Открытый урок по литературе. Тема: "Музыкальность стихов Афанасия Фета".
материал по русскому языку (10 класс) на тему

Открытый урок по литературе. Тема: "Музыкальность стихов Афанасия Фета".

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок «Музыкальность стихов А.А.Фета»

                           Интегрированный урок (литературная гостиная)

                                     по творчеству А.А. Фета

                                                 10 класс

Цели:

1) ввести учащихся в сложный мир напевного фетовского стиха;

2) рассмотреть особенности поэтического таланта А.А. Фета;

3) выявить выразительные средства, придающие музыкальность, мелодичность стихотворениям поэта;

4) почувствовать певучесть и музыкальность стихов А.А. Фета.

5) понять, почему именно романс стал тем жанром, в котором русские композиторы могли передать красоту русской природы и внутренний мир человека.

Предметы: литература и музыка.

Предварительное домашнее задание:

Чтение стихов А.А. Фета наизусть.

Индивидуальные сообщения о роли и месте музыки в жизни

А. Фета.

Сообщение об истории создания стихотворения А.А. Фета «Сияла ночь».

Музыкальные элементы:

Романс Чайковского «Я тебе ничего не скажу», Ширяева «Сияла ночь», К.Дебюси «Лунный свет».

Ход урока.

1. Организационный момент: 

1) приветствие учащихся,

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда – вниманье ваших умных глаз.

Я знаю – каждый в классе гений, но без труда талант не впрок….

Скрестите ваши шпаги мнений!

Мы вместе сочиним урок!

2) проверка готовности учащихся к уроку,

3) мониторинг настроения учащихся.

2. Введение в тему.

И сейчас я приглашаю вас в нашу литературную гостиную.

История литературных гостиных уходит своими корнями в начало 19 века, известного своим « золотым» авторским составом. Это место, где собирались, чтобы решить вопросы культуры, искусства. Литературная гостиная – это пространство и время для души и ума, это замечательная культурная традиция, формирующая интерес к чтению, любовь к литературе как к искусству слова.

Непременным атрибутом литературной гостиной были рояль или фортепиано…..

А я, следуя традициям, в нашу гостиную принесла гитару и книгу.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь в нашей гостиной?

- Конечно же, о музыке и литературе…… и  о том, что объединяет искусство музыки и искусство слова.

3. Чтение отрывка из стихотворения «На заре ты её не буди» А.Фета.

На заре ты ее не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.

И подушка ее горяча,
И горяч утомительный сон,
И, чернеясь, бегут на плеча
Косы лентой с обеих сторон.

4. Романс «На заре….»  в исполнении О.Погудина. (2. 20)

- Кто автор данного стихотворения?

- Автор стихотворения Афанасий Афанасьевич Фет - выдающийся лирик 19в., талантливый публицист и переводчик. Стихотворение «На заре ты ее не буди» положено на музыку композитором Варламовым и стало романсом, который вы сейчас и услышали.

 Стихами Фета восхищались Н. Некрасов и И. Тургенев,

Л. Толстой и М.Е. С-Щедрин, А. Блок считал А. Фета своим учителем.

-  Теперь вы, наверное, легко догадаетесь, чьё творчество будет предметом нашего разговора.

 - Наша встреча в литературной гостиной будет посвящена творчеству русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета.

Мы с вами рассмотрим особенности поэтического таланта А.А. Фета; выразительные средства, придающие музыкальность, мелодичность стихотворениям поэта; я хочу, чтобы вы смогли почувствовать певучесть и музыкальность стихов А.А. Фета; понять, почему именно романс стал тем жанром, в котором русские композиторы могли передать красоту русской природы и внутренний мир человека. И ответить на проблемный вопрос нашего урока:

 В чем заключается музыкальность стихов Фета?

- Сегодня вы еще раз убедитесь, как тесно связаны литература и музыка, как легко поэтические строки вдохновляли композиторов на создание замечательных произведений.

 

Музыкальность фетовской поэзии почувствовали многие композиторы 19 и 20 веков: «Сад в цвету» А.Аренский, «В дымке-невидимке» С.Танеев, «Я тебе ничего не скажу» П.Чайковский, «На заре ты ее не буди» А.Варламов и др.

М Е. Салтыков-Щедрин писал в статье «Стихотворения Фета» (1863 г.): «Большая часть его стихотворений дышит самою искреннею свежестью, а романсы его распевает чуть ли не вся Россия».

Действительно, Фету было тесно в рамках поэзии, и тогда он обращался за помощью к звуку, песне, музыке, строя свои стихотворения по законам уже музыкального искусства.

