Мои работы
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Куулар Айлан Борисовна

Программа элективного курса "Подготовка ГВЭ по русскому языку для учащихся 9 класса, ГВЭ-9, рабочая программа "Подготовка к ГВЭ-9

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Дзун-Хемчикского района Республики Тыва

          «Средняя общеобразовательная школа № 2 города Чадан»

Рассмотрено

на заседании МО

Протокол № ____

от «__»  ____  20___г.

Рук. МО___________

_Монгуш О. К-С__

(ФИО)

Принято

на заседании

Педагогического совета

Протокол № ____

от «__ »  ______ 20____г.

Зам. директора по УВР

_______/Ооржак А.К./

(ФИО)

Утверждаю

Директор школы

_________/А.Д. Монгуш/

Приказ №_____

от  «__»_______  20___ г.

Рабочая программа

элективного курса «Подготовка к ГВЭ по русскому языку»

для обучающихся 9 «Б» класса

(АООП ООО)

на 2018-2019 учебный год

Составитель:

Куулар Айлан Борисовна,

 учитель первой категории

                                                        

Чадан

2018


АННОТАЦИЯ

Элективный курс «Подготовка к ГВЭ по русскому языку» предназначен для учащихся 9-х классов с ОВЗ (с пометкой «К»)  и рассчитан на  34 часа учебной нагрузки за один год обучения.

        Программа курса разработана с учётом знаний и умений учащихся, позволяет углубить содержание базового учебного предмета «Русский язык», а также обеспечить дополнительную подготовку учащихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку, программа соответствует спецификации, утверждённой ФИПИ.

Программа нацелена на повышение уровня знаний по программным разделам курса русского  языка:

  • морфемика и словообразование,
  • грамматика (морфология, синтаксис, пунктуация),
  • лексика,
  • текстоведение и речеведение;

         реализация программы предполагает совершенствование практических навыков:

  •  по орфографии и пунктуации,
  • в понимании текста, его смысловой и композиционной ценности,
  • в извлечении основной информации,
  • в создании собственного речевого произведения заданного стиля и типа речи в формате ГВЭ,
  • в определении лексическое значение слова и умении производить лексический анализ слова,
  • в знании выразительных средств русской речи.

        Содержание программы и применяемые на занятиях формы и методы обучения способствуют удовлетворению познавательных интересов, повышению информационной и коммуникативной компетенции в целом, формированию универсальных учебных действий. На занятиях используются различные виды деятельности учащихся: обучающие, практические, самостоятельные работы и контрольные (заполнение бланков ГВЭ, работа с текстами с пометкой «К», проведение диагностических работ в формате ГВЭ, составление плана изложения и сочинения, конспектирование приёмов компрессии текста изложения, написание изложения и сочинения, составление алгоритмов, схем, таблиц при повторении орфографии и синтаксиса, работа со словарём).

Успешная реализация программы поможет учащимся обобщить и систематизировать знания, совершенствовать важнейшие практические умения и навыки, обеспечит психологическую поддержку при подготовке к итоговой аттестации в формате ГВЭ.

Пояснительная записка. 

     Рабочая программа  коррекционных занятий по русскому языку  «Подготовка к ГВЭ по русскому языку» ориентирована для обучающихся с ОВЗ  9 «Б» класса  разработана учителем русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 2 города Чадан» Куулар А.Б.  

Получение школьного аттестата за 9 класс для девятиклассников это возможность завершить среднее образование и поступить в среднее учебное заведение: колледж, училище или техникум. Однако, чтобы получить аттестат об основном общем образовании девятиклассникам необходимо сдать выпускные экзамены.

Большая часть выпускников сдают экзамены в форме ОГЭ, но есть и ученики, которым предстоит сдавать в форме ГВЭ – письменный или устный экзамены, билеты, которые создаются с учётом тех, у кого есть ограничения по здоровью.

    Данная рабочая программа коррекционных занятий ориентирована именно для таких детей. Программа является практическим курсом подготовки к ГИА  в форме ГВЭ и дополняет Адаптированную основную общеобразовательную программу основного общего образования (АООП ООО) в соответствие с требованиями  ГИА – 9 в форме ГВЭ.

     Используемый учебно-методический комплект:

  • Методика работы над изложениями: авторские тексты, творческие задания, комплексный анализ текста. – О.М.Безымянная, С.А.Лукьянов. Уроки мастерства  - М., Глобус, 2006.
  • Д.А.Хаустова  Написание сжатого изложения в 9 классе / Д.А.Хаустова – М.: Экзамен, 2015
  • Е.В.Амелина Русский язык для ГИА. Пишем изложения и сочинения ./ Ростов- на –Дону,  Феникс,  2014.
  • Г.А. Богданова  Уроки русского языка в 9 кл. / Г. А. Богданова. - СПб., 2004.

   

Цель: обеспечение подготовки обучающихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку в форме ГВЭ с учётом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития.

