Рабочая программа по русскому языку 6 класс
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему

Полозкова Вера Владимировна

Рабочая программа по русскому языку 6 класс по учебнику М. Разумовской

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_rus.docx116.73 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

  Рабочая образовательная программа по русскому языку для 6  класса  МБОУ «Инжавинская  СОШ»  разработана в соответствии с:

      -  Федеральным  государственным  образовательным стандартом   основного общего  образования  по русскому языку (Примерные программы основного общего образования. Русский язык. — 2-е изд. — М., 2010. — (Стандарты второго поколения); утверждён 17 декабря 2010 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897

      -  Основной  образовательной программой   МБОУ «Инжавинская СОШ»;  

      - Рабочей программой. Русский язык. 5-9 классы: авт.-сост. М.М. Разумовская, С..И. Львова. В.И. Капинос. В. В. Львов, Г.А. Богданова .- 3-е изд., стереотипное., - М.: Дрофа.2015 («Рабочие программы. Русский язык. 5–9 классы», сост. Е. И. Харитонова , М.: «Дрофа».-2013).

Данная программа представляет собой практический курс русского языка для учащихся, получающих образование по УМК :

 Русский язык. 6 класс / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта, М.:Дрофа, 2016.

Р а з у м о в с к а я М. М., Л ь в о в а С. И., К а п и н о с В. И., Л ь в о в  В. И

Результаты изучения предмета «Русский язык».

Личностные результаты освоения русского языка:

  1. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в получении школьного образования;
  2. Осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к нему, потребность сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию;
  3. Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, способность к самооценке на основе наблюдений за собственной речью.

Метапредметные результаты освоения русского языка:

  1. Владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение

  • Адекватное понимание информации устного и письменого сообщения (коммуникативной установки, темы текста, осовной мысли, основной и дополнительной информации);
  • Владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным изучающим) текстов разных стилей и жанров;
  • Адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров, владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
  • Способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; сввободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
  • Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
  • Умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

Говорение и письмо:

  • Способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнуты результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • Умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст, с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
  • Умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
  • Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • Владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
  • Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • Осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить речевые и грамматические ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, рефератами, докладами; участие в спорах, обсуждение актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
  1. Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни, во время анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
  2. Коммуникативно- целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем.

Предметные результаты освоения русского языка:

  1. Представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа;
  2. Освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы: язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; диалог, монолог, стили речи, типы речи, типы текста, основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
  3. Опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
  4. Проведение различных видов анализа (слова, словосочетания, предложения, текста);
  5. Понимание коммуникативно-эстетических возможностей и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
  6. Осознание эстетической функции языка.

Основные результаты обучения в 6 классе.

Коммуникативные умения, являющиеся основой метапредметных результатов:

Чтение и аудирование. Осмысленно и бегло, с установкой на различение основной и дополнительной информации читать учебно-научные тексты, составлять план отдельных параграфов учебника. Просматривая тексты учебника, выделять в них определения научных понятий, классификационные схемы, фрагменты с информативным

повествованием.

Анализ текста. Определять стиль речи; находить в текстах языковые средства,

характерные для научного и делового стилей; выделять в текстах художественных произведений фрагменты с описанием места и состояния окружающей среды, в учебной литературе находить информативное повествование, рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, проводить стилистический и типологический анализ текста; определять в отдельных абзацах текста способы и средства связи предложений.

Воспроизведение текста. Пересказывать учебно-научные тексты типа рассуждения-объяснения, информативного повествования. Подробно и выборочно (устно и письменно)пересказывать повествовательные тексты художественного стиля речи с описанием места и (или) состояния природы. Сохранять в тексте подробного изложения типологическую структуру исходного текста и языковые средства выразительности.

Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания: собирать материал к сочинению и систематизировать его ; составлять сложный план готового текста и своего высказывания; отбирать для сочинения нужные типы речи и языковые средства, решать вопрос о способах и средствах связи предложений. Писать сочинения-описания помещения, природы. Писать краткое сообщение (аннотацию) о содержании книги, фильма двух видов: а)о чем говорится; б)что говорится. Давать отзыв о прочитанной книге, сочинении или устном ответе учащегося, обосновывая свое мнение о прочитанном; строить устное определение научного понятия.

Совершенствование текста. Совершенствовать содержание, логику изложения и язык своего высказывания (устного и письменного), в частности находить и устранять неоправданные повторы, неудачное употребление стилистически окрашенных слов и оборотов.

Предметные  результаты обучения:

-  по орфоэпии: правильно произносить употребительные сложносокращенные слова; употребительные слова изученных частей речи; свободно пользоваться орфоэпическим словарем;

- по лексике и фразеологии: употреблять слова (термины, профессиональные, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, с учетом условий и задач общения; избегать засорения речи иноязычными словами; толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов);

-         по   морфемике и  словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах сложной структуры);
составлять словообразовательную цепочку слов,включающую 3—5 звеньев; различать морфологические  способы  образования  изученных частей речи;

- по морфологии: квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы изученных в б классе частей речи в соответствии с нормами литературного языка; определять грамматические признаки изученных частей речи (например, при решении орфографических задач);

- по орфографии: характеризовать изученные орфограммы и объяснять написание слов; правильно писать слова, написание которых подчиняется правилам, изученным в 6 классе, а также слова с непроверяемыми орфограммами, написание
которых отрабатывается в словарном порядке, свободно пользоваться орфографическим словарем;

- по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи, изученных в 6 классе; правильно строить и произносить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи.

Содержание тем учебного курса

6 КЛАСС (204 ч)

Слово - основная единица языка.(1ч.)

Речь. Повторение, изученного в 5 классе.(2ч.)

Основные виды деятельности учащихся:  Распознавать стили речи на основе анализа речевой ситуации. Находить в текстах художественного и разговорного стилей характерные языковые средства. Интонационно выразительно читать тексты художественного и разговорного стилей. Распознавать типы речи и обосновывать свой ответ. Строить устный монологический ответ в форме рассуждения.

