Пословицы на уроках русского языка при изучении различных орфограмм
картотека по русскому языку (6 класс) на тему

Искакова Сандугаш Муханмедьяровна

 Применение пословиц на уроках русского языка для развития речи. Употребление в речи пословиц.Запоминание правописания различных орфограмм путем заучивания пословиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poslovitsy_na_urokah_russkogo_yazyka.docx17.73 КБ

Предварительный просмотр:

Пословицы на уроках русского языка

Пословица - краткое народное изречение с назидательным смыслом; народный афоризм (С.Ожегов).

Пословица - краткое изречение, поучение, более в виде притчи, иносказанья или в виде житейского приговора; это ходячий ум народа; она переходит в поговорку или простой оборот речи (В.Даль).

Поговорка - выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания и не являющееся афоризмом (С.Ожегов). Поговорка - складная, короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы: поученье в принятых, ходячих выражениях; условный оборот речи, обычный способ выражаться (В.Даль).

С произведениями фольклора дети встречались уже в детском саду. Придя в школу они уже знают колыбельные песенки, загадки, считалки, скороговорки, наиболее часто употребляемые пословицы и поговорки. Поэтому устное народное творчество уместно включать в уроки русского языка. Особенно удобно использовать их при отработке изучаемых орфограмм.

Гласные после шипящих.

Делу время - потехе час.

Не торопись отвечать - торопись слушать.

В чужие сани не садись.

Грибы ищут - по лесу рыщут.

Шила в мешке не утаишь.

Чужим богат не будешь.

Чужая душа - потёмки.

Век живи - век учись.

Яйца курицу не учат.

Жизнь прожить - не поле перейти.

Сам погибай, а товарища выручай.

Знания - дело наживное.

Голову держи в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.

На вкус и цвет товарища нет.

Где сшито на живую нитку, там жди прорехи.

Держи карман шире.

Чай пить - не дрова рубить.

Конь бежит, земля дрожит.

Дом, как полная чаша.

Чудеса в решете.

Январь - году начало, зиме - середина.

Соловей с вороной в одном лесу живут, да разные песни поют. Два медведя в одной берлоге не уживутся. Не верь козлу в огороде, а волку в овчарне. Летом пролежишь, зимой с сумой побежишь.

Имена собственные.

Ехал в Казань, заехал в Рязань. У лодыря Егорки, всегда отговорки. Куда Макар телят не гонял. Москва слезам не верит. Язык до Киева доведёт.

Правописание слов с сочетаниями ЧК, ЧН.

Белые ручки чужие труды любят. Какова яблоня, таковы и яблочки. Ложка дёгтя в бочку мёда. Ласточка день начинает, а соловей кончает. Синичка - воробью сестричка. Сначала цветочки, а уж потом ягодки. Зимний ветер морозу помощник. Старый друг лучше новых двух.

Правописание слов с ь - показателем мягкости.

Больше думай, меньше говори.

Смелость города берёт.

Осень - перемен восемь.

Больному всё горько.

Жить - Родине служить.

Родина - мать, умей за неё постоять.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Разделительный мягкий знак.

Бьётся как рыба об лёд.

Снегирь зимою поёт, на снег, вьюгу и слякоть. Здоровью цены нет. Не игла шьёт, а руки.

Февраль силён метелью, а март - капелью.

Осенью у воробья пир.

Ученье - путь к уменью.

Апрельские ручьи землю будят.

Если зимою вьюги, то летом - ненастье.

Ветер без крыльев летает.

Где была радуга, там дождь прольётся.

Где хотенье - там и уменье.

Терпенье и труд всё перетрут.

Откладывай безделье. Не откладывай дела.

Всяк кузнец своего счастья.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Птице - крылья, а человеку - разум.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Ученье - свет, а неученье - тьма.

Повторенье - мать ученья.

Непроверяемые безударные гласные.

Два медведя в одной берлоге живут.

Худ обед, когда хлеба нет.

Работай до поту, так поешь в охоту.

Без капусты щи не густы.

Дорога ложка к обеду.

Слово не воробей, вылетит, не поймаешь.

На вкус и цвет товарища нет.

Мал золотник, да дорог.

По Сеньке шапка.

Один с сошкой, а семеро с ложкой.

На языке мёд, а на сердце лёд.

Старый друг лучше новых двух.

