Рабочая программа по русскому языку 8 класс
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему

Артамонова Раиса Ильинична

Рабочая программа по русскому языку 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_8_klass_201.doc138.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Князевская основная общеобразовательная школа

Рамонского муниципального района Воронежской области

«Рассмотрено»                         «Согласовано»                   «Утверждаю»

на заседении МО                      Зам.директора по УВР      директор МКОУ ООШ

______Мандрикова Л.А.                   Артамонова.Р И.                          Романова И.В.

Протокол №1 от 29.08.17.              от 29.08.17.                                 Приказ № 93 от 31.08.17 г.                      

Рабочая программа

по русскому языку

в 8 классе

на 2017-2018 учебный год.

                                                                  Учитель: Артамонова Р. И.

        первая категория

          2017


Раздел I. Пояснительная записка

Статус документа

Настоящая рабочая программа по русскому языку для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, а также программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений, авторами которой являются В.В.Бабайцева, А.П.Еремеева, А.Ю.Купалова и другие.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематический план; содержание тем учебного курса; формы и средства контроля; перечень учебно-методического обеспечения.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде двух тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 8 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 8 класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их двух тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Цели обучения

Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учреждении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Распределение часов по темам.

Распределение часов по темам откорректировано с учетом усвоения учебного материала учащимися.

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в «Требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы».

Раздел II. Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса по русскому языку

К концу 8 класса  учащиеся должны знать, понимать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий.

Учащиеся должны уметь:

- правильно произносить слова с учетом вариантов произношения;

- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

- разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ;

- разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;

- пользоваться разными видами словарей;

- оценивать уместность употребления слов;

- находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы;

- распознавать части речи и их формы;

- применять орфографические правила;

- опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;

- различать предложения разных видов;

- правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями и однородными, обособленными членами;

- проводить интонационный анализ простого предложения;

- выразительно читать простые предложения изученных конструкций;

- проводить синтаксический анализ простого предложения;

- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

- строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.

- извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).

       

В VIII классе выделяется  102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю).

Раздел III.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УРОКОВ   РУССКОГО   ЯЗЫКА   в 8 КЛАССЕ

Программа по русскому языку. 5-9 классы. Авторы: В.В.Бабайцева, Ю.С.Пичугов, Е.И.Никитина, Л.Д.Чеснокова. М., «Дрофа», 2009 год

Базовый учебник: Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Ю.С.Пичугова. М. ООО «Дрофа», 2014    год

Е.И.Никитина.Русский язык:Русская речь.8 класс.М.:Дрофа,2014год

№ п/п

Название раздела и тем.

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения материала

Подготовка к ОГЭ

Примечание

1.

Понятие государственного языка.

Русский язык как государственный язык Российской Федерации.

1.

2-4.

Повторение изученного в 5-7 классах.

3

ЗАДАНИЕ 4.5.6.7

5.

Контрольный диктант с грамматическим заданием на повторение изученного в 5-7 классах.

1.

6-7

Пунктуация как  система правил  правописания предложений.   Основные принципы    русской пунктуации. Знаки    препинания и их функции.

2

Зад.8,11

8.

Словосочетание и предложение                          как единицы      синтаксиса

 Виды     синтаксической связи.

1.

9.

Словосочетание как единица синтаксиса.

Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова.

1.

Зад.7

10.

Р/р   Текст как единица синтаксиса

1.

Зад.7

12-13

Р.р. Изложение, близкое к тексту. К.Г.Паустовский «Михайловские рощи»

2

14

Способы подчинительной связи.

1.

Зад.7

15

Способы подчинительной связи. Нормы сочетания слов и их нарушения в речи.

1.

Зад.7

16.

Основные виды словосочетаний. Цельные словосочетания.

1.

17

Р.р  Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению  на лингвистическую тему

1

С 15.3.

18.

Понятие о предложении. Строение предложения. Интонация конца предложения

1.

19

Основные виды простого предложения.

1.

20

Логическое ударение и порядок слов в предложении. Интонация.

1.

21.

Р/р Основные способы и средства связи предложений в тексте.

1.

22-23

Р.р. Сжатое изложение по типу ГИА

2

Часть 1.

24

Повторим орфографию: орфограммы в корне

1.

Зад.4,5,6

25.

Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения.

1.

Зад.8,11

26-28.

Сказуемое и его основные типы.

3

Зад.8,11

29-30

Тире между подлежащим и сказуемым.

2

31-32

Контрольное сочинение на лингвистическую тему по типу ГИА

2

С 15.3

33-34.

Второстепенные члены предложения. Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определения.

2

35.

Приложение.

1.

ЗАД.9

36.

Дополнение.

1.

37

Обстоятельство. Его основные значения и способы выражения

2.

38-39

Контрольное сжатое изложение

2

40

Многозначные члены предложения. Распространенные члены предложения

1

41

Синтаксические функции инфинитива

1

42

Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастными и сравнительными оборотами, а также обстоятельства с предлогом несмотря на

1

Зад.9

43.

Понятие об односоставных предложениях. Основные группы односоставных предложений.

