Конспекты уроков
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Лыков Дмитрий Александрович

"Имя существительное в тексте"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока20.5 КБ
Office presentation icon Презентация к уроку1.42 МБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по теме «Имя существительное в тексте»

Цель урока: привести в систему знания учащихся по теме «Имя существительное в тексте».

Задачи:

- обучающие: учить принимать основы научных знаний о родном языке, понимать взаимосвязь его уровней и единиц.

- развивающие: развивать познавательный интерес к предмету через лингвистическую, языковую, коммуникативную, культуроведческую компетенции различными средствами и способами.

- воспитательные: формировать положительную мотивацию к здоровому образу жизни учащихся на основе материала урока.

Тип урока: обобщение и систематизация ЗУН по теме урока.

Формы работы учащихся: фронтально, индивидуально, в парах.

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.

I. Организационная часть.

Организация начала урока. Создание спокойной, деловой обстановки. Проверка готовности обучающихся к дальнейшему изучению материала (Комфортное начало и окончание урока обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся. Это метод самооздоровления).

II. Языковая разминка.

1.Словарно-орфографическая работа.

Уча…твует в облас…ых соревнованиях, ю…ыми спортсменами, л…кование болельщиков, бор…мся за победу, разд…ется стартовый с…гнал, по сложной д…станции, зимняя ол…мпиада, р…кордные секунды, к…снуться барьера, с пр…восходным результатом, смотрим на ч…мпиона, держ…м кубок.

III. Формулирование проблемы, темы и целей урока.

IV. Актуализация изученного на материале домашнего задания.

1. Презентация и защита пословиц и поговорок.

Без наук как без рук.

Посинел, как на льду посидел.

Болезнь как рукой сняло.

Высох, как лист, как спичка. Кости да кожа, одни рёбра.

Сон лучше всякого л…карства.

П…спал, как в отпуску побывал.

Зд…ров, как бык, да (не)знаю, как быть.

V. Применение знаний, развитие учебно-языковых и речевых умений

1. Объяснение нового материала.

СРАВНЕНИЯ

Основные особенности

Выразительность      придают тексту яркость,

                                      красоту, гармонию

Точность                     помогают представить то,

                                      что описывает автор

Эмоциональность       помогают понять, как автор относится

                                       к тому, что описывает

Вывод                            слово способно не только запечатлевать,

                                       но и преобразовывать действительность

2. Выборочно-распределительный диктант

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То, как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя.

                                (А.С. Пушкин)

Темный ельник снегами, как мехом,

Опушили седые морозы.

В блестках инея, точно в алмазах,

Задремали, склонившись, березы.

(И.А. Бунин.)

Отсталых туч над нами пролетает

Последняя толпа.

Прозрачный их отрезок мягко тает

У лунного серпа.

(А.А. Фет)

Пошел снег. Все пространство от земли до неба наполнилось тихим шорохом. Ветер сперва кружил: то в спину толкал, то с боков. Потом наладился встречный - в лоб. В ушах засвистело, в лицо полетели тысячи маленьких холодных пуль.

                                                (В.М.Шукшин)

  1. Физкультминутка

Сравнения, ребята, окружают нас повсюду. Вы не замечали, что наша обычная физкультминутка тоже построена на сравнении?

1. Вдыхаем глубоко через нос, как будто нюхаем цветы. Задерживаем дыхание. Выдыхаем, как будто задуваем пламя свечи. Повторяем три раза.

2. Потянулись к солнышку, как будто хотим до него достать, вытягиваем спинки. Повторить три раза.

  1. Работа с текстом

Какая информация непонятна, нова, неожиданна, вызвала интерес?

Определите тему, проблему (основную мысль). Озаглавьте текст.

Сформулируйте микротемы.

Определите стиль и жанр текста.

1) Давайте вместе решать, как уберечься от простуд. 2) Один из способов – это закаливание. 3) Самый простой его метод – это ножные ванны с ежедневным понижением температуры воды на один градус. 4) Начинаем с тридцати семи, постепенно доводя воду до восемнадцати градусов. 5) Когда вы приучите ноги к холоду, перестаньте использовать теплую воду и при мытье рук и умывании. 6) Зимой откажитесь от варежек, даже если играете в снежки. 7) Только не забудьте, когда вернетесь домой, смазать руки кремом.

8) Привыкнув к ножным ваннам, можно приступить к растиранию, а потом и обливанию водой, понижая ее температуру тоже постепенно до восемнадцати градусов. 9) Можно научиться контрастным обливаниям: попробуйте поочередно ополаскиваться холодной и теплой водой в течение пяти-семи минут. 8) Утром и вечером, перед сном, закапывайте в нос по три капли этого раствора. 9) Важно также оградить организм от инфекции.       10) Возьмите за правило есть ежедневно свежие фрукты и овощи.                11) Научитесь пить вместо чая заваренные плоды шиповника. 12) Штук шестьдесят сушеных ягод нужно растолочь, поместить в термос и залить литром кипятка. 13) Перед тем как пить завар, его нужно процедить. 14) Если вы все же заболели, после выздоровления начните проводить процедуры закаливания снова. 15) Будьте настойчивы, и ваш организм научится сопротивляться болезням.

(по материалам журнала «Семья и школа»: из рекомендаций

 педиатра М. Ревновой).

Содержательный анализ текста

1. Особый интерес вызвала информация о пользе отказа от варежек, т.к.  родители напоминают, а иногда заставляют надевать их, а дети постоянно сбрасывают. Оказывается, детский организм сам знает, что для него лучше.

2. Какие новые знания по сохранению здоровья вы попробуете использовать в своей жизни?

