Конспект урока по русскому языку в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Кортукова Маргарита Ивановна

Тема: Правописание гласных в падежных окончаниях

имен существительных в единственном числе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok2018.docx21.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 5 классе

Тема: Правописание гласных в падежных окончаниях

имен существительных в единственном числе.

Цель: осмысление уже известных знаний, формирование умений и навыков по применению.

Планируемые результаты:

Личностные результаты освоения изучаемого учебного материала:понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

Метапредметные результаты освоения изучаемого учебного материала:

владение всеми видами речевой деятельности: адекватное понимание информации, способность извлекать информацию из различных источников,

овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания.

Тип урока: урок усвоения навыков и умений

Оборудование: раздаточный материал, мультимедийный проектор и презентация.

Ход урока:

Конспект

Примечания

1. Эмоциональный настрой на урок

Добрый день! Мы начали наш с вами урок русского языка с виртуальной экскурсии по залам картинной галереи под музыку П.И. Чайковского «Времена года». Надеюсь, она помогла Вам настроиться на урок.

Калейдоскоп картин великих русских художников о весне в сопровождении музыки.

(1 мин)

2. Мотивация учащихся на учебную деятельность

А я, в свою очередь, приглашаю Вас в путешествие по стране Знаний. Наш материк – Морфология, страна имени Существительного. Чтобы погода не испортила наше новое приключение, надо знать, какая погода на дворе.

Ваши одноклассники подготовили Вам загадку. Давайте разгадаем её.

1-й уч.: Своё название месяц получил в честь римского бога войны и охраны. В русский язык название пришло из Византии. С этого месяца начиналось русское «пролетие», а некоторых местах первый день этого месяца называют «новичок».

2-й уч.: До утверждения христианства месяц назывался сУхий, а также в народных месяцесловах – зимобор, протальник, грачевник, капЕльник, водотёк. Наши предки этот месяц величали – свистуном, ветроносом, катышем, солнечником, солнцегреем.

Отгадайте название месяца. К какой части речи оно принадлежит? Определите его склонение. Устно просклоняем его по «цепочке».



Приём «Историческая загадка»




Прием «Цепочка»

3.Актуализация знаний, формулировка темы урока,

постановка целей на урок

Откроем дружно мы тетрадь,

Число запишем без ошибок.

Не будем строчки мы марать,

Ведь этот мир так зыбок.

1)В март… и курица из лужицы напьется. 2) В март… день с ночью меряется, равняется. 3) Синичка в март... запела – весеннее тепло ворожит.

- Вставьте нужные окончания. Кто считает, что задание выполнит без ошибок, тот поставит себе на поля !. Кто считает, что испытает затруднение, тот поставит ?.Выполняем работу в карте урока. Проверим по образцу, проведем самооценку. У кого совпали знаки? Молодцы. Кто засомневался в своих силах, но справился с задачей? Вы тоже молодцы.

- Кто расскажет, как выполнял действия? (Определяем склонение и падеж имени существительного и вставляем букву).

Сформулируйте тему урока.

- Над чем сегодня будем работать?

(надо узнать, какую букву писать в окончаниях существительных; для этого нужно повторить склонение существительных и изменение их по падежам)

Запись в тетради:

Одиннадцатое марта

Классная работа

4. Отработка умений и навыков по теме урока

I. Фронтальный опрос:

1) Как узнать склонение существительного?

- По какой форме существительного определяем склонение?

- По какой морфеме?

- Сколько склонений в русском языке?

- Как распределяются по ним существительные?

2) Как определить падеж существительного?

3) Зачем важно знать склонение и падеж существительного?(Чтобы правильно написать его окончание).

II. Вставьте пропущенные буквы в окончаниях слов:

Пробираться по пустын…, бояться пустын…, узнать о пустын…, нет совест…, обязан своей совест…, вспомнить о совест…, поставить на балкон…

- Прочитайте слова.

- Почему в них можно допустить ошибки? Слышится [ И ], а должно писаться Е или И. Как же не допустить ошибок?

III. Эксперимент:

Просклоняйте 1-й ряд слова весна, почка; 2-й ряд – дождь, диван; 3-й – капель, рожь. Выделите в них окончания. Свои выводы запишите в таблицу №1 карты урока.

Сравните оба слова: чем они похожи и чем различаются? Какие окончания у вас получились?

Рассмотрите опорную таблицу и расскажите о написании Е - И в окончаниях существительных.

Вернёмся к заданию II. Поработаем в парах. Кто быстрее вставит букву, поднимет руку. Пара …. напишет на доске только окончания. Остальные проверят друг друга.

IV. Задание повышенной трудности:

  1. Вставьте окончания в однокоренных словах:

Ветвь - ветка, тетрадь – тетрадка, площадь – площадка, кровать – кроватка.

Перед выполнением задания поставьте знаки на поля. Кто поставил -!? Кто - ??

Проводим самопроверку. У кого совпали знаки? Кому ещё нужно время, чтобы запомнить правило?

  1. Найди ошибку:

Что может быть проще и прелестнее ландыша? Гирлянда беленьких колокольчиков на тонком стебле сияет в зелене длинных листьев. Отцветает ландыш на рубеже весны и лета, и на месте каждого опавшего цветка, словно из самого сердца, выливается по ярко-красной капле ягодки.

(По Н. Золотницкому)

5.Итоги работы

Очень долго мы писали,

И конечно, все устали.

Сядем дружно на пенёк,

Приключеньям подведём итог.

- Что я узнал на уроке?

- Чему научился?

- Чем запомнился урок?

- Самым трудным оказалось?..

- Я не умел, а теперь умею…

6. Рефлексия

На стене рисунок дерева (ствол и ветки). Выберите из карточек на столе ту, что отражает ваше настроение сейчас. Разместите выбранную карточку на картинке и посмотрим, что получится.

- Какая весна нас ждёт? Солнечная? Ранняя или затяжная?

7. Домашнее задание.

1 уровень: упражнение 535,& 97 – для тех, кому не все удалось.

2 уровень: Кому было познавательно, найти на просторах Интернета приметы весны, определить имена существительные, выделить их окончания и указать падеж.

3 уровень: Кому было очень интересно, тот придумает четверостишие о весне, о марте.

Окончить урок мне бы хотелось снова музыкой Чайковского…

Приём

« Три уровня домашнего задания»





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

План-конспект урока по русскому языку 1 класс, Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В

Учебник (УМК): Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Тема урока по русскому языку: Понятие звук. Выделение звука А....

Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"

                     Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...