Закрепление и углубление изученного в 5 классе( 22ч)

Развитие речи. (4ч)

Повторение изученного в 5 классе.

Морфологи и синтаксис как разделы грамматики.

Что мы знаем о речи, её типах и стилях.

Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая.

Стили и типы речи

Правописание. Орфография.

Пунктуация.

Употребление прописных букв.

Буквы Ъ и Ь.

Орфограммы корня

Правописание окончаний слов.

Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами, существительными и прилагательными.

Развитие речи. Что мы знаем о тексте (повторение).

Контрольных  диктантов -1.

Контрольных сочинений-1

Формы организации учебных занятий: Беседа, выразительное чтение, орфографическое письмо, рассказ на лингвистическую тему. Взаимопроверка, орфографическое списывание, работа с материалами учебника, схемой, рассказ о слове по плану. Фронтальная работа по домашнему заданию, индивидуальные задания, исследовательская деятельность, выборочное чтение, творческое задание. 

Основные виды деятельности учащихся: Осознавать, что слово является основной единицей языка. Приводить соответствующие примеры. Знать, что изучает орфография; владеть основными терминами. Знать этимологию слов с частями орфо, граф(о), грамм(а). Определять наличие орфограмм в конкретной морфеме. Знать (на основе изученного в 5классе), когда ставятся запятая, тире, двоеточие; приводить примеры на все основные случаи постановки этих знаков препинания и безошибочно пунктуационно оформлять соответствующие синтаксические конструкции. Знать основные случаи употребления прописных букв; уметь объяснять и самостоятельно подбирать примеры употребления прописных букв. Иметь навыки постановки кавычек в наименованиях книг, газет, журналов, названий пароходов, спектаклей и т.п. Знать и безошибочно употреблять ь как разделительный, как показатель грамматической формы (3е скл., глаг., част., нареч.); для обозначения мягкости согласных; ъ как разделительный. Формировать способность определять, когда ставится разделительный знак, и дифференцировать условия употребления ь и ъ как разделительны. Знать, что в корне могут быть разные орфограммы (их употребление регулируется разными правилами). Уметь различать орфограммы, опознавать их в тексте, приводить свои примеры, перечислять возможные орфограммы корня, знать способ определения написания для каждого вида орфограммы. Опознавать в тексте безударные окончания и соотносить их с определённой частью речи. Знать способ определения написания и свободно им пользоваться Осознавать противопоставление «глаголы — существительные и прилагательные» Выявить пробелы в знаниях и навыка.

Грамматика. Морфология и синтаксис.

Как различать части речи и члены предложения.

Имя существительное (20 ч)

Морфологические признаки имени существительного.

Словообразование разных частей речи.

Словообразование имён существительных

Самостоятельная работа по словообразованию.

Правописание сложных существительных.

Употребление имён существительных в речи

Развитие речи.(7ч)

Разграничение деловой и научной речи.

Определение научного понятия.

Рассуждение-объяснение.

Контрольных работ -2

Формы организации учебных занятий: Беседа, анализ теоретического материала, словарный диктант, тренировочные упражнения, тестирование, анализ лингвистического текста, тренировочные упражнения, составление текстов,, индивидуальные задания, работа с теоретическим материалом учебника, орфографические упражнения, выборочный диктант, тестирование, составление творческой работы. Орфографическая разминка, выборочный диктант, грамматическое сообщение, выборочное списывание, тренинговые задания. Беседа, групповое исследование текстового материала, устные рассуждения-доказательства, работа с инструкциями, сопоставление текстов. Знать названия частей речи и членов предложения.

Основные виды деятельности учащихся:

   Обобщить знания о значении и морфологических признаках имени существительного, имени прилагательного и глагола. Иметь представление о том, чем служебные части речи отличаются от самостоятельных, как отличить местоимение от других самостоятельных частей речи. Понимать разницу в значении терминов «часть речи», «член предложения», знать и применять графическое обозначение членов предложения. Совершенствовать умение опознавать в речи существительные, прилагательные, глаголы и определять синтаксическую роль слов этих частей речи.

Опознавать существительное как часть речи и член предложения. Правильно употреблять частотные имена существительные. На основе обобщения сведений об изученных способах образования слов(суффиксальном, приставочном, сложении) разграничивать способы образования имён существительных   Понимать, какие смысловые и структурные изменения происходят при присоединении к исходной части слова словообразующего аффикса. Иметь представление о приставочно- суффиксальном способе образования имён существительных. Определять  приставочно-суффиксальный способ образования имён существительных наиболее типичных моделей. Углубить знания о способе сложения слов, иметь представление о его разновидностях (сложение без соединительной гласной, сложение с соединительной гласной, сложение с одновременным присоединением суффикса). Иметь представление о сложносокращённых словах; учиться определять их значение и употреблять в речи. Совершенствовать умение морфемного разбора с опорой на семантический словообразовательный анализ слова, предполагающий построение словообразовательной цепочки. Углубить представление о словообразовательной модели как структурно-семантической схеме построения слов, имеющих общность грамматических, лексических, словообразовательных признаков. Развивать умение определять по словообразовательной модели важные грамматические, лексические, словообразовательные, стилистические признаки слов, соответствующие этой модели. Сформировать представление и соответствующий навык слитного написания слов (лесоруб, биосфера), дефисного (юго-запад, диван-кровать, Ростов-на-Дону), слов с начальной частью пол(полшестого). Пользоваться орфографическим словарём

      Иметь представление о роли существительных в достижении точности, информативности и выразительности речи. Совершенствовать умение работать с разными типами лингвистических словарей (толковым, синонимов, антонимов). Наблюдать за использованием имён существительных в создании фразеологизмов, а также метафор, сравнений в художественных текстах. Овладевать элементарными навыками анализа художественного текста, определяя особенности употребления в нём многозначных имён существительных, слов в переносном значении, синонимов, антонимов, именных фразеологизмов Правильно произносить существительные — термины лингвистики. Отрабатывать произношение употребительных имён существительных из орфоэпического словарика. Учиться ставить правильное ударение в существительных с пред логами; составлять и расшифровывать фонетические записи; выразительно читать текст, соблюдая нормы произношения. Пользоваться орфоэпическим словарём Проверить умения: 1)вычленять из текста (предложений) словосочетания; 2)определять части речи; 3)проводить морфологический разбор взятых из контекста имён существительных; 4)обнаруживать грамматические основы, определять члены предложения.

