Рабочая программа по русскому языку 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Лемудкина Наталья Владимировна

Рабочая программа по русскому языку 9 класс под редакцией В.В. Бабайцевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_9_kl.doc239.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ № 4»

Рабочая программа

 по русскому языку для 9 класса

на 2017 – 2018 учебный год

Принята на заседании        

педагогического совета

31.08.2017 протокол №1

 

Авторы УМК: В.В. Бабайцева, А.Ю. Купалова, Е.И. Никитина и др. Программа по русскому языку.  5-9 классы.//Русский язык. 5-9 кл.: рабочие программы: учебно-методическое пособие / сост. Е.И. Харитонова. – М.: Дрофа, 2015.

Учебники: 1. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова.  – М.: Дрофа, 2012.

2. Русский язык. Практика. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /Ю.С. Пичугов, А.П. Еремеева, А.Ю.Купалова и др.; под ред. Ю.С. Пичугова. – М.: Дрофа, 2011.

3. Русский язык. Русская речь. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Е.И. Никитина. – М.: Дрофа, 2011.

Автор-составитель:Лемудкина Н.В.,

учитель русского языка и литературы.

г. Кстово 2017 г.

   Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по  русскому языку и Программы по русскому языку 5-9 классы.  Авторы программы: В.В. Бабайцева, А.Ю.Купалова, Е.И. Никитина и др. //Рабочие программы. Русский язык. 5-9 классы.: учебно-методическое пособие / сост.Е.И. Харитонова. – М.: Дрофа, 2015 г.

Программа рассчитана на 68 ч. (2 ч. в неделю).

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык»

По окончании 9 класса учащиеся должны уметь:

- составлять схемы сложных предложений разных типов;

- различать смысловые отношения между частями сложных предложений;

- правильно ставить знаки препинания;

- строить схемы предложений разных типов, особенно сложноподчиненных;

- употреблять сложные предложения в речи, учитывая синонимические значения разных типов;

- соотносить члены предложения и придаточные предложения;

- производить синтаксический анализ сложных предложений разных типов;

- различать стилистическую окраску средств связи и правильно их употреблять в зависимости от стиля речи;

- строить связное аргументированное высказывание на лингвистическую тему по материалу, изученному на уроках русского языка;

- составлять деловые бумаги (заявление, расписку, характеристику, автобиографию);

- писать сочинение на литературоведческую тему по изученному произведению;

- писать сочинение на свободную тему в разных жанрах и стилях речи;

- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

- определять тему, тип и стиль речи, анализировать структуру и языковые особенности текста;

- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

- соблюдать нормы русского речевого этикета, уместно использовать паралингвистические (неязыковые) средства общения;

- осуществлять речевой самоконтроль, оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;

- выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

По окончании 9 класса учащиеся должны владеть:

1) основными  понятиями о нормах русского, родного литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

2)  навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

3)  умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

4)  умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

            5) навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

6) умением учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

По окончании 9 класса учащиеся должны знать:

1)  содержание произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;

2)  изобразительно-выразительные возможности русского, родного языка;

3)  систему стилей языка художественной литературы.

Содержание учебного предмета «Русский язык» в 9                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         классе

Общие сведения о языке – 1 ч.

Вводный урок о русском языке – 1 ч.

Понятие о богатстве, образности, выразительности русского языка как языка художественной литературы. Роль языка в жизни человека и общества. Язык как развивающееся явление. Русский язык в современном мире. Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей.

Знать основные функции языка в обществе, русский литературный язык и его нормы, основные лингвистические словари.

Основные формы существования национального русского языка: русский         литературный язык,   территориальные диалекты       (народные говоры),      социальные диалекты   (жаргоны)   и просторечия.      Национальный язык и единство его различных форм (разновидностей). Понятие о литературном языке. Русский   литературный язык - основа  национального русского языка. Литературный язык как основа русской художественной    литературы.   Основные   отличия литературного языка от языка художественной литературы. Нормированность - отличительная особенность современного литературного языка. Языковая  норма  и  ее признаки.   Виды   норм русского литературного языка. 

Знать   формы   существования национального русского языка, понимать  его неоднородность, сферу  функционирования, общенародного разговорного языка, знать группы просторечной лексики, источники обогащения лексики   литературного   языка (территориальные   и   социальные диалекты)

Уметь  использовать в речи нормированный язык, видеть изменения в языке на уровне лексики, морфологии, орфоэпии, уметь извлекать из словарей необходимую информацию, составлять текст о роли языка в жизни человека и  общества.

Понимать,   что   ядром   современного русского языка является литературный язык,

уметь  объяснять разнообразие лексического состава русского языка.

Применять  общие  правила произношения  и  написания слов, их изменения и соединения друг с другом,  находить нарушения в устной и письменной речи, исправлять их.

Повторение изученного в 5-8 классах (2 ч.)

Синтаксис словосочетания и простого предложения.

