Брейн-ринг "Знатоки русского языка"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Малахова Ольга Борисовна

разработка мероприятия на Неделе русского языка для 7-х классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект мероприятия20.3 КБ
Файл презентация2.5 МБ
Файл kriterii_breyn_ring.docx16.86 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий брейн-ринга «Знатоки русского языка»

Приветствую всех на интеллектуальной игре. Здесь собрались люди, любящие русский язык. Итак, начинаем брейн-ринг «Знатоки русского языка».

А что значит брейн –ринг? Слово пришло из английского языка. Что означает? (брейн - мозг, ринг – арена). Приглашаю вас продемонстрировать на арене ваши интеллектуальные способности в области русского языка.

Условия игры будут оглашаться в начале каждого РАУНДА. Победителем игры станет  та команда, которая за всю игру наберет большее количество баллов.

Баллы считает жюри. Представляю вам его.

Право ответа принадлежит той, команде, которая первая поднимет руку.

За тем, кто быстрее поднимет руку, будет следить секундант.

Каждая команда выбирает капитана команды. Он либо сам отвечает на вопрос или называет того, кто будет отвечать на вопрос.

Представьтесь, капитаны команд.

1 раунд. Разминка

Условия: за каждый правильный ответ – 1 балл

1.Мельница ветреная или ветряная?

2.Сколько звуков в слове приём? (6)

3.Свёкла или свекла?

4. Как называются слова слизать сметану- слезать с дерева, мечи у воинов – мячи футбольные? (омофоны)

5.Назовите по порядку пять дней недели, используя только наречия? (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

6.Не меняя слово, превратите существительные дорога, марка, сера в прилагательные. (ударение поставить на последний слог).

Итоги промежуточные.

2 раунд. О знаках препинания

Условия: за каждый правильный ответ – 1 балл и + 1 балл за каждое правильное объяснение.

  1. Расставьте знаки препинания в предложении (листочки с напечатанным текстом)- 1 мин.

Отколе умная бредёшь ты голова  (Отколе, умная, бредёшь ты голова?- обращение разорвано, вопросительное предложение)

  1. Какой знак препинания был введен Н.М. Карамзиным? –  (тире - 3 балла)

С переводе с французского это название обозначает «тянуть» .- (2 балла)

Tirer – тянуть

  1. Какие знаки препинания могут стоять в начале предложения?

 ( тире(1б) – диалог(1б), кавычки (1б) – прямая речь, цитирование(1б), многоточие (1б) – для обозначения логического и содержательного разрыва в тексте(1б))  

  1. Перед вами два предложения. Почему во вторник Петя встретил меньше приехавших?

В понедельник Петр встретил на вокзале мать сестру брата своего товарища.

Во вторник Петр встретил на вокзале мать сестру брата своего товарища.

(запятые расставлены д.б. так: 1)мать, сестру, брата, своего товарища ;

2)мать, сестру, брата своего товарища)

  1. Какие знаки препинания нужно поставить между 4 и 5, чтобы:

1) получилось число > 4, но < 5? (4,5 – 1 б)

2) получилось число меньше 1? (4:5 – 1 б)

   6. Один мальчик написал о себе следующее:

     «Всех пальцев у меня 205 на 1-й руке, столько же на другой, а на обеих ногах 10».  

       Вопрос: «Почему он оказался таким?»  (пропущено двоеточие после 20)

3 раунд . Фразеологизмы

  1. Замените фразеологизмом слова (макс – 4 балла)
  • Опозориться (сесть в калошу)
  • Обманывать (водить за нос)
  • Мало ( кот наплакал, с гулькин нос, капля в море)
  • Неожиданно (как снег на голову)
  1. Узнайте фразеологизм по картинкам

Условие: по 1 баллу за каждый правильный ответ +1 балл за каждое правильное объяснение.

  • Лить крокодиловы слёзы – фальшивое проявление сожалений , раскаяний
  • Считать ворон – быть невнимательным
  • Точить зубы – испытывать чувство злобы
  • Делать из мухи слона – придавать чему-либо незначительному , маловажному большое значение
  • Как рыба в воде – чувствовать себя уверенно, непринуждённо
  • Строить глазки – кокетничать, бросать выразительные взгляды на кого-либо
  • Льет как из ведра – очень сильный поток, проливной дождь
  • Водой не разольёшь – дружны, неразлучны
  • Мчаться на всех парусах – очень быстро.

4 раунд. Конкурс капитанов.

