КВН по русскому языку
презентация к уроку по русскому языку на тему

Анна Владимировна Гусева

КВН по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvn_po_russkomu_yazyku_dlya_6_klass.docx25.94 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Центр образования с. Мейныпильгыно»

Сценарий КВН по русскому языку для 6  класса

(2015- 2016 уч.г.)

Необходимые материалы и атрибуты:

  • Жетоны для болельщиков
  • Карточки с заданиями (см. в описании конкурсов)
  • Сетка кроссворда
  • Яблоко, соль, игла, хлеб

Домашнее задание командам перед КВНом - подготовить рекламу русскому языку, визитную карточку для приветствия.

1. Приветствие ведущего командам, представление жюри

2. А сейчас мы начинаем КВН. Слово для приветствия и представления имеют команды и капитаны

3. Разминка. Кто быстрее ответит?

  1. Какой пунктуационный знак в старину назывался удивительным? (Восклицательный)
  2. Как сегодня именуется существовавший в старину звательный падеж? (Обращение)
  3. Почему корень слова называется корнем? (Переносн. - «основа», «источник»)
  4. Почему соединительную гласную в составе сложного слова учёные именуют

интерфиксом? («Интер» - между)

  1. В какой форме в слове «сердце» произносится «д»? (В форме мн. числа в Р.п. - «сердец» мы слышим звук д).
  2. Какими звуками различаются существительное «съезд» и глагол «съест»? (Никакими)
  3. Что бродит, стоя на месте? (Вино)
  4. Что можно разбить без осколков? (Лагерь, палатку)
  5. Что можно проглотить вместе с чем-нибудь вкусным? (Язык)
  6. Что заваривают, чтобы потом расхлёбывать? (Кашу)
  7. Как правильно назвать жителей Костромы, Смоленска, Новгорода? (Костромичи, смоляне, новгородцы)
  8. Объясните значение фразеологизмов: бросаться в глаза (выделяться, привлекать внимание), море по колено (ничто не страшно), крутить носом (капризничать, высказывать недовольство), взять себя в руки (успокоиться, сосредоточиться).
  9. Как называется часть слова без окончания? (Основа)
  10. Как называется морфема, стоящая после корня и образующая новые слова? (Суффикс)
  11. К какой части речи принадлежат слова движениемудрысамыйтройкавторойпослезавтракакой-тоотдыхать?
  12. Как называются словари, в которых объясняется происхождение слов? (Этимологические)

Что мы изучаем в первую очередь, когда приходим в школу? (Алфавит)

В шеренгу друг за другом постройтесь, пожалуйста, по алфавиту, используя ваши фамилии. Время - 30 секунд.

4. Конкурс телефонистов

Ведущий сообщает скороговорку на ухо ученику, который стоит первым. По сигналу они передают скороговорку на ухо своим соседям. Побеждает команда, которая раньше завершит передачу и правильно передаст текст. (КАРТОЧКА)

1 команде: Жутко жуку жить на суку.

2 команде: У ежа - ежата, у ужа - ужата.

5. Как называются слова-близнецы, которые одинаковы по форме, но не имеют ничего общего по смыслу? - Правильно, омонимы.

Приглашаю по 1 участнику от каждой команды, им предстоит узнать слова-омонимы в зашифрованных строчках.

1. Я - все, что есть на свете.

Все народы на планете,

Мой омоним - враг войны,

Друг труда и тишины.

2. Со мной ходи стрелять учиться

И на гряде меня ищи.

Могу попасть я метко в птицу,

А часто попадаю в щи.

3. Нас много в играх набирают.

А иногда и на нос надевают.

6.  Задание «Вопрос – ответ»

  1. Деревенский гарнитур для семерых несовершеннолетних. (Лавки)
  2. Главное оружие Соловья-разбойника.(Свист)
  3. Тара для чудес. (Решето)
  4. В поле не воин. (Один)
  5. Царское головное отличие. (Корона)
  6. Богатырская цифра. (Три)
  7. Минимум отмеров на один разрез. (Семь)
  8. В поле не один. (Воин)
  9. 9. Головной убор, рассчитанный на дурака. (Колпак)

10. Разбойничья цифра. (Сорок)

11. «Нечистая» дюжина. (Тринадцать)

12. Ведьмолет. (Помело)

13. Змей по батюшке. (Горыныч)

14. Назовите три слова, в которых по сто согласных. (Стог, стол, стой).

15. Что мы говорим в начале урока? (Звук «у»)

16. Какой алфавит состоит из 6 букв? (Азбука).

17. В каком слове сорок гласных? (Сорока).

18. Как превратить высокое растение, которое растёт по берегам рек, в маленькую мышь? (Переставить в нём слоги: кА-мыш - мыш-ка.)

19.Во мне два «к».

Не забывайте, таким, как я,

Всегда бывайте:

Я точный, чистый

И опрятный, иным же словом … (Аккуратный).

В этих словах рассыпались буквы. Переставьте их и прочтите слова.

Лёзок, кута, дашоль, лесо, оварок, сугь, путех, азок, цурика, воца. (Козёл, утка, лошадь, осёл, корова, гусь, петух, коза, курица, овца).

7. Конкурс капитанов

Предложить свою версию ответа Эзопа.

Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу Эзопу купить «самую лучшую вещь в мире». Эзоп пошёл на базар и принёс… язык.

- Почему ты принёс язык? Неужели ты считаешь, что это самая лучшая вещь в мире?