Знать опознавательные  признаки словосочетания и предложения, средства синтаксической связи в словосочетаниях, главные и второстепенные члены предложения, односоставные предложения, однородные и обособленные члены предложения, обращения и вводные слова.

Уметь правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложения, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления.

Сложное предложение (1 ч.)

Основные виды сложных предложений. Союзные сложные предложения.

Знать признаки сложных предложений.

Уметь различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаков препинания в них.

Сложносочиненное предложение (3  ч.)

Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом. Знаки препинания в ССП.

Знать основные группы ССП по значению и союзам.

Уметь объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте ССП и производить их пунктуационный разбор.

Сложноподчинённое предложение (16 ч.)

Строение сложноподчиненных предложений (СПП). Подчинительные союзы и союзные слова в СПП.

Указательные слова. Особенности присоединения придаточных предложений к главному.

СПП с несколькими придаточными. Виды придаточных предложений.

Знать отличительные признаки СПП, виды придаточных предложений, виды подчинения.

Уметь производить пунктуационный и синтаксический разбор, лингвистический анализ текста, в том числе с т. ч. синтаксиса СПП, владеть основными синтаксическими нормами современного русского.

Сложное бессоюзное предложение (4 ч.)

Понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП). Запятая и точка с запятой в БСП. Двоеточие в БСП. Тире в БСП.

Знать основные признаки БСП, правила постановки запятой и точки с запятой, двоеточия, тире, выразительные возможности БСП.

Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи.

Сложные предложения (СП) с разными видами связи (3ч.)

Знать отличительные особенности сложных предложений с разными видами связей, отличительные особенности стилей речи, их основные жанры.

Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях, производить синтаксический разбор, правильно строить данные предложения и употреблять в речи, создавать тексты .

Предложения с чужой речью (4ч.)

Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Предложения с косвенной речью. Цитаты и способы цитирования.

Знать основные способы передачи чужой речи, правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, разорванной словами автора, в предложениях с косвенной речью, основные способы цитирования.

Уметь определять способ передачи чужой речи, находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания, конструировать предложения, подбирать синонимичные конструкции.

Обобщение и систематизация изученного в 5-9 классах (14ч.)

Фонетика. Графика. Орфография. Морфология и орфография.

Знать звуки речи, соотношение звука и буквы, связь фонетики с графикой и орфографией, основные орфоэпические нормы,  грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль частей речи, основные морфологические нормы русского литературного языка.

Уметь применять знания по фонетике в практике правописания и говорения, грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль частей речи, основные морфологические нормы русского литературного языка.

Система оценивания достижений учащихся включает в себя оценивание контрольных, самостоятельных, практических работ, тестовых заданий, сочинений, устных ответов учащихся. В связи с этим учащимся будет предложен ряд контрольных, самостоятельных, практических работ, написание сочинений.

Основным видом контроля являются работа по форме ОГЭ, сочинение, тестирование.

Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения, сочинения  разнообразных жанров, тесты, контрольные работы в форме ОГЭ.

Тематическое планирование

Дата

Основные разделы.

Тема урока.

Кол-во часов

Элементы

содержания

Требования к уровню

 подготовки

Элементы

дополнительного содержания

Вид

контроля

внутрипредметные

межпредметные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

I четверть – 17 часов

 Общие сведения о языке – 1 час

1

Богатство, образность, точность русского языка. Вводный урок.

1

Основные  разделы  русского языка,  синтаксис, пунктуация, цитатный план, мировые языки, место русого языка среди языков мира, языковые явления    ( от смысла к  поискам средств его выражения и к устной и письменной речи), единицы языка.

Знать о богатстве, образности и точности русского языка; основные средства художественной выразительности, находить их в тексте.

Уметь строить связное монологическое высказывание.

Текст, тема и основная мысль текста, абзацное членение, микротемы, способы цитирования, эпиграф, непроверяемые гласные и согласные в корне слова, синонимы.

И. Бунин «Слово», отрывок из поэмы С. Поделкова «Власть сердца», высказывания о русском языке К. Паустовского,  Л. Толстого, Н. Гоголя

Устное высказывание.

Повторение изученного в 8 классе – 2 часа

2-3

Повторение изученного в 8 классе.

2

Повторить основные вопросы орфографии, пунктуации ( тире между подлежащим и сказуемым, запятая в сложном предложении), морфемного разбора, образование частей речи

Знать изученные орфограммы и пунктограммы, порядок морфемного разбора слов, образование частей речи. Уметь применять данные знания на практике.

 Синонимы, лексическое значение слов, знаки препинание в предложениях с однородными членами, текст, способы связи между предложениями, тип речи.

 Дидактический материал из произведений  И. Соколова - Микитова, Н. Морозова, К. Паустовского, В Липатова, В. Чивилихина.

Словарный диктант.

4

Р/р Язык и речь. Текст и слово. Диалог с текстом.

1

Повторить основные признаки текста (обобщение). Типы речи.