По развитию речи: Определять тему и основную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий: а)тему; б)основную мысль текста. Составлять план текста. Собирать и систематизировать материал к сочинению.  Отталкиваясь от предложенной учителем основной мысли ( "Мало ли, что можно делать в лесу...",«Я часто бываю в лесу (на реке, в поле...), мне там никогда не бывает скучно»), уточнить тему, подобрать заголовок и написать сочинение по летним впечатлениям: а)последовательно раскрывая в нём основную мысль; б)соблюдая абзацное членение текста; в)используя необходимые типы речи; г)используя языковые средства (оценочные и изобразительные).

Имя прилагательное (21ч)

Морфологические признаки имени прилагательного.

Словообразование имен прилагательных.

Правописание сложных прилагательных.

Правописание Н и НН в прилагательных, образованных от существительных.

Употребление имён прилагательных в речи

Развитие речи 7ч)

Текст. Способы связи предложений в тексте.

Средства связи предложений в тексте.

Употребление параллельной связи с повтором.

Как исправить текст с неудачным повтором.

Контрольных работ -2

Контрольных сочинений - 1

Контрольных изложений -2

Формы организации контроля: Грамматическое сообщение, тренировочные упражнения, тестирование. Выборочное списывание, индивидуальные задания. Словарный диктант ,контрольный диктант, беседа, теоретический анализ, текстуальный анализ, составление творческой работы, орфографическая разминка, выборочный диктант, грамматическое сообщение, выборочное списывание, тренинговые задания.

Основные виды деятельности: 

Распознавать имя прилагательное как часть речи и член предложения Повторить все известные способы морфологического образования слов на примере анализа имён прилагательных. Тренироваться в опознавании разных способов образования имён прилагательных и в определении словообразовательного значения словообразующих суффиксов. Учиться правильно употреблять в речи паронимы (без введения термина), учитывая их смысловые различия (соседний — соседский, дождливый — дождевой и т.д.). Совершенствовать умение работать с толковым словарём при определении лексического значения слов-паронимов. Строить словообразовательную цепочку и доказывать тем самым морфемное строение слова. Знать случаи употребления дефиса (уметь перечислить, привести примеры; слова типа машиностроительный и машинно-тракторный даются в сопоставлении) Выделять в предложении словосочетания с прилагательными; определять часть речи; проводить морфологический разбор прилагательных; вычленять основу предложения; определять члены предложения, выраженные именами существительными и именами прилагательными

    Иметь представление о тех группах слов, в которых есть суффиксы ан(ян),онн(енн), ин, н. Осмысливать значение этих суффиксов, дифференцировать их; сознательно употреблять при письме соответствующие слова. Использовать орфографический словарь Иметь представление о роли имён прилагательных в достижении точности и выразительности речи. Наблюдать за использованием имён прилагательных в создании эпитетов. Тренироваться в подборе синонимов и антонимов с учётом лексического значения многозначного имени прилагательного. Иметь представление о переходе некоторых имён прилагательных в разряд существительных (столовая, кладовая). Овладевать элементарными навыками анализа художественного текста, определяя особенности употребления в нём переносного значения прилагательного, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов. Использовать соответствующие словари Учиться правильно произносить употребительные в речи прилагательные, особенно в краткой форме, усвоив конкретное правило. Отрабатывать правильное произношение прилагательных в форме сравнительной степени. Выразительно читать тексты, соблюдая нормы произношения.  Использовать орфоэпический словарь.

Развитие речи:  Определять способ связи предложений во фрагментах текста. Употребление последовательной связи в текстах разных стилей. Находить в текстах научного, делового стилей группы предложений, связанных последовательной связью с повтором, в текстах художественного стиля — с повтором и местоимением. Составлять небольшие тексты с последовательной связью. Замечать в исходном тексте и сохранять в изложении характерные для художественного стиля языковые и речевые средства, в частности параллельную связь с повтором. Составлять фрагменты текста с экспрессивным повтором.  Редактировать тексты с повтором-недочётом (анализ изложения). Излагать текст, сохраняя экспрессивный повтор. Проанализировать ошибки при изложении текста

Глагол (23ч )

Морфологические признаки глагола.

Словообразование глагола.

Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-.

Буквы И – Ы в корне после приставок.

Употребление и произношение глаголов в речи

Повторение орфографии.

Контрольных работ-2

Контрольных диктантов -1

Форма организации учебных занятий: Грамматическое сообщение, работа с таблицей, словарный диктант, выборочное списывание, тестирование, тренировочные задания, индивидуальные задания, изложение с творческим заданием , работа с лингвистическим текстом, грамматическое сообщение, самостоятельный анализ схем, тренировочные упражнения, объяснительный диктант, тестирование, грамматическое сообщение, тренировочные упражнения, тестирование. Выборочное списывание, индивидуальные задания, контрольный диктант, беседа, теоретический анализ, текстуальный анализ, составление творческой работы. Орфографическая разминка, выборочный диктант, грамматическое сообщение, выборочное списывание, тренинговые задания, групповое исследование текстового материала, устные рассуждения-доказательства, работа с инструкциями, сопоставление текстов ,исследование языкового материала, составление схемы, тренировочные упражнения, тестовая работа, выборочное списывание. Индивидуальные задания.

