зачётная работа

Фонети-ка. Графика. Орфоэ-пия

9.09

13.09

16.09

9.09

13.09

16.10

12

13

14

Звуки и буквы. Орфоэпия. Фонетический разбор слова.

Чередование звуков.

ЕГЭ. Орфоэпия. Акцентологические нормы.

Комбинированные уроки

Знать определение фонетики, основные характеристики гласных и согласных звуков, отличие звука от буквы;  знать о существовании чередований звуков; уметь соотносить графическое написание слова и его фонетическую транскрипцию, объяснять фонетические процессы, отраженные или не отраженные в графическом написании слова; орфоэпические нормы

Использовать разные виды чтения; извлекать необходимую информацию из различных источников; владеть основными приемами информацион-ной переработки устного и письменного текста; применять в практике речевого общения основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка;

соблюдать нормы речевого этикета в различных сферах общения

Задание ЕГЭ – 4.

23.10

23.10

23.10

23.10

15-16

Входная контрольная работа

 Урок проверки  зун

Морфемика и слово-образование

27.10

27.10

17.

Морфемика. Состав слова. Морфемы. Морфемный анализ слова.

Комбинированный

Знать, что такое морфемика, название и особенности морфем русского языка;  знать, какая часть слова называется основой, какие части слова могут входить в состав основы; уметь находить значимые части слова, определять их роль в слове, находить основу слова, различать процессы слово- и формообразования

Использовать разные виды чтения; извлекать необходимую информацию из различных источников; владеть основными приемами информацион-ной переработки устного и письменного текста; применять в практике речевого общения основные  нормы современного русского литературного языка;

соблюдать нормы речевого этикета в различных сферах общения;

применять в практике письма орфографиче-ские и пунктуацион-ные нормы современного русского литературного языка.

Самостоя-тельная работа.

Составле-ние сравнительной таблицы.  Морфем-ный разбор слов.

30.10

30.10

18.

ЕГЭ. РР  Структура задания с развернутым ответом

Урок изучения нового материа-ла

Знать структуру задания 25 ЕГЭ; уметь выделять в готовом сочинении структурные элементы

РР

Анализ готового сочинения

10.11

13.11

10.11

13.11

19.

20.

Словообразование. Формообразование.

ЕГЭ. Формообразование.

Комбинированные

Знать основные способы образования слов в русском языке, основные виды словообразовательных словарей, порядок словообразовательного разбора; уметь определять способ словообразования, различать морфологические и неморфологиче-ские способы образования слов, выполнять словообразовательный разбор

Словообразователь-ныйразбор. Словообразователь-ные цепочки.

Задание ЕГЭ - 6

17.11

17.11

21.

Зачет по теме «Морфемика и словообразование»

Урок контроля

Уметь выполнять задания в формате ЕГЭ по данной теме

Зачётная работа

Морфология и орфогра-фия

18.11

24.11

27.11

18.11

24.11

27.11

22.

23.

24.

Принципы русской орфографии.

Безударные гласные в корне слова.

ЕГЭ. Проверяемые,  непроверяемые и чередующиеся безударные гласные в корне слова.

Комбинированные уроки

Знать, какие вопросы изучаются в курсе морфологии, предмет изучения орфографии; знать правила правописания безударных гласных в корне слова; уметь узнавать и осознавать в слове правописное затруднение, связанное с написанием безударных гласных (опознавательный этап), определять условия выбора верного написания (выборочный этап), на основании правила делать выбор написания (этап решения орфографической задачи).

Использовать разные виды чтения; извлекать необходимую информацию из различных источников; владеть основными приемами информацион-нойпереработки устного и письменного текста; применять в практике речевого общения основные  нормы современного русского литературного языка;

соблюдать нормы речевого этикета в различных сферах общения;

применять в практике письма орфографиче-ские и пунктуацион-ные нормы современного русского литературного языка.

Самостоя-тельная работа с учебником

Работа с орфографическим словарём.

Составле-ние обобщаю-щей схемы.

Задание ЕГЭ - 8

1.12

1.12

25.

ЕГЭ.  РР Виды вступления к сочинению

Комбинированный

Уметь выбирать вступление к сочинению

РР

Написание вступле-ния

2.12

2.12

26.

Употребление гласных после шипящих и Ц.

Комбинированный

Знать состав слова, части речи, употребление гласных после шипящих; уметь распознавать морфемы в словах, определять часть речи, правильно писать гласные после шипящих.

Работа со словарем.