Знать основные признаки текста и   его структуру. Уметь находить ключевые слова в тексте, определять средства связи между предложениями, абзацами.

Композиция текста, основная мысль, идея, тема, тематические группы слов. Типы ре и стили речи.

Дидактический материал Д.А. Гранина. «О милосердии».

Устное высказывание.

Синтаксис и пунктуация  

Сложное предложение. ССП.  - 4 часа

5

Основные виды сложных предложений

1

Сложное предложение   как  единица   синтаксиса.   Основные  виды сложных предложений.   Смысловое, структурное и интонационное  единство частей сложного предложения. Основные средства  связи  между частями сложного предложения

Знать известное о сложных предложениях и их видах, о средствах связи простых предложений  в составе сложных, уметь различать простые и сложные предложения, определять их виды,  средства связи.

Интонация, союзы,

союзные слова, бессоюзные сложные предложения, тема, основная мысль, правописание наречий, синтаксический разбор предложения, неполные предложения.

Высказывания о русском языке Н. Карамзина, Л. Толстого, И. Бунина, А. Тарковского, А. Фета, Р. Рождественского, Я. Полонского, С. Гершанова, А. Пушкина, К. Булычёва.

Тест

6-8

ССП. Союзы и значения ССП. Знаки препинания в ССП.

3

Основные группы сложносочиненных предложений по союзам и значениям; замена  бессоюзных предложений сложносочиненными, а сложносочиненные  -  простыми предложениями с однородными членами постановка запятых между частями ССП.

Знать группы сочинительных союзов, соединяющих простые предложения в составе сложносочинённых; условия постановки запятой   в  сложносочинённом предложении.

Уметь определять типы сочинительных союзов в ССП. Уметь опознавать ССП с общим второстепенным  членом,  производить     синтаксический     и пунктуационный  разбор  предложений, обосновывать отсутствие запятой, конструировать предложения.

Грамматическая основа, простые предложения с однородными челнами, морфологический разбор глагола, правописание производных союзов, виды сказуемых, правописание проверяемых гласных.

Значения союзов, правописание приставок пре- и при-, не- и ни-, правописание суффиксов имён прилагательных,  правописание наречий, правописание проверяемых гласных в корне.

Дидактический материал из произведений Ф. Тютчева, С. Аксакова, А. Пушкина, Л. Толстого, А. Фадеева, Д. Гранина, А. Семенихина, К. Паустовского, Л. Леонова, М. Шолохова, М. Горького, М. Лермонтова.

Дидактический материал из произведений  М. Пришвина, Г. Федосеева, М. Горького, В. Короленко, Г. Маркова, Н. Михайлова, Г. Николаева, С. Антонова, И. Тургенева.

Графический диктант.

Самостоятельная  работа

9

Р./р. Сочинение по воображению и памяти. Средства художественной выразительности.

Анализ сочинений.

1

Обучать написанию сочинения, высказыванию своего отношения к проблемам, затронутым в тексте.

Знать особенности сжатого и подробного пересказа текста. высказывать свое отношение по проблемам, затронутым в тексте. Уметь выстроить композицию сочинения согласно стилю и типу речи.

Текст, стиль речи, знаки препинание в предложениях с однородными членами, простое и сложное предложение, диалог   предложения с прямой речью

К.Г. Паустовский «Заметки о живописи». Фрагменты лекций Д.Б. Кабалевского о связи музыки и живописи.

Сочинение.

10

Р.Р. Анализ    сочинений

1

Проанализировать структуру сочинений, указать на орфографические ошибки, ошибки в употреблении сложных предложений, использовании причастных и деепричастных оборотов, вводных конструкций.

Уметь объяснять причину появления ошибок, исправлять их, приводить свои примеры, производить композиционно-содержательный, типологический, стилистический, языковой анализ текста.

Тема, основная мысль, проблематика,  микротемы, абзац, абзацное членение, приемы компрессии, развёрнутый ответ на вопрос, элементы сочинения.

К.Г. Паустовский «Заметки о живописи». Фрагменты лекций Д.Б. Кабалевского о связи музыки и живописи.

Работа над ошибками

11-12

Повторение орфографии

2

Обобщить и систематизировать  изученные орфограммы, правописание ь знака после шипящих, правописание гласных и согласны в корне.

Уметь объяснять изученные орфограммы, выделять орфограммы в слове, графически объяснять их.

Основная мысль текста, правописание падежных окончаний глаголов, правописание наречий.

Дидактический материал из произведений  М. Панова, И. Соколова - Микитова, А. Чехова, А. Пушкина.

Словарный диктант, объяснительный диктант

13

Контрольная  работа по разделу «Сложносочинённые предложения».

1

Проверить  знания и умения учащихся по  теме «Сложносочиненное предложение»;

Умение проводить синтаксический и морфемный разбор предложений.

Знать теоретический материал по данному разделу, воспроизводить текст, воспринимаемый на слух, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы

Тире между подлежащим и сказуемым, обобщающее слово при однородных членах предложения, знаки препинания в ССП.

