Урок русского языка в 7 классе на тему "Обобщение по теме "Причастие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Оленич Наталья Владимировна

Урок обобщения по теме "Причастие" составлен в соответствии с ФГОС, в нем представлены разные формы работы: индивидуальная, парная, групповая. В течение урока учащиеся осуществляют само- и взаимопроверку. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок в 7 классе

Тема:«Обобщение по теме «Причастие»

Цель:Диагностика усвоения темы «Причастие».

Задачи:

  • Образовательная: закрепление навыков правильного написания причастий, расстановки знаков препинания при причастном обороте, общей орфографической и пунктуационной грамотности, закрепление умения отличать причастия от других частей речи, пополнение словарного запаса школьников.
  • Воспитательная: воспитание интереса к изучению родного языка, выработка личных качеств: организованности, самостоятельности, самоконтроля.
  • Развивающая: развитие у детей творческого воображения, пространственного мышления, внимания, памяти.

Ход урока.

  1. Установление контакта с учащимися

Закрыли глазки и мысленно сказали: «Я внимателен, я могу, у меня всё получится!» Вдохнули. Выдохнули.

 Я желаю вам успехов, а вы пожелайте мне удачи. Спасибо.

II. Отгадайте загадку (слайд 1)

Вот свойство моё обязательное:

Склоняюсь я, как прилагательное.

На все вопросы его отвечаю,

Глагол по значению напоминаю.

О чем мы сегодня будем говорить? Правильно, о причастии. А эта тема новая для вас? А что мы будем делать сегодня?

Запишите тему урока: «Обобщение по теме «Причастие». (слайд 2)

Подумайте, что мы должны сегодня сделать на уроке? ( учащиеся формулируют цель)

III. Предлагаю вам игру «Верно ли, что…» (слайд 3)

причастие изменяемая часть речи?

причастия своим внешним видом похожи на прилагательные?

причастия не связаны с глаголом?

у причастия нет будущего времени?

у причастий не может быть краткой формы?

у причастия нет зависимых слов?

правописание суффиксов причастий не зависит от спряжения глагола?

причастие в предложении выполняет роль определения?

причастия с НЕ всегда пишутся раздельно?

знаете, что такое причастие и сможете его определить в любом тексте?

IV. Угадай причастие (слайд 4)

  1. Корень у этого слова такой же, как у слова выстилать.
  2. Приставка – как у слова улетевший.
  3. Суффиксов два: как у глагола награждать и как у слова бывший.
  4. Это причастие стоит в форме ед. числа, родит. падежа, женского рода.

V. Распределительный диктант

1) повторение алгоритма написания н и нн в причастиях (слайд 5)

2) написание распределительного диктанта по вариантам (слайд 6)

Жареный картофель, поджаренная рыба, черченный мной график, квашеная капуста, моченые яблоки, вяленая рыба, выточенная игрушка, сушенная на чердаке черемуха, топленое молок,  решенная задача.

3) взаимопроверка (слайд 7) Поменяйтесь тетрадями и проверьте задание у своих одноклассников.

VI. Творческое задание: работа в парах.

  1. Повторение алгоритма «Не слитно и раздельно с причастиями» (слайд 8)
  2. Преобразуйте слитное написание причастий в раздельное (слайд 9)
  3. Контроль выполнения.

VII. Цифровой диктант. (слайд 10)

  1. Выписать номера предложений, в которых верно расставлены знаки препинания.
  1. Синеет даль с ее угрюмым лесом, окутанным синей мглой (Ф.И.Тютчев).
  2. Всё небо усыпано, весело мигающими, звездами (А.П.Чехов).
  3. Мертвая тишина стояла над землёй мягко черневшей в звёздном свете (И.А.Бунин).
  4. Ночь темна, но видно всю деревню с её белыми крышами и струйками дыма, идущими из труб (А.П.Чехов).
  5. И сизый дым с ветвей его бежал по зелени, грозою освеженной (Ф.И.Тютчев).
  6. Над спокойно вздыхающим морем низко висело до половины погруженное в горизонт солнце (Л.С.Соболев).
  7. На поседевшей от росы траве остаются следы (З.И.Воскресенская).
  8. Солнце всходит и блещет, на виднеющемся из-за камыша, Тереке (М.Ю.Лермонтов).
  1. Самопроверка: 1, 4,5,6,7. (слайд 11)

VIII. Работа в группах (слайд 12)

Учащиеся вытягивают конверт в заданием, выполняют в группе, озвучивают.