«Не буду носить варежки и перчатки».

«Буду смазывать руки кремом после улицы» и т.д.

Прочитайте высказывание французского философа ХVIII века. Выделите ключевые слова.

«Единственная красота, которую я знаю,- это здоровье».

Вольтер, французский философ, писатель, историк

4. Как связаны такие понятия, как красота и здоровье с темой нашего текста?

Ответ учащихся: «Чтобы быть красивым и здоровым, нужно закаляться и употреблять в пищу овощи и фрукты, богатые витаминами».

  1. В результате работы с текстом шестиклассники сформулировали вывод:

«Чтобы быть красивым и здоровым, надо ответственно относиться к своему здоровью».

5. Творческая работа: «Риторическая задача».

VI. Рефлексия.

  1. Признаки метафор и сравнений.
  2. Выставление отметок, их комментирование.

VII. Домашнее задание

Миниучебное исследование по повести Н.В. Гоголя «Тарас Шульба»

Цель: проанализировать язык Гоголя.

Задача: найти в тексте повести метафоры и сравнения.

Цель: узнать, любил ли использовать эти тропы Н.В. Гоголь.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Имя существительное в тексте. Метафора. Сравнение.

Слайд 2

Уча…твует в облас…ых соревнованиях, ю…ыми спортсменами, л…кование болельщиков, бор…мся за победу, разд…ется стартовый с…гнал, по сложной д…станции, зимняя ол…мпиада, р…кордные секунды, к…снуться барьера, с пр…восходным результатом, смотрим на ч…мпиона, держ…м кубок.

Слайд 3

Сон лучше всякого лекарства. Поспал, как в отпуску побывал. Здоров, как бык, да (не)знаю, как быть. Без наук как без рук. Посинел, как на льду посидел. Болезнь как рукой сняло. Высох, как лист, как спичка. Кости да кожа, одни рёбра.

Слайд 4

Выразительность придают тексту яркость, красоту, гармонию Точность помогают представить то, что описывает автор Эмоциональность помогают понять, как автор относит к тому, что описывает Вывод слово способно не только запечатлевать, но и преобразовывать действительность

Слайд 5

Темный ельник снегами , как мехом, Опушили седые морозы. В блестках инея, точно в алмазах, Задремали, склонившись, березы. (И.А.Бунин) Отсталых туч над нами пролетает Последняя толпа. Прозрачный их отрезок мягко тает У лунного серпа (А.А.Фет)

Слайд 6

Пошел снег. Все пространство от земли до неба наполнилось тихим шорохом. Ветер сперва кружил: то в спину толкал, то с боков. Потом наладился встречный - в лоб. В ушах засвистело, в лицо полетели тысячи маленьких холодных пуль. (В.М. Шукшин) Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя, То, как зверь она завоет, То заплачет, как дитя. (А.С. Пушкин)

Слайд 7

Сравнения, ребята, окружают нас повсюду. Вы не замечали, что наша обычная физкультминутка тоже построена на сравнении? 1. Вдыхаем глубоко через нос, как будто нюхаем цветы. Задерживаем дыхание. Выдыхаем, как будто задуваем пламя свечи. Повторяем три раза. 2. Потянулись к солнышку, как будто хотим до него достать, вытягиваем спинки. Повторить три раза.

Слайд 8

1) Давайте вместе решать, как уберечься от простуд. 2) Один из способов – это закаливание. 3) Самый простой его метод – это ножные ванны с ежедневным понижением температуры воды на один градус. 4) Начинаем с тридцати семи, постепенно доводя воду до восемнадцати градусов. 5) Когда вы приучите ноги к холоду, перестаньте использовать теплую воду и при мытье рук и умывании. 6) Зимой откажитесь от варежек, даже если играете в снежки. 7) Только не забудьте, когда вернетесь домой, смазать руки кремом.

Слайд 9

8) Привыкнув к ножным ваннам, можно приступить к растиранию, а потом и обливанию водой, понижая ее температуру тоже постепенно до восемнадцати градусов. 9) Можно научиться контрастным обливаниям: попробуйте поочередно ополаскиваться холодной и теплой водой в течение пяти-семи минут. 9) Важно также оградить организм от инфекции. 10) Возьмите за правило есть ежедневно свежие фрукты и овощи. 11)Научитесь пить вместо чая заваренные плоды шиповника. 12) Штук шестьдесят сушеных ягод нужно растолочь, поместить в термос и залить литром кипятка. 14) Если вы все же заболели, после выздоровления начните проводить процедуры закаливания снова. 15) Будьте настойчивы, и ваш организм научится сопротивляться болезням.

Слайд 10

Какая информация непонятна, нова, неожиданна, вызвала интерес? Определите тему, проблему (основную мысль). Озаглавьте текст. Сформулируйте микротемы. Определите стиль и жанр текста.

Слайд 11

Какие новые знания по сохранению здоровья вы попробуете использовать в своей жизни? Прочитайте высказывание французского философа ХVIII века. Выделите ключевые слова. « Единственная красота, которую я знаю,- это здоровье» (Вольтер, французский философ, писатель, историк Как связаны такие понятия, как красота и здоровье с темой нашего текста? Сформулируйте вывод.

Слайд 12

Риторическая задача: обращение к младшим школьникам о ценности здоровья и пользе здорового образа жизни.

Слайд 13

Миниучебное исследование по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (глава II. Стр. 274-275) Цель исследования: проанализировать язык Гоголя. Задача: найти в тексте повести метафоры и сравнения. Цель: узнать, любил ли использовать эти тропы Н.В. Гоголь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...