Д. С. Лихачёв «Память культуры»

Диктант

14

Анализ контрольной  работы, работа над ошибками

1

Объяснять причину появления ошибок, исправлять их, приводить свои примеры, правильно оформлять запись в тетради, используя графическое объяснение.

Исправлять допущенные ошибки, пользуясь теоретическими знаниями, строить связное монологическое высказывание.

Грамматическая основа сложных предложений, морфемный разбор слов, синтаксический разбор сложного предложения.

Д. С. Лихачёв «Память культуры», Дидактический материал из произведений  А. Пушкина.

Работа над ошибками

 Сложноподчиненное предложение  - 16 часов

15-16

СПП. Строение СПП, подчинительные союзы и союзные слова в СПП

2

Различать главные и придаточные предложения, определяя их границы (с одним и несколькими придаточными).

Знать строение и особенности СПП,

Уметь определять строение и особенности СПП.

Сложное предложение, грамматическая основа, тире между подлежащим и сказуемым.

Дидактический материал из произведений  Я. Княжнина, К. Ушинского, Л. Толстого, П. Павленко.

17

Роль указательных слов в подчинении предложений. Особенности присоединения придаточных предложений к главному.

1

Познакомить с основным значением придаточного предложения, научить определять границы придаточного предложения. Роль         указательных слов. Особенности присоединения    придаточных    предложений     к главному.

Знать особенности присоединения придаточных предложений к главному.  Уметь объяснять особенности присоединения придаточных предложений к главному; определять роль указательных слов.

Правописание приставок пре- и при-, не с наречиями, правописание суффиксов имён прилагательных,  морфемный разбор, правописание и проверяемых и непроверяемых гласных в корне.

Дидактический материал из произведений  Н.  Гоголя, В. Ключевского, А. Радищева, Ф. Достоевского, К. Федина, И. Павлова, Ю. Овчинникова, М. Булгакова, А. Герцена, К. Циолковского

Тест

II четверть – 16 часов

Сложноподчиненное предложение  ( продолжение)  

18-19

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.

2

Сложноподчиненными предложениями  с несколькими придаточными; строение предложений в схемах, составлении схем, по образцам, данным в учебнике, синтаксический разбор предложений.

Знать виды СПП с несколькими придаточными  (с однородным,  неоднородным и последовательным подчинением). Уметь определять вид СПП с несколькими придаточными.

Правописание не с разными частями речи, -ться и –тся в глаголах, правописание непроверяемых согласных в корне, синтаксический разбор сложного предложения, правописание наречий, чередующиеся гласных в корне.

Дидактический материал из произведений  В. Арсеньева, К. Паустовского, М. Пришвина, Д. Гранина, М. Булгакова, Д. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном».

Тест

20-21

Виды придаточных предложений

2

 Виды придаточных предложений по значению и строению,   способы  их   различения.   Однозначные   и многозначные придаточные.

Знать основные виды придаточных предложений по строению и значению. Уметь определять основные виды придаточных предложений. 

Правописание  проверяемых безударных гласных в корне слова, непроизносимых проверяемых гласных в корне слова, неизменяемы приставки.

Дидактический материал из произведений  В. Арсеньева, А. Пушкина, М. Булгакова, Н. Сумина, пословицы и поговорки.

Тест.

22- 23

Р./р.  Публицистический стиль речи. Рецензия на книгу.

2

Публицистический стиль речи; композиция  рецензии, главная мысль, «открытое» идейно – проблемное сопоставление и противопоставление, описательные элементы.

Знать понятие «рецензия», композиционную структуру

рецензии. Уметь писать рецензию, учитывая её композиционную структуру и языковые особенности.

Рецензия на книгу; сочинение – миниатюра, тема, основная мысль текста, проблематика, эпитеты, психологический портрет, средства выразительности, интервью.

Отрывки из очерков М. Горького, В. Пескова, Р. Гамзатова, Л. Почивалова, И. Руденко, В. Астафьева, К. Паустовского, В. Солоухина.

Рецензия на книгу..

24

Придаточные подлежащные и сказуемные

1

Определяя их границы (с одним и несколькими придаточными); определять значение придаточных по сумме признаков: вопросу, союзу или союзному слову

Знать строение и особенности придаточных подлежащных и придаточных сказуемных. Уметь находить их в тексте, определять  строение и особенности.

Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, предложения с прямой речью, цитаты, простые предложения с однородными членами, лексическое значение слова.

Дидактический материал из произведений   М. Лермонтова, А. Герцена, Д. Лихачёва, Ф. Достоевского, А. Грибоедова, пословицы и поговорки.

Тест.

25 - 26

Придаточные определительные

2

 Придаточные определительные, союзные слова, смысловые оттенки, которые вносят союзные слова, отличие простых предложений с обособленными определениями от сложных с придаточными определительными, место придаточного.

Знать строение и особенности придаточных определительных, смысловые оттенки, которые вносят союзные слова в определительное придаточное предложение.