Основные виды деятельности учащихся: 

Употребление частотных глаголов в устной и письменной речи. Обобщить, систематизировать знания о глаголе как части речи, тренироваться в распознавании слов этой части речи в предложении и тексте, в правильном и уместном употреблении некоторых частотных глагольных словоформ.

  Знать основные морфологические способы образования существительных, прилагательных и глаголов. Тренироваться в умении определять словообразовательное значение приставок в глаголах, образованных приставочным способом. Совершенствовать умение морфемного разбора с опорой на семантико-словообразовательный анализ слова.

  Понимать, что употребление приставок пре- или при- зависит от того значения, которое приставки имеют в слове (семантическая основа выбора написания). Учиться правильно писать слова с затемнённой этимологией и слова иноязычного происхождения. Использовать орфографический словарь. Опознавать группу этих слов и понимать, при каких условиях после приставок в корне сохраняется буква и, а при каких — вместо и пишется буквы.  Использовать орфографический словарь. Проверить знание основных способов образования существительных, прилагательных и глаголов; владение морфемно-словообразовательным анализом; способность соотносить словообразовательные модели с конкретными словами.

Иметь представление о роли глагола для достижения точности, информативности и выразительности речи. Наблюдать за использованием глаголов в прямом и переносном значениях в разговорной и художественной речи. Тренироваться в уместном и точном использовании глаголов-синонимов в речи. Понимать значение наиболее употребительных фразеологизмов, в которых использован глагол в переносном значении; точно и уместно употреблять эти фразеологизмы в речи. Наблюдать за выразительным использованием глаголов в настоящем времени при описании событий прошлого, а также за употреблением будущего времени глагола вместо настоящего и прошедшего. Правильно употреблять глаголы в этикетных формах выражения просьбы. Совершенствовать умение работать с разными типами лингвистических словарей (толковым, синонимов, антонимов). Тренироваться в уместном и точном использовании глаголов-синонимов в речи. Понимать значение наиболее употребительных фразеологизмов, в которых использован глагол в переносном значении; точно и уместно употреблять эти фразеологизмы в речи. Наблюдать за выразительным использованием глаголов в настоящем времени при описании событий прошлого, а также за употреблением будущего времени глагола вместо настоящего и прошедшего. Правильно употреблять глаголы в этикетных формах выражения просьбы. Совершенствовать умение работать с разными типами лингвистических словарей (толковым, синонимов, антонимов). Овладевать навыками анализа художественного текста, выявляя особенности употребления в нём глаголов в разных формах

Уметь произносить употребительные глагольные словоформы. Использовать орфоэпический словарь

Причастие (35)

Что такое причастие.

Причастный оборот.

Образование причастий. Действительные и страдательные причастия.

Полные и краткие причастия.

Морфологический разбор причастий ( закрепление)

Буквы Н и НН в причастиях.

Слитное и дефисное написание НЕ с причастиями.

Развитие речи (7ч)

Рассказ как один из жанров художественного повествования. Повествование художественного и делового стилей.

Повествование в рассказе.

Повествование делового и научного стилей.

Классное сочинение в жанре рассказа

Описание места.

Соединение в тексте повествования и описания места.

Контрольных работ -1

Контрольных сочинений -1

Контрольных изложений - 1

Формы организации учебной деятельности:

 Работа с материалами учебника, грамматическое сообщение, тренировочные задания, объяснительный и выборочный диктант, тестирование. Сочинение-рассказ. Синтаксические задания, пунктуационный диктант, осложненное списывание, тренировочные упражнения, составление схем. Пунктуационный диктант, устное редактирование, работа с перфокартами. Фронтальное тестирование, комплексный анализ текста, индивидуальные задания. Контрольная работа. Работа с трансформированными текстами, лингвистический анализ,  выразительное чтение. Комментированное чтение, диктант с самопроверкой, тренировочные упражнения, индивидуальные задания, тестирование. Контрольная работа. Изложение.

Основные виды деятельности учащихся: 

Знать основные признаки причастия и его типичные суффиксы. Объяснять, какие языковые признаки глагола и прилагательного свойственны

причастию. Определять глагол, от которого образовано причастие, выделять глагольный суффикс, а также суффикс причастия, окончание и возвратный суффикс -ся (-сь). Иметь представление о семантических различиях прилагательного и причастия (чёрный — чернеющий, черневший, старый —стареющий). Опознавать определяемое слово и причастие по значению, вопросу, типичным суффиксам и морфологическим признакам. Тренироваться в синонимической замене причастия придаточным (который + глагол): поспевающий крыжовник — крыжовник, который поспевает; понимать, какое слово этого оборота передаёт признаки глагола, свойственные причастию, а какое слово передаёт признаки прилагательного, свойственные причастию. Правильно согласовывать причастие в словосочетаниях типа «прич. + сущ.»; употреблять на письме соответствующее окончание причастия. Знать языковые признаки причастного оборота. Различать определяемое слово и зависимые от причастия слова. Выделять в предложении словосочетания типа «прич. + », « + сущ.» и « + нареч.». Правильно употреблять знаки препинанияв предложениях с причастным оборотом

     Понимать смысловые, структурные грамматические различия действительных и страдательных причастий. Знать, как образуются действительные и страдательные причастия настоящего и про шедшего времени. Объяснять, от основы какого глагола образовано причастие и с помощью какого суффикса. Объяснять правописание суффиксов причастий. По суффиксу определять морфологические признаки причастия и особенности его образования (спряжение глагола, возвратность и другие признаки). Совершенствовать умение безошибочно определять глагол, от которого образовано причастие. Понимать сходство и различие полных и кратких причастий. Знать, какую синтаксическую функцию выполняют краткие и полные причастия в предложении. Определять синтаксическую роль полных и кратких причастий. Используя орфоэпический словарь, определять правильное произношение полных и кратких причастий Рассказывать о причастии по предложенному плану, определяя особенности образования причастия, постоянные и непостоянные морфологическиепризнаки, его синтаксическую роль. Учиться корректно квалифицировать причастный оборот как «обособленное определение, выраженное причастным оборотом». Проверить усвоение темы «Причастие»

Распознавать причастия, знать суффиксы причастий (-енн-, -нн-), различать полную и краткую формы причастий. Сформировать навык определения зависимых от причастия слов и навык разграничения полной и краткой формы причастий, поскольку основа правила грамматическая.

