Рабочая программа по русскому языку 10 класс
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему

Рабочая программа по русскому языку 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_rus.yaz_._10_klass.docx42.78 КБ

Предварительный просмотр:

Календарное поурочно-тематическое планирование по русскому языку для 10 класса

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»

В результате изучения русского языка в 10 классе учащиеся должны:

Знать/понимать

-связь языка и истории, культуры русского народа;

-смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

-основные единицы языка, их признаки;

-орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка, нормы речевого поведения;

Уметь

-осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;

-проводить лингвистический анализ текстов различных стилей;

Аудирование и чтение - использовать основные виды чтения;

- извлекать необходимую информацию из различных источников;

Говорение и письмо

-создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;

-применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского языка;

-соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

-соблюдать нормы речевого поведения;

-использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.

Содержание программы учебного предмета

Общие сведения о языке (7 ч.)

Роль языка в обществе. «Язык каждого народа создан самим народом» (К.Д.Ушинский). История развития русского языка. Периоды в истории развитии русского языка. Место и назначение русского языка в современном мире. Стилистические функции устаревших форм слова. Культура речи.

Фонетика. Орфоэпия. Орфография (4 ч.)

Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Принципы русской орфографии. Фонетический разбор.

Лексика и фразеология (6 ч.)

Повторение по теме «Лексика». Сферы употребления русской лексики. Исконно русская и заимствованная лексика. Русская фразеология. Словари русского языка.

Морфемика и словообразование (4 ч.)

Повторение морфемики и словообразования. Способы словообразования. Выразительные словообразовательные средства.

Морфология и орфография (6 ч.)

Трудные вопросы правописания н и нн в суффиксах существительных, прилагательных и наречий. Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи. Правописание не и ни с разными частями речи. Правописание наречий. Слитное, раздельное и дефисное написания.

Речь. Функциональные стили речи (7 ч.)

Что такое текст? Способы и средства связи между частями текста. Типы речи. Речеведческий анализ текста. Научный стиль речи. Конспект, тематический конспект, реферат.

Учебно-тематический план

Содержание

Количество часов

Общие сведения о языке

7

Фонетика. Орфоэпия. Орфография

4

Лексика и фразеология

6

Морфемика и словообразование

4

Морфология и орфография

6

Речь. Функциональные стили речи

7


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол.-во ч.

Тип урока

Элементы минимального

содержания  образования

Элементы дополнительного

Содержания образования

Требования к уровню

Подготовки учащихся

Вид контроля

Домашнее задание

Дата

План

Факт

Общие сведения о языке 7 ч.

1

Роль языка в обществе

1

Комбинированный

Язык и общество. Язык и культура. Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении

Принципы выбора и организации языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения

Знать некоторые особенности развития русского языка, что такое речь, формы речи, речевая ситуация.

Уметь оперировать терминами при анализе языкового явления. Иметь представление о социальной сущности языка

Организация совместной учебной деятельности

Упр.2, выучить гимн

2

«Язык каждого народа создан самим народом».

(К. Д. Ушинский)

1

Комбинированный

Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV-XVIIвв.; период выработки норм русского национального языка

Краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах, лингвистические новации последних лет; необходимость бережного, сознательного отношения к русскому языку как национальной ценности

Знать общие сведения об истории языка в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования. Уметь оперировать терминами при анализе языкового явления

Организация совместной учебной деятельности

Упр.15

3

История

развития

русского

языка

1

Комбинированный

Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV—XVII вв.; период выработки норм русского национального

языка. Русский язык в современном мире

Умение работать с учебной и справочной литературой

Знать общие сведения об истории развития языка в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования. Иметь представление о происходящих в русском языке изменениях, его взаимосвязи с другими языками

Самостоятельная работа

Упр.17, подготовка к контрольной работе

4

Периоды

в истории

развития

русского

языка.

Входной контроль

1

Комбинированный

Язык и общество. Язык и культура. Язык и не тория народа. Три периода в истории русского языка.

Умение работать е учебной и справочной литературой.

Контроль знаний и умений учащихся

Знать общие сведения о периодах в истории развития языка в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования. Иметь представление о происходящих в русском языке изменениях, его взаимосвязи с другими языками

Устный опрос. Контрольный диктант с грамматическим заданием

Комплексный анализ текста, повторение

5

Место и назначение русского языка в современном мире

1

Комбинированный

Взаимоотношения русского языка с языками коренных народов России; роль языка на международной арене

Навык работы с учебником

Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа.

Уметь объяснить с помощью словаря значение слов с национально- культурным компонентом, уметь объяснить с помощью словаря значение слов с национально- культурным компонентом

Фронтальный опрос

Упр.34

6

Стилистические функции устаревших форм слова

1

Комбинированный

Обобщение изученного по теме: «Стилистические функции устаревших форм слова», формирование умения определять роль слов с ограниченной сферой употребления в художественной литературе, лексикологии, лексикографии

Анализ, выбор, использование выразительных средств лексики

Знать общеупотребительные, устаревшие слова, их роль в художественной литературе, лексикологии, лексикографии

Конструирование

предложений

7

Культура

речи

1

Комбинированный

Активные процессы в русском языке на современном этапе. Понятие нормы, основные нормы русского языка

Функции русского языка как учебного предмета

Иметь представление

о культуре речи, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками

Беседа, проблемные задания

Повторение

Фонетика. Орфоэпия. Орфография 4 ч.

8

Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии

1

Комбинированный

Понятия фонемы, открытого и закрытого слогов. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство

Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство

Знать основные орфограммы, изученные ранее. Уметь соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации.

Соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского языка. Уметь производить орфографический и фонетический разборы

Беседа, проблемные задания

Составление предложений с использованием изучаемой языковой единицы

Сб.ЕГЭ, стр.24-26, 31-34

9

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке

1

Комбинированный

Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке

Роль ударения в стихотворной речи

Уметь соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации. Соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского языка

Организация совместной учебной деятельности

Ответ устно на вопрос: «Какая общая мысль объединяет высказывания мастеров слова о русском языке», упр.25

10

Принципы русской орфографии

1

Комбинированный

Понятия орфограммы, сильной и слабой позиции фонемы. Основные принципы и нормы современной русской орфографии

Классификация ошибок, умение правильно объяснять графически орфограмму

Знать основные орфограммы, изученные ранее.

Уметь соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; производить орфографический и фонетический разборы

Тренинг,

практикум

Упр.37

11

Фонетический разбор

1

Комбинированный

Систематизация изученного по фонетике: общие характеристики звуков, порядок фонетического разбора. Йотированные звуки

Применение знаний по фонетике в практике правописания и говорения

Знать основные орфограммы, изученные ранее. Уметь соблюдать в практике Письма основные правила орфографии и пунктуации; производить орфографический и фонетический разборы

Тренинг,

практикум

Упр.59,61

Лексика и фразеология 6 ч.

12

Повторение по теме «Лексика»

1

Комбинированный

Лексическая система русского языка

Передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)

Знать смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог, сфера и ситуация речевого общения.

Уметь осуществлять речевой самоконтроль

Организация совместной учебной деятельности

Комплексный анализ текста, упр.67,68

13

Сферы употребления русской лексики

1

Комбинированный

Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная

Передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)

Знать сферы употребления русской лексики. Уметь извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой

Конструирование

предложений

t

ЕГЭ, стр.61, № 3,4,5

14

Исконно русская и заимствованная лексика

1

Комбинированный

Лексическая система русского языка. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова

Анализ, выбор, использование выразительных средств лексики

Знать понятие заимствованные слова, пути проникновения заимствованных слов в язык и речь. Уметь определять заимствованные слова в тексте, уместно употреблять заимствованные слова в речи

Конструирование

предложений

Комплексный анализ текста, упр.65

15

Русская

фразеология

1

Комбинированный

Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия

Крылатые слова, их происхождение

Знать понятие фразеологизмов.

