урок русского языка в 9 классе с презентацией по теме: "Комплексный анализ теста"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Карпова Елена Александровна

Данный урок можно использовать при подготоввке к ОГЭ по русскому языку

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Комплексный анализ текста.

Слайд 2

Текст тема текста стиль текста тип речи основные орфограммы и пунктограммы Ключевые понятия

Слайд 3

Цели урока: 1. Обучение работе с текстом, расширение сведений о возможностях текстов, совершенствование навыков правописания. 2. Развитие аналитического мышления. 3. Воспитание любви к русскому языку, родному слову.

Слайд 4

«Самая большая ценность народа – язык ,на котором он пишет, говорит, думает». Д.С. Лихачев.

Слайд 5

Виктор Петрович Астафьев (1924 – 2001) « Васюткино озеро» «Конь с розовой гривой» «Фотография, на которой меня нет»

Слайд 7

Основные признаки текста: - тематическое и композиционное единство; - наличие структуры; - наличие грамматической связи; - смысловая цельность, законченность; - информативность. Тема – это предмет речи, то, о чем говорится в тексте. Основная мысль – это то, для чего написан текст, к чему призывает.

Слайд 8

Признаки публицистического стиля - размышление об одном из самых ярких событий детства писателя; - четко выражена авторская позиция; - текст эмоционален, отличается образностью; - сочетание слов нейтральной и книжной лексики; - богатый синтаксический строй текста .

Слайд 9

Тип речи: р ассуждение с элементами повествования 1предложение – тезис 2-6 предложения – последовательный рассказ о событии 7 предложение - вывод

Слайд 10

Лексические особенности текста.

Слайд 11

Средства художественной выразительности - эпитеты ( яркое воспоминание, бесхитростная история, жуткая история, яркое озарение); - метафоры ( каприз судьбы, тяга к творчеству, искоркою занявшегося желания).

Слайд 12

7) Возможно, и тяга к творчеству началась с того желания, в детстве искоркой занявшегося, - поведать услышанное, что-то, конечно же, добавляя от себя . Поведать ( книж .) – рассказать, сообщить.

Слайд 13

6) С тех пор я не перечитывал рассказ Толстого «Кавказский пленник» и перечитывать не буду, ибо живет он во мне каким-то давним, отделенным от всего остального прочитанного и услышанного, ярким озарением, и мне все еще хочется пересказывать бесхитростную и, может быть, самую романтическую историю в нашей русской литературе. Ибо( устар., книж .) – так как, потому что.

Слайд 14

6) С тех пор я не перечитывал рассказ Толстого «Кавказский пленник» и перечитывать не буду, ибо живет он во мне каким-то давним, отделенным от всего остального прочитанного и услышанного, ярким озарением , и мне все еще хочется пересказывать бесхитростную и, может быть, самую романтическую историю в нашей русской литературе. Озарение – внезапное понимание чего-то. Романтический – исполненный романтики, загадочности, таинственности. История – рассказ, повествование.

Слайд 15

Синтаксические особенности текста.

Слайд 16

Разнообразие синтаксического строя: предложение с прямой речью ( №4); предложения с обособленными членами (№2,5 –обособленное определение;№4,7 – обособленное обстоятельство; предложения с вводными словами (№6,7); сложные предложения (№2,3,6).

Слайд 17

Вводные слова Может быть Возможно Конечно же

Слайд 18

Найдите в первом абзаце сложные предложения и определите их вид. Укажите грамматические основы.

Слайд 33

Особенности орфографии и пунктуации текста.

Слайд 34

Группа 1. Задание: из предложения 6 выпишите слова с орфограммами : «Чередующаяся гласная в корне слова», «Безударная гласная в корне слова, не проверяемая ударением». Озарение, романтическую, литература.

Слайд 35

Группа 2. Задание: из предложений 1 - 3 выпишите слова с орфограммами : «Правописание приставок на З-С», «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-». Воспоминания, пришел, приезжий, воспринимать .

