Урок развития речи
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Сыркина Елена Дмитриевна

Учащиеся старших классов должны уметь писать рецензию. К этому времени ребята начинают выражать собственное мнение. Например,один фильм им очень понравился, а другой не очень, Сделать последовательный анализ произведения, дать ему характеристику - задача творческая. Поэтому такие уроки помогают ребятам в написании сочинения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_razvitiya_rechi.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи

Тема: Написание рецензии

Цели: дать понятие слово рецензии; дать первоначальные навыки написание рецензии; провести анализ предложенного текста; учить создавать собственные высказывания на основе предложенного текста.

        Ход урока

I.Организационные момент

II.Проверка домашнего задания

Чтение трех работ (сочинение)

III. Сообщение темы и целей урока

1. Что такое рецензия?

Запись лексического значения слова в словари:

Рецензия  - критический отзыв о каком либо сочинение, спектакле, и др. ;оценка художественного , научного произведения.

2. Ч т е н и е   т е к с т а учителем (текст лежит перед каждым учеником).

(1)  Выросла рябинка при дороге .

(2)  Она выросла случайно , незаконно , пристроилась на обочине, у высокого дощатого забора .  (3) Все тянулась к свету и вот поднялась , долговязая как подросток , угловатая и милая , мотая на ветру кудрявой головой. (4) Наступил август. (5) Тонкие ветки рябины согнулись под тяжестью пышных богатых гроздьев , ярко и празднично окрашенных .(6) Деревце  запылало , как костер на юру .(7) Хороша была рябина и в погожий день, когда гроздья смеялись навстречу солнцу, и после дождя, когда каждая ягода дрожала в капле воды и ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья , склеенные , как пальцы после долгого рукопожатья.

    (8) Шла мимо девочка.

    (9) Увидела рябинку, поахала.

    (10) -Возьму- ка я одну веточку. (11)  Одна веточка- это ведь так мало, ничего с деревцем не случится .

     (12) И она была по -своему права.

     (13) Ехал на машине усатый дядька.

     (14) - Ух ты …(15) Прямо картинка… (16) Шикарно!

     (17) Он остановил машину , вылетел из -за руля . (18) Ветки рябины так и затрещали под его сильной рукой

     (19) - Вот какая стоит богатая , небось не обеднеет , если я прихвачу для жинки две-три ветки .

     (20) Что, ж он тоже был по- своему прав.

     (21) Под вечер шли туристы.

     (22) - Хорошая рябинка, правда, ломанная . (23) Ну, Зинка , чур, всем по одной! (24) Зря не брать , слышишь, Витька , только по одной ! ( 25) Мы народ организованный, должны подавать пример…

(26) Шел в сумерках влюбленный .

(27) - Эх, какое дерево искорежили , смотреть больно .

(28) Бездушные люди , не умеют беречь красоту!

(29) На рябинке горела одна -единственная яркая кисть , которую никто , видимо, не смог достать .(30)  Влюбленный был высокого роста  , он встал на цыпочки и сумел -таки дотянуться . (31) Всё равно последняя кисть, она уже дереву не поможет … (32)  А Люсенька обрадуется. (33) На другой день приехал хозяйственник.

(34) –Что еще за уродец? – строго спросил он, наткнувшись на рябинку.

(35)-Убрать. (36) Срубить. (37) А то весь вид портит.

(38) И он был по-своему прав.

(39) В этой истории все правы. (40) Виноватых нет. (41) Но и рябинки тоже нет.

                                                                                      (По Н.Соколовой.)

3.Анализ текста.

1) Задания с выбором ответа.

-Какой смысл этой притчи? Исключите из перечисленных ответов лишний:

а) У каждого человека своя правда.

б) Надо задумываться над последствиями своих поступков.

в) Не кивайте на других, когда сами виноваты.

г) Надо беречь красоту.

- Какая из указанных форм звучит особенно иронично, потому что обнаруживает противоречие между словами героя и его действиями?

а)11;         б)19;         в)25;         г)37.

-Определите стиль и тип речи;

- Какое из данных слов употреблено в тексте в прямом значении?

а) согнулись (предложение 5)

б) запылало(предложение 6)

в) смеялись (предложение 7)

г) протягивали (предложение7)

-Какие предложения связаны друг с другом с помощью контекстных синонимов.

- Сколько придаточных в предложении 7?

-Каково авторское отношение к изображаемому?

- Согласны ли вы с автором?

4. Примерный план написания рецензии:

1) Тема.

2) Смысл текста, его структура

3) Стиль текста.

4) Тип текста.

5) Языковые средства.

6) Отношение автора к изображаемой проблеме.

7) Мое отношение к проблеме.

Рекомендации-советы к написанию рецензии.

5.Анализ слов-сцеплений.

IV.Составление текста рецензии в черновиках.

V. Домашнее задание: Написать рецензию

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).

Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

"Наш дар бессмертный - речь": русские поэты о языке и речи (урок развития речи в 9 классе)

Жанр урока - урок  - исследование. На уроке основным приёмом  работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучени...

Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»

Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит...

Выступление на методическом объединении. Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших детей на уроках развития речи.

Выступление на методическом объединении.Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов  II отделения школы для слабослышащих  и позднооглохших детей на уроках разви...