Уметь определять фразеологизмы (идиомы) - устойчивые сочетания слов

Конструирование

предложений

Комплексный анализ текста, из художественного текста выписать 10 предложений с фразеологизмами, определить, какими членами предложениями они являются

16

Словари

русского

языка

1

Комбинированный

Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия

Лексико-фразеологический разбор. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза

Уметь извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой. Лексические и фразеологические словари

Конструирование

предложений

Комплексный анализ текста, подготовка к контрольной работе

17

Контрольный диктант

1

Урок контроля ЗУН по теме

Определение уровня усвоения изученного материала. Проверка и тематический контрользнаний, умений, навыков

Классификация ошибок, правильное объяснение графически орфограммы

Знать основные нормы русского литературного языка.

Уметь применять изученные орфограммы;

соблюдать основные правила орфографии

Тренинг,

практикум

Анализ и разбор контрольного диктанта. Работа над ошибками. Повторение

Морфемика и словообразование 4 ч.

18

Повторение. Морфемика и словообразование

1

Комбинированный

Понятие морфемы. Виды морфем. Морфемный и словообразовательный разборы

Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения

Знать виды морфем: корень, приставку, суффикс, окончание, основу слова, чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов.

Уметь применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Запомнить: для слов с чередующимися гласными нельзя использовать правило проверки безударных гласных

Организация совместной учебной деятельности

Комплексный анализ текста, знать способы словообразования, подобрать примеры к каждому способу

19

Способы

словообразования

1

Комбинированный

Основные способы словообразования. Морфологические и неморфологические способы словообразования. Словообразовательный разбор

Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания

Знать виды морфем: корень, приставку, суффикс, окончание, основу слова, чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов.

Уметь производить морфемный и словообразовательный анализ слов

Организация совместной учебной деятельности

Словообразовательный разбор слов: переход, прибрежный, дошкольник, заходить, шахматно-шашечный, вагоностроительный, завмаг, ТЮЗ

20

21

Вырази

тельные

словообразовательные

средства

2

Комбинированный

Выразительные словообразовательные средства. Экспрессивно- стилистическая роль корней, суффиксов и приставок в структуре художественного слова. Словообразовательный разбор

Анализ, выбор, использование выразительных средств словообразования

Знать основные выразительные средства словообразования.

Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения

Проекты- презентации с применением ИКТ

Повторить части речи

Морфология и орфография 6 ч.

22

Тест по теме

«Части

речи»

1

Урок систематизации ЗУН

Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова. Принципы русской орфографии. Морфологический разбор частей речи

Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм

Знать языковые единицы, проводить различные виды их анализа. Уметь соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации

Комментированное письмо. Самостоятельная работа

Повторение

23

Трудные вопросы правописания ни нн в суффиксах существительных, прилагательных и наречий

1

Урок систематизации ЗУН

Совершенствование навыка применения основных типов орфограмм «Правописание н и нн в суффиксах существительных, прилагательных и наречий», 'изученных в 5-9 классах, порядок действий при решении орфографических задач

Роль лексического и грамматического разборов при написании слов различной структуры и значения

Знать основные типы орфограмм, изученные в 5-9 классах, порядок действий при решении орфографических задач. Уметь обосновывать свой выбор

Комментированное письмо. Самостоятельная работа

Повторение «Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных»

24

Правописание н и ни в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи

1

Урок систематизации ЗУН

Совершенствование навыка применения основных типов орфограмм «Правописание ни нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных», «Правописание окончаний разных частей речи», изученных в 5-9 классах, порядок действий при решении орфографических задач

Роль лексического и грамматического разборов при написании слов различной структуры и значения

Знать основные типы орфограмм, изученные в 5-9 классах, порядок действий при решении орфографических задач. Уметь обосновывать свой выбор

Комментированное письмо. Самостоятельная работа

Повторение «НЕ-НИ  с  разными частями речи»

25

Правописание не и ни с разными частями речи

1

Урок систематизации ЗУН

Совершенствование навыка применения основных типов орфограмм «Правописание не и ни с разными частями речи», изученных в 5-9 классах, порядок действий при решении орфографических задач

Роль лексического и грамматического разборов при написании слов различной структуры и значения

