Конспект занятия по теме:"Морфемика"
план-конспект урока по русскому языку на тему

Аверкина Наталья Александровна
В данном конспекте приводятя примеры наиболее распространенных приемо винтерактиного обучения, с помощью которых могут достигаться положительные результаты в процессе обучения.
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponyatie_morfemy_kak_znachimoy_chasti_slova.docx45.79 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие морфемы как значимой части слова. Морфемный разбор слова.

Цели урока:

1)      Обобщить и систематизировать материал о составе слова, о типах и функциях морфем.

2)      Формировать представление учащихся о тесной взаимосвязи морфемного и словообразовательного разборов.

3)      Совершенствование навыков правописания.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Постановка цели урока.

Проверка домашнего задания. Написание словарного диктанта. Комментированное письмо, работа по цепочке  с графическим обозначением орфограмм.

Внимание, воображение, воспоминание, восприятие, дисциплинированность, самооценка, идентификация, индивидуальность, интуиция, меланхолик, темперамент, настойчивость, обоняние, обаяние, обобщение, остроумие, осязание, отношение, ощущение, припоминание, раздражение, рефлексия, самостоятельность, тестирование, умозаключение, уравновешенность, характер, целеустремленность, эволюция, эксперимент, эмоции.

3.Повторение и систематизация ранее изученного теоретического  

материала.

Фронтальный опрос-беседа с учащимися по вопрос

Что такое морфема?

Какие морфемы вы знаете? Что они обозначают?

В чем отличие корня от других морфем?

Как называются все морфемы, кроме корня?

Что такое однокоренные слова? Чем они отличаются от формы слова?

Что такое приставка, суффикс, постфикс?

Что такое основа слова?

Для чего нужны служебные морфемы?

В какой части слова заключено лексическое значение?

Какие части слова выражают грамматическое значение?

Почему морфемы можно разделить на словоизменительные (формообразующие)  и словообразовательные?

Какие части речи не имеют окончания?

Что такое нулевое окончание? Как его определить?

В какой части речи в слове можно выделить два окончания?

Вспомните орфографические правила, которые опираются на умение выделять морфемы в слове?

4.Отработка умений и навыков. Работа с раздаточным материалом.

Ступенчатый прием (ранжирование) — прием интерактивного обучения, в котором от учащихся требуется расположить собранные данные в определенной последовательности

Задание: расположите по степени значимости следующие утверждения так, чтобы получился порядок действий при определении способа образования слова.

Утверждение

Ранг

 1  Найди в слове суффикс

2  Определи способ образования слова

3.Найди корень слова

4.  Найди в слове приставку

Поиск соответствий — прием, в котором от обучающихся требуется провести аналогию слова или выражения с предложенными описаниями

Задание: Соотнеси термин и его определение.

https://moluch.ru/blmcbn/23947/23947.002.png

Прием «верно-неверно» заключается в том, что обучающиеся рассматривают утверждения и определяют их правильность. Задание: Определить правильность следующих утверждений.

Утверждение

Верно/Неверно

   1.Словообразование — это раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов.

2.  Корень — главная значимая часть слова, в которой заключается общее значение всех однокоренных слов.

3.  Слова не могут образовываться сложением основ.

4.  Чтобы определить способ образования слова, нужно сначала найти его корень.

Классификация — прием, в котором от обучающихся требуется распределить (классифицировать) слова по группам, категориям и т. п.

Задание: распределите слова в таблицу по способам образования (работа в малых группах).

Способ образования

1. Приставочный способ

Примеры слов

2. Суффиксальный способ

3. Приставочно-суффиксальный способ

4.  Сложение (основ или целых слов)

5. Сложение сокращенных слов

6. Переход одной части речи в другую

Ролевая игра — методический прием обучения речи по коммуникативной методике. Состоит из таких ситуаций, при которых каждый участник педагогического процесса получает вымышленную роль, т. е. проекция знаний в жизнь.

Задание. Обучающимся предлагается выбрать роль одной из морфем. Первым начинает игру студент с ролью корня. Он предлагает любой из корней, а остальные с ролями приставки, суффикса и окончания по очереди дополняют его корень.

Таким образом, обучающиеся  наглядно могут увидеть, как меняется значение слова после присоединения морфем.