Уметь составлять придаточные определительные.

Грамматическая основа, лексическое значение слова, пунктуационный разбор, сложносочинённые предложения, однородные и неоднородные определения,  предложения с обособленными определениями и обстоятельствами, стили речи.

Дидактический материал из произведений   А. Плещеева, В.  Астафьева,  Д. Лихачёва, И. Андроникова, М. Лермонтова, И. Гончарова, А. Пушкина.

Графический диктант, словарный диктант. Тест.

27

Придаточные дополнительные

1

Определять значение придаточных по сумме признаков: вопросу, союзу или союзному слову; средства передачи косвенной речи, слова, имеющие значение речи.

Знать строение и особенности придаточных  дополнительных. Уметь составлять придаточные дополнительные, находить их в тексте, составлять их схемы.

Падежные вопросы, предложения с прямой речью, фразеологизмы, синтаксический и пунктуационный разбор,  орфографический разбор слов, синонимы, не с разными частями речи.

Отрывок из повести А. С. Пушкина « Капитанская дочка», из романа «Евгений Онегин», дидактический материал из произведений В. Белова, А. Островского.

Словарный диктант

28

р/р. Научный стиль. Аннотация.

1

Повторить некоторые особенности научного и публицистического стиля речи, познакомиться с примерами справочных аннотаций, обязательные и факультативные компоненты аннотации.

Знать известные сведения о стилях речи, понятие «аннотация», ее обязательные и факультативные компоненты. Уметь обобщать известные сведения, писать аннотацию.

Сложноподчиненное предложение, строение, связь главного с придаточным, текст, средства связи предложений в тексте, жанры, цитаты.

А. Н. Толстой  «Детство Никиты», словарь - справочник «Юному книголюбу», «Энциклопедический словарь юного филолога», Э. Вартаньян «Путешествие в слово»

Аннотация.

29-30

Придаточные обстоятельственные

2

 Значение придаточных по сумме признаков: вопросу, союзу или союзному слову, стилистические   особенности союзов,    связывающих придаточные     обстоятельственные   с главным

Знать строение и особенности придаточных  обстоятельственных. Уметь составлять придаточные обстоятельственные, находить их в тексте; составлять их схемы.

Синонимы, однокоренные слова, однозначные и многозначные слова, синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения, правописание приставки не- и ни-, частицы не и ни, односоставные и неполные предложения.

Дидактический материал из произведений   А. Пушкина, Е. Долматовского, М. Светлова, К.  Ушинского, А. Андроникова, И. Бунина, Ю. Казакова, Ю. Ороховацкого.

Графический диктант, самостоятельная работа

31-32

Обобщение по теме: «СПП»

2

Обобщить и систематизировать знания по теме «Сложноподчиненные предложения»

Знать теоретический материал по данному разделу.

Уметь применять данный материал на практике.

Афоризмы, орфографический разбор слова, -ться и –тся в глаголах, знаки препинания в сложносочинённых предложениях.

Отрывок из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», отрывок из поэмы А. А. Ахматовой «Реквием»

Тест.

33

Контрольная работа и анализ её результатов.

1

Выбор необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест), правильно оформлять.

Знать теоретический материал по данному разделу.

Уметь применять данный материал на практике.

Союзы и союзные слова, виды придаточных обстоятельственных, правописание проверяемых безударных гласных в корне.

Дидактический материал из произведений   Л. Андреева, братьев Стругацких, Л. Толстого.

Диктант с грамматическим заданием.

III четверть – 20 часов

Сложные бессоюзные предложения  - 8 часов (5 часов + 2 часа развития речи + 1 час тест )

34

СБП. Значение бессоюзных предложений. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

1

Основные признаки сложных бессоюзных предложений,  знаки препинания в них, приём сопоставления, сравнения с синонимичными   сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями.  

Знать особенности сложного бессоюзного предложения как единицы синтаксиса; условия постановки в них знаков препинания (запятой и точки  с запятой). Уметь находить бессоюзные сложные предложения  в тексте, строить   схемы.

Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, тире между подлежащим и сказуемым, правописание приставок пре- и при-,  правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

Дидактический материал из произведений И. Дрожжина, А. Пушкина, Н. Рубцова, М. Исаковского, Н. гоголя, И. Тургенева, И. Бунина, А.  Толстого, А. Чехова.

35-36

Тире двоеточие в бессоюзном сложном предложении

2

Границы частей сложного бессоюзного предложения,   смысловые отношения между ними (значения), интонация перечисления, пояснения, противопоставления, замена бессоюзных предложений союзными и наоборот.

Постановка двоеточия в бессоюзном сложном предложении, смысловые отношения причины, пояснение, дополнения.

Знать условия постановки тире в бессоюзном сложном предложении; смысловые отношения в бессоюзном сложном предложении..

Уметь правильно расставлять знаки препинания в бессоюзном сложном предложении, определять смысловые отношения.

Знать условия постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении. Уметь правильно расставлять знаки препинания в БСП.