Словар-ный диктант.

2.12

2.12

27.

Правописание звонких, глухих,  непроизносимых, двойных согласных.

Комбинированный

Знать правописание  звонких и глухих согласных; непроизносимых согласных; двойных согласных; уметь находить звонкие и глухие, непроизносимые и двойные согласные; правильно писать указанные орфограммы в словах.

Работа со словарем.

Словар-ный диктант.

4.12

4.12

28.

ЕГЭ  РР Формулировка проблемы исходного текста

Комбинированный

Уметь формулировать проблему текста

РР

Формули-ровка проблемы

8.12

11.12

15.12

8.12

11.12

15.12

29.

30.

31.

Правописание приставок.

ЕГЭ. Приставки ПРЕ- и ПРИ-.

Употребление Ъ и Ь.

Употребление прописных букв. Правила переноса слов.

Комбинированные

Знать правописание приставок,  зависящее от значения,  правописание приставок, основанное на фонетическом принципе;  правописание приставок, основанное на морфологическом принципе; уметь правильно писать приставки, переносить слова, определять функции ъ и ь и в соответствии с этим правильно писать слова, различать строчные и прописные буквы.

Работа с учебником

Разные виды диктантов (объясни-тельный, словар-ный, диктант с продолжением)

Задание ЕГЭ – 9.

18.12

18.12

32.

ЕГЭ   РР Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

Комбинированный

Уметь комментировать проблему текста

РР

Письмен-ный комментарий

22.12

22.12

33.

ЕГЭ  РР Отражение позиции автора

Комбинированный

Уметь формулировать позицию автора

РР

Анализ текстов

22.12

22.12

34

Административная контрольная работа.

Урок контроля

Уметь выполнять задания в формате ЕГЭ

Тест

Самостоятельные части речи

25.12

25.12

35

Имя существительное как часть речи.

Комбинированный

Знать  лексико-грамматические разряды имён существительных, род, число, падеж и склонение  имён существительных; уметь делать морфологический разбор имен существительных.

Использовать разные виды чтения (ознакомитель-но-изучающее, ознакомитель-но-реферативное и др.) в зависимости от коммуникатив-ной установки и характера текста;

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научные тексты, справочная литература, средства массовой информации, в том числе представлен-ные в электронном виде на различных информацион-ных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета);

владеть основными приемами информацион-ной переработки устного и письменного текста;

создавать устные и письменные монологиче-ские и диалогические высказывания разных типов и жанров в социально-бытовой, учебно-научной  и деловой сферах общения;

применять в практике речевого общения основные лексические, нормы современного русского литературного языка;

соблюдать нормы речевого этикета в различных сферах общения;

применять в практике письма орфографиче-ские и пунктуацион-ные нормы современного русского литературного языка.

Морфологический разбор

12.01

12.01

36

Зачет по теме «Морфология и орфография»

Урок контроля

Уметь выполнять задания в формате ЕГЭ по данной теме

Зачётная работа

15.01

15.01

37

ЕГЭ. Правописание имен существительных.

Практи-кум

Знать правила написания имен существительных; уметь правильно писать суффиксы и падежные окончания существительных, делать выбор в пользу слитного или дефисного написания сложных существительных.

Самостоятельная работа

Тест

19.01

19.01

38

Имя прилагательное как часть речи.

Комбинированный

Знать определение имени прилагательного, лексико-грамматические разряды имен прилагательных, склонение  качественных, относительных, притяжательных прилагательных; уметь производить морфологический разбор, правильно писать окончания имен прилагательных.

Морфоло-гическийразбор

22.01

22.01

39

ЕГЭ. Правописание имен прилагательных.

Практикумы

Знать правописание суффиксов имен прилагательных, правописание Н- и НН-, сложных прилагательных; уметь мотивировать выбор при написании, отличать сложные прилагательные.

Само-стоятельная работа

Диктант

26.01

26.01

40.

ЕГЭ  РР  Аргументация собственного мнения

Комбинированный

Уметь подбирать аргументы

РР

Сочине-ние

29.01

29.01

41

Самостоятельная работа по теме «Имя числительное как часть речи».(карантин)

Комбинированный

Знать определение имени числительного, его разряды и виды, правописание имен числительных, склонение; уметь делать морфологический разбор, склонять, правильно писать имена числительные.

Морфоло-гический разбор

02 .02

02.02

42.

ЕГЭ. Самостоятельная работа по теме«Правописание числительных»

(карантин)

Практи-кум

Знать особенности употребления числительных в речи; уметь правильно употреблять их в речи.  