Слайд 36

Группа 3. Задание: из предложений 6-7 выпишите слова, в которых правописание -Н- и -НН- определяется правилом: «В суффиксах полных страдательных причастий пишется две буквы Н». Отделенным, прочитанного, услышанного .

Слайд 37

Особенности пунктуации.

Слайд 38

Тест

Слайд 39

Проверь себя Вариант 1 Вариант 2 1. 2 3 2. 2 1 3. 2 3 4. Детские воспоминания 4. История без хитрости 5. 4 5. 2 6. 2 6. 2 6 баллов – «5» 4-5 баллов – «4» 3 балла – «3»

Слайд 40

Домашнее задание. Перечитайте текст и напишите свое рассуждение на тему : «Книга в моей жизни».

Слайд 41

- Что вы узнали на уроке? - Оправдались ли ваши ожидания от урока? - Над чем вас заставил задуматься урок? -

Слайд 42

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 9 классе.

Тема: "Комплексный анализ текста".

Цели урока:

образовательные: обучение работе с текстом: умение вычленять главную мысль, определять стиль и тип речи текста; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к публицистическому стилю; совершенствование навыков правописания.

воспитательные: воспитание любви к русскому языку; способствование нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.

развивающие:  развитие умения логически излагать свои мысли,  развитие умения аргументировать ; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация,

раздаточный материал - фрагмент статьи В.П.Астафьева, памятки, тестовые задания.

Ход урока.

Эпиграф.

Самая большая ценность народа - язык,

                                                       на котором он пишет, говорит, думает.

                                                                                                   Д.С.Лихачев

I. Организационный момент. Рефлексия.

    Вступительное слово учителя.

 - Здравствуйте.  Я рада всех вас видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне. Я хочу

II.  Сообщение о целях и задачах урока.

- Сегодня у нас очень важный урок, актуальный, ведь скоро вам предстоит сдавать экзамен. И самая главная задача на данном этапе обучения, конечно же , - хорошо подготовиться к ГИА. Какие умения, на ваш взгляд, помогут это сделать? Конечно, это и умение писать сочинение-рассуждение, и сжатое изложение, и орфографическая и пунктуационная грамотность. А сформировать все  эти умения нам помогает именно комплексная работа с текстом.

Ключевыми на уроке будут следующие понятия:

текст

тема текста

стиль текста

тип речи

основные орфограммы и пунктограммы

     

       Д.С. Лихачев писал: " Самая большая ценность народа - язык, на котором он пишет, говорит, думает".  Эти слова станут эпиграфом сегодняшнего  урока - урока, на котором мы будем закреплять умение анализировать текст, применять теоретические знания при выполнении различных заданий, связанных с анализом текста.

     Мы  живем в мире текстов, они нас окружают,  мы их читаем, слушаем , изучаем, создаем сами. Тексты - это наша речь, это жизнь нашего языка.

III. Знакомство с текстом.

1. Сегодня мы будем работать с текстом известного  русского писателя 20 века Виктора Петровича Астафьева.

- Вам знакомо это имя?

- Какие произведения В.П.Астафьева вы читали?

( "Васюткино озеро", "Конь с  розовой  гривой", "Фотография, на которой меня нет" )

Краткая справка о писателе.

      Виктор Петрович Астафьев -  известный русский писатель, живший на Енисее, недалеко от Красноярска, великий труженик и правдоискатель, прошедший Великую Отечественную войну 1941-1945 г.г., оставшись в живых, стал писателем, потому что не мог им не стать. Свои книги посвящает самоотверженным героическим судьбам людей, родной природе, русским просторам.