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения, -ться и –тся в глаголах, морфемный и морфологический разбор, правописание частиц,  буквы о-ё после шипящих в корне слова, буквы ы – и после ц в корнях и окончаниях, орфоэпические нормы.

Правописание личных окончаний глаголов, правописание удвоенных согласных в корне слова, правописание проверяемых безударных гласных в корне.

Пословицы и поговорки народов мира, дидактический материал из произведений Н. Сладкова, С. Шуртакова, А. Пушкина, К. Паустовского,  М. Лермонтова, И. Крылова, Н. Некрасова.

Дидактический материал из произведений И. Гёте, Г. Плеханова, Н. Карамзина, Л. Толстого, Н. Рубцова, С. Сырова

Тест.

37

р/р. Языковые средства выражения отношения, эмоциональной оценки. Портретный очерк.

1

Художественный стиль речи, композиция  очерка, главная мысль, «открытое» идейно – проблемное сопоставление и противопоставление, описательные элементы  (интерьер, пейзаж, портрет).  

Знать понятие «очерк», композиционную структуру

очерка. Уметь писать очерк, учитывая его композиционную структуру и языковые особенности

Очерк; сочинение – миниатюра, тема, основная мысль текста, проблематика, эпитеты, психологический портрет, средства выразительности, интервью.

Отрывки из очерков М. Горького, В. Пескова, Р. Гамзатова, Л. Почивалова, И. Руденко, В. Астафьева, К. Паустовского, В. Солоухина.

Написание очерка.

38

Обобщающий урок по теме: «Бессоюзное сложное предложение»

1

Обобщить и систематизировать знания по теме «Сложные бессоюзные предложения».

Знать изученный теоретический материал по данному разделу.

Уметь применять эти знания на практике.

Виды сложных предложений, синтаксический разбор сложного предложения, синонимическая замена.

Дидактический материал из произведений Л. Ошанина, М. Горького, С. Острового

Тест.

39-40

Повторим орфографию

2

Обобщить и систематизировать знания по теме «Орфография»: проверяемые, непроверяемые гласные.

Знать изученные виды орфограмм и пунктограмм. Уметь применять данные знания на практике.

Разноуровненные карточки по нахождению бессоюзного предложения, правописание орфограмм.

Дидактический материал из произведения С. Маршака, А. Куприна, В. Белова.

 Самостоятельная работа

41

Контрольная работа и её анализ.

1

Проверить  знания и умения учащихся по  теме «Бессоюзное сложное предложение»;

Умение проводить синтаксический и морфемный разбор предложений.

Знать теоретический материал по данному разделу, соблюдать  орфографические и пунктуационные нормы.

Грамматическая основа сложных предложений, морфемный разбор слов, синтаксический разбор сложного предложения.

Д. С. Лихачёв «Память культуры», Дидактический материал из произведений  А. Пушкина.

Работа над ошибками.

Сложные предложения с разными видами связи  - 5 часов

42 – 43 –44

Сложные предложения с разными видами связи

3

Сложные предложения с различными видами связи с более простыми конструкциями и наоборот, признаки строения сложных предложений с разными видами связи, семантические и структурные различия, приём постановки знаков препинания между двумя рядом стоящих союзов.

Знать общие признаки строения сложных предложений с разными видами связи и общие пунктуационные правила в них. Уметь находить сложные предложения с разными видами связи в тексте, составлять их схемы, правильно расставлять в них знаки препинания, устанавливать в них семантические и структурные различия.

Сочинительная связь, подчинительная связь, бессоюзная связь, правописание наречий,  фонетический, морфологический, морфемный разбор, правописание суффиксов имён прилагательных, правописание проверяемой непроизносимой согласной в корне слова, правописание приставок.

Дидактический материал из про-изведений  Г. Николаева, М. Пришвина, О. Фокиной, М. Исаковского, М. Матусовского, И. Тургенева, М. Лермонтова,  Л. Львова, А. Чехова, Л. Толстого, Д. Менделеева, В. Солоухина.

Предупредительный диктант, словарный диктант, диктант «Проверь себя»

Тест.

45-46

Р./р.  Стили речи. Обобщение изученного.

2

Повторить некоторые особенности научного и публицистического стиля речи, познакомиться с примерами справочных аннотаций, обязательные и факультативные компоненты аннотации.

Знать известные сведения о стилях речи, понятие «аннотация», ее обязательные и факультативные компоненты. Уметь обобщать известные сведения, писать аннотацию.

Сложноподчиненное предложение, строение, связь главного с придаточным, текст, средства связи предложений в тексте, жанры, цитаты.

А. Н. Толстой  «Детство Никиты», словарь - справочник «Юному книголюбу», «Энциклопедический словарь юного филолога», Э. Вартаньян «Путешествие в слово»

Тест.

Предложения с чужой речью – 4 часа

47 - 50

Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой и косвенной речью. Цитаты и способы цитирования.