Знать основные типы орфограмм, изученные в 5-9 классах, порядок действий при решении орфографических задач. Уметь обосновывать свой выбор

Комментированное письмо. Самостоятельная работа

Повторить правописание наречий

26

Правописание наречий

1

Урок систематизации ЗУН

Совершенствование навыка применения основныxтипов орфограмм «Правописание наречий», изученных в 5-9 классах, порядок действий при решении орфографических задач

Роль лексического и грамматического разборов при написании слов различной структуры и значения

Знать основные типы орфограмм, изученные в 5-9 классах, порядок действий при решении орфографических задач. Уметь обосновывать свой выбор

Комментированное письмо. Самостоятельная работа

Тесты ЕГЭ

27

Слитное, раздельное и дефисное написания

1

Урок систематизации ЗУН

Совершенствование навыка применения основных типов орфограмм слитного, раздельного и дефисного написания слов, изученных в 5-9 классах, порядок действий при решении орфографических задач

Роль лексического и грамматического разборов при написании слов различной структуры и значения

Знать основные типы орфограмм, изученные в 5-9 классах, порядок действий при решении орфографических задач. Уметь обосновывать свой выбор

Комментированное письмо. Самостоятельная работа

Тесты ЕГЭ

Речь, функциональные стили речи 7 ч.

28

Что такое текст?

1

Комбинированный

Текст, его строение и виды его преобразования

Отражение в письменной форме результатов своей деятельности

Знать признаки текста и его функционально- смысловых типов.

Уметь определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности текста; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты

Организация совместной учебной деятельности

Комплексный анализ текста. Вспомнить способы и средства связи предложений в тексте

29

Способы и средства связи между частями текста

1

Комбинированный

Текст, его строение и виды его преобразования. Способы и средства связи между частями текста (лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений в тексте)

Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств

Знать способы и средства связи между частями текста.

Уметь определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности текста; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты

Организация совместной учебной деятельности

Комплексный анализ текста

30

Типы речи

1

Комбинированный

Типы речи (описание, повествование, рассуждение); основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств

Умение находить и исправлять языковые ошибки

Знать основные типы речи, их признаки.

Уметь осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты

Организация совместной учебной деятельности

Комплексный анализ текста

31

Речеведческий анализ текста

1

Урок систематизации ЗУН

Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Анализ художественного и научно-популярного текстов

Анализ текста с точки зрения функциональной разновидности языка, создание текстов разных стилей и жанров

Уметь определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности текста; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты

Организация совместной учебной деятельности

Комплексный анализ текста

32

Научный стиль речи

1

Урок систематизации ЗУН

Понятие «стили речи». Отличие книжных и разговорного стилей речи. Особенности научного стиля речи

Создание письменных высказываний. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей

Уметь создавать текст заданного стиля, редактировать текст

Творческая

работа

Стилистический анализ текста

33

Конспект. Тематический конспект. Реферат

1

Урок систематизации ЗУН

Текст, его строение и виды его преобразования. Понятие о конспекте. Структура научных определений и автобиографий. Тезисы, аннотация, выписки, реферат

Анализ художественного и научно-популярного текстов

Знать основные признаки научного стиля, признаки текста и его функционально- смысловых типов.

Уметь определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности текста; совершенствовать и редактировать собственные тексты, воспроизводить текст с заданной степенью свернутости

Организация совместной учебной деятельности

Комплексный анализ текста, подготовка к контрольному диктанту

34

Контрольный диктант

1

Урок контроля ЗУН по теме

Определение уровня усвоения изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков

Классификация ошибок, правильное объяснение графически орфограммы

Знать основные нормы русского литературного языка.

Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии

Тренинг, практикум

Анализ и разбор контрольного диктанта. Работа над ошибками


Реализация национальных, региональных, этнокультурных особенностей

Класс

Предмет

Программа

Темы занятий

10

Русский язык

А.И.Горшков Стилистика текста и функциональная стилистика, М.:АСТ: Астрель, 2006

1 .Язык художественной литературы

2.Слово и образ

3.Тема и идея

4 .Стилистическая окраска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....