Снег глубок - год хорош.

Непроизносимые согласные.

И на нашей улице будет праздник. Ленивому всегда праздник. Зимой солнце сквозь слёзы улыбается. Тёплые и звёздные ночи в апреле - к урожаю. На языке мёд, а на сердце - лёд.

Двойные согласные. Ссора до добра не доводит.

В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, свистит и рвёт, льёт и снег метёт.

Истинную цену розе знает лишь соловей. Весенний день год кормит. Ленивому каждый день суббота.

Предлоги и приставки.

Скромность всякому к лицу.

Совесть без зубов, а гложет.

Сорока на хвосте принесла.

Без труда нет плода.

День на минуту, болтовни на час.

На языке мёд, а на сердце - лёд.

Жизнь прожить, не поле перейти.

Замолчал, как воды в рот набрал.

Легко сказать, да тяжело сделать.

Снегирь под окном чирикает, к оттепели.

Февраль и теплом приласкает, и морозом отдубасит.

Это ещё вилами на воде написано.

Одна пчела не много мёда натаскает.

Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.

Белый свет не клином сошёлся.

Ум за разум зашёл.

Подал ручку, да подставил ножку.

Легко чужими руками жар загребать.

Нашла коса на камень.

Разделительный твёрдый знак.

Лето собирает, а зима съедает.

Ветер снег съедает.

Съел бы пирог, да в печи сжёг.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.

Видит собака молоко, да в кувшине глубоко.

Пустили козла в огород.

Не дорог обед, а дорог привет.

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Не молот железо куёт, а кузнец молотом бьёт.

Всякая дорога вдвоём веселей.

Тяп да ляп не выйдет корабль.

Безударные гласные, проверяемые ударением.

Большой говорун - плохой работник. Сядем рядком да поговорим ладком. Тогда пляши, когда играю. Утро вечера мудренее. Беда ум родит.

За худой головой и ногам не покой. У страха глаза велики.

Не на пользу читать коли только вершки хватать.

Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит.

О дереве судят по плодам, а о человеке по его делам.

По платью встречают, по уму провожают.

Какие труды, такие плоды.

Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

Дерево сильно корнями, а человек своими трудами.

Зерно в колосу, торопись сжать полосу.

Всякому мила своя сторона.

Новый год - к весне поворот.

Октябрь землю покрыл где листом, где снежком.

Где птица не летает, а своё гнездо знает.

Парные звонкие и глухие согласные.

Береги нос в большой мороз. Кошка клубком - на мороз. В зимний холод всякий молод. Кошка на порог, а мышка в уголок. Кто любит труд, того люди чтут. Терпенье и труд всё перетрут. Сорвать прут не большой труд. В мае дождь - будет рожь. Пей, ешь, а правду режь. Красна ягодка, да на вкус горька. Рыбка мелка, да уха сладка. Бровь да глаз рядом живут.

Не тот друг, кто медком мажет, а тот, кто в глаза правду скажет.

На мышку и кошка зверь.

Мёд есть - в улей лезть.

Собирай по ягодке - наберёшь кузовок.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

Хвост голове не указка.

Хлеб - всему голова.

Хлеб - батюшка, вода - матушка. Хрен редьки не слаще.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пословицы на уроках русского языка

В работе представлены пословицы, которые можно использовать на уроках русского языка в начальной, коррекционной школе....

Урок русского языка "Обобщение изученного по теме "Наречие""

Данная разработка содержит конспект урока и учебную презентацию....

Конспект урока русского языка "Повторение изученного по морфемике и словообразованию в 9 классе"

Конспект урока русского языка по теме "Повторение изученного по морфемике и словообразованию в 9 классе" разработан в соответствии с требованиями "Программы" по русскому языку для учащихся общеобразов...

Урок русского языка для 5 класса "Орфограмма".

Урок-презентация по русскому языку для 5 класса по теме "Орфограмма"....

Этимологическое комментирование как средство развитие познавательного интереса учащихся на уроках русского языка (при изучении слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами)

Статья "Этимологическое комментирование как средство развитие познавательного интереса учащихся на уроках русского языка (при изучении слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами)" была по...

Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы различными методами и приемами.

Текст предназначен для выступления на МО, конференции, для самоанализа при аттестации.  В нём говорится об активизации мыслительной и познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка...