Рабочая программа по русскому языку 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Сивакова Лариса Ивановна

Программа разработана, которая содержит: пояснительную записку, тематический план базового курса Русский язык, тематическое планирование с содержанием, повторением, оснащением и требованиями к уровню подготовки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_9_avtosohranennyy.doc190 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО:

____________/Козлова З.Л.

    Протокол №1 от

   «28» августа 2017г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР                     /__________/Воробьева Л.В.

     «29» августа 2017г.

«Утверждаю»

Директор               /Курашова И.Н./

Приказ № 189 от «31» августа 2017г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Сиваковой Ларисы Ивановны, учителя

Ф.И.О., категория

                                     первой квалификационной категории,

по русскому языку, 9 класс

предмет, класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1

от «30» августа 2017г.

2017 – 2018 учебный год

                                        Пояснительная записка

    Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

    - Законом Российской Федерации «Об образовании»;

     - Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденного приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089;

    - Примерной программой основного общего образования по русскому языку- М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. «Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 5-9 классы» М., «Просвещение»,2006г. (Рекомендована Министерством образования и науки России);

    - Положением о рабочей программе МБОУ Троснянской СОШ;

     - Учебным планом   МБОУ Троснянская СОШ на 2017-18 учебный год.

     Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных учреждений: Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова. Русский язык, 9 класс, Москва «Просвещение»,2016г.

   Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.

Срок реализации программы – 1 год.

       

      Цель обучения:

 - выполнение требований стандарта, формирование всесторонне развитой личности.

     Для выполнения данной цели необходимо решить следующие задачи, обеспечивающие реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

-воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

-овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Решение данных задач способствует формированию коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.

Общая характеристика учебного предмета.

         Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России, один из официальных языков ООН.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации основа для успешной деятельности человека практически во всех областях жизни, способствует его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в процессе обучения формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 9 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Программа включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

В 9 классе систематически изучается курс синтаксиса сложного предложения, организована работа над синтаксическими, пунктуационными, речевыми навыками. Данная работа базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных в 5-7 классах, в 8 классе.

Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Изучение темы начинается с актуализации тех знаний, умений и навыков, которые уже есть у учащихся. Каждая тема завершается повторением пройденного. Предусмотрено повторение и в конце года, начале года.

Большое значение для формирования у школьников самостоятельности в учебном труде имеет приобщение их к работе со справочной литературой. Учащиеся приучаются обращаться к данным пособиям в случае затруднения в написании, произношении слова, образовании формы слова, толковании значения слова.

Учащихся следует приобщать и к разнообразной научно-популярной литературе, что способствует повышению интереса к русскому языку.

   Место предмета «Русский язык» в учебном плане.

  Согласно учебному плану МБОУ Троснянской СОШ на изучение русского языка в 9 классе отводится 68 часов (из расчета 2 часа в неделю, 34 недели).  

В целях объективного установления фактического уровня освоения образовательной программы и достижения результатов освоения образовательной программы конкретным учащимся предусмотрен промежуточный контроль в письменной форме.

Виды промежуточного контроля:

  • текущий (в процессе изучения темы);
  • промежуточный (в конце изучения темы);
  • итоговый (в конце изучения раздела)

Формы промежуточного контроля:

  • тест;
  • диктант с грамматическим заданием;
  • комплексный анализ текста;
  • подробное и сжатое изложение;
  •  устный ответ-рассуждение;
  • сочинение;
  • самостоятельные работы.

     Итоговый контроль проводится в форме контрольной работы по типу ОГЭ.

     

                                                         

Содержание учебного материала

Содержание

Кол-во часов

Развитие речи

Контрольные и проверочные работы

Международное значение русского языка

1

-

Повторение изученного в 5-8 классах

7

2

1

Сложное предложение. Культура речи.

Сложное предложение.

5

1

Союзное сложное предложение

Сложносочиненные предложения

7

1

1

Сложноподчиненные предложения

24

5

1

Бессоюзные сложные предложения

8

2

1

Сложные предложения с разными видами связи

7

2

1

Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах

9

1

2

ИТОГО

68

14

7

 Международное значение русского языка.  (1ч)

 Повторение пройденного в 5 - 8 классах. (5 ч + 2ч)

Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

    Административная контрольная работа по типу ОГЭ.

 Сложное предложение. Культура речи. (4 ч+1)

   Понятие о сложном предложении. Союзные и бессоюзные сложные предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения. Р/р. Способы сжатого изложения содержания текста.

   Сложносочиненные предложения. (6 ч + 1ч)

  Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

     Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль. Авторское употребление знаков препинания. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения. Р/р. Рецензия.

      Контрольный диктант по теме «Сложносочиненное предложение».

Сложноподчиненные предложения (19 ч+5ч)

    Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

     Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.  Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

    Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.

     Деловые документы (автобиография, заявление).

    Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.

   Р/р. Сжатое изложение художественного текста. Р/р. Сжатое изложение публицистического  текста.

   Контрольная работа по типу ОГЭ.

  Бессоюзные сложные предложения (6 ч + 2 ч)

   Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

    Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

    Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

   Р/р. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему. .

    Р/р. Сочинение-отзыв.

   Промежуточная контрольная работа по типу ОГЭ.

  Сложные предложения с различными видами связи (5 ч + 2 ч)

   Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

    Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

    Р/р.  Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

    Р/р. Изложение.

    Контрольная работа по теме «Сложные предложения с разными видами связи.

   Повторение изученного в 5 – 9 классах (7ч + 2 ч)

   Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи. Текст. Стили речи.

   Р/р. Сочинение – рассуждение по данному тексту.  

   Итоговая контрольная работа по типу ОГЭ.

Требования к уровню подготовки учащихся

    В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен

 знать:

 -  изученные разделы науки о языке;

 - смысл понятий речь устная и письменная;

 - монолог, диалог и их виды;

 - сфера и ситуация речевого общения;

 - функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры;

 -  текст, его функционально-смысловые типы;

 - основные единицы языка, их признаки;

  - основные нормы русского литературного языка орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные);

  -  нормы речевого этикета;

   уметь:

 -  объяснять роль языка в жизни человека и общества;

 - роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

 -  определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю;

 - анализировать структуру и языковые особенности текста;

 - опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

 -  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: адекватно понимать информацию устного сообщения;

- читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план); осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;

- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

-  свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

- соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);

- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

- владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;

- извлекать информацию из различных источников;

- свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).

Календарно-тематическое планирование

Дата проведения

 Количество часов, отводимых на освоение темы

           

Раздел (количество часов)

Тема урока

по

плану

фактически

1

1

Международное значение русского языка.

Повторение изученного в 5-8 классах (5ч+3ч)

2

1

Р.р. Устная и письменная речь. Монолог, диалог.

3

1

Р.р. Стили речи.

4

1

Простое предложение и его грамматическая основа.

5

1

Предложения с обособленными членами.

6-7

2

Обращения, вводные слова и вставные конструкции.

8

1

Р.р. Способы сжатого изложения содержания текста.

9

1

Административная контрольная работа по типу ОГЭ.

Сложное предложение. Культура речи. (4ч)

10

1

Понятие о сложном предложении.

11-12

2

Союзные и бессоюзные сложные предложения.

13

1

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения.

 Сложносочиненные предложения (6ч+1ч)

14

1

Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненном предложении.

15

1

Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам.

16

1

Сложносочиненные предложения с соединительными, разделительными и противительными союзами.

17

1

Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

18

1

Р.р. Рецензия

19

1

Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. Повторение изученного материала по теме «Сложносочиненные предложения».

20

1

Контрольный диктант по теме «Сложносочиненные предложения».

Сложноподчиненные предложения (19ч +5ч)

21

1

Понятие о сложноподчиненном предложении.

22

1

Место придаточного предложения по отношению главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

23

1

Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении.

24

1

Р.р. Сжатое изложение художественного текста

25

1

Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении.

26

1

СПП с разными видами придаточных. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

27

1

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

28

1

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

29

1

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

30

1

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места.

31

1

Промежуточная контрольная работа по типу ОГЭ

32-33

2

Р.р. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.

34

1

Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места.

35

1

Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, уступки, цели, следствия

36

1

Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени, сравнения

37

1

Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени, сравнения

38

1

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

Знаки препинания в предложении.

39

1

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в предложении.

40

1

Р.р.  Сообщение о происхождении псевдонимов.

41

1

Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения. Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения.

42

1

Р.р. Сжатое изложение публицистического текста.

43

1

Повторение по теме «Сложноподчиненные предложения»

44

1

Контрольный диктант по теме «Сложноподчиненные предложения»

Бессоюзные сложные предложения (6ч +2ч)

45

1

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях.

46

1

Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

47

1

Р.р. Сочинение-отзыв.

48

1

Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

49

1

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия, следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении.

50

1

Р.р. Реферат статьи на лингвистическую тему.

51

1

Промежуточная контрольная работа по типу ОГЭ

52

1

Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Повторение.

Сложные предложения с разными видами связи (5ч +2ч)

53

1

Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях.

54

1

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.

55

1

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с разными видами связи.

56

1

Р.р.  Сжатое изложение.

57

1

Р.р. Конспект статьи на лингвистическую тему.

58

1

Повторение по теме «Сложные предложения с разными видами связи»

59

1

Контрольная работа по теме «Сложные предложения с разными видами связи»

Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах (7ч +2ч)

60

1

Фонетика и графика. Орфография.

61

1

Лексикология и фразеология. Орфография.

62

1

Морфемика и словообразование. Орфография.

63

1

Морфология. Орфография.

64

1

Р.р. Текст. Стили речи.

65

1

Р.р. Сочинение – рассуждение по данному тексту

66

1

Итоговая контрольная работа по типу ОГЭ

67

1

Синтаксис.

68

1

Пунктуация.

Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Список печатных изданий

Литература для учителя

1) Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. «Русский язык. 9 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений.» М.: Просвещение, 2011

2) Н.В.Егораева, В.Н.Горшкова. Поурочные разработки по русскому языку – М.: ВАКО, 2013.