Деепричастие(29ч)

Деепричастный оборот.

НЕ с деепричастиями

Образование деепричастий. Деепричастия совершенного и несовершенного вида.

Употребление причастий и деепричастий в речи.

Произношение глаголов, причастий и деепричастий.

Правописание причастий и деепричастий. Повторение

Повторение изученного по темам «Причастие» и «Деепричастие.

Речь. Описание места -4 часа

Контрольных работ -2

Контрольных диктантов-1

Контрольных сочинений -1

Форма организации учебной деятельности: Работа с материалами учебника, грамматическое сообщение, тренировочные задания, объяснительный и выборочный диктант, тестирование

Сочинение-рассказ

Синтаксические задания, пунктуационный диктант, осложненное списывание, тренировочные упражнения, составление схем

Пунктуационный диктант, грамматическое сообщение, осложненное списывание, устное редактирование, работа с перфокартами

Бесед, комплексный анализ текста, тренировочные упражнения. Фронтальное тестирование, комплексный анализ текста, индивидуальные задания Контрольная работа. Работа с трансформированными текстами, лингвистический анализ, тренировочные упражнения, выразительное чтение

Комментированное чтение, диктант с самопроверкой, тренировочные упражнения, индивидуальные задания, тестирование. Контрольная работа

Синтаксические задания, пунктуационный диктант, осложненное списывание, тренировочные упражнения, составление схем

Текстуальный анализ, беседа, работа с деформированными фрагментами, выразительное чтение, грамматическое сообщение, редактирование текста. Изложение

Комментированное чтение, диктант с самопроверкой, тренировочные упражнения, орфографический анализ, индивидуальные задания, тестирование

Фронтальная проверка д\з, работа с теоретическим материалом, составление схем-подсказок.

Основные виды деятельности учащихся:

 Находить в текстах художественных произведений повествовательные фрагменты; анализировать способы выражения действия. Создавать и совершенствовать повествовательные тексты. Пересказывать (устно) повествовательные тексты разговорного или художественного стиля, сохраняя изобразительные и оценочные средства. Создавать устные и письменные тексты

   Уметь составлять план текста, отражая в нём композицию рассказа. Писать по плану изложение, сохраняя в нём характерные для художественного текста языковые средства

   Анализировать глагольные формы. Пересказывать (устно или письменно) повествовательный текст типа деловой инструкции с заменой формы глагола. Трансформировать художественное повествование в деловое. Создавать инструктивные тексты делового и научного стилей.

Имя  числительное(17ч)

Что обозначает имя числительное.

Простые, сложные и составные числительные. Их правописание.

Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание.

Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание.

Изменение порядковых числительных.

Морфологический разбор имени числительного

Употребление числительных в речи. Произношение имен числительных.

Речь.(2ч)

Описание состояния окружающей среды.

Контрольная работа - 1.

Контрольное сочинение- 1.

Форма организации занятий: Беседа, работа с материалами учебника, тренировочные упражнения, объяснительный диктант

Работа с упражнениями учебника, объяснительный и выборочный диктант. Тестирование, грамматическое сообщение, тренировочные задания, индивидуальные задания, самостоятельная работа, тестовый контроль

Тренировочные упражнения, самостоятельная работа, выборочное письмо

, разработка таблицы. Проблемное задание, индивидуальные задания, работа по карточкам. Тренировочные упражнения

Словарный диктант, лингвистический рассказ, индивидуальные задания, самостоятельная работа, тренировочные упражнения, редактирование текстов, фрагментарный анализ, запись под диктовку, синтаксический практикум. Изложение. Редактирование текстов, беседа, устное рисование. Пересказ текстов.

Основные виды деятельности учащихся: 

Опознавание деепричастий в предложении и в тексте Знать основные признаки деепричастия и его типичные суффиксы. Различать причастия и деепричастия. Объяснять, какие языковые признаки глагола и наречия свойственны деепричастию. Определять глагол, от которого образовано деепричастие, выделять глагольный суффикс, суффикс деепричастия, а также возвратный суффикс -ся (-сь). Опознавать деепричастие по значению, вопросу, типичным суффисам и морфологическим признакам.

   Знать языковые признаки деепричастного оборота. Опознавать деепричастный оборот и уметь правильно употреблять знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Различать деепричастный и причастный обороты. Учиться корректно квалифицировать деепричастный оборот как «обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом». Осознавать общность правил правописания не с глаголами и деепричастиями

  Понимать смысловые, структурные и грамматические различия деепричастий совершенного и несовершенного вида. Знать, как образуются деепричастия совершенного и несовершенного вида. Объяснять, от основы какого глагола образовано деепричастие и с помощью какого суффикса. По суффиксу определять морфологические признаки деепричастия и особенности его образования. Рассказывать о деепричастии по предложенному плану, определяя особенности образования деепричастия,его постоянные признаки, синтаксическую роль. Понимать сходство и различия в образовании и морфологических признаках причастий и деепричастий. Совершенствовать умение различать причастия и деепричастия, а также отличать деепричастия от других частей речи (играя — молодая, устав (от устать) — военный устав)Проверить усвоение правописания не с разными частями речи, употребление н и нн в прилагательных и причастиях. Пунктуация в предложениях с причастными и деепричастными оборотами.

    Иметь представление о роли причастий в текстах разных стилей. Понимать, что способность причастия передавать признак предмета как действие является вы разительным средством в художественном тексте. Наблюдать за использованием причастий в художественных текстах. Иметь представление о переходе некоторых причастий в разряд прилагательных (рассеянный человек) и об использовании этих слов в составе фразеологических оборотов. Учиться правильно употреблять в речи однокоренные слова типа висящий —висячий, горящий — горячий. Понимать, что способность деепричастия «дорисовывать движение» является выразительным средством в художественном тексте. Тренироваться в точном и уместном употреблении фразеологизмов, имеющих в своём составе деепричастия. Совершенствовать навыки анализа художественного текста, выявляя особенности употребления в нём причастий и деепричастий.

