Открытый урок по русскому языку на РМО
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Селякова Марина Андреевна

"Союз как служебная часть речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc147.5 КБ
Microsoft Office document icon marshrutnyy_list.doc1.33 МБ
Файл list_otsenivaniya.docx26.12 КБ

Предварительный просмотр:

Селякова Марина Андреевна

Филиал МБОУ СОШ п. Ключ жизни - «Филиал-ООШ д. Хмелинец»"

Учитель русского языка и литературы

Технологическая карта урока «Союз как служебная часть речи»

Предмет

Русский язык

Класс

7 В

Тема

Союз как служебная часть речи

УМК

М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростецова «Русский язык. 7 класс»- М.: Просвещение, 2016

Автор урока (ФИО, должность)

Селякова Марина Андреевна, учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение

Филиал МБОУ СОШ п. Ключ жизни - «Филиал-ООШ д. Хмелинец»

Республика/область

Российская Федерация, Липецкая область

Район

Елецкий район

Город/поселение

Деревня Хмелинец

Описание урока:

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цели урока

Предметные: углубить  знания о союзе как служебной части речи, развить умение распознавать в тексах союзы, выделять простые и составные союзы,  выявлять их функцию.

Коммуникативные: вырабатывать умения давать развернутые ответы на поставленные вопросы, формулировать собственное мнение и позицию, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.  

Регулятивные:  формирование умения работать в группе, в паре, осуществлять само – и взаимопроверку, находить и исправлять ошибки, оценивать результаты собственной деятельности. Личностные: формирование грамотной устной и письменной речи.

Познавательные: дополнять готовые информационные объекты, характеризовать языковые единицы.

Этап урока, цель этапа

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма

работы

Результат

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель:

осознанное

вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.

 

Приветствие.

(слайд 1)

-Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычный урок-на нём присутствуют гости. Давайте хорошо поработаем, чтобы показать, какие вы молодцы.

-Покажите, с каким настроением вы пришли сегодня на урок. Для этого возьмите в руки смайлик, соответствующий вашему настроению.    

    - Итак, у вас прекрасное настроение, и вы готовы работать на «отлично».

-А это мое настроение (показываю смайлик), и я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи вам, ребята!

- Сегодня на уроке мы будем путешествовать и посетим различные станции: «Орфографическую», «Занимательную», «Теоретическую» и «Практическую». Поэтому вы будете работать в маршрутных листах, которые находятся на ваших партах. Посмотрите и ознакомьтесь. Задания будут выполняться в маршрутном листе, а отметки перенесёте в оценочные листы ваших знаний. Они тоже у вас на партах, не забудьте заполнять его в течение урока.

     -Подпишите свои маршрутные и оценочные листы,  в конце урока вы их сдадите.

-Запишите в маршрутном листе число и вид работы:  _________ (дата)

 Классная работа.

(слайд 2)

Приветствуют учителя.

Показывают смайлик.

Проверяют готовность к уроку.

Показываю смайлик.

-Спасибо!

Фронтальная

Регулятивные: волевая саморегуляция

Актуализация.

Работа на определение темы урока и  фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель:

готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия;

обобщение ЗУН;

организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или его обосновании

Работа по вариантам (по рядам).

Самопроверка.

Объявление темы.

-В качестве групповой работы у вас будет задание по вариантам (второе задание в маршрутном листе). Ребята, не забываем о правилах сотрудничества, вы можете совещаться, советоваться в группе.

(слайд 3, 4, 5, 6,7, 8)

-А теперь проверим выполнение заданий. 1группа, по какому принципу вы делили слова по корзинам? Напишет слова из правой корзины на доске__________

Запишите эти слова в словарно-орфографическую работу.

2 группа, какое слово лишнее в каждом вагоне и почему? (обратите внимание, что имена существительные - это словарные слова) Запишет на доске слова своей группы_________________

3 группа запишет слова из кроссворда на доске_____________________

-Проверьте себя, всё ли правильно вы сделали, оцените по критериям.

(слайд 9)

-Ребята, чтобы понять слова какой части речи вы записали в словарно-орфографической работе, послушайте подсказку.

Объединять и связывать стараюсь

Я равных и неравных в нужный час,

Порою я совсем не повторяюсь,

Порою повторяюсь много раз.

