Конспект урока по русскому языку в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Конспект урока по теме "Двойная роль букв е, ё, ю, я" 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_russkogo_yazyka_v_5_klasse.docx26.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока русского языка в 5 классе

Учитель русского языка и литературы

Радькова Анна Александровна

Тема урока: Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.

Предметные цели урока:

  • Ознакомление с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я; с тем, что данные буквы могут обозначать один и два звука. Отработка первичных умений и навыков учащихся.
  • Умение различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука.

Метапредметные цели урока:

Познавательные УУД: умение работать со справочной литературой, постановка и решение проблемы.

Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку.

Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи.

Личностные: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников, привитие учащимся интереса к урокам русского языка, любви к русскому языку, воспитание внимания и активности учащихся на уроке, умения обобщать и делать выводы.

Оборудование: учебник, обобщающие таблицы

Тип урока: урок - рефлексия

Прогнозируемые результаты: учащиеся различают позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука; называют звуки, обозначаемые этими буквами; отрабатывают первичные умения и навыки.

Ход урока

I. Оргмомент. Запись даты

II. Проверка домашнего задания.

Вопросы классу:

  • В каких сочетаниях мягкий знак для обозначения мягкости согласных не пишется?
  • Как обозначается мягкость л перед другими согласными?

-   Как правильно следует произносить слова, вынесенные в рамочку?

III. Орфографическая диктовка.(Один ученик пишет на доске, остальные в тетрадях)

Маленькая дочка, помощник отца, нянчить малыша, хищный зверь, вечный спорщик, починил зонтик.

  1. Объяснение нового материала
  1. Вопросы классу:
  • Сколько букв в русском алфавите?
  • Сколько гласных звуков в русском языке? Назовите их. Назовите гласные буквы.
  • А почему гласных букв 10, а гласных звуков 6?

- Сегодня мы будем говорить о буквах Е, Ё, Ю, Я. Эти буквы – особенные и ведут себя в разных словах совершенно по– разному: иногда они обозначают только один звук, а иногда – два, причем сразу, одноврЕменно.

2. Запись на доске темы урока: Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я

3. Задание: Познакомьтесь с таблицей и сделайте вывод, когда буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а когда - два звука.

мера

ем

боец

отъезд

полёт

ёлка

приём

съёмка

клюв

юг

каюта

вьюга

сяду

яблоко

стоят

обезьяна

4. Ученики формулируют правило.

Таблица-схема

Обозначают мягкость согласного (один звук)

Обозначают два звука, если стоят:

в начале

слова

после Ъ и Ь

после

гласных

Мера - [ м‘]

е – [э]

ем - [й] [э]

отъезд - [й] [э]

Боец - [й][э]

полёт - [ л‘]

ё – [о]

ёлка -[й] [о]

съёмка -[й] [о]

приём - [й][о]

клюв - [ л‘]

ю – [у]

юг - [й] [у]

вьюга - [й][у]

каюта - [й][у]

сяду - [с‘]

я – [а]

ясный - [й] [а]

обезьяна- [й][а]

стоят - [й][а]

5. Чтение материала параграфа 60 в учебнике стр. 141-142

6. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «КАК ЖИВЕШЬ?»

V. Закрепление материала

1. Учитель: - В левый столбик выпишите слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, в правый – слова, в которых эти буквы обозначают один звук. (Один ученик пишет на доске, остальные – в тетрадях).

Белый, вялый, вьюн, въезд, ёрш, ель, ем, мёд, мять, нёс, мера, любовь, заехать, поют, объявления, яд, юмор.

2. Учитель:

- В некоторых иноязычных словах эти буквы не всегда подсказывают нам, как надо правильно произнести слово. Посмотрим на упражнение № 313, прочитаем задание, выполним письменно. (Чтение слов в рамочке, объяснение значения данных слов)

Ателье - «мастерская по пошиву одежды», «мастерская живописца»

Кашне- шейный платок или шарф, укрывают шею и нижнюю часть лица, включая нос, в холодную или сырую ветреную погоду.

Модель - 1. образец, образцовый экземпляр какого-н. изделия (спец.). Модель товара. Модель платья. 2. Воспроизведенный, обычно в уменьшенном виде, образец какого-и. сооружения (тех.). Модель машины. 3. Тип, марка, образец конструкции. Автомобиль новой модели.

Свитер - предмет вязаной одежды для верхней части тела без застёжек, с длинными рукавами и характерным высоким двух- или трёхслойным воротником, облегающим шею.

Партер - Часть театральной залы, ниже уровня сцены, занятая зрителями.

Шоссе - автомобильная дорога с твёрдым покрытием.

3.Выполнение упр.313 письменно.

4.Упр. 311 устно (если останется время)

VI. Рефлексия
- Чему был посвящен урок? (Двойной роли букв е, ё, ю, я).

- Когда буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука? (Когда стоят в начале слова, после гласных и после разделительных знаков).

-Какие затруднения мы испытали? (Гласных букв 10, а звуков только 6).

- Что помогло нам их преодолеть? (умение различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука).

-Оцените свою деятельность на уроке,  пользуясь диагностической картой.

 

 

 ?

Узнал, что буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, какие звуки они могут обозначать, но не до конца научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

 

    !

 Научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Я скажу себе: « Я работал хорошо!»

 Смеющийся смайл - обозначение текстового

Научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!» Нарисую смайлик

XI. Домашнее задание. 

Параграф 61, упражнение 312

Диагностическая карта.

 

 

Узнал, что буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, какие звуки они могут обозначать, но не до конца научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

 

    

 Научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Я скажу себе: « Я работал хорошо!» Поставлю восклицательный знак.

 

Научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!» Нарисую смайлик.

Диагностическая карта

 

 

Узнал, что буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, какие звуки они могут обозначать, но не до конца научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

 

    

 Научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Я скажу себе: « Я работал хорошо!» Поставлю восклицательный знак.

 

Научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!» Нарисую смайлик.

Диагностическая карта

 

 

Узнал, что буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, какие звуки они могут обозначать, но не до конца научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

 

    

 Научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Я скажу себе: « Я работал хорошо!» Поставлю восклицательный знак.

 

Научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!» Нарисую смайлик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

План-конспект урока по русскому языку 1 класс, Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В

Учебник (УМК): Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Тема урока по русскому языку: Понятие звук. Выделение звука А....

Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"

                     Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...