 Собери слова, которые спрятались в других словах:

1)  Приставка в слове ПОДСЕЛ, а корень в слове СНЕЖОК, суффикс — УЧЕНИК, окончание — МАШИНКИ (подснежники);

2)    Корень в слове МОЛОДОСТЬ, суффикс — ПАЛЬЦЫ, окончание — ГОЛОВЫ (молодцы);

3)    Приставка в слове ЗАБОЛЕТЬ, корень — ПРИГОРОД, суффикс — ДЫРКА, окончание — СОБАКА (загородка);

4)  Корень в слове — ДВОРОВЫЙ, суффикс — ЕЖОВЫЙ, окончание — КРАСНЫЙ (дворовый);

5)   Приставка в слове УДИВИТЬ, корень — НАКАЗАНИЕ, суффикс — ВЫСОТКА, окончание — ЛАМПА (указка);

6)   Корень в слове ПОЗЕЛЕНЕТЬ, суффикс — ДОЧЕНЬКА, окончание — ГЕРБАРИЙ (зелененький).

6.Самостоятельная работа, выполнение тестового задания.

1.В каком ряду все слова однокоренные?

1.Дрожать, продрогнуть, вздрагивать;

2.кусать, закуска, вкусный;

3.воспитать, питание, подписка;

4.утроить, третий, трефовый.

2.В каком ряду во всех словах выделяется нулевое окончание?

1.Вбок, вброд, ввысь;

2.вверх, вдаль, взлет;

3.ввоз, вдох, взгляд;

4.вниз, вдоль, взмах.

3.В каком ряду все слова не имеют окончания?

1.Крюк, номер, насквозь;

2.мышь, здесь, четверо;

3.издавна, заново, лишь;

4.напрокат, самокат, вдоволь.

4.В каком слове выделяются два окончания?

1.Кареглазый;

2.что-либо;

3.семьдесят;

4.кафе-бар.

5.В каком ряду во всех словах выделенные морфемы являются словоизменительными (формообразующими)?

1.Наи-меньший, от-плыть, напева-я;

2.сдела-л-а, велич-айш-ий, наи-худший;

3.красив-ее, вынес-л-а, снов-а;

4.пере-пилить, ши-л-и, весел-ей.

 6.В каком ряду во всех словах выделяется приставка над-?

1.Надпись, надуманный, надоедать;

2.надрез, надомница, надувной;

3.надломленный, надкусить, надсечка;

4.надрубка, надрываться, надежность.

 7.  В каком ряду во всех словах выделяется приставка ис-?

1  Искалеченный, исколесить, искрометный;

2  искореженный, искоса, искательница;

3 искривленный, искуситель, исключительный;

 4  искупление, исклеванный, ископаемые.

  8.   В каком ряду во всех словах выделяется окончание -ите?

 1 Тратите, поднесите, толкните;

 2  хотите, красите, согните;

 3  строите, караулите, позволите;

4  берегите, подчеркните, соберите.

 9.   В каком слове есть суффикс -чик-?

1  Пончик;  

2   зайчик;  

3  ключик;

4  грузчик.

7.Подведение итогов урока.

Домашнее задание: составить словарный диктант (30-40 слов) на тему «Искусство», повторить правила  правописания приставок (пре/при;

на  -с-/-з-)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме "Проектирование КТД на заданную тему"

Конспект занятия по программе дополнительного образования детей "Радуга"...

Конспект занятия по теме "Осенний листик", самоанализ занятия.

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей ЦДТ «Светлячок»Занятие в объединении «Бусинка за бусинкой» по теме:«Осенний листик»Дата: 12 ноября 2013Время: 13.00– 13.45Мес...

Конспект занятия по теме: « Звук Л в закрытых слогах и в позиции на конце слова» (индивидуальное логопедическое занятие для дошкольника старшего возраста)

Отражён комплексный подход при коррекции звукопроизношения : включены упражненияпо развитию слухового восприятия, речевого дыхания, ручной умелости,по авктивизации процессов внимания, памяти и л...

Конспект урока по теме "Морфемика. Словообразование. Орфография"

Данная разработка предназначена для повторения по  теме  "Морфемика. Словообразование. Орфография" - 5 класс к учебнику Ладыженской и др. Урок построен  по технологии модульно...

План-конспект занятия по теме: «Путешествие в страну английского языка посредством применения игровых приемов на занятии» для учащихся первого года обучения

Тема занятия: «Использование приемов игровой технологии на занятиях по     английскому языку».Цель: создать условия для формирования у учащихся положительной мотивации ...