3) Е.П. Черногрудова. «Тесты по русскому языку.  9 класс. К учебнику Л.А. Тростенцовой и др. «Русский язык.9 кл.» М.: Экзамен, 2013

4) М.В. Григорьева, Т.Н. Назарова. «Диктанты по русскому языку.9класс. К учебнику Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык. 9класс»». М.: Экзамен, 2014

5) Е.В.Петрова. «Тесты по русскому языку.9 класс. К учебнику Л.А.Тростенцовой и др.» М.: Экзамен, 2011

6) Л.А. Тростенцова, Н.М. Подстреха. «Русский язык. Дидактические материалы. 9класс», М.: Просвещение, 2013

7) Л.А. Тростенцова, А.И. Запорожец. «Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс.», М.: Просвещение, 2014

8) Н.Н.Соловьева. «Русский язык. Диктанты и изложения. 9 класс». М.: Просвещение, 2012

9) П.Ф. Ивченков. Обучающее изложение: 5-9 кл.  - М., 1994

Литература для учащихся

1) Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова. «Русский язык. 9 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений» М: Просвещение, 2016

2) Кодухов В. И. Рассказы о синонимах/ В. И. Кодухов. - М., 1986

3) Г.Г. Граник. Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М., 1991.

4) Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 9 класс / Л. А. Ахременкова.  М.: Просвещение, 2006

5) Голуб И. Б. Основы культуры речи. М.: Просвещение, 2005.

Справочная литература для учащихся

1) Д.Н. Ушаков. Орфографический словарь. М.: Просвещение, 1990 (41 изд.)

2) М.Т. Баранов. Школьный орфографический словарь русского языка. М., Просвещение, 2007 (11 изд)

3) Б.Т. Панов, А.В. Текучев. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка.М.,1991

4) М.С.Лапатухин, Е.В. Скорлуповская, Г.П. Снетова. Школьный толковый словарь русского языка. М., 1998 (3 изд) (под редакцией Ф.П.Филина)

5) В.В. Одинцов и др. Школьный словарь иностранных слов. Под редакцией В.В. Иванова. -8 изд.-М.: Просвещение, 2006

6) М.Т. Баранов. Школьный словарь образования слов русского языка. - 4 изд.- М.: 2006

7) З.А.Потиха. Школьный словарь строения слов русского языка. - 2 изд.- М.: Просвещение, 1998

8) А.Н.Тихонов. Школьный словообразовательный словарь русского языка. - 2 изд., перераб. -М.: Просвещение, 1991

9) В.П. Жуков. А.В. Жуков. Школьный фразеологический словарь русского языка. - 5 изд., перераб. и дополн. -М.: Просвещение, 2005.

10) М.Р. Львов. Школьный словарь антонимов русского языка. - 8 изд., испр. и дополн. -М.: Просвещение, 2006

11) Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. Школьный этимологический словарь русского языка. М.: Просвещение, 1997

12) П.А. Лекант, В.В. Леденева. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - 3 изд.- М.: Просвещение, 2006

13) Р.П. Рогожникова, Т.С. Карская. Школьный словарь устаревших слов русского языка (по произведениям русских писателей XVIII-XIX вв.). М.: Просвещение, 1996

14) М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова. Русский язык: справочные материалы. Под редакцией Н. М. Шанского- 10 изд.-М.: Просвещение, 2007

15) А.А. Семенюк, А.А. Матюшина. Школьный толковый словарь русского языка. - 3 изд.- М.: Просвещение, 2006

Мультимедийные пособия.

«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

Тестирующая программа для школьников и абитуриентов.  Кирилл и Мефодий

Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 9 класс.  

Посвящен вопросам синтаксиса и пунктуации сложного предложения, вызывающим наибольшие трудности у учащихся.  Кирилл и Мефодий

Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.

Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.

Интернет- ресурсы:

Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы http://www.mapryal.org/ 

Новый словарь русского язык http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp 

Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) http://yamal.org/ook/ 

Проверь себя! http://www.cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm

Правила русской орфографии и пунктуацииhttp://www.anriintern.com/rus/orfpun/main.htm

Тесты по пунктуации http://repetitor.1c.ru/online/disp.asp?2 

Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др. http://repetitor.1c.ru/ -

http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов

http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»

http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации

Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен") http://altnet.ru/%7Emcsmall/cat_ru.htm 

Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html

Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://urok.hut.ru/ 

Толковый словарь В.И. Даля  http://www.slova.ru/ 

Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/ 

Словарь-справочник русского языкаhttp://slovar.boom.ru/ 

Репетитор http://www.repetitor.h1.ru/programms.html 

Знаете слово? http://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/ 

Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/ 

Культура письменной речи http://likbez.h1.ru/ 

Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm 

Самый полный словарь сокращений русского языка http://www.sokr.ru/ 

Словарь русских фамилий http://www.rusfam.ru/

Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/ 

Русское слово http://www.rusword.com.ua 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....