Тест

05.02

09.02

05.02

09.02

43

44.

Самостоятельная работа по теме «Местоимение как часть речи».

(карантин)

ЕГЭ. Правописание местоимений.

Комбинированные

Знать лексико-грамматические разряды местоимений, особенности их изменения, правописание; уметь делать морфологический разбор местоимения, правильно употреблять местоимения в речи, склонять их.

Самостоятельная работа

Морфоло-гический разбор.

Тест

12.02

12.02

45.

Зачет по теме «Самостоятельные части речи»

Урок контроля

Уметь выполнять задания в формате ЕГЭ по данной теме

Зачётная работа

16.02

16.02

46.

Глагол как часть речи.

Комбинированный

Знать определение глагола, его грамматические категории, образование глагола; уметь делать морфологический разбор.

Морфоло-гический разбор

19.02

19.02

47.

ЕГЭ. Правописание глаголов.

Практи-

кум

Знать образование глагола, правописание  личных окончаний, буквы ь в глагольных формах, суффиксов глаголов; уметь правильно писать личные окончания глаголов, употреблять ь в глагольных формах, если это необходимо.

Диктант.

Задание ЕГЭ - 11

26.02

26.02

01.03

26.02

26.02

01.03

48.

49

50.

Причастие  как глагольная форма.

ЕГЭ. Правописание причастий.

Н и  нн в причастиях и отглагольных прилагательных.

Комбинированные

Знать определение причастия, разряды по значению, признаки глагола и прилагательного, образование, правописание; уметь находить вид и залог, различать причастия и отглагольные прилагательные, правильно писать суффиксы причастий.

Самостоятельная работа

Морфоло-гический разбор.

Задание ЕГЭ - 11

04.03

11.03

11.03

04.03

11.03

11.03

51.

52

53

.

Деепричастие.

Репетиционный экзамен

Репетиционный экзамен

Комбинированные

Урок контроля

Знать определение деепричастия, разряды по значению, признаки глагола и наречия, способы образования; уметь находить деепричастия в тексте, различать деепричастия совершенного и несовершенного вида, правильно употреблять деепричастия в речи, избегая стилистических ошибок, правильно ставить запятые при деепричастных оборотах.

Зада-ние ЕГЭ - 10

15.03

18.03

15.03

18.03

54

55.

Наречие как часть речи.

ЕГЭ. Правописание наречий.

Комбинированные

Знать определение наречий, разряды по значению, степени сравнения, правописание; уметь определять разряд по значению, образовывать степени сравнения; уметь отличать наречия и слова категории состояния

Объясни-тельный диктант

Задание ЕГЭ - 13

29.03

29.03

29.03

29.03

56-

57

ЕГЭ. Правописание суффиксов различных частей речи.

 Правописание суффиксов.

Обобще-ние и система-тизация

Задание ЕГЭ – 10, 14

05.04

05.04

58

ЕГЭ. Написание НЕ с

различными частями речи

Обобще-ние и система-тизация

Задание ЕГЭ - 12

05.04

05.04

59

Зачет  по теме «Самостоятельные части речи»

12.04

12.04

60

ЕГЭ

Слитное и раздельное написание не  и ни с различными частями речи.

Урок контроля

Уметь выполнять задания в формате ЕГЭ по данной теме

Зачётная работа

Служеб-ные части речи

12.04

19.04

12.04

19.04

61

62

Служебные части речи. Предлог как служебная  часть речи.

ЕГЭ. Правописание предлогов.

Комбинированные

Знать определение предлога, какие отношения выражаются с помощью предлогов, виды предлогов по структуре и происхождению, правописание предлогов; уметь отличать предлоги от других частей речи, грамотно писать предлоги.

Использовать разные виды чтения в зависимости от коммуникатив-ной установки и характера текста;

извлекать необходимую информацию из различных источников);

владеть основными приемами информацион-ной переработки устного и письменного текста;

создавать устные и письменные монологиче-ские и диалогические высказывания разных типов и жанров в социально-бытовой, учебно-научной  и деловой сферахобщения;

применять в практике речевого общения основные лексические, грамматиче-ские нормы;

соблюдать нормы речевого этикета в различных сферах общения;

применять в практике письма орфографиче-ские и пунктуацион-ные нормы современного русского литературного языка.

Задание ЕГЭ - 13

19.04

26.04

19.04

26.04

63

64

Союз как служебная часть речи.