Развитие речи: Анализировать фрагменты текста со значением состояния окружающей среды. Стилистическая трансформация текста; создание этюдов, лирических зарисовок.

Местоимение (26ч )

Какие слова называются местоимениями.

Разряды местоимений по значению.

Личные местоимения. Морфологический разбор местоимения.

Возвратное местоимение себя.

Притяжательные местоимения.

Указательные местоимения.

Определительные местоимения.

Вопросительно-относительные местоимения.

Отрицательные местоимения.

Неопределенные местоимения.

Речь. (4ч). Соединение типовых фрагментов в текстах

Вежливое Вы. Употребление местоимений в речи.

Повторение изученного материала.

Произношение местоимений.

Контрольных  диктантов-1.

Контрольных изложений-1.

Формы организации учебной деятельности: Словарный диктант, лингвистический рассказ, индивидуальные задания, самостоятельная работа, тренировочные упражнения, редактирование текстов, фрагментарный анализ, запись под диктовку, синтаксический практикум. Изложение. Орфографические упражнения, тренировочные упражнения, грамматическое сообщение.

Основные виды деятельности учащихся:

   Усвоить понятие местоименных слов, таких, которые: а)обозначают лицо (1, 2,3-е) или б)указывают на предмет, при знак, число (указательно-заместительная функция), не называя их конкретно. Понимать, что местоимения как заместительные слова служат надёжным и нейтральным, самым распространённым средством связи предложений в тексте, однако их употребление при неосторожном обращении может вызывать смысловую неточность, поэтому важно следить за соотношением конкретного слова и его заменителя — местоимения Пользуясь таблицей, соотносить местоимения со своей группой, уметь подбирать аналогичные примеры

 Усвоить морфологические особенности личных местоимений (их склонение, отсутствие форм числа и рода у местоимений я, ты, мы, вы). Употреблять их в роли членов предложения. Формулировать представление об использовании местоимений 3-го лица как притяжательных с синтаксической ролью определений (чей?). Усвоить морфологические особенности местоимения себя, правильно употребляя его в речи. Тренироваться в составлении предложений с фразеологизмами, включающими форму себя, собой и т.д. Различать личные — возвратное —притяжательные местоимения; понимать выражаемые ими значения; верно квалифицировать эти местоимения как члены предложения

Осознавать значение местоимений и их функции в предложении и в роли связующих слов между предложениями в тексте

Усвоить значение и речевое назначение этой небольшой, но частотной группы слов. Употреблять в речи фразеологизмы, имеющие в своём составе указанную группу местоимений. Усвоить, когда данные местоимения выступают в роли вопросительных, а когда — в роли относительных; опознавать их в тексте и приводить свои примеры. Употреблять в речи фразеологизмы, имеющие в своём составе эти местоимения Опознавать и грамотно писать слова данной группы, употреблять их и соответствующие фразеологизмы в речи. Понимать, как образуются данные местоимения. Пользоваться орфографическим словарём. Опознавать в тексте данные местоимения; понимать, как они образуются, и безошибочно их писать. Пользоваться орфографическим словарём

Знать и различать разряды местоимений в предложении и тексте. Знать, как сочетается Вы с глаголами, полными и краткими прилагательными; приобрести опыт употребления в речи этих конструкций. Использовать местоимения в речи в соответствии с закреплёнными в языке этическими нормами. Правильно произносить употребительные местоимения. Пользоваться орфоэпическим и орфографическим словарями.

Развитие речи: Сохранять в изложении типологическую структуру текста и наиболее выразительные языковые средства.

Итоговое повторение орфографии и пунктуации (8ч)

Проверочная работа по повторению.

Контрольная работа -1. Тестовая работа и её анализ

Форма организации учебной деятельности:

Тренировочные упражнения, комплексный анализ текста, тестовые задания.

 КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(204 часа)

по учебнику

Русский язык. 6 класс / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта.

Р а з у м о в с к а я М. М., Л ь в о в а С. И., К а п и н о с В. И., Л ь в о в В. В. И. -М.:Дрофа, 2016

№ п.п

Название темы

Кол-во часов

Дата проведения урока

по плану

по факту

Слово (1ч)

1

Слово- основная единица языка

1

Речь. Повторение, изученного в 5 классе.2ч.

2

Р.Что мы знаем о речи, её стилях и типах.

1

3

Р. Типы речи (повторение)

1

Закрепление и углубление изученного в 5 классе   22 ч.

4

Орфография и пунктуация

1

5

Орфография и Пунктуация.

1

6

Орфография и пунктуация

1

7

Употребление прописных букв

1

8

Буквы ь и ъ

1

9

Орфограммы корня.

1

10

Орфограммы корня

1

11

Орфограммы корня

1

12

Правописание

окончаний слов

1

13

Правописание

окончаний слов.

1

14

Слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными и прилагательными.

1

15

Слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными и прилагательными.

1

16

Слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными и прилагательными.

1

17

Слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными и прилагательными.

1

18

Контрольная работа №1. Диктант и его анализ

1

19

Анализ контрольной работы.

1

20

Р.Текст (повторение). Что мы знаем о тексте.

1

21

Контрольная работа №2.

Р.Р. Сочинение"Мало ли что можно делать в лесу".

1

22

 Контрольная работа №2.Р.Р. Сочинение "Мало ли что можно делать в лесу."

1

23

Р.Р. Анализ сочинения.

1

24

Части речи и члены

Предложения.

1

25

Части речи и члены

Предложения.

1

Имя существительное 20 ч.

26

Морфологические признаки имени существительного.

1

27

Словообразование имён существительных.

1

28

Словообразование имён существительных.

