Методические разработки
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Шуина Елена Олеговна

Это урок-рефлексия по разделу "Морфемика" в 5 классе. Урок проводится в виде соревнования. Надеюсь понравится материал учителям-коллегам, вы сможете использовать его в своей работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

                                                                                                Согласовано

Директор школы № 4

____________ Л.Еремеева

«___» _________ 2015г.

Открытый урок для 5 класса «Мед для Винни-Пуха»

C:\Users\Елена\Desktop\Мед для винни\Рисунки к уроку\Рисунок2.jpg

Дата проведения «05» февраля 2015г.

Открытый урок для 5 класса «Мед для Винни-Пуха»

№ п/п

Наименование современных образовательных технологий, применяемых в УВП

Этапы урока/занятия, мероприятия, на которых технология применяется

1

Технология критического мышления

Этап подготовки к мероприятию, поиск необходимой информации

2

Технология проблемного обучения

Выполнение практических заданий

3

Информационно-коммуникативные технологии

Работа с презентацией, поиск информации в Интернет-ресурсах

4

Технология личностно-ориентированного обучения

Выполнение индивидуальных заданий

5

Технология перспективно-опережающего обучения

Этап решения проблемных задач

Класс: 5.

Методическая цель урока: систематизировать полученные знания на уроках русского языка.

Учебные задачи: обобщение знаний по теме «Морфемика», закрепить знания по пройденной теме.

Развивающие задачи: развивать интерес к предмету; развивать кругозор, мышление, логику, умение классифицировать, формулировать выводы, анализировать, сопоставлять, сравнивать.

Воспитательные задачи: вовлечь в активную практическую деятельность; формировать умение работать в коллективе; создать условия для реальной самооценки обучающихся

Тип урока: повторения, систематизации и обобщения знаний по теме «Морфемика».

Вид урока: урок-соревнование.

Межпредметные связи: литература, информатика и ИКТ.

Материальное обеспечение: мультимедийный проектор, стенд с рисунками и сочинениями обучающихся, плакат со схемой прохождения препятствий, который крепится на магнитную доску, жетоны с баллами.

Учебные вопросы: закрепить умение обоснованно выделять морфемы, различать разные формы одного и того же слова и однокоренные слова; формировать навык подбирать однокоренные слова с учетом значения корня.

Время проведения: 45 минут. С 11.05 до 12.10.

Место проведения: кабинет № 12.

Методы обучения: словесные: объяснение, фронтальный опрос; наглядные: задания, записанные на карточках и доске, презентация, выполненная в Microsoft Power Point; практические: выполнение заданий.

Форма организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Постановка цели и задач урока: Это предпоследний урок по теме «Морфемика». Как вы думаете, что мы будем делать на этом уроке? Какова наша цель? (обобщить и  закрепить знания по теме «Морфемика»). Перед вами лежат листочки со смайликами, отметьте, пожалуйста, на них состояние ваших знаний, к настоящему моменту. (Слайд1Смайлики)

3.Актуализация знаний и их проверка. Слово учителя: Представьте, ребята, у Винни-Пуха день рождения, а его друзья об этом забыли. Что больше всего любит медвежонок? Правильно, мед. (Слайд 2). Сова, Тигра и Пятачок

(Слайд 3,4,5) отправляются в трудное приключение. Каждая команда будет помогать своему герою преодолевать препятствия в стране Морфемика. Вы получили задание к этому уроку: ответить на вопросы из учебника на странице 41.

1.C:\Users\Елена\Desktop\Мед для винни\Рисунки к уроку\Рисунок2.jpg2. C:\Users\Елена\Desktop\Мед для винни\Рисунки к уроку\Рисунок3   (1).jpg2.  C:\Users\Елена\Desktop\Мед для винни\Рисунки к уроку\Рисунок3   (3).png C:\Users\Елена\Desktop\Мед для винни\Рисунки к уроку\Рисунок3 (2).jpg

4. Разминка. Учитель проводит фронтальный опрос. (Слайд 6).

1.С какой морфемы мы начинаем морфемный разбор? Расскажите про эту морфему. 2.Для чего служит основа слова? 3.Расскажите про корень слова и объясните, что такое однокоренные слова? 4.Какие части слова служат для образования новых слов? 5.Дайте понятие суффикса. Расскажите про суффиксы существительных. Какие значения имеют суффиксы существительных, прилагательных? Что вы знаете про суффикс –л-? 6.Объясните, для чего необходимы приставки.