ЕГЭ. Правописание союзов.

Комбинированные

Знать определение союза, виды союзов по происхождению, по структуре и по значению; уметь делать  морфологический разбор союза, различать союзы и союзные слова, правильно писать союзы.

Задание ЕГЭ - 13

26.04

26.04

65

Частицы. Частицы НЕ и НИ. Их употребление,  значение.

Комбинированный

Знать определение частицы, разряды по значению, правописание частиц; уметь определять значение частиц, правильно их писать; находить орфограмму, безошибочно определять часть речи, делать правильный выбор в пользу слитного или раздельно написания частиц НЕ и НИ.

Сообще-ние

Задание ЕГЭ - 12

03.05

03.05

66.

ЕГЭ  РР Сочинение в формате ЕГЭ

Урок развития речи

Уметь писать сочинение

РР

Сочине-ние

06.05

06.05

67

Междометие как особый разряд слов.

Комбинированный

Знать определение междометия, типы междометий, их правописание и пунктуационное оформление. Уметь находить междометия в тексте, различать междометия и звукоподражательные слова, правильно писать сложные междометия, ставить знаки препинания при междометиях.

Диктант

10.05

10.05

10.05

10.05

68

69

Слова категории состояния.

 

ЕГЭ Заключение  сочинения.

Комбини рованный

Комбинированный

Уметь отличать

 наречия и слова категории состояния.

Уметь писать

заключение сочинения

17.05

17.05

70

Зачет по теме «Служебные части речи»

Урок контроля

Уметь выполнять задания в формате ЕГЭ по данной теме

Зачётная работа


Список литературы:

Литература  для учащихся:

  1. Русский язык 10-11 классы. Авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина.Москва «Русское слово», 2011 год.

 2. Сенина Н.А. Русский язык: Подготовка к ЕГЭ-2015. Учебно – методическое пособие.- Ростов – на- Дону: «Легион», 2014 г.

3. Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ.Учебно- методическое пособие.- Ростов – на – Дону: «Легион», 2012 г.

Литература  для учителя:

1.Программа к учебнику «Русский язык 10-11 классы». Авторы :Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. Москва «Русское слово», 2010г.

2. Сенина Н.А. Русский язык: Подготовка к ЕГЭ-2015. Вступительные испытания: Учебно – методическое пособие.- Ростов- на –Дону:«Легион», 2014г.

Образовательные электронные ресурсы:

http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ

http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении

http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации

Навигатор. Грамота.руhttp://www.gramota.ru/slovari/dic/?word=&all=x

Приложение

«НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»

Нормы оценки  призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.

 Оценка устных ответов учащихся

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2ошибки, которые сам же исправляет, и 1 — 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5», «4», «3»)может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка диктантов

Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для V класса — 90— 100 слов, для VI класса - 100-110, для VII - 110-120, для VIII - 120-150, для IX класса — 150—170слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)

Контрольный словарный диктантпроверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для V класса — 15-20, для VI класса - 20-25, для VII класса - 25-30, для VIIIкласса - 30 - 35, для IX класса - 35 - 40.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать в себя основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее чем 2 — 3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они должны быть представлены 1 — 3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать: в V классе — 12 различных орфограмм и 2 — 3 пунктограмм,

в VI классе — 16 различных орфограмм и 3 — 4 пунктограмм,

в VIIклассе -20 различных орфограмм и 4-5пунктограмм,

в VIII классе - 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм,

в IX классе — 24 различных орфограммы и 15 пунктограмм.

В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).

В диктантах должно быть: в V классе — не более 5 слов, в VI—VII классах - не более 7 слов, в VIII-IX классах - не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти (а в V классе — до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) в переносе слов;        

2) на правила, которые не включены в школьную программу;

3) на еще не изученные правила;

4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «ра-по-тает» (вместоработает), «дулпо» (вместодупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При
подсчете ошибок
две негрубые считаются за одну. К негрубым
относятся ошибки:        

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в случаях трудного различения не я ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);

7) в собственных именах нерусского происхождения;

8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипнымисчитаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, вообще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода воды, рот ротик, грустный — грустить, резкий — резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл.Отличная оценка не выставляется при наличии трех иболее исправлений.Более 5 исправлений не влечет выставление отрицательной оценки.        