Итак, какие же слова вы записали?

Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (акцентировать внимание, что это служебная часть речи)

(слайд 10)

Запишем тему урока.

Отвечают устно на вопросы.

Читают задания вслух

Выполняют самопроверку по слайду, оценивают себя, выставляют баллы.

-Союзы.

-Союз как служебная часть речи

Групповая

Индивидуальная

Регулятивные: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

Постановка проблемы.

Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения

Постановка цели урока.

Приём «Знаю - Хочу узнать -Узнал»  

Попробуйте сформулировать цель нашего урока?

(слайд 11)

- А теперь обратимся к маршрутному листу и заполним первый и второй  столбец таблицы.

(слайд 12)

Что у вас получилось?

Что ___________знает о союзе?

Что ___________хочет узнать об этой части речи?

С союзом вы уже знакомы, но многое ещё хотите узнать. Мы постараемся разобраться в поставленных вами вопросах сегодня на  уроке.

- Я предлагаю вам обратиться к словарям и познакомиться с этимологией слова союз. У ________ было опережающее задание - поработать с различными толковыми словарями и сравнить определения данного термина в словарях разных авторов.

-Такое различие в словарях объясняется чем, как ты думаешь? Какой можно сделать вывод?

Спасибо за интересный материал,__________________Молодец!

Возможно, союз обладает еще какими-то важными признаками. Сегодня мы попробуем это установить.

-Выяснить, что такое союз как служебная часть речи, научиться находить союзы в тексте, определить функции союзов. Планируемый ответ:

Я хочу…

Мне надо научиться…

Сегодня на уроке я могу…

Заполняют таблицу, комментируют.

Ученик (с опережающим заданием).

-Название “союз” появилось в XVII веке. В русском языке около 250 союзов.

В XIX веке в “Толковом словаре живого великорусского языка” Владимир Иванович Даль так определил значение слова “союз”: “Взаимные узы, связь, скрепа, соединение, смык, сцепление; часть речи, частичка, связующая слова”.  А в XX веке  в “Толковом словаре русского языка”  Сергея Ивановича Ожегова и Натальи Юльевны Шведовой слово “союз” было определено так: “В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения”.

 

-Различные определения  слова союз в словарях связаны с тем, что наука о языке постоянно развивается, и в XX веке ученые-лингвисты, используя достижения предшественников, дополняли информацию и знали о языке и его законах больше, чем ученые XIX века, что отразилось в словарях.

Фронтальная

Индивиду

альная

Индивиду

альная

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения; учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Познавательные: умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

Проектирование и фиксация нового знания. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации.

Реализация построенного проекта.

Цель: построение и фиксация нового знания.

Работа с маршрутным листом с  комментированием.

Прием «Кодировка»

Работа с учебником.

   

Прием «Умозаключение по аналогии»

Кластер

(слайд 13)

-Выполним задание, вставив пропущенные буквы

… бить  ,   про…ьба,      ко..ьба

(слайд 14)

-Перед вами закодированная информация. Чтобы её раскодировать, необходимо ответить на вопросы цифрами. Если всё выполните правильно,  получите номер страницы, на которой сможете найти нужную информацию, определение союза.

-Откройте  учебник на 146-й странице.

 -Прочитайте правило в параграфе самостоятельно.

-Что нового вы узнали о союзе?

(слайд 15)

-На какие группы вы бы разделили союзы?

-Впишите в маршрутный лист

- Какие союзы мы называем простыми и составными? Какие сочинительными и подчинительными?

 -Попробуйте составить кластер по прочитанному в параграфе материалу. Я вам немного помогу…(по составу, по функции)…..

(слайд 16)

-Проверьте правильность составления кластера.

Вставляют буквы.

Комментирует и вспоминает орфограммы______

Отвечают на вопросы кодировки.

Определяют номер страницы

Открывают учебники.

Читают материал параграфа, отвечают на поставленный вопрос.

Делают предположения по заданию, записывают в маршрутном листе.

Составляют кластер.

Проверяют.

Индивидуальная

Фронтальная

Индивидуальная

Индивидуальная

Индивидуальная

Регулятивные: проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы.