- Конечно, - ответил Эзоп. - Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?

- Хорошо. Иди на базар и принеси мне самую худшую вещь в мире, - сказал Ксанф.

Эзоп ушёл и принёс… язык.

Чем, по-вашему, обосновал свой выбор Эзоп? (Язык может быть и лучшей, и худшей вещью в мире. Язык даёт нам возможность понимать друг друга, с помощью языка можно создавать прекрасные творения, но язык может служить вражде и ненависти).

8. «Черный ящик»

В ящике - яблоко, хлеб, игла и соль. По подсказке нужно определить лексическое значение этих слов. Если ребята сразу отгадывают, то получают 3 балла, если две, то два балла или один балл, если использованы три подсказки.

1. Из-за него начинается вражда. Когда тесно, то ему негде упасть (Яблоко)

2. Он бывает насущный, бывает чужой. Он дружит с солью. По-немецки «брод» (хлеб)

3. Глупый человек будет искать ее в скошенной траве. Тот, кто волнуется, будет на них сидеть (игла)

4 Ее нужно съесть 16,38 кг, чтобы чему-нибудь научиться. Давным-давно она была на вес золота. В старину она была только у богатых (соль)

9. Словообразование

Задание для команды - кто больше соберёт слов, используя буквенный состав слова благородство.

Одновременно с командами болельщики могут выполнить задание «Составь предложение»:

1. Из предложения Тихим шорохом пробежал по саду ветерок взять прилагательное, выступающее в роли определения, поставить его в форме именительного падежа, женского рода, единственного числа.

2. Из предложения За ночь земля покрылась пушистым снегом взять обстоятельство, употребив это слово как подлежащее.

3. Добавить глагол из предложения Мама от усталости опустилась на диван.

4. Из предложения Над городом пролетел быстрокрылый самолёт взять обстоятельство.

Получилось предложение: Тихая ночь опустилась над городом.

10. Конкурс знатоков пословиц и поговорок (написать ответ на листке)

А. В какой поговорке утверждается, что можно определить цену и вес горя? (Узнать, почем фунт лиха).

Б. Согласно, какой поговорке слова находятся в кармане? (За словом в карман не полезет).

В. О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать, человек, который рано встает, успевает больше сделать за день? (Кто рано встает, тому бог дает).

Г. Какая поговорка говорит нам, о каком либо событии, которое неизвестно, когда было и было ли вообще? (После дождичка в четверг).

Д. Согласно, какой поговорке зубы могут находиться не во рту? (Положить зубы на полку).

Е. Плеваться вообще некрасиво, но когда из-за плевка можно умереть от жажды? (Не плюй в колодец: пригодится воды напиться).

ИЛИ (как вариант):

А. Строчка из известной детской песни

- У женщины гораздо старше средних лет существовали до биологической смерти два представителя водоплавающей птицы подотряда килегрудых с явным проявлением сангвинического темперамента.

- Пожилая женщина обладала правом владения, пользования и распоряжения домашней водоплавающей птицей в количестве двух голов.

- У деда скончалась одна грустная курица. (Жили у бабуси два веселых гуся.)

Б. Фраза из литературного произведения

- Однажды Всевышний птице средней величины из отряда воробьиных сделал презент в виде небольшого количества пищевого продукта полутвердой массы, приготовленного из заквашенного особым способом молока.

- Всеядная птица с серо-черным оперением при невыясненных обстоятельствах получила от небесного прародителя вознаграждение натуральным продуктом.

- У орла раз черт украл крошку творога. (Вороне как-то бог послал кусочек сыра.)

В. Пословица

- Домашнее парнокопытное животное при любых метеорологических условиях способно отыскать размытую водой почву.

- Крупное наземное растительноядное животное, которое выращивается в индивидуальных и фермерских хозяйствах с целью получения сала и может произвести действие, результат которого свидетельствует о недостаточно благополучной санитарно-гигиенической обстановке вокруг нас

- Корова только здесь пылинку спрячет (Свинья везде грязь найдет)

(Если команда угадывает с первой подсказки, то получает 3 балла, если со второй- 2, с третьей - один балл).

11. Соблюдение правил литературной речи - УДАРЕНИЕ

В стихотворном фельетоне В.Масса и М. Червинского "Между прочим" есть такие строки о человеке, не желавшем придерживаться правил литературной речи:

Говорил он, между прочим,

"Красив`ее", "Мы так х`очим",

"Д`осуг, ш`офер, пр`оцент, з`аем,

Кв`артал, п`ортфель, билитень",

"П`оверх плана выполняем",

"Агент зв`онит целый день".

 Найдите и исправьте ошибки в данном отрывке.

12. Прочитайте лозунги - призывы о русском языке.

К Й Г А И У А Р Н О

Ы И О Н Б К М Г З Р

З Ч М Е Ю И М Й О О

Я У Ш Т Л Т А А Ш Х

(Любите наш могучий язык!) (Хорошо знай грамматику)

Параллельно - конкурс для болельщиков - ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ ЗВЕРИНЕЦ

Продолжите фразеологизм названием животного:

Голоден как

Хитер как…

Труслив как…

Здоров как…

Изворотлив как…

Нем как…

Грязен как…

Упрям как…

Болтлив как…

13. Домашнее задание - реклама русского языка

14. Подведение итогов (команды и болельщики) 

Сценарий подготовила

учитель русского языка

                                                                                                                                  и литературы

                                                                                                                                                   Гусева А.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...