Урок русского языка "Односоставные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Прилепина Ирина Александровна

Аннотация  к уроку русского языка в 8 классе Повторение по теме «Односоставные предложения»

 

Урок спроектирован с использованием системно-деятельностного подхода, формирующего универсальные учебные действия, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, обеспечивающего  закрепление  знаний и  умений, формы проблемного обучения с применением системы средств ИКТ, составляющих единую информационно-образовательную среду урока.

Создавать условия для возникновения у школьников внутренней потребности включения в учебно-познавательную деятельность и быть активными на уроке позволяет оптимальное сочетание приёмов создания проблемной ситуации и выбор парных, индивидуальных заданий, ориентированных на формируемые умения: предметные, метапредметные и личностные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchayushchiy_urok_po_teme.docx33.53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Повторение по теме «Односоставные предложения»

Цель урока: обобщение знаний об односоставных предложениях.

 Результаты освоения учебного материала. Предметными результатами изучения курса Русский язык является сформированность следующих умений: а) распознавание односоставных предложений в тексте, б) классификация односоставных предложений по их значениям и структурным особенностям, в) построение речевых высказываний с употреблением односоставных предложений разного вида. Личностные УУД: а) испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка, б) уметь видеть прекрасное в природе, языке, художественном творчестве, в) осознавать роль односоставных предложений в устной и письменной речи, г) эмоционально проживать текст, выражать свои эмоции, д) понимать эмоции других людей, сопереживать, е)обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей. Средством достижения этих результатов служат тексты различных стилей. Регулятивные УУД. А) Самостоятельно работать с материалами, планировать свою работу, корректировать и оценивать, б) владеть приёмами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификация, в) работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Средством формирования служат проблемно – диалогическая технология и технология оценивания учебных успехов. Познавательные УУД. А) находить ответына вопросы, б) делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, в) преобразование информации из одной формы в другую. Средством формирования УУД служат художественные тексты и тексты учебников, их методический аппарат, обеспечивающий формирование функциональной грамотности. Коммуникативные УУД :  оформлять свои мысли в устной и письменной форме ;  выразительно читать и пересказывать текст;  учиться работать в паре, группе;  умение слушать товарищей, принимать коллективное решение. Средством формирования коммуникативных УУД служит технология сотрудничества и организация работы в парах и малых группах. Тип урока - урок совершенствования знаний, умений и навыков. На изучение темы «Односоставные предложения» в рабочей программе

Тема: Повторение по теме «Односоставные предложения»

Цель урока: обобщение знаний об односоставных предложениях.

Задачи:

  • развивать умения различать двусоставные и односоставные предложения,
  • определять виды односоставных предложений,
  • различать именные и глагольные односоставные предложения, сложные предложения, в состав которых входят односоставные предложения;
  • воспитывать аккуратность в тетради

Ход урока

1.Оргмомент.

-Запишите дату. Ваши ассоциации.

Весь мир 23 января отмечает День почерка, его иногда еще называют Днем ручного письма.Этот международный праздник был учрежден Ассоциацией производителей пишущих принадлежностей для того, чтобы напомнить всем людям о неповторимости почерка каждого человека, об уникальности и красочности ручного письма.

-Давайте сегодня постараемся писать очень красиво.

2.Разминка.Синтаксический разбор.

-Запишем предложение.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

-Как вы понимаете  данное предложение? Под этим девизом проведём урок ( психологический настрой на работу). Выполним синтаксический разбор предложения.

3.Целеполагание.

Сформулируйте тему урока. Задачи урока. Какую задачу поставите сегодня? Отметьте на маршрутном листе.

4.Повторение теории.Согласен!! не согласен. («Тонкие вопросы») ДА !! НЕТ

-Если согласны, ставим плюс, не согласны-минус.

3 работы проверяю я , остальные проверяют самостоятельно по ключу.

1.Определенно- личные предложения - это односоставные предложения. (Да)
2. Это предложения с одним главным членом, совпадающим по выражению со сказуемым. (Да)
3.Можно ли в неопределённо- личном предложении восстановить подлежащее? (Да)
4. Могут ли быть в них подлежащими местоимения 1, 2 лица? (Нет)
5.Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (Нет)
6.Связаны ли понятия: безличные глаголы и безличные предложения? (Да)
7. Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (Нет)
8. Согласен ли ты, что назывные предложения имеют только один главный член предложения, по форме напоминающий подлежащее? ( Да)
9. Может ли назывное предложение быть распространенным? (Да)
10. Назывные- двусоставные предложения? (Нет)

Игра «Путаница»-инд.задание (2 у доски)

-Я знаю, что вы всё ещё любите играть. Предлагаю вам поиграть в игру «Путаница».Перед вами таблички с данными об односоставных предложениях. Но эти данные перепутались. Давайте попробуем вернуть всё на свои места.Проверка.