Познавательные: умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их; выбор критериев для обоснования своего суждения.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

.

Выполнение практического задания.

Работа над практическим заданием

Приём « Знаю - Хочу узнать -Узнал»        

Физкультминутка (зрительная гимнастика)

-И следующее задание будет практическим. Перед вами маршрутный лист. Задание № 8. Вставьте подходящие по смыслу союзы, заключите в овал только составные сочинительные союзы.

-Проверьте выполнение своей работы.

(слайд 17)

(слайд 18)

-А теперь обратимся к трём последним предложениям из выполненного практического задания.

(слайд 19)

-Попробуйте определить, что соединяют союзы в данных предложения.

-Кто начертит схемы предложений?

-В двух последних предложениях задайте вопрос от одной части сложного предложения к другой.

(слайд 20)

 -Какую функцию выполняют союзы?

(слайд 21)

-Союз-это количественно небольшая группа служебных слов, но по частоте употребления она занимает седьмое место. И главенствует в ней …как вы думаете, какой союз?

 -Кстати, очень любил этот союз А.С.Пушкин. Свидетельство тому - строки из его произведений.  Но прежде, чем обратиться к произведениям поэта, давайте вспомним, как связан месяц февраль с судьбой великого поэта? Кто помнит?

-Давайте вспомним отрывок из хорошо известной сказки А. С. Пушкина.

-Молодец, спасибо!

-Обратите внимание, как намеренно часто использует А.С. Пушкин союз и.-

-Что связывает союз –и- в данном отрывке?

-Какую функцию выполняет союз и?

(слайд 22) 

-На использовании союзов основано стилистическое средство художественной изобразительности, которое называется многосоюзием.

 

-А теперь, ребята, внимание! Перед вами строки из известного вам произведения А.С.Пушкина.

(слайд 23)

-Из какого произведения эти строки?

 

– Можно ли назвать этот небольшой отрывок текстом? 

-С помощью чего осуществляется грамматическая связь предложений в тексте? Что связывает предложения в тексте стихотворения?

-Какой можно сделать вывод о роли союза в тексте?

-А теперь вернёмся к нашей таблице и заполним третий столбец.

(слайд 24)

-Что у вас получилось?

-Ребята, устали? Чтобы снять напряжение с глаз и вернуть ваше внимание, проведём зрительную гимнастику. Ваша задача-следить за снежинкой на экране и несколько минут отдохнуть, наслаждаясь музыкой.

Пытаются выполнить задание.

Выявляют отклонения в собственной работе.

Планируют путь выхода из затруднения.

Работают с маршрутным листом в парах

по поиску и выделению информации.

Аргументируют ответ.

Анализируют предложения, аргументируют ответ.

-Соединительную и подчинительную

-Союз И

-10 февраля (по новому стилю) является важным событием в истории нашей страны. Это день памяти А. С. Пушкина.

Строки читает подготовленный ученик.

-Союз и связывает однородные члены предложения (однородные сказуемые)

-Соединительную функцию.

Отвечают -(«Полтава»)

-Да, потому что предложения связаны по смыслу и грамматически.

-С помощью союза И

-Союз является не только средством соединения однородных членов предложения и частей сложного предложения, но и средством художественной изобразительности, а также средством связи отдельных предложений в тексте.

Заполняют таблицу

Зачитывают написанное.

Выполняют зрительную гимнастику.

Парная

Фронтальная/индивидуальная

Парная

Фронтальная

Индивидуальная

Индивидуальная

Фронтальная,

Регулятивные: оценка, контроль, коррекция

Познавательные: умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

Включение в систему знаний и повторение.

Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление

ранее изученного при выполнении заданий практико-ориентированного, познавательного и компетентностного характера.

Выполнение упражнения  с помощью кластера и  краткой записи таблицы

Взаимопроверка

А теперь выполним задание №9 в маршрутном листе. Если у вас будут возникать затруднения, используйте кластер и записи в вашей таблице.

А теперь обменяйтесь с соседом по парте маршрутными листами, проверьте  друг у друга правильность выполнения задания и поставьте баллы. Не забывайте о правилах сотрудничества.

(слайд 25, 26)

Выполняют задание № 9  в маршрутном листе.

Взаимопроверка

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

Выполняют тесты в тетрадях на печатной основе на повторение самостоятельно.