1

29

Словообразование имён существительных.

1

30

Правописание

сложных имён

существительных.

1

31

Правописание

сложных имён

существительных.

1

32

Употребление имён

существительных в

речи.

1

33

Употребление имён

существительных в

речи.

1

34

Употребление имён

существительных в

речи.

1

35

Употребление имён

существительных в

речи.

1

36

Употребление имён

существительных в

речи.

1

37

Произношение имён

Существительных.

1

38

Произношение имён

существительных.

1

39

Контрольная

работа №3 по грамматике (имя существительное).

1

40

Анализ  контрольной работы. Стили речи.

Р.Разграничение

деловой и научной

речи. Характеристика научного стиля.

1

41

Р.Научное

Рассуждение.

1

42

Р. Определение научного понятия.

1

43

Р.Рассуждение-объяснение.

1

44

Контрольная работа за 1-ю четверть (Комплексный анализ текста)

1

45

Р.Официально-деловой стиль речи.

1

Имя прилагательное   21ч.

46

Роль имени

прилагательного в

предложении.

1

47

Словообразование

имён

прилагательных

1

48

Словообразование

имён

прилагательных.

1

49

Контрольная работа №.4. Изложение учебно-научного текста "Связанные корни"

1

50

 Анализ изложения. Словообразовательные гнёзда.

1

51

Словообразовательные гнёзда.

1

52

Правописание

сложных

прилагательных.

1

53

Правописание

сложных

прилагательных.

1

54

Правописание н и нн в прилагательных,

образованных от

существительных.

1

55

Правописание н и нн в прилагательных,

образованных от существительных.

1

56

Правописание н и нн в прилагательных, образованных от существительных.

1

57

Употребление имён прилагательных в речи

1

58

Контрольная работа №5 по грамматике "Имя прилагательное"

(тестирование)

1

59

Анализ контрольной работы. Произношение имён прилагательных.

1

60

Р.Текст. Повторение: «данное» и «новое» в предложениях текста

1

61

Р. Сочинение по картине А.М.Герасимова "Дары осени".

1

62

Анализ сочинения.

1

63

Р.Средства связи предложений в тексте

1

64

Р.Употребление параллельной связи предложений в тексте с повтором

1

65

Р.Лексический повтор.

1

66

Контрольная работа №6.

Изложение текста с

экспрессивным повтором «Тоска по Москве».

1

Глагол 23 ч.

67

Анализ контрольной работы. Роль глагола в предложении

1

68

Роль глагола в предложении

1

69

Словообразование

глаголов

1

70

Словообразование

глаголов

1

71

Словообразование

глаголов

1

72

Правописание

приставок пре- и

при-

1

73

Правописание

приставок пре- и

при-

1

74

Правописание

приставок пре- и

при-

1

75

Правописание

приставок пре- и

при-

1

76

Правописание

приставок пре- и

при-

1

77

Буквы ы — и в

корне после

приставок

1

78

Употребление

в речи глаголов-синонимов.

1

79

Употребление

в речи

глаголов.

1

80

Контрольная работа  Диктант с грамматическим заданием.

1

81

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1

82

Произношение

глаголов

1

83

Контрольная работа № 7 по словообразованию.

1

84

Анализ контрольной работы.

1

85

Произношение

глаголов

1

86

Произношение

глаголов

1

87

«Проверьте свою

подготовку по

орфографии»

1

88

Контрольная работа

за 2 четверть

1

89

Анализ контрольной работы.

1

Причастие  35 ч.

90

Что такое причастие

1

91

Что такое причастие

1

92

Причастный оборот.

1

93

Причастный оборот

1

94

Причастный оборот

1

95

Морфологические признаки причастия.

1

96

Образование

причастий.

Действительные и

страдательные

причастия

1

97

Образование

причастий.

Действительные и

страдательные

причастия

1

98

Образование

причастий.

Действительные и

страдательные

причастия

1

99

Образование

причастий.

Действительные и

страдательные

причастия

1

100

Образование

причастий.

Действительные и

страдательные

причастия

1

101

Образование

причастий.

Действительные и

страдательные

причастия

1

102

Образование

причастий.

Действительные и

страдательные

причастия

1

103

Полные и краткие

причастия

1

104

Полные и краткие

причастия

1

105

Полные и краткие

причастия

1

106

Морфологический

разбор причастий

(закрепление)

1

107

Контрольная

работа №10 по

морфологии

1

108

Анализ контрольной работы.

1

109

Буквы н и нн в

причастиях

1

110

Буквы н и нн в

причастиях

1

111

Буквы н и нн в

причастиях

1

112

Буквы н и нн в

причастиях

1

113

Слитное и

раздельное

написание не с

причастиями

1

114

Слитное и

раздельное

написание не с

причастиями

1

115

Слитное и

раздельное

написание не с

причастиями

1

116

Слитное и

раздельное

написание не с

причастиями

1

117

Проверочная работа.

1

118

Р.Повествование

художественного и

разговорного

стилей

1

119

Р.Повествование

художественного и

разговорного

стилей

1

120

Контрольная

работа №11.

Изложение текста

по рассказу Б. Васильева «Как спасали крысу»

1

121

Анализ изложения.

1

122

Р.Повествование

делового и

научного стилей

1

123

Контрольная работа №12. Сочинение в жанре рассказа. Страничка в коллективный сборник под названием «Однажды...» или «Наши проделки"

1

124

Анализ сочинения.

1

Деепричастие   29 ч.

125

Что такое

деепричастие

1

126

Что такое

деепричастие

1

127

Деепричастный

оборот

1

128

Деепричастный

оборот

1

129

Деепричастный

оборот

1

130

Правописание не с

деепричастиями

1

131

Правописание не с

деепричастиями

1

132

Правописание не с

деепричастиями

1

133

Правописание не с

деепричастиями

1

134

Образование

деепричастий.

Деепричастия

несовершенного и

совершенного вида

1

135

Образование

деепричастий.