Вид предложения

Признаки

        Пример

Безличное

Главный член-сказуемое (глагол в форме 1-2 лица; я, мы, ты, вы)

        Весна!

Определённо-личное

Главный член - подлежащее

        Тебе звонили

Неопределённо-личное

Главный член-сказуемое (безличный глагол)

         Светает

Назывное

Главный член – сказуемое(глагол в форме 3 лица мн.числа; они)

       Встаю каждый день рано.

5.Лингвистическая разминка.

  1. Что же говорят об этом удальце?(П.)
  2. Люблю дымок спалённой жнивы. (Л.)
  3. Тихая, звёздная ночь. (Ф.)
  4. Кому владеть мечом? (П.)
  5. Береги платье снову, а честь смолоду. (Пословица)
  6. Не отходи от меня, друг мой. (П.)
  7. На обломках самовластья напишут наши имена. (П.)
  8. С любимой мечтою не хочется сердцу расстаться. (Ф.)
  9. Тебе внимать, твой видеть милый взор. (П.)
  10. Непредвиденный дождь.

ОТВЕТ:

  1. неопр.- личн.
  2. опред.- личн.
  3. назывн.
  4. безличн..
  5. обобщ.- личн.
  6. определ.- личн.
  7. неопред.- личн.
  8. безличн.
  9. безличн.
  10. назывн.

6.Конструирование.

Я предлагаю вам выступить сейчас в роли преобразователей. Перед вами текст, состоящий из двусоставных предложений. Вам необходимо заменить эти предложения наодносоставные и определить их вид

Заменить двусоставные предложения односоставными, определить их вид.

Пришла долгожданная зима. Снежное покрывало укрыло землю. На улице дует холодный ветер. Мороз щиплет лицо.

( Долгожданная зима! НП Снегом укрыло землю. БлП На улице холодно и ветрено. БлП Морозом щиплет лицо. БлП).

1 группа

 Замените данные предложения на односоставные и определить их вид.

1. Снежное покрывало укрыло землю.

2.На улице дует холодный ветер.

3.Вчера был дождь?

4.У тебя есть книга?

5.Приближается вечер.

ФИЗМИНУТКА (ВАЛЬС

7.Задачка для любознательных.

Как вы думаете, односоставные предложения часто встречаются? Чтение образцов художественных поэтических текстов русских поэтов

1 группа        Не спится, няня: здесь так душно! (А.Пушкин)

                       Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы! (А.Пушкин)

                К кому-то принесли от мастера ларец. (И.Крылов)

2 группа        В небесах торжественно и чудно!

                Спит земля в сиянье голубом…

                Что же мне так больно и так трудно?

                Жду ль чего? Жалею ли о чём? (М.Лермонтов)

        3 группа        Трели соловья.

                Серебро и колыханье

                Сонного ручья. (А.Фет)

                Люблю грозу в начале мая. (А.Фет)

        4 группа        Утро туманное, утро седое,

                Нивы печальные, снегом покрытые.

                Нехотя вспомнишь и время былое,

                Вспомнишь и лица, давно позабытые.(И.Тургенев)

                

        5 группа        Еду. Тихо. Слышны звоны

                Под копытом на снегу,

                Только серые вороны

                Расшумелись на лугу? (С.Есенин)

- Односоставные предложения часто встречаются в поэтических текстах.

7. Составление  схемы предложений.«ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ».

 Ученик достаёт себе предложение из бочки и делает его разбор, составляет схему.

  1. Вечерний час, в долину тень сползла. (Л.)
  2. Пряный вечер, гаснут зори. (Ес.)
  3. Смеркалось, подали свечи. (П.)
  4. Через несколько дней узнали, что Владимир уехал в армию. (П.)
  5. Мне не спалось, и я вышел в сад.

8.Решение тестов

Задача:найти среди предложений безличные, указать номера данных предложений.

1) Высоко стоит в небе солнце.

2) Зима.

3) Меня трясло от страха.

4) Люблю Украину, Байкальские воды, Кавказские горы в снегу.

5)В Мещерском крае нет никаких особенных красот и богатств.

6) Быстро вскакиваю,  одеваюсь, бегу открывать.

7) Идёшь по лесу и удивляешься.

8) От него ждали чуда.

9) Снежные сибирские белые поля.

10) Ямщик, не гони лошадей…

11) В руках держат удочки, сачки, корзины.

12) Скоро опять завьюжится в нашем окне.

13) Многое вспомнишь родное, далёкое…

14) Фотографии победителей поместили в газете.

15) Славная осень!

16) Здоровый, ядреный воздух усталые силы бодрит.

17) Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно.

18)Его срочно вызвали на завод.

19)Потомв степи его нашли и вновь в обитель принесли.

20)Морозит.

Безличные предложения:

2 группа

1 конкурс «Поиск»

Задача:найти среди предложений определённо-личные, указать номера данных предложений.

3 группа

1 конкурс «Поиск»

Задача:найти среди предложений неопределённо-личные, указать номера данных предложений.

