Рабочая программа по русскому языку 8 класс
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему

Кузнецова Людмила Николаевна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab._progr._russkiy_yazyk_8_klass.docx52.95 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена  и одобрена на заседании                                         Утверждена руководителем

кафедры русского языка и литературы                               образовательного   учреждения

Заведующий   кафедрой______________                                       ____________/_______________/                                   /_____________________________/                                          «___»_________________2018 г.

                                                                                            «___»____________________2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса  «Русский язык» в 8А, 8Б, 8В классах

                                                  Составитель: Кузнецова

                                                                                   Людмила Николаевна,

                                            учитель русского языка

                         и литературы

2018-2019 учебный  год

     Настоящая программа по русскому языку для 8А, 8Б, 8В классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык для 5-9 классов. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2011. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Учебник русского языка 8 класс (Авторы: Л. Тростенцова, Т. Ладыженская и др. М.: «Просвещение», 2018 г.) рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации.                                            

     Программа составлена для учащихся 8А, 8Б, 8В классов и рассчитана на 105 часов:

87 часов + 18 часов развития речи.

    Программа по русскому языку для 8 классов основной общеобразовательной школы является четвёртым шагом реализации основных идей ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризует направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык» в 8 классе

Личностными результатами освоения программы по языку в 8 классе являются: 1)понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных,        творческих и моральных качеств личности;                                                                                    

2)осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;

3)достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.  

Формирование личностных УУД на уроках русского языка осуществляется в процессе работы с текстами через личностную оценку прочитанного, аргументацию своего отношения к событиям, представленным в текстах, создание творческих работ.

Метапредметными результатами освоения выполнения программы по русскому языку в 8 классе являются: 

1) владение всеми видами речевой деятельности:

-адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

-владение разными видами чтения;

-адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

-способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

-овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;

-умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

-способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

-умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;

-умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;

-способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

-владение различными видами монолога и диалога;

-соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; ---соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

-способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

-способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; -умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

-умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни:

-способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;

-применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.)

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми

-в процессе речевого общения;

-совместного выполнения какой-либо задачи;

-участия в спорах, обсуждениях;

-овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения программы по русскому языку (родному) языку в 8 классе является сформированность следующих умений:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6)опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7)проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

  1. понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

 

Содержание тем учебного курса.

Функции русского языка в современном мире (1+1ч.)

Повторение пройденного в 5-7 классах (8 +3ч.)

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

Словосочетание ( 6+1ч.)

  1. Повторение пройденного о словосочетании в 5 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
  2. Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

Простое предложение (4+2ч.)

  1. Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
  2. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.
  3. Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.

Простые двусоставные предложения (14+1 ч.)

Главные члены предложения

1.Повторение пройденного о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

2. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием. Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.

3. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.

Второстепенные члены предложения

  1. Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение.  Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное). Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
  2. Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
  3. Ораторская речь. Ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.

Простые односоставные предложения (10+3 ч.)

 1.Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом  сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные), и подлежащим (назывные). Синонимия односоставных  и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.

2. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как                                синтаксическими синонимами. Умение пользоваться  в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.

3. Рассказ на свободную тему.

Неполные предложения

Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложных предложениях.

Однородные члены предложения (11+2 ч.)

  1. Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях. Вариативность постановки знаков препинания.
  2. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
  3. Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).

Обращения, вводные слова и междометия (12+2ч.)

1. Повторение изученного об обращении. Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложениях. Одиночные и парные знаки препинания. Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.

2. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, водными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.

3. Публичное выступление на общественно значимую тему.

Обособленные члены предложения (13+1 ч.)

1. Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.

2.  Умение интонационно правильно произносить предложения обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.

3. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

Прямая и косвенная речь (5+1 ч.)

1. Повторение изученного  о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи. Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании. Синтаксическая синонимия предложений с прямой речью, их тестообразующая роль.

2. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.

3. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.

Повторение и систематизация пройденного в 8 классе (4+1 ч.)

Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).

Календарно – тематическое  планирование курса «Русский язык»

в 8А, 8Б, 8В классах

№ п/п

Наименование разделов и тем

 Количество часов

Планируемая дата проведения урока

Фактическая дата проведения урока

1 четверть-27 часов

Общие сведения о языке  

2 (1+1)

1

Роль и место русского языка в современном мире, в жизни современного общества, государства.

2

«Русский язык – созидательное творчество русского народа». Р.Р.Сочинение - миниатюра «Что значит работать над языком?»

Повторение изученного в 5 – 7 классах

11 (8+3)

3

Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения.

4

Знаки препинания в сложном предложении

5

 Разделительные и выделительные знаки препинания.

6

Входной контрольный диктант

7

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

8

Буквы Н, НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

9

Буквы Н, НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

10

Р.Р. Комплексное изложение текста.

11

Р.Р.Упражнение  № 27: 1-я ч. – сжатое изложение, 2-я ч. – подробное изложение

12

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.

13

Р.Р. Сочинение в форме письма. Упражнение № 36.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Словосочетание

7 (6+1)

14

Основные единицы  синтаксиса

15

Р.Р. Текст как единица синтаксиса

16

Предложение как основная единица синтаксиса.

17

Словосочетание как единица синтаксиса.

18

Основные виды словосочетаний.

19

Синтаксические связи слов в словосочетаниях.

20

Синтаксический   разбор словосочетания.

Простое предложение

4 (2+2)

21

Грамматическая (предикативная) основа предложения.