Запишите предложение под диктовку. Стартовый балл – 10. В предложении 10 сложных орфограмм. За каждую ошибку – минус 1 балл

На террасе сидит Аввакум Кириллович и потчует ветчиной и винегретом коллежского асессора Фаддея Аполлоновича.

5 раунд. Поединок числительных.

За 1 минуту вспомните как можно больше литературных произведений, в названии которых есть числительные. Победит та команда, которая назовет произведение последней. Это получит сразу 5 баллов. Время.

  1. Два капитана
  2. Три мушкетёра
  3. Тринадцатый подвиг Геракла
  4. Три поросёнка
  5. Выхожу один я на дорогу
  6. Волк и семеро козлят
  7. Пятнадцатилетний капитан
  8. 12 месяцев
  9. 20 тысяч лье под водой
  10. 80 дней вокруг света
  11. 38 попугаев
  12. Трое из Простоквашино
  13. Три медведя
  14. Трое в лодке, не считая собаки
  15. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
  16. Али- Баба и 40 разбойников
  17. Три толстяка
  18. Тысяча и одна ночь

 6 раунд. Блиц.

Этнохоронимы.

Что это? Это название жителей определенной местности

Условие: назовите жителей городов. За каждый правильный ответ – 1 балл. На обдумывание 10 секунд.

Псков  (псковичи)

Уфа    (уфимцы)

Томск   (томичи)

Курск   (куряне)

Архангельск  (архангелогородцы)

Братск – братчане

Тула – туляки

7 раунд. Члены предложения.

Установите, каким членом предложения является слово время во всех случаях.

Дорого вовремя (обстоятельство) время (подлежащее),

Времени (дополнение) много и мало.

Долгое время (подлежащее) – не время (сказуемое),

Если оно миновало.

С. Я. Маршак

 8 раунд. Контекст

Условие: объясните значение слова грамотный в словосочетаниях.1 минута на все словосочетания.

Грамотный инженер – «обладающий знаниями в определенной области»

Грамотное сочинение – «не содержащее ошибок»

Грамотный чертеж – «выполненный со знанием дела»

Грамотный ученик – «умеющий правильно, без ошибок, писать и говорить».

9 раунд. Анаграмма.

Условие: переставляя буквы в словах, составьте новое слово. Например, тапир – пират.

Появляться будет по одному слову. Отвечает команда, поднявшая руку первой.

Роман   (норма)

Атлас   (салат)

Тёрка   (актёр)

Набор   (барон)

Автор  (товар)

Среда   (адрес)

10 раунд Начни пословицу.

Условие: перед вами появятся пять концовок пословиц. Ваша задача назвать их начало.

За каждую пословицу – по 1 баллу.

  1. ….. – потехе час. (Делу время)
  2. …..  – ни одного не поймаешь (За двумя зайцами погонишься)
  3. … , а две лучше. (Одна голова хорошо)
  4. ….. – лишь бы не плакало. (Чем бы дитя не тешилось)
  5. …. , а товарища выручай. (Сам погибай)

Дополнительно (если останется время)

11 раунд. Части речи. Супер-блиц (1 человек от команды)

  1. Туристы расположились вокруг костра. (предлог)
  2. Не мешай слушать, после расскажешь. (наречие)
  3. Напротив дома вырос сад. (предлог)
  4. Идти впереди. (наречие)
  5. Вблизи берега реки росли густые камыши. (предлог)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Неделя русского языка и литературы Брейн – ринг «Знатоки русского языка»

Слайд 2

Неделя русского языка и литературы 1 раунд РАЗМИНКА

Слайд 3

Неделя русского языка и литературы 2 раунд О ЗНАКАХ ПРЕПИНАНИЯ

Слайд 4

Неделя русского языка и литературы 1. Расставьте знаки препинания. Объясните постановку. Отколе умная бредёшь ты голова

Слайд 5

Неделя русского языка и литературы 2. Какой знак препинания был введен Н.М. Карамзиным? С переводе с французского это название обозначает «тянуть». Tirer – тянуть

Слайд 6

Неделя русского языка и литературы 3 . Какие знаки препинания могут стоять в начале предложения? Объясните. Диалог « Прямая речь … Логический и содержательный разрыв в тексте

Слайд 7

Неделя русского языка и литературы 4. Перед вами два предложения. Почему во вторник Петя встретил меньше приехавших? 1. В понедельник Петр встретил на вокзале мать сестру брата своего товарища. 2. Во вторник Петр встретил на вокзале мать сестру брата своего товарища.

