ДМ к урокам русского языка в 7 классе
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) на тему

Антонина Николаевна Узких

Дидактический материал содержит разные виды диктантов, упражнений, творческих заданий, проверочные работы по всем темам курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dm_k_urokam_russkogo_yazyka_7_kl.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактический материал к урокам русского языка

в 7 классе

Автор - Узких А.Н.

Контрольные диктанты, проверочные работы

Повторение

Материал для предупредительных и объяснительных диктантов и орфографического разбора

1.

 1.Туманы та…т. Сырость лёгкая, и,  ёжась, вздрагивает сад. Росинки падают (не) ловкие, заборы влажные блестят. (Ванш.)

     2. Зна…те ли вы, как растёт трава? Первые р..стки       по…вляются ещё до начала спада воды. Вначале всё кругом ст…новит…ся синим, затем сиреневым, потом ж…лтым и, наконец, зелёным. 3. Подр…стала  - хвост р…стила, платье тёмное носила. Подр…сла – зелёной стала, хвост на вёсла пом…няла. (Фет).

2.

Это надо знать

    (Не) злослов…те о других,  (не) повторяйте сплетен. Если вы хотите пошутить, делайте это так,  чтобы  (не) зад…вать сам…любия пр…сутствующих. Совершенно неуместны шутки над наружностью, им…нами и возр…стом других. Человек не виноват в том, что он толст или тонок, или слишком близ…рук, или очень молод, как и в том, что  р…дители назвали его каким – то «необыкновенным им…нем».

Контрольный диктант  (повторение изученного в 5- 6 кл.)

         Большинство растений вырастают из семян. Семя подсолнечника лежит на земле, пока не разбухнет от дождя. Из семени корень прорастает в почву, а росток пробивается к свету.

        Сначала растение получает всё питание из семени, а как только появляются собственные листочки, они уже кормят растения. Затем на растении набухает бутон, который вскоре опыляется.

       Цветы важны потому, что это как раз та часть растения, где вызревают семена. Чтобы появились семена, необходимо перенести пыльцу с одной части цветка на другую. Это делают насекомые и ветер.

      Цветы выделяют нектар, который любят пить многие  насекомые. Яркая окраска и запах цветов привлекают насекомых к нектару. Пока насекомое пьёт, к его тельцу прилипает пыльца. Когда же оно садится на другой цветочек, перенесённая пыльца опыляет его. Вот почему цветут растения!

     Когда созревают новые семена, они падают на землю. Из тех, которые выживут, на другой год появляются новые цветы.

          141 слово  (Текст  взят из книги «Планета – наш дом»).

  Дополнительные задания

  1. Произведите синтаксический разбор предложений: 1 вариант – 1-е предложение первого абзаца;

     2 вариант – 2 е предложение четвёртого абзаца.

  1. Разберите слова по составу: 1 вариант – вырастают, растения;

     2 вариант – вызревают, цветочек.

  1. Выполнить фонетический разбор слов: 1 вариант – яркая;

     2 вариант – опыляет.

Дидактический материал по теме «Причастие»

Объяснительный диктант

  1. Птица, долго сидящая на одном месте, рано или поздно станет жертвой стрелка.
  2. От хвороста, собранного сообща, пламя всегда бывает выше.
  3. Когда пьёшь воду,  не забывай о человеке, вырывшем колодец.
  4. Слово, идущее от сердца, согревает три зимы подряд.
  5. Подпоясанный красным кушаком казак никому не уступал в пляске.

Проверочная работа

 

Задание №1. Выпишите из предложений причастия вместе с определяемыми словами. Если причастия нет, укажите это.

1. В эту минуту хозяин вошёл с кипящим самоваром; я предложил вожатому нашему чашку чая. 2. Волоса его были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары. 3. Я поблагодарил вожатого за оказанную помощь. 4. Я увидел мужчину высокого,  но уже сгорбленного старостью. 5 Река уже в нескольких местах была покрыта белым снегом.

      Задание № 2

       

           Объясните (письменно), по каким признакам слово согревшийся (путник) можно назвать причастием.

Выборочный диктант

Из диктуемых словосочетаний записать только словосочетания с причастиями.

        Зелёная  трава – зеленеющая трава;  красная ягода – краснеющая ягода; кипящая вода – кипучая энергия; лежащий человек – лежачий камень;  строительная площадка – строящийся дом; мощная сила – мощёная улица; печная труба – печёная картошка;

сложенные дрова – сложные слова; связанные дрова – связные тексты; точные науки -точёные коньки; тонкая игла – тончайшая нить;

Проверочная работа

 Разделите причастия по их значению в две колонки. Озаглавьте колонки. Выделите в причастиях суффиксы.

    Выделенное  слово,  расколотый орех, хохочущий мальчик, дышащий тяжело, забиваемый гвоздь, видимый глазом, выросший в неволе, размешанный раствор, залаявшая собака, погрузившийся в воду.

Проверочная работа

  1. В роли  какой части речи выступают причастия в следующих предложениях? Какова  их синтаксическая роль?
  1. Утопающий и за соломинку хватается.
  2. В классе сегодня нет отсутствующих.
  1. Подумайте!

         Почему в слове «будущий» не пишется ю, а в слове

          «следующий»    она присутствует?

         Попробуйте определить принадлежность этих слов к той или

          иной части речи.

         На основе  каких признаков вы это сделали?

Дидактический материал к теме «Причастие»

Самостоятельная (творческая работа)

  1. Вставьте в предложения подходящие по смыслу имена прилагательные, одиночные причастия, причастные обороты, чтобы получился текст.

             Он вышел_________  сад.  __________  листья лежали на _________ дорожках.

