Рабочая программа по русскому языку 10 класс
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему

Павлова Ольга Робертовна

программа рассчитана на изучение русского языка на базовом уровне в объёме 34 часов (1 час в неделю) и составлена на основе Государственного стандарта общего образования и  программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений А. И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой, Н.А. Николиной, М., Просвещение,2011г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_10_klass.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Настоящая программа рассчитана на изучение русского языка на базовом уровне в объёме 34 часов (1 час в неделю) и составлена на основе Государственного стандарта общего образования и  программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений А. И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой, Н.А. Николиной, М., Просвещение,2011г.

Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:

  • Расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира; приобщение через изучение родного языка к ценностям национальной и мировой культуры; понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций,необходимых для успешной самореализации, для овладения будущей профессией, самообразования и социализации в обществе;
  • овладение основными понятиями и категориями практической и функциональной стилистики, обеспечивающими совершенствование речевой культуры, коммуникативными умениями в разных сферах общения;выявление специфики использования языковых среств в текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
  • формирование активных навыков нормативного употребления языковых единиц в разных сферах общения; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдения за речью; совершенствование навыков чтения, аудирования, говорения и письма;
  • приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой , основной и второстепенной информации; овладение разными способами  информационной переработки текста;
  • расширение круга используемых языковых и речевых средств; формирование умений активного владения синонимическими средствами языка для точного и свободного  выражения мыслей, знаний, представлений и чувств в соответствии с содержанием, условиями и сферой речевого общения;
  • развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений в области родного языка для осуществления межличностного и межкультурного общения; осознание роли русского языка в получении высшего образования по избранному профилю,готовности использования разных форм учебно- познавательной деятельности в вузе.

Содержание курса русского языка на базовом уровне в средней школе, как и на предыдущем этапе, обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который находит дальнейшее развитие в 10-11 классах. При этом под компетенцией понимается сумма знаний, умений и личностных качеств, которые позволяют человеку совершать различные действия, в том числе речевые.

 Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно ванных для данного возраста ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знаниями о лингвистике как науке; способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, освоение норм русского речевого этикета.

Рабочая программа для 10 класса предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Учащиеся продолжат развитие научно-проектных навыков в области языкознания через работу в исследовательских группах, индивидуальную, дифференцированную работу.

                                                                                         

                   Структура изучаемого предмета

Тема (раздел)

Количество часов

1.

Повторение и углубление изученного в основной школе. Общие сведения о языке

5

2

Русский язык как система средств разных уровней

2

3

Фонетика. Орфоэпия. Орфография

4

4

Лексика и фразеология

6

5

Морфемика и словообразование

4

6

Морфология и орфография

6

7

Речь. Функциональные стили речи

3

8

Стили речи. Научный стиль речи

4

Содержание программы учебного курса

Общие сведения о языке (5 ч.)

Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка:период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV-XVIIвв.;  период выработки норм русского национального языка.

Русский язык в современном мире:в международном общении,в межнациональном общении.

Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков.

Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.

Изложение лингвистического текста

Русский язык как система средств разных уровней (2ч)

Взаимосвязь единиц языка разных уровней. Словари русского языка.

Единицы языка. Уровни языковой системы. Разделы науки о языке. Фонетика.Лексика и фразеология. Состав слова и словообразование. Морфология. Синтаксис.

Изложение (сжатое) с элементами сочинения.

Фонетика и графика.  Орфография, орфоэпия (4 ч.)

Обобщение, систематизация    и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графики, орфоэпии, орфографии. Понятие фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.

Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукозапись как изобразительное средство.

Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии.

Фонетический разбор слова.

Контрольная работа,включающая фонетический разбор

Лексика и фразеология (6 ч.)

Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Русская  лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика, арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Просторечие. Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.

Русская фразеология. Крылатые слова,пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.

Изобразительные  возможности синонимов, антонимов, паронимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический анализ текста.

Контрольный диктант с лексико-грамматическими заданиями.

Состав слова (морфемика) и словообразование (4 ч.)

Обобщение ранее приобретенных  учащимися знаний о составе слова и словообразовании.

 Выразительные словообразовательные средства.

 Словообразовательный разбор.

Словообразовательный разбор.

Практическая работа по теме.

Морфология и орфография (6 ч.)

Обобщающее повторение морфологии. Самостоятельные части речи. Служебные части речи.Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.

Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.

Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.

Морфологический разбор частей речи.

Контрольный диктант с лексико-грамматическими заданиями.

Речь, функциональные стили речи (3 ч.)

Язык и речь. Основные  требования к речи:правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Устная речь. Письменная речь.диалог, полилог,монолог.

Текст,его строение и виды его преобразования. Аннотация,план,тезисы.выписки,конспект.Реферат.

Речеведческий анализ художественного и научно-популярного текста.Оценка текста.Рецензия. Функциональные стили речи,их общая характеристика.

Сочинение на одну из тем(по выбору учащегося)

Научный стиль речи (4ч)

Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов.

Терминологические энциклопедии, словари и справочники.

Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи. Использование учащимися средств научного стиля.

Итоговая контрольная работа.

Общая и индивидуальные ориентировочные беседы о темах выпускных рефератов, проектов.

                                                                                    

                                                                                 Календарно-тематическое планирование

Тема урока

К-во часов

Дата проведения

По плану

По факту

                                  Повторение и углубление изученного в основной школе. Общие сведения о языке 5 ч

1

Язык и общество.

Язык и культура.

1

2

Язык и история народа. Русский язык в современном мире – в международном и межнациональном общении.

1

3

Язык и речь.

1

4

Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.

1

5

РР. Изложение лингвистического текста.

1

                                                                    Русский язык как система средств разных уровней 2 ч

6

Взаимосвязь единиц языка разных уровней. Словари русского языка.

1

7

РР.Сжатое изложение с элементами сочинения

1

                                                                        Фонетика и графика. Орфография, орфоэпия 4 ч

 8.

Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии.

1

 9.

Основные нормы современного литературного произношения

и ударения в русском языке.

1

10.

Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор.

1

11

К.р. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Фонетика. Орфоэпия. Орфография».

1

                                                                                          Лексика и фразеология 6 ч

12

Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы,синонимы, антонимы,паронимы.

1

13-14

Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления.

1

15

Русская фразеология.

1

16

Лексические и фразеологические словари русского языка.

Лексико-фразеологический анализ текста

1

17

К.р. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Лексика и фразеология»

1

                                                                        Состав слова (морфемика) и словообразование 4 часа

18

Повторение. Морфемика и словообразование.

1

19

Способы словообразования. Словообразовательный разбор.

1

20

Выразительные  словообразовательные средства

1

21

Практическая работа по теме «Состав слова и словообразование»

1

                                                                                               Морфология и орфография 6ч

22

Обобщающее повторение морфологии. Части речи.

1

23-24

Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи, их словообразование и правописание.

2

25-26

Трудные вопросы правописания окончаний и суффиксов разных частей речи.

2

27

К.Р. Контрольный диктант с лексико-грамматическими заданиями по теме «Морфология»

1

                                                                                Речь, функциональные стили речи 3 ч

28

Язык и речь. Текст и его строение.

1

29

Типы речи. Виды преобразования текста. Тезисы. Конспект. Выписки. Реферат. Аннотация

1

30

РР.Сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста.

1

                                                                                          Научный стиль речи 4 ч

31

Назначение, стилевые признаки, разновидности научного стиля речи.  Лексика научного стиля речи.

1

32

Морфологические и синтаксические особенности научного стиля.

1

33

Терминологичес-кие энциклопедии, словари и справочники.

1

34

К.р. Итоговая  контрольная работа (диктант) с грамматическим заданием.

1

                                                                            Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса русского языка ученик должен

знать:

 функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;

 системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

 понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;

 компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;

 основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

уметь:

 проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

 разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

 проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов; 

 оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

 объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

В результате изучения русского языка ученик должен овладеть навыками:

аудирование и чтение:

 использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

 извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

 владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;

говорение и письмо:

 создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;

 применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;

 применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

 соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.

                                                            Перечень обязательных контрольных и других видов работ

Изложение лингвистического текста- 1 ч

Сжатое изложение с элементами сочинения- 1ч

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Фонетика. Орфоэпия. Орфография»- 1ч

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Лексика и фразеология»-1ч

Контрольный диктант с лексико-грамматическими заданиями по теме «Морфология» -1ч

Сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста- 1ч

Практическая работа по теме «Состав слова и словообразование»-1ч

Итоговая  контрольная работа (диктант) с грамматическим заданием-1ч

                                                                    Формы и нормы оценки и контроля знаний обучающихся 

формы контроля.

 - тестирование, контрольные работы, диктанты с грамматическим заданием, изложения, сочинения

Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставится, если ученик:

1)полно излагает изученный

материал, дает правильное определение языковых понятий; 2)обнаруживает понимание материала, может обосновать свой суждения, применять знание на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1)излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил; 2)не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил и определений, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка диктантов.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии 1 негрубой орфографической или пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии 2-х орфографических и 2-х пунктуационных ошибок, или 4-х пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 3-х орфографических, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется при 4-х орфографических и 4-х пунктуационных ошибках, или 3-х орфографических и 5 пунктуационных ошибках, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» при пяти орфографических ошибках и 4-х пунктуационных ошибках.

Оценка «3» может быть поставлена при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил не менее3/4 заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка сочинений и изложений. оценка

Содержание и речь

грамотность

«5»

- Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

- Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В

целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются:

2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические  ошибки

«3»

- В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

«2»

- Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Перечень Учебно-методического обеспечения

    1.Программа по русскому языку для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. Автор А. И. Власенков. Программно-методические материалы: Русский язык. 10-11 классы / Сост. Л. М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2011. Рекомендовано МО РФ.

   2.Русский язык: Базовый уровень 10-11 классы / Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. – М.: Просвещение, 2010. Рекомендовано МО РФ

   3.Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....