1.

Зад.8,11

44.

Определённо – личные предложения.

1.

45

Неопределённо-личные предложения.

1.

46.

Обобщённо – личные предложения.

1.

47-48

Безличные предложения.

2

49

Р/р. Употребление односоставных предложений в устной и письменной речи. Синонимия односоставных  и двусоставных предложений.

1.

50

Контрольное тестирование 

1

51.

Особенности  строения полных и неполных предложений.

1.

Зад.8,11

52

Р/р.  Риторический вопрос как средство выразительности

1.

Зад.3

53.

Тире в неполном предложении

1.

54

Однородные члены предложения. Союзы при однородных членах.

1.

55

Однородные члены, связанные сочинительными союзами и пунктуация при них.

1.

56.

Р/р Разновидность рассуждения – сравнения.

1.

57

Однородные члены, связанные сочинительными союзами и пунктуация при них

1.

58.

Обобщающие слова при однородных членах предложения

1.

59.

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

1.

60

Р/р Однородные члены предложения как средства выразительности речи.

1.

Зад.3

61-62

Р/Р. Подготовка и написание сжатого изложения

2

Часть 1

63.

Однородные и неоднородные определения.

1.

64

Однородные и неоднородные определения

1.

65.

Однородные и неоднородные определения

1.

66

Систематизация и обобщение изученного по теме «Однородные члены предложения».

1.

.

67-68

Р\р. Рассуждение на литературную тему

2

С15.3

69.

Обособление второстепенных членов предложения.

1.

ЗАД.9

70

Обособление согласованных определений.

1.

.Зад.9

71.

Обособление согласованных определений.

1.

.Зад.9

72.

Обособление несогласованных определений.

1.

73

Обособление определений с обстоятельственным оттенком.

1.

74

Обособление приложений.

1.

Зад.9

75

Р/р.  Заглавие как средство связи предложений в тексте.

1.

76.

Обособление приложений.

1.

Зад.9

77.

Обособление дополнений.

1.

Зад.9

78

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием.

1.

ЗАД.9

79.

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием.

1.

Зад.9

80.

Отсутствие и наличие запятой перед союзом КАК. Сравнительный оборот.

1.

81

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.

1.

82

Обобщение материала изученного по теме « Обособленные члены предложения».

1.

Зад.9

83

Р/р Киносценарий как композиционная форма сочинения.

1.

84-85

Контрольное изложение

2

86

Обособление уточняющих членов предложения.

1.

87

Р/р Психологический портрет.

1.

89

Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловая и интонационная особенность.

1.

Зад.9

90

Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями.

1.

Зад.10

91

Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями.

1.

Зад.10

92

Предложения с вводными  и вставными конструкциями.

1.

Зад.10

93

Обращение, его функции и способы выражения.

1.

Зад.10

94

Р/р  Обращение как средство связи предложений в тексте

1.

Зад.10

95

Обращение, его функции и способы выражения.

1.

96

Особенности слов – предложений.

1.

97

Обобщение изученного материала по темам

«Уточняющие члены предложения»; «Вводные слова»; «Предложения с обращениями».

1.

Зад.9,10

Повторим изученное в 8 классе.

6

98

Словосочетание.

1.

Зад.6,7

99

Простое предложение.  Тире между подлежащим и сказуемым. Второстепенные члены предложения.

1.

Зад.8,11

100-101

Контрольное сочинение на морально-этическую тему 

2

102

Предложения с обособленными членами

1.

Итого: 102 часа

.

.

Раздел IV. Содержание тем учебного курса

Введение

Русский язык — родной язык (1ч). Повторение изученного в 5—7 классах (3 ч).

Синтаксис и пунктуация

Понятие о синтаксисе (3 ч)

Пунктуация как система знаков препинания и правил их использования (2 ч)

Словосочетание (3 ч)

Предложение (5 ч)

Простое предложение (13 ч)

Односоставные предложения (8 ч)

Полные и неполные предложения (2 ч)

 

Предложения с однородными членами (8 ч)

Предложения с вводными словами, словосочетаниями, предложениями и с обращениями (9 ч)

Слова-предложения (1ч)

Повторение (12 ч)

               

Раздел VI. Перечень учебно-методического обеспечения

Литература.

Валгина Н.С., Трудные вопросы пунктуации. – М., 1983.

Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 8 класс/ под редакцией Н.А.Сениной  – М., 2010.

Иванова В.Ф., Трудные вопросы орфографии. – М., 1982.

Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Изложения: тексты с лингвистическим анализом. – М., 1994.

Львова С.И., Язык в речевом общении. – М., 1991.

Сборник нормативных документов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М., 2004

Мультимедийные пособия.

«Фраза». Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

Тестирующая программа для школьников и абитуриентов.  Кирилл и Мефодий

Уроки русского языка Кирилла и Мефодия, 8 класс.  

(Сборник посвящен вопросам синтаксиса и пунктуации сложного предложения, вызывающим наибольшие трудности у учащихся).  

Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.

Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов ( 5 – 11 классы).

Г.Т.ЕгораеваТиповые тестовые задания.2017 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....