Учитель просит выполнить упражнение.

 Откройте тесты  и выполните тест №30 в тетрадях на печатной основе. Но прежде, чем приступить к выполнению, поставьте себе отметку (посмотрим, оправдаются ли ваши надежды)

-Возьмите теперь ключи к тестам и проверьте правильность выполнения задания. Посмотрите, подтвердили ли вы выставленную ранее отметку.

(слайд 27)

Выполните упражнение 357 , подчёркивая грамматические основы предложений, союзы заключая в овал, расставляя знаки препинания.

Выполняют тесты.

Самопроверка.

Выполняют упражнение в тетради

Фронтальная

Индивидуальная

Познавательные: умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: соотнесение целей урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

Оценка деятельности учащихся.

Домашнее задание.

Подведение итогов, проведение самооценки

- До конца урока осталось несколько минут. Давайте, вспомним, какую цель вы поставили перед собой в начале урока.

-Удалось нам достичь этой цели?

-Что для себя открыли нового?

-Что было на уроке интересным, что трудным?

(слайд 28)

-Ребята, перед вами дерево знаний, и на нём уже есть некоторые сведения о союзе (листочки). Дополните его своими знаниями, полученными сегодня на уроке. Посмотрите в свои оценочные листы: если у вас 5 и 4 балла, то повесьте на дерево зелёный листик, если у вас есть 3 , то жёлтый, а если есть два балла, то красный листик. Пусть не всё сегодня получилось, но есть над чем работать. Я хочу вам сказать, что с малой удачи начинается большой успех.

С какими результатами вы пришли к концу урока и какую отметку вам поставить, я посмотрю в маршрутном и оценочном листе.

Сдайте листы. Собери _______,пожалуйста, листы.

-К следующему уроку вы подготовите параграф 58,  выполните упражнение 358. В качестве творческого задания будет написать синквейн на тему «Союз».

(слайд 29)

   Этот урок мне хотелось бы завершить словами выдающегося педагога Яна Амоса Коменского:

     «Считай несчастным тот день или час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию».   

     Очень хочется, чтобы на каждом уроке вы усваивали что-то новое и обязательно что-то прибавляли к своему образованию. Надеюсь, что этот урок не стал исключением.

     Спасибо за работу!

( слайд 30)

Анализируют результаты, слушают высказывания одноклассников,

сами оценивают свою работу и конечный результат

Записывают задания в дневник.

Группо вая Фронтальная

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений; планирование учебного сотрудничества


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Лист оценивания___________________________________________________

Деятельность

Оценка

Работа по вариантам

Практическое задание № 8

Практическое задание № 9

Упражнение

Тест №30

Лист оценивания___________________________________________________

Деятельность

Оценка

Работа по вариантам

Практическое задание № 8

Практическое задание № 9

Упражнение

Тест №30

Лист оценивания___________________________________________________

Деятельность

Оценка

Работа по вариантам

Практическое задание № 8

Практическое задание № 9

Упражнение

Тест №30


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 11 классе ""Источники расширения словарного состава современного русского языка. Заимствования"

Данный урок имеет своей целью: дать представление учащимся об источниках расширения словарного запаса современного русского языка; развивать способности к самостоятельному размышлению над поставле...

Открытый урок по русскому языку в 11Б классе на тему:"Работа с текстом. Отличие художественно-изобразительных средств языка от фигур речи."

Подготовка к ЕГЭ. Умение работать с текстом. Определять проблему и авторскую позицию. Овладеть навыками написания сочинения....

Открытый урок по русскому языку в рамках проведения регионального семинара учителей русского языка и литературы 15.10.2014

Урок русского языка в 5 классе"Правописание гласных в корнях слов" был проведен в рамках регионального семинара учителей русского языка и литературы....

Разработка открытого урока по русскому языку по теме: "Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе"

   Выпускникам 9 класса  предстоит сдавать устное собеседование по русскому языку. Какие умения помогут сделать это успешно?  Конечно, это умение грамотно, правильно и ...

Открытый урок по русскому языку в 9 классе. «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)

Конспект открытого урока по теме:«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)Дата проведения : 17.03.2021Цели урока:1) повторение, обобщение и систематизация полученных...