10.Рефлексия

- Насколько удалось выполнить задачу,поставленную в начале урока?

11.На дом.

Повт. П.26-31, по сборнику Подготовка к РЭ задание 14  в.3-10  или написать текст «Зима» , используя 1 составные предложения.

Маршрутный лист Ф.И.__________________________

  • развивать умения различать двусоставные и односоставные предложения,
  • определять виды односоставных предложений,
  • различать именные и глагольные односоставные предложения, сложные предложения, в состав которых входят односоставные предложения;

Видыдеятельности

Оцени себя

1

Разминка. Синтаксический разбор

2

Повторение теории.

3

Лингвистическая разминка.

1.Что же говорят об этом удальце?2.Люблю дымок спалённой жнивы. 3.Тихая, звёздная ночь. 4.Кому владеть мечом? 5.Береги платье снову, а честь смолоду. 6.Не отходи от меня, друг мой.

7.На обломках самовластья напишут наши имена. 8.С любимой мечтою не хочется сердцу расстаться. 9.Тебе внимать, твой видеть милый взор. 10.Непредвиденный дождь.

4

Конструирование.

1 группаЗамените данные предложения на односоставные и определить их вид.

1. Снежное покрывало укрыло землю. 2.На улице дует холодный ветер. 3.Вчера был дождь?4.У тебя есть книга?5.Приближается вечер.

5

Задачка для любознательных.

6

Составление  схемы предложений. «Заморочки из бочки».

 7

Решение тестов

1. Найти среди предложений безличные, указать номера данных предложений.

2.Найти среди предложений определённо-личные, указать номера данных предложений.  

3 группа

1 конкурс «Поиск»

3. Найти среди предложений неопределённо-личные, указать номера данных предложений.

1) Высоко стоит в небе солнце. 2) Зима. 3) Меня трясло от страха.

4) Люблю Украину, Байкальские воды, Кавказские горы в снегу.

5)В Мещерском крае нет никаких особенных красот и богатств.

6) Быстро вскакиваю,  одеваюсь, бегу открывать. 7) Идёшь по лесу и удивляешься. 8) От него ждали чуда. 9) Снежные сибирские белые поля. 10) Ямщик, не гони лошадей… 11) В руках держат удочки, сачки, корзины. 12) Скоро опять завьюжится в нашем окне. 13) Многое вспомнишь родное, далёкое… 14) Фотографии победителей поместили в газете. 15) Славная осень! 16) Здоровый, ядреный воздух усталыесилы бодрит. 17) Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно. 18)Его срочно вызвали на завод. 19)Потом в степи его нашли и вновь в обитель принесли. 20)Морозит.  

8

Домашнее задание.  Повторить п..26-31, по сборнику Подготовка к РЭ выполнить задание 14  в.3-10  или написать текст «Зима» , используя односоставные предложения.

1 группа        Не спится, няня: здесь так душно! (А.Пушкин)

                     Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы! (А.Пушкин)

                К кому-то принесли от мастера ларец. (И.Крылов)

2 группа        В небесах торжественно и чудно!

                Спит земля в сиянье голубом…

                Что же мне так больно и так трудно?

                Жду ль чего? Жалею ли о чём? (М.Лермонтов)

3 группа        Трели соловья.

                Серебро и колыханье

                Сонного ручья. (А.Фет)

                Люблю грозу в начале мая. (А.Фет)

4 группа         Утро туманное, утро седое,

                Нивы печальные, снегом покрытые.

                Нехотя вспомнишь и время былое,

                Вспомнишь и лица, давно позабытые.(И.Тургенев)

                

5 группа        Еду. Тихо. Слышны звоны

                Под копытом на снегу,

                Только серые вороны

                Расшумелись на лугу? (С.Есенин)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения"

Урок «Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения" первый  в блоке "Сложное предложение". По типу урок комбинированный. Форма - урок-исследо...

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "«Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных предложений в сложноподчинённых предложениях» с презентацией

Урок закрепления знаний по теме "Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных". Цель урока - подготовиться к выполнени...

Урок русского языка "Предложения с обращением"

Конспект  урока по русскому языку  в 5 классе по теме "Предложения с  обращением",  составленный в ФГОС...

Урок русского языка «Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью».

повторить изученное о словосочетании и предложении, правилах постановки знаков препинания в конце предложения, в простом осложнённом предложении, между частями сложного предложения, в предложениях с п...

Технологическая карта урока русского языка «Предложение»

Технологическая карта урока русского языка «Предложение»Тема урока: Предложение5 классЦель: познакомиться с  определением предложения, понять отличие предложения от словосочетания;уме...

Конспект урока русского языка "Предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование".

Данный конспект урока русского языка содержит материалы, которые помогут учителю подготовиться к урокам "Прямая и косвенная речь. Чужая речь. Способы передачи чужой речи. Цитирование". ...