     Астафьев радуется всему окружающему - встрече с человеком, ручью, тихой заводи, вечерней зорьке, полю с золотым колосом, птице в зеленом лесу. Он умеет передать свою звонкую певучую радость читателю. Никто и ничто не ускользнет от внимательного взора художника, все рождает в нем волну преданности, признательности и любви к простым людям, родному северному краю, с которым связан крепкими узами. Он всегда наш собеседник, наш наставник,  потому что предельно откровенен, честен по отношению к себе.

2. Чтение текста учителем.

IV. Комплексный анализ текста.

1. Речеведческий анализ текста.

- Вы услышали начало статьи В.П.Астафьева "Имя Толстого свято"

- Объясните смыл названия.

Предложите свои варианты названия.

1.  Докажите, что данный отрывок является текстом?

 ( текст - это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. В тексте обязательно тематическое и композиционное единство всех частей; наличие грамматической связи между частями; смысловая цельность, относительная законченность.)

2. Определите тему , основные мысли  текста.

   ( тема - это предмет речи, то, о чем говорится в тексте;

 основная мысль -это то, для чего написан текст, к чему призывает).

3. Определите стиль текста. Докажите свое мнение.

 Это публицистический стиль. Во-первых, текст рассказывает об одном из самых ярких воспоминаний из детства писателя; во-вторых, в тексте четко выражена авторская позиция. Автор на одном, но очень ярком примере показывает, насколько для него свято имя Л.Н.Толстого, что во многом благодаря   знакомству с творчеством великого русского писателя, он сам начал писать. В-третьих, в тексте наряду со стилистически нейтральными словами  используются слова книжной лексики . Текст эмоционален.

- Укажите языковые средства отношения, оценки.

( предложения 3,4 - Это было такое потрясение...)

- Как связаны предложения в тексте? (цепная связь: лексический повтор слушать, слушая, слушайся в предложениях №3,4,5; 2 и 3 предложения – указ. местоимение  ЭТО).

 4. Определите тип речи. Докажите свое мнение.

 ( рассуждение с элементами повествования).

рассуждение - в 1-ом предложении выдвигается тезис: "Одно из самых ярких воспоминаний ...связано с Л.Н.Толстым".

далее следует аргументация ; делается вывод.

повествование : большое количество глаголов, обозначающих действие в движении (не мог слушать, воспринимать, вскакивал, пытался пересказать).

Это рассуждение -размышление.

- Какую цель ставит автор , обращаясь с этим рассуждением к читателям?

5. Лексические особенности текста.

- Какие из средств художественной выразительности использует автор в тексте?

эпитеты - яркое воспоминание, бесхитростная история, жуткая история, яркое озарение

метафоры - каприз судьбы, тяга к творчеству, желания, в детстве искоркою занявшегося

  - Скажите, есть ли  в тексте слова, значения которых вам непонятны?

 - К книжному слову поведать ( предложение №7) подберите стилистически нейтральный синоним. ( рассказать, сообщить)

К союзу  ибо подберите стилистически нейтральный синоним ( потому что, так как)

- Во 2 абзаце найдите слова озарение, история, романтическую

- Определите , в каких значениях употребляются в тексте эти слова:

озарение (предложение №6) (озарение - внезапное понимание чего-то);

история ( предложение №6)  (рассказ, повествование);

романтический (предложение №6) (исполненный романтики, загадочности, таинственности).

6. Синтаксические особенности текста.

 -  Охарактеризуйте  особенности синтаксического строя текста.

 Синтаксический строй текста разнообразен: преобладают сложные предложения, есть предложение с прямой речи (№4), предложения с обособленными членами (№№2- обособленное определение и обособленное приложение; №4 - обособленное обстоятельство; №5 - обособленное определение; №6,7 - вводные слова).

- Укажите во втором абзаце текста вводные слова, объясните их значение и роль в тексте.

Может быть, возможно, конечно же.

Использование вводных слов усиливает эмоциональность текста.

 - Найдите в тексте сложноподчиненные предложения. Определите вид придаточного  в каждом из них. Составьте  их схемы (проверяется на доске).