Слайд 8

Неделя русского языка и литературы 5. Какие знаки препинания нужно поставить между 4 и 5, чтобы: 1) получилось число > 4, но < 5 2) получилось число меньше 1

Слайд 9

Неделя русского языка и литературы 6. Один мальчик написал о себе следующее: «Всех пальцев у меня 205 на 1-й руке, столько же на другой, а на обеих ногах 10». Вопрос: «Почему он оказался таким?»

Слайд 10

Неделя русского языка и литературы 3 раунд ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

Слайд 11

Неделя русского языка и литературы Замените фразеологизмом слова опозориться обманывать мало неожиданно

Слайд 12

Неделя русского языка и литературы 2. Узнайте фразеологизм по картинке. Объясните значение.

Слайд 14

Неделя русского языка и литературы 4 раунд КОНКУРС КАПИТАНОВ

Слайд 15

Неделя русского языка и литературы Запишите предложение под диктовку. Стартовый балл – 10 Каждая ошибка – минус 1 балл На те рр асе сидит А вв акум Кири лл ович и по т чует ве т чиной и в ине гретом ко лл ежского а сесс ора Фа дд ея Апо лл оновича.

Слайд 16

Неделя русского языка и литературы 5 раунд Битва за Имя числительное

Слайд 17

Неделя русского языка и литературы За 1 минуту вспомните как можно больше литературных произведений, в названии которых есть числительные. Победит та команда, которая назовет произведение последней.

Слайд 18

Неделя русского языка и литературы 6 раунд Этнохоронимы

Слайд 19

Неделя русского языка и литературы Псков Уфа Томск Курск Архангельск Братск

Слайд 20

Неделя русского языка и литературы 7 раунд ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Слайд 21

Неделя русского языка и литературы Определите, каким членом предложения является слово время . Дорого вовремя время, Времени много и мало. Долгое время – не время, Если оно миновало. С. Я. Маршак

Слайд 22

Неделя русского языка и литературы 8 раунд КОНТЕКСТ

Слайд 23

Неделя русского языка и литературы Объясните значение слова грамотный в словосочетаниях 1. Грамотный инженер 2. Грамотное сочинение 3. Грамотный чертёж 4. Грамотный ученик

Слайд 24

Неделя русского языка и литературы 9 раунд АНАГРАММА

Слайд 25

Неделя русского языка и литературы Переставляя буквы в словах, составьте новое слово РОМАН АТЛАС ТЁРКА НАБОР

Слайд 26

Неделя русского языка и литературы 10 раунд НАЧНИ ПОСЛОВИЦУ

Слайд 27

Неделя русского языка и литературы ……. – потехе час. …….. – ни одного не поймаешь. ……., а две лучше. ……- лишь бы не плакало. ….., а товарища выручай.

Слайд 28

Неделя русского языка и литературы Туристы расположились вокруг костра. Не мешай слушать, после расскажешь. Напротив дома рос сад. Вблизи берега реки росли камыши.



Предварительный просмотр:

Лист оценивания ответов команд

Раунды

1 раунд Разминка

1б – за ответ

Итого

1 раунд

Вопросы

1

2

3

4

5

6

Раунды

3 раунд Фразеологизмы

1б – за ответ

+1б - объяснение

Итого

3 раунд

Вопросы

1

2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Раунды

2 раунд О знаках препинания

1б – за ответ

+1б - объяснение

Итого

2 раунд

Вопросы

1

2

3

4

5

6

Раунды

4 раунд Конкурс капитанов

Стартовый балл – 10

Каждая ошибка – минус 1 балл

Итого

4 раунд

Количество ошибок

Раунды

5 раунд Битва за имя числительное

Команда, назвавшая произведение последней получает 5 баллов

Итого

5 раунд

Раунды

7 раунд Члены предложения

1б – за ответ

Итого

7 раунд

Вопросы

1

2

3

4

5

Раунды

6 раунд Этнохоронимы

1б – за ответ

Итого

6 раунд

Вопросы

1

2

3

4

5

6

Раунды

8 раунд Контекст

1б – за ответ

Итого

8 раунд

Вопросы

1

2

3

4

Раунды

9 раунд Анаграмма

1б – за ответ

Итого

9 раунд

Вопросы

1

2

3

4

Сводная ведомость

раунды

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Всего

Раунды

10 раунд Начни пословицу

1б – за ответ

Итого

10 раунд

Вопросы

1

2

3

4

5

Победитель игры

_________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...