__________  земля густела, лоп…лась, чавкала под ногами и пр…л…пала к сапогам.

             Долго стоял он один в пустынном парке, глядя на  к…вёр ______ листьев и следя за водой.  

Проверочная работа

Произведите синтаксический разбор предложения (по выбору учащегося). Расставьте знаки препинания.

  1. Я бл…годарен прекрас?ной русской пр…роде за радость подаренную мне.
  2. Охотник не стремящ…йся  настрелять много дичи и любующийся раскрывш…мся перед ним миром  счастлив в этих краях.

Диктант «Проверь себя»

     Вдруг он услышал чей – то голос, напевавший трогательную песенку. Феи, переодетые простыми крестьянками, унесли принцессу в дремучий лес и стали ждать все вместе в маленьком домике, затерянном в лесной чаще. Расположенные  вокруг замка  горы сменили зелёный цвет  на серый, а озеро стало напоминать заледеневшую сталь. У него был большой орлиный нос, неправильные губы, маленькие глазки, всегда улыбающиеся. (Из сказок.)

Объяснительный   диктант

   О бушующем океане,  колеблющимся учеником, льющегося дождя, о странствующей труппе, с движущейся колонной, в близлежащем лесу, в багровеющем  небе, на выделяющемся из толпы,  в посвежевшем воздухе, о хранящихся документах,  тающий лёд, борющийся за свои права, не зависящие от нас обстоятельства,  приглядывающий за детьми, держащий акции, строящийся дом, шепчущий прибой, опаздывающий ученик,  плохо слышащий, бреющийся юноша, мягко стелющийся.

Проверочная работа

 От данных глаголов образуйте страдательные причастия прошедшего времени и запишите их с существительными, выделите суффиксы. Глаголы поставьте в прошедшем времени. Что это вам подскажет?

  Объединить,  увидеть, прочитать, решить, понять, принести, развесить, распространить, растрепать, сжать, вырастить, преобразовать, разбить, расколоть, построить, вымыть, перевести, закупить.

Дидактический материал по теме  «Причастие»

НЕ с причастиями

Контрольный словарный диктант

Неподходящие условия,   недоеденный торт, никем не доеденный торт, неоправданный риск, никем не оправданный риск, непрекращающаяся война, не подходящий мне костюм, неподходящие условия, письмо не написано, не замеченная охотником добыча, не освещённая солнцем спальня, не прекращавшийся, а весь день ливший дождь, рабочий день не сокращён, неисследованный край, не законченная, а начатая повесть, не проверенные учителем тетради, непрочитанная книга.

Итоговый контрольный диктант по теме «Причастие»

Глиняный дом в уездном саду

     В уездном саду была деревянная кузница. Вокруг неё росли лопухи и крапива, далее стояли яблоневые и вишнёвые деревья, а между ними произрастали кусты крыжовника и чёрной смородины, и выше всех был клён, большое и грустное дерево, давно живущее над местным бурьяном. Сад был огорожен плетнём со всех сторон, лишь в одном месте была деревянная калитка, навешенная на толстый кол. Эта калитка выходила на пустой двор, а на дворе находился  бедный дом из кухни и комнаты, где жил кондуктор товарного поезда с женой и семерыми детьми. А в задней стороне сада были заросшие дебри сонной травы, стояла глиняная стена глухого и ещё более мелкого жилища,  чем  то,  в котором жил кондуктор. К этой стене с обеих сторон подходили садовые плетни и вместе с густою травой точно хранили этот неизвестный  глино – соломенный дом, где была или не была чья-то убогая, слабая жизнь.

Грамматическое задание

  1. Выпишите причастия из текста (1 вариант – действительные; 2 – страдательные), разберите их по составу, надпишите постоянные и непостоянные признаки.
  2. Выполните морфологический разбор одного причастия.

Дидактический материал

к урокам по теме «Деепричастие»

 Проверочная работа

Спишите, заменяя один из глаголов деепричастием. Поставьте, где необходимо, знаки препинания.

   Я залюбовался необыкновенным зрелищем и позабыл о ружье. Светились и отражались в реке звёзды. Высоко в небе летят и курлычут журавли. Витя мыл  посуду  и насвистывал какую – то песню. Я открыл окно и залюбовался видом. Парашютист приземлился и радостно осмотрелся вокруг. Туристы не стали дожидаться восхода солнца и двинулись в путь.

Диктант «Проверь себя»

НЕ с разными частями речи

  Незабудка. Нескромность,  непрочитанная, негодуя, не смотреть,

не обязан,  не законченный,  а только начатый, небольшой, не богатый, а бедный, не намерен,  не поняв, ненавидеть, неприятель, не подходящий мне костюм, не глядя, не любить, непрекращающийся, не был, не мог, не рад, не глядя, не веря, не читая, не зная.

Контрольный диктант по теме «Деепричастие»

Реки – сёстры

    Переваливаясь уточкой с боку на бок, меняя русло, торопится хлопотливая речка.

    Бездна. По  пути  расспрашивая дорогу к Суре, плутая по лесам, минуя поля и деревеньки, спешит, улыбаясь на солнце.

    Подражая горной речке, Бездна одолевает остатки плотины у Хитрого посёлка.

    Прислушивается, протекая под боком Зелёного, где – то вовсе не  далеко должна быть старшая сестра Сура.

    Беспокоится Бездна, волнуется. Как встретят её? Издалека ещё начинает сама с собой разговаривать.

    А вот и красавица Сура совсем   рядом.  Её волны стараются забрызгать пеной, передразнивая куполами пузырей. Сура не заставляет Бездну как застенчивую гостью топтаться на месте, а увлекает её за собой.

    Поначалу Бездна пугается, хочет повернуть обратно. Она растеряна.

    «Какая же ты выдумщица!  - смеётся Сура. – Бежим вместе!»  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...