- Что достигается благодаря такому использованию синтаксических средств?

Появляется особая интонация, то звучание текста, которое придает ему целостность, ощущение движения мысли и чувства.

7. Релаксация.

8.  Особенности орфографии и пунктуации

Самостоятельная работа с последующей самопроверкой.

Группа 1. Задание: из предложения №6 выпишите слова с орфограммами "Чередующаяся гласная в корне слова", «Безударная гласная, не проверяемая ударением».

 Группа 2.  Задание: из предложений 1-3 выпишите слова с орфограммами "Правописание приставок". ( воспоминания, пришел, приезжий, воспринимать).

Группа 3 . Задание: из предложений 6-7 выпишите слова, в которых правописание  -Н-  и -НН- определяется правилом: "В суффиксах полных страдательных причастий  пишется две буквы Н" ( отделенным, прочитанного, услышанного, услышанного). 

( на выполнение работы 5-7 минут, проверка - на слайде).

Проиллюстрируйте примерами из текста особенности пунктуации.

предложение №2 -знаки препинания при причастном обороте и приложении;

предложение №3 - причастный оборот

предложение №4,7 - деепричастные обороты;

предложение №7 - вводные слова

VI.  Этап обобщения и повторения знаний, полученных ранее

      Тестовая работа. ( по вариантам с последующей взаимопроверкой)

VII. Домашнее задание.

 VШ.  Подведение  итогов  урока. Рефлексия.

  - Урок заканчивается.

     На примере данного текста мы еще раз убедились, что "самая большая ценность народа - язык, на котором он пишет, говорит, думает" .        (Д.С.Лихачев.)

    Я думаю, что текст, который мы сегодня с вами исследовали, никого не оставил равнодушным. Прежде всего потому, что написан он настоящим художником слова  -  замечательным писателем В.П.Астафьевым, достигшим в своем творчестве  того рубежа, который предвидел Л. Н. Толстой. «Мне кажется, – писал он в дневниках, – что со временем вообще перестанут выдумывать художественные произведения. Писатели будут не сочинять, а только рассказывать то значительное и интересное, что им случалось наблюдать в жизни».

- Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями об уроке.

- Что вы узнали на уроке?

- Оправдались ли ваши ожидания от урока?

- Над чем заставил задуматься урок?

Я благодарю вас за работу на уроке и хочу подарить небольшую притчу.


Один молодой человек пришел к своему духовному учителю и сказал:
- Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу: "Я принимаю радость в свою жизнь", но радости в моей жизни нет.

Мудрец положил перед юношей ложку, кружку, свечу и попросил:
- Назови, что ты выбираешь из них.
- Ложку, - ответил юноша.
- Произнеси это пять раз.
- Я выбираю ложку, - послушно повторил юноша пять раз.
- Вот видишь, - сказал мудрец, - повторяй хоть миллион раз в день, она не станет твоей. Надо...Что же надо?

(Вариант: надо протянуть руку и взять ложку.)
Вот и вам сегодня надо "взять"  знания, полученные на уроке и применять их на последующих уроках, в процессе подготовки к предстоящим экзаменам,  в жизни.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1. Текст.

    1) Одно из самых ярких воспоминаний моего детства по какому-то капризу судьбы или закономерности ее связано со Львом Николаевичем Толстым. 2) В деревенской школе , куда я пришел учиться в первый класс осенью 1932 года, приезжий учитель прочел нам, сельским детям, еще не умеющим читать, рассказ о Жилине и Костылине. 3) Это было такое потрясение, что я долго не мог ничего более слушать и воспринимать, с криком вскакивал по ночам и все пытался пересказать жуткую историю о двух русских солдатах, бежавших из плена... 4) Бабушка, слушая меня , не раз плакала и повторяла : "Господи, господи! Вот она жизня человеческая , чего только в ней не натерпелись и не натерпишься".  5) И к случаю наказывала: " Учись хорошенько, старших слушайся - старшие худому не научат".