5. В гостях у Кенги и Ру. (Слайд 7).Чтобы ваши персонажи долго не задержались в гостях, необходимо правильно выполнить задание. (Слайд 8).

Определить окончание слов: приготовлю, приготовишь, приготовить; суп, суповой, супчики; мед, медовый, медовенький; яркий, ярчайший, ярко.C:\Users\Елена\Desktop\Мед для винни\Рисунки к уроку\Рисунок4.jpg

6.В гостях у Иа. (Слайд 9).

(Слайд 10).Распределите слова в два столбика таблицы:

Приставка заканчивается на –з

Приставка заканчивается на -с

Бе…болезненный, в…крикнуть, и…портить, бе…шумный, ра…жимать, ра…гадать, в…дыхать, в…порхнуть, ра…пилить, бе…цельный, ра…мотреть, бе…жалостный, в…валить, бе…вкусный.

8.Гонка за лидером. (Слайд 11).

Поработаем с карточками, повторим правило: «О-Ё после шипящих в корне слова». Если я говорю слово, где пишется Ё, то поднимаем зелёную карточку, если пишется О, то поднимаем красную карточку:

Чёлка, шорох, шёпот, отчёт, шоколад, шофер, шёлк, капюшон, щёлка, трущобы, обжора, шок.

8. Физкультминутка. Видеофизминутка из «Инфоурок».

Плечи выше поднимаем,

 А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)

 Руки перед грудью ставим

 И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

 Десять раз подпрыгнуть нужно,

 Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)

 Мы колени поднимаем —

 Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)

 От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

 И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

7. Догонялки. Итак, кто-то из героев уже дошел до поворота, а кто-то отстает. Дружнее помогайте своим мультипликационным героям.

Задание: необходимо составить слова, взяв из других слов указанные морфемы:

У слова обговорить – приставку,

у слова думать – корень,

у слова читать – суффикс,

у слова петь – окончание. (Обдумать).

У слова предутренний – приставку,

у слова поговорить – приставку,

у слова прилагательное – корень,

у слова решать – суффикс,

у слова писал – суффикс прошедшего времени глагола,

у слова собирала – окончание,

у слова вернуться – постфикс. (Предполагалась).

10.Составление словосочетаний. (Слайд 12).Нужно продолжать путь и торопиться, ведь времени до дня рождения остается все меньше и меньше. (Слайд 13).

Составьте словосочетания со словами стекло, светило, пила. (Должно получиться шесть словосочетаний. При проверке работ учащиеся должны обосновать ответ). А теперь с двумя получившимися словосочетаниями  нужно составить сложное предложение (тип сложного предложения не указывается).

11. Слонопотам. (Слайд 14).Впереди перекресток, на нем мы видим Слонопотама, чтобы его миновать необходимо выполнить задание. (Слайд 15).

 В ряде предложенных  слов найти лишнее:C:\Users\Елена\Desktop\Мед для винни\Рисунки к уроку\Рисунок5.jpeg

1) окно, звено, давно, прошмыгнуло;

2) лесной, лесного, лесным, лесник;

3) трава, пошла, красива, справа;

4) перелесок, передатчик, переделка, переделал.

12. Вперед за подарком! (Слайд 16).А вот наконец и дерево с медом. Но чтобы взять благополучно подарок для медвежонка, надо выполнить еще одно задание.

(Слайд 17).

Нужно, изменив форму всех данных слов, составить предложение: пчела, кружиться, вокруг, дерево, в, который, быть, улей.

 Посмотрите, как рад Винни-Пух, что друзья пришли его поздравить. (Слайд 18).

13. Рефлексия. (Слайд 19).На партах лежат листочки, с помощью которых вы отразите ваши знания и мы проверим, остались ли еще вопросы по этой теме, можно ли проводить завтра диктант или стоит посвятить урок еще каким-то темам. Если всё понятно, то нарисуйте улыбку, если не всё понятно было, чёрточку, если вообще ничего не понятно, улыбку наоборот.

14. Домашнее задание: составить кроссворд по теме «Морфемика».

15. Подведение итогов, выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...