2

Способы передачи чужой речи;  предложения с прямой и косвенной речью; использовать в речи предложения с прямой и косвенной речью с учетом содержания, стиля высказывания.

Предложения с косвенной речью,  замена прямой речи косвенной, сложноподчинённые предложения, предложения по цели высказывания, диалог, монолог.

Дать понятие «цитаты», охарактеризовать основные способы цитирования (прямая речь, косвенная речь, предложения с вводными словами. отдельные слова или словосочетания).

Знать способы передачи чужой речи; особенности строения предложений с прямой речью; оформление на письме предложений с прямой речью. Уметь выявлять способы передачи чужой речи; правильно оформлять на письме.

Знать способы передачи чужой речи; оформление на письме предложений с косвенной  речью. Уметь выявлять способы передачи чужой речи; правильно оформлять на письме.

Знать понятие «цитата», основные способы цитирования (прямая речь, косвенная косвенная речь, предложения с вводными словами, отдельные слова или словосочетания). Уметь оформлять на письме разные способы цитирования.

Вводные слова и предложения, знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения, виды сложных предложений, стили речи, диалог, синтаксические синонимы.

Сложноподчинённые предложения, союзы и союзные слова, предложения по цели высказывания, синтаксический разбор сложного предложения, устаревшие слова.

Предложения с прямой речью, правописание проверяемых безударных гласных в корне слова, вводные слова и предложения, тема и основная мысль текста, диалог, монолог, правописание чередующихся гласных в корне

Дидактический материал из про-изведений  Н. Гарина - Михайловского,  М. Булгакова, В. Коржикова, Ю. Яковлева.

Отрывок из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», отрывок из романа А. С. Пушкина «Арап Петра Великого»,  из повести «Выстрел».  

Дидактический материал из про-изведений  М. Горького, Б. Шоу, А. Франса, В. Шугаева,  Л. Толстого, В. Берестова, В. Белинского, А. Герцена, И. Тургенева.

Словарный диктант, самостоятельная работа. Тест.

51 - 52

 

Р./р. Изложение с дополнительным заданием

2

Продолжить работу над анализом текстов по написанию   сжатого изложения, а затем сочинение – рассуждение.

Знать особенности написания сжатого изложения, элементы сочинения. Уметь применять данные знания на практике.

Лексическое значение слова, предложения с прямой речью, сложные предложения, тезис, аргумент, очерк, основная мысль текста.

А. Шугаев «Хранитель Мелихова»

Изложение

53

Анализ изложений.

1

Объяснять причину появления ошибок, исправлять их, приводить свои примеры, правильно оформлять запись в тетради, используя графическое объяснение.

Исправлять допущенные ошибки, пользуясь теоретическими знаниями, строить связное монологическое высказывание

Лексическое значение слова, предложения с прямой речью, сложные предложения, тезис, аргумент, очерк, основная мысль текста.

Сб. заданий Сениной для подготовки к ОГЭ

Работа над ошибками.

IV четверть – 17 часов

54-55

Общие сведения о языке. Роль языка в жизни общества.  Язык как развивающееся явление.

2

Обобщить уже известный материал, связанный с основными функциями языка, его особенностями как развивающего явления.

Знать о смысле слова «язык», о роли языка в жизни общества. Уметь строить связное монологическое высказывание на лингвистическую тему.

Лексическое значение слов, тире между подлежащим и сказуемым, виды предложения по цели высказывания, вводные слова и предложения.

Дидактический материал из про-изведений  А. Леонтьева, Н. Формановской, А. Леонтьева.

56

Русский язык в современном мире

1

Обобщить уже известный материал, связанный с основными функциями языка, его особенностями как развивающего явления.  

Знать семью славянских языков, факты, которые свидетельствуют о родстве языков. Уметь строить связное монологическое высказывание по теме.

Тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении и тире в бессоюзном сложном предложении, правописание н и нн в прилагательных и причастиях.

Дидактический материал из произведений  В. Колесова,  А. Пушкина, А. Грибоедова, отрывок из «Слова о полку Игореве»

Словарный диктант.

Обобщение изученного в 5-9 классах -14  часов

 

57-58

Обобщение изученного в 5-9 классах.  Фонетика и интонация. Правописание гласных в корнях. Правописание согласных в корнях и приставках

2

Гласные и согласные звуки, сильная и слабая позиция. безударные гласные в корне

( проверяемые, чередующиеся, непроверяемые),  буквы ё – о, а, у, и после шипящих, и – ы после ц,  правописание неизменяемых приставок, разделительные ь и ъ знаки.

Знать теоретический материал по фонетике; условия выбора правописания гласных в корнях, правописания согласных в корнях и приставках. Уметь применять данные знания на практике, строить связное монологическое высказывание на лингвистическую тему.

Тема и основная мысль текста, звуки и буквы, фонетический разбор слова, твёрдые и мягкие согласные, парные и непарные согласные по твёрдости - мягкости, глухости - звонкости,  морфемы, тире между подлежащим и сказуемым, однокоренные слова и форма.