  1. Какие  из выделенных слов являются прилагательными, а какие причастиями? Поясните свой ответ:

Обычные текущие дела – текущие в ущельях реки; открытое окно - открытый урок; блестящая идея – блестящая поверхность.

  1. Составьте словосочетания так, чтобы соответствовало написанию:

Жареный, жаренный.

  1. Игра «Четвертый лишний»

А) жаре..ый, реше..ый, купле..ый, броше..ый

Б) негодующий ненавидевший, недоумевающий, нерешенный

В) сделана, увидена, красна, принесена

     4)  Устраните ошибки, связанные с употреблением причастий

Честь и хвала воспитателям, сумеющим вырастить хороших людей.

Книга, читающаяся с увлечением, содержит много интересного.

Выступивший президент по телевидению рассказал о новых указах.

IX. Рефлексия. (слайд 13)

Какое задание понравилось больше всего? Какое задание было трудным? Какая форма работы понравилась?

Всем спасибо за урок. (слайд 14)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вот свойство моё обязательное: Склоняюсь я, как прилагательное. На все вопросы его отвечаю, Глагол по значению напоминаю.

Слайд 2

Обобщение по теме «Причастие»

Слайд 3

Верно ли, что … причастие изменяемая часть речи? причастия своим внешним видом похожи на прилагательные? причастия не связаны с глаголом? у причастия нет будущего времени? у причастий не может быть краткой формы? у причастия нет зависимых слов? правописание суффиксов причастий не зависит от спряжения глагола? причастие в предложении выполняет роль определения? причастия с НЕ всегда пишутся раздельно? знаете , что такое причастие и сможете его определить в любом тексте?

Слайд 4

Угадай причастие Выстилать Улетевший Бывший Это причастие стоит в форме ед. числа, родит. падежа , женского рода УСТИЛАВШЕЙ Составьте с получившимся причастием предложение, включив его в причастный оборот.

Слайд 5

Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях Н 1) отглагольные прилагательные (несовершенный вид – что делать) Краше н ый пол 2) краткие причастия Работа выполне н а НН 1)причастие совершенного вида Реше нн ая задача 2) есть приставка (кроме НЕ) При глаше нн ый ветеран 3) есть суффиксы ОВА, ЕВА Асфальтир ова нн ая дорога 4) есть зависимые слова (причастный оборот) Вяза нн ая бабушкой кофта

Слайд 7

Взаимопроверка I вариант Жареный картофель, квашеная капуста , моченые яблоки, вяленая рыба, топленое молоко . II вариант Поджаренная рыба, черченный мной график, выточенная игрушка, сушенная на чердаке черемуха, решенная задача.

Слайд 8

Не с причастиями Слитно 1) не употребляется без не Негодующий взгляд 2) можно заменить синонимом без не Неспящий солдат – бодрствующий Раздельно 1) противопоставление с союзом а Не законченная, а начатая работа 2) зависимое слово Не виденный мною фильм 3) краткое причастие Задача не решена

Слайд 9

Преобразуйте словосочетания со слитным написанием в раздельное 1) Нерешенная задача 2) Ненаряженная елка 3) Неподготовленная доска 4) Неразношенные сапоги 5) Недостижимая цель 6) Нескошенная трава 7) Неразгаданная тайна 8) Невыученный урок 9) Незавершенное дело

Слайд 10

Выписать номера предложений, в которых верно расставлены знаки препинания. Синеет даль с ее угрюмым лесом, окутанным синей мглой (Ф.И.Тютчев). Всё небо усыпано, весело мигающими, звездами (А.П.Чехов). Мертвая тишина стояла над землёй мягко черневшей в звёздном свете (И.А.Бунин). Ночь темна, но видно всю деревню с её белыми крышами и струйками дыма, идущими из труб (А.П.Чехов). И сизый дым с ветвей его бежал по зелени, грозою освеженной (Ф.И.Тютчев). Над спокойно вздыхающим морем низко висело до половины погруженное в горизонт солнце (Л.С.Соболев). На поседевшей от росы траве остаются следы (З.И.Воскресенская). Солнце всходит и блещет, на виднеющемся из-за камыша, Тереке (М.Ю.Лермонтов).

Слайд 11

Самопроверка 1, 4 , 5, 6, 7 .

Слайд 12

Работа в группах

Слайд 13

Рефлексия Какое задание понравилось больше всего ? Какое задание было трудным? Какая форма работы понравилась?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...