    6) С тех пор я не перечитывал рассказ  Толстого "Кавказский пленник" и перечитывать не буду, ибо живет он во мне каким-то давним, отделенным от всего остального прочитанного и услышанного ярким озарением, и мне все еще хочется пересказывать бесхитростную и, может быть, самую романтическую историю в нашей русской литературе. 7) Возможно, и тяга к творчеству началась с того  в детстве искоркой занявшегося желания поведать услышанное, что-то , конечно же, добавляя от себя.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2.

 

Таблица «Основные признаки публицистического стиля»

1. Цель

Информирование, передача общественно-значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.

2. Сфера употребления

В официальной обстановке, общественно экономические, политические, культурные отношения, выступления в газетах и журналах, по радио и телевидению, на митингах и собраниях.

3. Речевые жанры

Статья в газете, журнале, очерк, репортаж, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступления по радио, телевидению, на собрании, доклад.

4. Стилевые черты

Логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность, общедоступность.

5. Языковые средства

а) общественно-политическая лексика; лексика, обозначающая понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры;

б) тропы: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, перифраза, гипербола, литота, аллегория, ирония;

стилистические фигуры: антитеза, градация, инверсия, оксюморон, синтаксический параллелизм, парцелляция, анафора, эпифора, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение;

в) лексические повторы, фразеологизмы, термины в переносном значении;

г) вводные слова, причастные и деепричастные обороты, сложные синтаксические конструкции.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Тест.

Фамилия, имя____________________________________________________

 1 вариант.

 1. В каком слове звуков больше, чем букв?

     1) самых

     2) озарение

     3) читать

________________________________________________________________

2. В каком значении употреблено слово потрясение ( предложение №2)?  

     1) глубокое волнение;

     2) полное изменение в чем-либо;

________________________________________________________________

  3. В каком ряду есть деепричастие?

    1) прочитанный, услышанный, бежавший;

    2) перечитал, добавлял, слушая;

    3) конечно, возможно, может быть.

_________________________________________________________________

  4. Словосочетание   из воспоминаний детства  (предложение №1) со связью управление замените синонимичным со связью согласование.

_________________________________________________________________

  5. Среди предложений 1-5 укажите предложение с обособленным   обстоятельством.

_________________________________________________________________

Количество баллов___________

 Тест.

Фамилия имя_________________________________________________

2 вариант.

1. В каком слове звуков меньше, чем букв?

     1) первый;

     2) осенью;

     3) учись;

     4) потрясение

________________________________________________________________

2. В каком значении употреблено слово бесхитростную ( предложение №6).

     1)  незамысловатый;

     2) прямодушный

________________________________________________________

  3. В каком ряду есть наречие?

    1) прочитанный, услышанный, бежавший;

    2) перечитал, добавлял, слушая;

    3)натерпишься , долго, прочел.

_________________________________________________________

  4. Словосочетание   бесхитростную историю  (предложение №6) со связью согласование замените синонимичным со связью управление.

_________________________________________________________

  5. Среди предложений 1-3 укажите предложение с обособленным  приложением. _____________________________________________

Количество баллов_________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ".

Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ". Цели:формирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментирован...

Конспект урока русского языка 11 класс "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению"

Урок развития речи в 11 классе "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению" формирует умение анализировать текст, находить тему , проблему текста,расширяет представления уч...

Конспект урока русского языка 11 класс "Комплексный анализ текста. Подготовка к ЕГЭ"

Данный конспект содержит материал по подготовке к ЕГЭ по русскому языку....

Анализ посещённого урока русского языка, 6 класс.

Анализ посещённого урока русского языка, 6 класс....

Конспект урока русского языка 11 класс Подготовка к ЕГЭ. Комплексный анализ текста

Конспект урока русского языка в 11 классе для подготовик к ЕГЭ....

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...