 Фет считал, что слово не в силах передать глубину переживаний и чувств человека, и когда слово немеет, на помощь приходит звук, музыка. Ни одному из русских поэтов не было так тесно в пределах слова, как Фету.

(Фон: звучит фортепиано Рахманинова, Чайковского)

Сообщение  о роли и месте музыки в жизни А.Фета. (ученик)

- Музыкальность поэзии Фета очевидна. Музыкальность стиха как важнейшую особенность лирики А.Фета отмечали еще современные поэту литературные критики. Музыка для Фета была философией жизни. Редко у кого из русских поэтов мы найдем такое разнообразие интонаций, ритмов, строфики стихотворений.

Там, где все гармонично, прекрасно – там мир музыки, там, где этого нет – нет и музыки, царит безмолвие. Поэт ищет в природе гармонию, красоту. Даже явления неживой природы Фет одушевляет и заставляет звучать:

«Этот листок что иссох и свалился

Золотом вечным горит в песнопенье!»

Ученик 2

А.Фет часто использует в стихотворениях лексический ряд: песня, пою, певица, звук, хоровод, слух. Звуки и тембр роля у поэта ассоциируется с чем-то непостижимым вечным, манящим в неизвестную, но счастливую даль.

Учитель. Музыка была для Фета философией жизни: там, где все гармонично, прекрасно - там мир музыки: там, где этого нет, нет и музыки, царит безмолвие.

Многие стихотворения Фета тематически связаны с музыкой. Современники сравнивали стихотворения Фета с ноктюрнами Шопена.

Чтение стихотворения «Певице»

Уноси мое сердце в звенящую даль,
Где как месяц за рощей печаль;
В этих звуках на жаркие слезы твои
Кротко светит улыбка любви.

О дитя! как легко средь незримых зыбей
Доверяться мне песне твоей:
Выше, выше плыву серебристым путем,
Будто шаткая тень за крылом.

Вдалеке замирает твой голос, горя,
Словно за морем ночью заря,-
И откуда-то вдруг, я понять не могу,
Грянет звонкий прилив жемчугу.

Уноси ж мое сердце в звенящую даль,
Где кротка, как улыбка, печаль,
И всё выше помчусь серебристым путем
Я, как шаткая тень за крылом.

Ученик. Звуки рояля раскрепощают душу, окрыляют ее. Душа человека откликается на чудесные голоса инструментов, на волшебный голос певицы, которые звучат в стройном «небесном» хоре, на таинственную красоту сада.

Учитель.

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнею твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна - любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звуки не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,

И вот в тени ночной твой голос слышу вновь,

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одна - вся жизнь, вся жизнь, что ты одна - любовь,

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

1877

- Какое стихотворение напоминает вам текст Фета? (А.С.Пушкин «Я помню чудное мгновение»)

- Чем они похожи?

- Чем отличается стихотворение А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновение» от стихотворения «Сияла ночь» А.А.Фета?

Ученик рассказывает: Стихотворение посвящено Татьяне Андреевне Кузьминской (Берс), женщине живой, обаятельной, с хорошим голосом. Впервые Т.А. Кузьминская увидела поэта у себя дома, когда ей было 15-16 лет. Потом были встречи уже со взрослой женщиной. Она была одной из реальных прототипов толстовской Наташи Ростовой. О ее голосе сын Л.Н.Толстого Сергей Львович писал…

Ученик (голос С.Л.Толстого): «У нее довольно большое вибрирующее контральто с красивым тембром. Она была музыкальна и пела с увлечением, которое передавалось слушателям».

Учитель: О своей встрече с А.Фетом Татьяна Андреевна писала в книге «Моя жизнь дома и в Ясной Поляне» .

А вот история создания этого необыкновенно мелодичного стихотворения.

Ученица в роли Т.Кузьминской: «В одно из майских воскресений собралось довольно много гостей среди которых были Фет с женой. После обеда мужчины пошли курить в кабинет. Как сейчас помню, я пела цыганский романс "Скажи зачем". Все вернулись в гостиную. Я думала больше не петь и уйти, но было невозможно, так как все настойчиво просили продолжать. Уже стемнело, и лунный майский свет ложился полосами на полутемную гостиную. А соловьи, как я начинала петь, перекрикивали меня. По мере того как я пела Глинку, Даргомыжского и «Крошку» П. Булахова на слова Фета, Афанасий Афанасьевич подошел ко мне и попросил повторить. Подали чай, и мы вошли в залу. Там стоял 2-ой рояль. За чаем пошел разговор о музыке. А.Фет сказал, что на него музыка действует так же сильно, как красивая природа, и слова выигрывают в пении».