Деепричастия

несовершенного и

совершенного вида

1

136

Образование

деепричастий.

Деепричастия

несовершенного и

совершенного вида

1

137

Проверочная работа.

1

138

Контрольная

работа №13.

Диктант

1

139

Анализ контрольного диктанта.

1

140

Употребление

причастий и

деепричастий в

речи

1

141

Употребление причастий и деепричастий в речи

1

142

Употребление

причастий и

деепричастий в

речи

1

143

Произношение

глаголов,

причастий,

деепричастий

1

144

Произношение

глаголов,

причастий,

деепричастий

1

145

Контрольная

работа №14 по орфоэпии

1

146

Анализ контрольной работы.

1

147

«Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации»

1

148

Контрольная

работа №15 по морфологии.

1

149

Анализ контрольной работы.

1

150

Р.Описание места

1

151

Р.Контрольная работа №16. Соединение в тексте описания предмета и описания места. Сочинение "Моя комната"

1

152

Р.Контрольная работа №17. Соединение в тексте описания предмета и описания места. Сочинение "Моя комната"

1

153

Анализ сочинения.

1

Имя числительное 15ч.

154

Что обозначает имя

числительное

1

155

Что обозначает имя

Числительное.

1

156

Простые, сложные

и составные

числительные, их

правописание

1

157

Простые, сложные

и составные

числительные, их

правописание

1

158

Простые, сложные

и составные

числительные, их

правописание

1

159

Количественные

числительные, их

разряды, склонение,

правописание

1

160

Количественные

числительные, их

разряды, склонение,

правописание

1

161

Количественные

числительные, их

разряды, склонение,

правописание

1

162

Проверочная работа.

1

163

Изменение

порядковых

числительных

1

164

Изменение

порядковых

числительных

1

165

Употребление

числительных в речи.

1

166

Употребление

числительных в

речи.

1

167

Контрольная работа №15 по морфологии и орфоэпии

1

168

Анализ конрольной работы.

1

169

Р.Описание состояния

окружающей среды

1

170

Р.Контрольная работа №16. Сочинение по картине И.И. Левитана «Лесистый берег»

1

Местоимение  26 ч.

171

Какие слова

называются

местоимениями

1

172

Какие слова

называются

местоимениями

1

173

Разряды

местоимений по

значению

1

174

Разряды

местоимений по

значению

1

175

Личные местоимения

1

176

Возвратное местоимение себя

1

177

Притяжательные местоимения

1

178

Указательные местоимения

1

179

Определительные местоимения

1

180

Вопросительно-относи тельные местоимения

1

181

Отрицательные местоимения

1

182

Неопределённые местоимения

1

183

Неопределённые местоимения

1

184

Правописание неопределенных местоимений.

1

185

Употребление местоимений в речи.

1

186

Употребление местоимений в речи.

1

187

Употребление местоимений в речи.

1

188

«Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации»

1

189

«Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации»

1

190

«Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации»

1

191

Контрольная

работа №17.

Диктант.

1

192

Анализ диктанта

1

193

Р.Соединение

разных типовых

фрагментов в текстах

1

194

Контрольная

работа №18. Изложение

«Речкино имя».

1

195

Контрольная

работа 19. Изложение

«Речкино имя».

1

196

Анализ изложения.

1

Итоговое повторение

8 ч.

197

Повторение .

1

198

Итоговая контрольная работа (тестирование) № 20

1

199

Итоговая контрольная работа (тестирование)

1

200

Анализ контрольной работы

1

201

Повторение.

1

202

Повторение.

1

203

Повторение.

1

204

Повторение.

1

Результаты изучения предмета «Русский язык».

Личностные результаты освоения русского языка:

  1. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в получении школьного образования;
  2. Осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к нему, потребность сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию;
  3. Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, способность к самооценке на основе наблюдений за собственной речью.

Метапредметные результаты освоения русского языка:

  1. Владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение

  • Адекватное понимание информации устного и письменого сообщения (коммуникативной установки, темы текста, осовной мысли, основной и дополнительной информации);
  • Владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным изучающим) текстов разных стилей и жанров;
  • Адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров, владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
  • Способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; сввободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
  • Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
  • Умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

Говорение и письмо:

  • Способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнуты результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • Умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст, с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
  • Умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
  • Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • Владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
  • Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • Осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить речевые и грамматические ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, рефератами, докладами; участие в спорах, обсуждение актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
  1. Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни, во время анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
  2. Коммуникативно- целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем.

Предметные результаты освоения русского языка:

  1. Представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа;
  2. Освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы: язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; диалог, монолог, стили речи, типы речи, типы текста, основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
  3. Опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
  4. Проведение различных видов анализа (слова, словосочетания, предложения, текста);
  5. Понимание коммуникативно-эстетических возможностей и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
  6. Осознание эстетической функции языка.

Тематический план

№ п/п

Раздел

Кол – во часов

Количество контрольных работ

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1

Введение. Слово как основная единица языка

1

Овладение основными понятиями устной и письменной речи.

2

Речь.

40

Овладение основными понятиями типов и стилей речи

3

Закрепление и углубление  изученного в 5 классе.

17

2

Овладение

основными

понятиями фонетики, орфографии и морфемики. Овладение основными понятиями синтаксиса и пунктуации

4

Имя существительное

15

2

Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки существительного, определять его синтаксическую функцию.

5

Имя прилагательное

14

3

 Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки прилагательного, определять его синтаксическую функцию.

6

Глагол

25

4

Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки глагола, определять его синтаксическую функцию.

7

Причастие

25

3

Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки причастия, определять его синтаксическую функцию.

8

Деепричастие

24

4

Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки деепричастия, определять его синтаксическую функцию.

9

Имя числительное

13

2

Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки имя числительного, определять его синтаксическую функцию.

10

Местоимение

22

1

Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки местоимения, определять его синтаксическую функцию.

11

Повторение.

8

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....