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографическойи 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В IV классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибках, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» — 4 орфографические ошибки (для V класса - 5 орфографических ошибок), для оценки «2» — 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе,состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой выполнено менее половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5»  ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 — 2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3 — 4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в V—IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения: в V классе -100-150 слов, в VI классе - 150-200, в VII классе - 200-250, в VIII классе - 250-350, в IX классе - 350-450 слов.

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в V классе — 0,5— 1,0 страницы, в VI классе —1,0—1,5,в VII классе - 1,5-2,0, в VIII классе - 2,0-3,0, в IX классе - 3,0-4,0 страницы.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности, от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;    

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

разнообразие словаря и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи;

число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.

Основные критерии оценки

«5»

Содержание и речь

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.        -

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 — 2 речевых недочета.

Грамотность

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

Содержание и речь

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 — 4 речевых недочетов.

Грамотность        

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

Содержание и речь

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Грамотность

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в IV классе — 5 орфографических ошибок и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

Ошибки и недочеты в сочинениях и изложениях

Следует различать понятия «ошибка» и «недочет». Ошибка - это нарушение требований к правильности речи, нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя». Недочет - это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это неправильно», недочет - с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другими словами, недочет - это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи.

Речевые недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и выражений задаче речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или искажают ее, не раскрывают отношения автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю изложения. Речевыми недочетами можно считать:

- повторение одного и того же слова;

- однообразие словарных конструкций;

- неудачный порядок слов;

- различного рода стилевые смешения.

Ошибки в содержании сочинений и изложений

Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения.

Фактические ошибки

В изложении:

неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей.

В сочинении:

искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат.

Логические ошибки

-нарушение последовательности в высказывании;

-отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями;

-неоправданное повторение высказанной ранее мысли;

-раздробление одной микротемы другой микротемой;

-несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей;

-перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);

-неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица.

Речевые ошибки

К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые, в свою очередь, делятся на семантические и стилистические.

К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:

•        употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;

•        неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;

•        нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;

•        употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;

•        пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);

•        стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта характера; приближался все ближе и ближе;

Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:

•        неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два парня: Левин и Вронский;

•        неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, например: Рядом сидит папа (вместоотец) одного из малышей;

•        смешение лексики разных исторических эпох;

•        употребление штампов.

Речевые ошибки в построении текста:

•        бедность и однообразие синтаксических конструкций;

•        нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед;

•        стилистически неоправданное повторение слов;

•        неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи, например: Иванов закинул удочку, и она клюнула;

•        неудачный порядок слов.

Грамматические ошибки

Грамматические ошибки - это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.

Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.

Разновидности грамматических ошибок

•        Словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т.п.). Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические.

•        Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичанины; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок; ложит и т.д.)

•        Синтаксические

а)        Ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении, например: браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;

б)        ошибки в структуре простого предложения:

- нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны;

- нарушение границы предложения, например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке;

- разрушение ряда однородных членов, например: настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн;

- ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, например; причалившая лодка к берегу; На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени;

- местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего, например: Кусты, они покрывали берег реки;

- пропуски необходимых слов, например: Владик прибил доску и побежал в волейбол.

в) ошибки в структуре сложного предложения:

- смешение сочинительной и подчинительной связи, например: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами;

- отрыв придаточного от определяемого слова, например: Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе;

г) смешение прямой и косвенной речи;

д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная.

Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании браконьерам, промышляющих в лесах не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании умчался в синею даль ошибка орфографическая, так как вместо юю по правилу написано другое.

В сочинении и изложении все ошибки выносятся на поля. Для выведения отметок однородные ошибки суммируются и число их цифрами указывается перед каждой отметкой.

Первой ставится отметка за содержание и речь. Перед нею записывается число ошибок в содержании и число речевых ошибок (С – Р).

Перед второй отметкой – за грамотность – указывается число орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок (I – V–Г).

В целом запись выглядит так:

                                                      0 – 2              4

                                                      4 – 3 – 1        3

Оценка обучающих работ

 Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность письма, 5) полнота выполнения работы.

Оценка «5» ставится в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. Оценка «4» ставится, если ученик допустил 1-2 ошибки, «3» - 3-4 ошибки, «2» - 5-7 ошибок, более 7 ошибок - «1».

Первая и вторая работа, как классная , так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ  соответствующего или близкого вида.

Оценка тестов

При проведении тестовых работ  критерии оценок следующие:

«5» - 90-100%;

«4» - 78-89%;

«3» - 60-77%;

«2» - менее 59%.

Выведение итоговых отметок

За учебную четверть (учебное полугодие) и учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....