Ученик в роли А.Фета: « Вот вы сейчас пели, я не знаю, чьи слова, слова простые, а вышло сильно», – сказал поэт.

Ученица (Т.Кузьминская): «Марья Петровна подходила ко многим из нас и говорила: "Вы увидите, что этот вечер не пройдет даром голубчику Фету, он что-нибудь да напишет в эту ночь. Пение продолжалось….

 Было два часа ночи, когда мы разошлись. На другое утро А.Фет подошел ко мне и положил исписанный листок бумаги.

Ученик в роли А.Фета: «Это вам… в память вчерашнего эдемского вечера,- сказал он.

Ученица (в роли Т.Кузьминской): «Заглавие было – "Опять". Произошло оно оттого, что в 1862 г., когда Лев Николаевич был еще женихом, он просил меня спеть что-нибудь Фету. Я отказывалась, но спела. Потом Лев Николаевич сказал мне: "Вот ты не хотела петь, а Афанасий Афанасьевич хвалил тебя. Ты ведь любишь, когда тебя хвалят". 
С тех пор прошло четыре года.  Этот листок до сих пор хранится у меня. Напечатаны стихи были в 1877 г. – десять лет спустя после моего замужества, а теперь на них написана музыка. 
Странный человек был Афанасий Афанасьевич Фет. Он часто раздражал меня своим эгоизмом, но, может быть, я была и не права к нему. Его отношение холодное, избалованное к милейшей Марье Петровне меня часто сердило. Она, прямо как заботливая няня, относилась к нему, ничего не требуя от него". 

Учитель: Стихотворение "Сияла ночь" вдохновило многих композиторов. Это одно из самых музыкальных стихотворений. Один из лучших романсов написал Николай Ширяев. 

Звучит романс Н.Ширяева «Сияла ночь»

3.Анализ стихотворения «Сияла ночь».

Учитель: У вас на партах тексты стихотворения А.А. Фета «Сияла ночь».

- Какое настроение создает стихотворение?

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

- Назовите темы стихотворения текста Фета.

-Какие картины вы представляете, читая стихотворение?

- К кому относятся заключительные строки стихотворения? К отдельному человеку? К женщине?

- Какие средства языковой выразительности использует автором для создания поэтического образа

В стихотворении две основные темы: любовь и искусство. Эти темы звучат во многих стихотворениях Фета. Обе темы здесь слиты воедино. Гармонично сочетаются в одно понятие – ПРЕКРАСНОЕ.

Живо представляется затемненная гостиная, а за ее окнами сад, полный ночной свежести, лунного света и сияния. Слышишь музыку, хотя о музыке в первой строфе ничего не говорится. Зато говорится о рояле: «Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали…». За этим образом мы не только видим сам рояль, но и слышим звуки, которые из него исходят. Поэт рисует предмет и, подталкивая наше воображение, заставляет нас увидеть и услышать то, что с ним связано. Мы сами это услышали, поэт еще не говорил нам об этом. Мы, читатели, благодарны поэту, что он совершает такое чудо: заставляет нас услышать косвенно, без прямых словесных обозначений.

У Фета существует единство  «рыдающих звуков», и любви, и женщины. Все это, по мнению поэта, явление прекрасного. Веровать в это прекрасное, любить прекрасное – высокое счастье поэта и высшая его цель. Поэтому стихи такого рода - многозначные, музыкальные - не могут восприниматься слишком прямолинейно, буквально. Они нуждаются не в бытовом, а в поэтическом восприятии.

Аллитерацию-вид звукописи, где используются особые сочетания согласных звуков. В стихах первой строфы звуки л – с передают очарование сверкающей ночи. Усиливают восприятие картины. Сияла ночь, луной был полон сад.

Анафору-повторение слов в начале предложений, стихотворных строк или строф. Третья строфа. Каждая строчка начинается с союза и. Он указывает на последовательность событий.

И много лет прошло…

Эпифора-фигура, противоположная анафоре,- повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки.

Тебя любить , обнять и плакать над тобой !

Также автор использует синтаксический параллелизм, однородные члены предложения, сравнения, эпитеты.

 Для создания мелодического образа преобладают фонетические приемы.

Учитель:

Есть у Фета ещё одно очень необычное стихотворение, музыкальность которого совершенно очевидна.