22

Р.Р. Изложение по упр. 76 «Если бы я поехал в Санкт-Петербург…»

23

Порядок слов в предложении. Интонация. Логическое ударение.

24

Р.Р. Описание памятника культуры. Сочинение - описание архитектурного памятника.

Двусоставные предложения

15 (14+1)

25

Главные члены двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего.

26

Виды сказуемого. Простое глагольное сказуемое и способы его выражения.

27

Контрольный диктант по итогам 1 четверти

28

2 четверть- 21 час

Составное глагольное сказуемое. Элементы составного глагольного сказуемого.

29

Составное именное сказуемое, способы его выражения.

30

Составное именное сказуемое, способы его выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого.

31

Тире между подлежащим и сказуемым.

32

Тире между подлежащим и сказуемым.

33

Роль второстепенных членов в предложении.

34

Дополнение  (прямое и косвенное).

35

Характеристика человека как вид текста. Строение данного текста, его языковые особенности. Упражнения № 128 – 132,162-166

Р.Р. Сочинение-характеристика

36

Определение (согласованное, несогласованное). Способы выражения определения. Трудные случаи согласования определений с определяемым словом.

37

Приложение как разновидность определения.

38

Обстоятельство. Способы выражения обстоятельства.

39

Синтаксический разбор двусоставного предложения.

Односоставные предложения

13 (10+3)

40

Главный член односоставного предложения.

41

Назывные (номинативные) предложения.

42

Определенно-личные предложения.

43

Неопределенно-личные предложения.

44

Обобщенно-личные предложения.

45

Р.Р. Инструкция

46

Безличные предложения

47

Р.Р. Сочинение-рассуждение на нравственно-этическую тему. Упражнения № 207, 209 – по выбору.

48

Контрольный диктант по итогам 2 четверти

49

3 четверть-30 часов

Неполные предложения.

50

Синтаксический разбор односоставных предложений

51

Повторение по теме «Односоставные предложения»

52

Р.Р. Информационная переработка текста. Составление плана, конспекта. Упражнение № 221.

Простое осложненное предложение

1

53

Простое осложненное предложение

Предложения с однородными членами предложения

13 (11+2)

54

Понятие об однородных членах предложения.

55

Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них.

56

Р.Р. Изложение – сравнительная характеристика по упр. 242

57

Предложения с  однородными и неоднородными определениями.

58

Предложения  с однородными  членами, связанными сочинительными союзами, и пунктуация при них.

59

Синонимия простых предложений с однородными членами, связанными сочинительными союзами, и сложносочиненных предложений.

60

Р.Р. Особенности строения текста. Сочинение – сравнительная характеристика двух знакомых лиц по упр. 264

61

Предложения с обобщающими словами при однородных членах и знаки препинания при них.

62

Синтаксический разбор предложения с однородными членами.

63

Пунктуационный разбор предложений с однородными членами

64

Повторение по теме «Предложения с однородными членами»

65

Контрольный диктант по теме «Предложения с однородными членами»

66

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

Обособленные члены предложения

14 (13+1)

67

Понятие об обособлении

68

Обособление определений. Выделительные знаки препинания при них.

69

Обособление согласованных  и несогласованных определений.

70

Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения.

71

Р.Р. Рассуждение на дискуссионную тему. Сочинение-рассуждение на основе самостоятельной интерпретации смысла фрагмента текста – упр. 302

72

Обособление согласованных приложений. Выделительные знаки при них.

73

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием. Выделительные знаки препинания при них.

74

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом.

75

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.

76

Синтаксические конструкции с союзом КАК. Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК.

77

Обособление уточняющих членов предложения. Выделительные знаки препинания при них.

78

Контрольный диктант по итогам 3 четверти 

79

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с обособленными членами

80

4 четверть -27 часов

Систематизация и обобщение изученного  по теме «Обособленные члены предложения».

Обращение

4 (3+1)

81

Назначение обращения

82

Распространенные обращения

83

Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращений.

84

Р.Р. Русский речевой этикет. Составление текста официально-делового стиля. Деловое письмо. Упражнение № 360.

Вводные и вставные конструкции

10 (9+1)

85

Вводные конструкции

86

Группы вводных конструкций по значению

87

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях.

88

Р.Р. Сочинение-рассуждение о культуре поведения по упр. 375

89

Вставные слова, словосочетания и предложения

90

 Систематизация и обобщение изученного по теме «Вводные и вставные конструкции».

91

Междометия в предложении

92

Синтаксический и пунктуационный  разбор предложений со словами, словосочетаниями, предложениями, грамматически не связанными с членами предложения.

93

Контрольный диктант по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения»

94

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

Синтаксические конструкции с чужой речью

6 (5+1)

95

Понятие чужой речи. Чужая речь и комментирующее высказывание.

96

Прямая и косвенная речь. Косвенная речь

97

Предложения с прямой речью. Диалог как вид прямой речи.

98

Р.Р. Рассказ. Сжатое изложение по упр. 418

99

Цитата

100

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью.

Систематизация и обобщение изученного в 8 классе

5 (4+1)

101

Синтаксис и морфология как разделы грамматики.

102

Синтаксис и пунктуация. Пунктуация как средство оформления письменной речи.  

103

Р.Р. Подробное изложение по упр. 441

104

Синтаксис и культура речи Синтаксис и орфография

105

Контрольный диктант по итогам учебного года

Итого

105 (87+18)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....