Дидактический материал из произведений М. Панова, И. Бунина, К. Паустовского, В. Катаева, А. Чехова, М. Горького,  А. Толстого, Д. Лихачёва, С. Аксакова, А. Куприна, М. Лермонтова.

Самостоятельная работа

59-60

Обобщение изученного по морфемике и словообразованию.

2

Систематизировать и обобщить материал по морфемике, правописание гласных и согласных в приставках, способы образования слов в русском языке, разбор по составу.

Знать изученный теоретический материал по морфемике. Уметь применять данные знания на практике; строить связное монологическое высказывание на лингвистическую тему.

Стили речи, однокоренные слова,  цитаты. Знаки препинания в предложениях с прямой речью, форма одного и того же слова,  правописание личных окончаний глаголов.

Дидактический материал из про-изведений А. Толстого,  Д. Лихачёва,  А. Куприна. С. Аксакова, М. Лермонтова,  В. Сухомлинского.

Словарный диктант.

61-62

Лексика и фразеология. Лексический разбор как часть комплексного анализа текста.

3

Систематизировать и обобщить материал по лексике и фразеологии.

Повторить лексический разбор слова.

Знать изученный теоретический материал по лексике и фразеологии. Уметь применять данные знания на практике; строить связное монологическое высказывание на лингвистическую тему.

Правописание н и нн в суффиксах прилагательных и причастий, буквы о – ё после шипящих, синонимы, односоставные предложения, правописание окончаний глаголов.

Дидактический материал из про-изведений Н. Гоголя. А. Ахматовой, И. Тургенева, М. Пришвина, С. Михалкова, И. Никитина.

Распределительный диктант.

63-65

Изложение с дополнительным заданием.

2

Продолжить работу над анализом текстов по написанию   сжатого изложения, а затем сочинение – рассуждение.

Знать особенности написания сжатого изложения, элементы сочинения. Уметь применять данные знания на практике

Сложное предложение, грамматическая основа, односоставные предложения, сложные прилагательные.

А. П. Чехов «Степь»

Диктант

66

Анализ изложений.

1

Объяснять причину появления ошибок, исправлять их, приводить свои примеры, правильно оформлять запись в тетради

Исправлять допущенные ошибки, пользуясь теоретическими знаниями, строить связное монологическое высказывание

Тема, микротема, идея, текст. Знаки препинания в сложных предложениях.

Сб. заданий по подготовке к ОГЭ Сениной.

Работа над ошибками.

67- 68

Обобщение изученного по морфологии синтаксису.

3

Знать и отличать разные виды сложных предложений. Сложные предложения с различными видами связи с более простыми конструкциями и наоборот, признаки строения сложных предложений с разными видами связи, семантические и структурные различия, приём постановки знаков препинания между двумя рядом стоящих союзов.

Знать общие признаки строения сложных предложений с разными видами связи и общие пунктуационные правила в них. Уметь находить сложные предложения с разными видами связи в тексте, составлять их схемы, правильно расставлять в них знаки препинания, устанавливать в них семантические и структурные различия.

Сочинительная связь, подчинительная связь, бессоюзная связь, правописание наречий,  фонетический, морфологический, морфемный разбор, правописание суффиксов имён прилагательных, правописание проверяемой непроизносимой согласной в корне слова, правописание приставок.

Дидактический материал из сб. Сениной по подготовке к ОГЭ.

Тест.

Критерии оценивания

 

Нормы оценок по русскому языку

Ниже приводится фрагмент единственного нормативного документа, определяющего критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся, уровень владения которыми выявляется в письменных работах выпускников основной школы. (Документ в полном виде опубликован в  сборнике “Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы”. — М., «Просвещение» 2007.)

 

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

разнообразие словаря и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи;

число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ на теоретический вопрос  оценивается по традиционной пятибалльной системе. 

Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка диктантов

    Диктант оценивается одной отметкой.

    Оценка «5» - выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

    Оценка «4» - выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

  Оценка «3» - выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.  Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

   Оценка «2» - выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1». 

  При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки , для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного  (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

Литература:

  1. Программы по русскому языку 5-9 классы.  Авторы программы: В.В. Бабайцева, А.Ю.Купалова, Е.И. Никитина и др. //Рабочие программы. Русский язык. 5-9 классы.: учебно-методическое пособие / сост.Е.И. Харитонова. – М.: Дрофа, 2015 г.
  2. В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5-9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2012.
  3. Ю. С. Пичугов, А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова и др. Русский язык. Практика. 9 класс. Учебник.М: Дрофа, 2011.
  4. Е. И. Никитина. Русский язык. Русская речь. 9 класс. Учебник.М.: Дрофа, 2011.
  5. Русский язык: Сборник текстов для письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс / Авт.-сост. Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова. – М.: Дрофа, 2010.
  6. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ОГЭ-2017: учебно-методическое пособие / Под ред. Н. А. Сениной. Ростов н/ Д: Легион, 2016

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....