Чтение стихотворения «Шепот, робкое дыханье»

       Шепот,  робкое дыханье,
        Трели соловья,
       Серебро и колыханье
        Сонного ручья,
       Свет ночной, ночные тени,
        Тени без конца,
       Ряд волшебных изменений
        Милого лица,
       В дымных тучках пурпур розы,
        Отблеск янтаря,
       И лобзания, и слезы,
        И заря, заря!..

- Как вы думаете, о чём это стихотворение?

- Нарисуйте картину, которую вы видите.

- Что необычного заметили в этом стихотворении?

 (Необычайность стихотворения не только в том, что в нем нет ни одного глагола, образы его кажутся фрагментами, соединенными один с другим произвольно,  бессистемно. Стихотворение состоит из одного предложения. Предложения,  назывные).

Вывод.

Музыкальности своей лирики Фет добивается разными средствами:

1) отказ от глаголов;

2) повтор одного и того же слова в определённых местах строфы;

3)мелодическое повторение местоимений( это утро- радость эта);

4)составные эпитеты («ряд волшебных изменений»);

5) недосказанность переживания;

6) беглость, зыбкость, переходность чувств, как в музыкальном произведении;

7) сочетание   восклицаний, сложение их в музыкальную линию;

8) введение в стихотворение музыкальных образов;

9) аллитерации.

Рефлексия «Акрослово»

- Опишите при помощи эпитетов стихи А.А. Фета.

М – музыкальны

У – уникальны

З – замечательные, запоминающиеся,

Ы –

К – красивы

А – ассоциативные

Р – романтичны, ритмичны, разнообразны по созданию образов

О – оригинальны, очаровательны своей напевностью, музыкальностью

М – мелодичные, многоплановые, музыкальные, манящие в неразгаданную даль

А – актуальны

Н – необыкновенны, непостижимы, неиссякаемый источник красоты

С – совершенны в своей неповторимости, самобытны

С –

Т –

И –

Х –

И -

Анкета. (Приложение)

Учащиеся высказываются по – очереди, выбирая одно предложение из рефлексивного ряда.

  1. Сегодня я узнал(а)…..
  2. Было интересно…..
  3. Было трудно….
  4. Я понял(а). что…..
  5. Теперь я могу….
  6. Я почувствовал(а), что……
  7. Я приобрёл(а)…..
  8. Я научился……
  9. У меня получилось……
  10. Меня удивило……
  11. Я попробую……
  12. Мне захотелось…..
  13. Мне запомнилось…..
  14. Неожиданно для себя я сделал(а) открытие……
  15. Теперь я знаю….
  16. Думаю……

Вывод.

А.А.Фета называют поэтом-музыкантом. Действительно, музыка по отношению к поэзии Фета не красивая метафора, а реально существующая формальная сторона фетовского стиха.

Домашнее задание:

П.И.Чайковский говорил о Фете: «В лучшие минуты своей жизни он выходит из пределов, указанных поэзией, и смело делает шаг в нашу область…»

Напишите мини – сочинение рассуждение по заданному тезису.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе по теме "Стихи поэтов Дона: Н.Скрёбова, Н.Доризо, А.Сафронова"

Формирование начального понятия о личности и творчестве писателей Дона....

Открытый урок по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.А. Фета"

Подготовила молодой специалист учитель русского языка и литературы Трихаева М.С....

Блок-урок: 1. А.А. Фет. «Стихи пленительного Фета» (А. Жемчужников). 2: Русская природа в лирике А.А. Фета. Стихотворения «Шепот, робкое дыханье...», «Это утро, радость эта», «Еще майская ночь» и др. Фет и «Чистое искусство».

ЦЕЛИ:1. ДидактическаяПознакомиться с А.А.Фетом, его биографией и основной характеристикой творчества.Проанализировать ключевые стихотворения А.А.Фета о природе.2. РазвивающиеРазвивать умение целостног...

Конспект открытого урока по литературе в 8 классе Целый мир от красоты» (Поэтический мир лирики А.А. Фета)

Урок был проведен в юбилейный год А.А. Фета.Восьмиклассникам был предложен удивительный мир  природы. Дети читали стихи, слушали романсы, высказывали свою точку зрения....

Открытый урок по литературе . Образ "странного" героя в творчестве В.М.Шукшина. Рассказ "Критики"( Подготовка к ВПР на уроке литературы, работа с текстом)

Урок направлен на развитие навыков анализа текста, монологической и диалогической  речи, читательской грамотности учащихся. Задания связаны с материалами ВПР по русскому языку в 6 классе (2 часть...