Задачи:

  • совершенствовать  умения  сжато излагать предложенный текст, определять главные идеи, основные проблемы, находить языковые средства, используемые в тексте, писать сочинения по предложенным темам;
  • способствовать полному и осознанному владению системой знаний  по всем разделам русского языка  в рамках школьной программы;
  • воспитывать  культурно-ценностное  отношения к русской речи.

Письменный экзамен ГВЭ-9 по русскому языку проводится в нескольких форматах в целях учёта возможностей разных категорий его участников: участников без ОВЗ и участников с ОВЗ.

3.1 Участникам ГВЭ-9 без ОВЗ предоставляется возможность выбора одного из видов экзаменационной работы: сочинение или изложение с творческим заданием (номер экзаменационных материалов содержит помету «А»).

3.2. Для участников ГВЭ-9 с ОВЗ разрабатываются различные виды экзаменационных материалов. Вид экзаменационного материала выбирается индивидуально с учётом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития (п. 9 Порядка ГИА-9).

3.2.1 Экзаменационные материалы содержат помету «А» – обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся – изложение (сжатое) с творческим заданием ГВЭ-9 по русскому языку 2 или сочинение по выбору выпускника. Экзаменационные материалы аналогичны тем, что разрабатываются для обучающихся без ОВЗ.

3.2.2 Экзаменационные материалы содержат помету «С» – слепые обучающиеся, слабовидящие и поздноослепшие обучающиеся, владеющие шрифтом Брайля – изложение (сжатое) с творческим заданием или сочинение по выбору выпускника. Экзаменационные материалы аналогичны тем, что разрабатываются для обучающихся без ОВЗ, но в текстах сведены к минимуму визуальные образы.

3.2.3 Экзаменационные материалы содержат помету «К» – глухие обучающиеся, обучающиеся с задержкой психического развития, с тяжёлыми нарушениями речи – изложение (сжатое или подробное) с творческим заданием или сочинение по выбору выпускника. Экзаменационный материал имеет ряд особенностей: допускаются тексты сюжетные и адаптированные с учётом категории экзаменуемых. Для глухих обучающихся и обучающихся с тяжелыми нарушениями речи предусмотрены особые критерии оценивания грамотности.

3.2.4 Экзаменационные материалы содержат помету «Д» – обучающиеся с расстройствами аутистического спектра – диктант с особыми критериями оценивания.

Данная рабочая программа создана с учётом особенностей ГВЭ-2018 для 10 учащихся 9 «Б» класса,  адаптирована на обучающихся с задержкой психического развития, то есть, с пометой «К».

Ученики категории «К» могут выбрать изложение или работу-сочинение, объём изложение – от 40 слов, сочинение – от 70 слов. При этом минимальный порог ученик может пройти, если наберёт от 5 до 10 баллов.

         Коррекционные занятия на курс рассчитаны  на 34 недели, 1 раз в неделю, 34 часа в учебном году.

Планируемые предметные результаты

В ходе занятий обучающиеся должны:

  • уметь заполнять бланки регистрации, бланк ответов и дополнительный бланк ответов  ГВЭ;
  • работать с текстом изложения с творческим заданием
  • овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
  • научиться грамотно писать полные и сжатые  изложения художественного и публицистического стиля;
  • владеть формами обработки информации исходного текста;
  • четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
  • самостоятельно ограничивать  временные рамки на выполнение заданий;
  • систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания.

Обучающиеся должны знать/уметь:

  • понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
  • понимать основную мысль прослушанного текста;
  • понимать отношение автора к поставленной в прослушанном тексте проблеме;
  • подробно излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
  • интерпретировать информацию звучащего текста;
  • точно и полно понимать содержание прочитанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
  • определять средства связи предложений в тексте;
  • создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;
  • выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в прослушанном и прочитанном текстах, аргументировать его с привлечением информации, извлечённой из них, а также знаний, жизненного или читательского опыта;
  • последовательно излагать собственные мысли;
  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;
  • использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;
  • оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.

Учебно–тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

Основное содержание

программы по теме

    Формы

организации урока

1

Введение. Структура экзаменационной работы в формате ГВЭ.

1

Структура экзаменационной работы ГВЭ-2018.

Фронтальная

2

Правила заполнения бланков ГВЭ

1

Бланк регистрации, бланк ответов и дополнительный бланк ответов

Индивидуальная

3

Особенности ГВЭ для девятиклассников в 2018 году. Формы работ.

1

ГВЭ по русскому языку.

Типы заданий, маркируемые пометками.

Устная и письменная формы работ.

Фронтальная

4

Ознакомление с системой оценивания экзаменационной работы ГВЭ

1

Подходы к оцениванию. Проверка изложения с творческим заданием. Проверка сочинения. Проверка диктанта.

Фронтальная

5

Сжатое изложение с творческим заданием.  Работа с текстами  пометкой «К»

5

Микротемы исходного текста.

Абзацное членение текста.

Структурные особенности сжатого изложения.

Основные приёмы компрессии исходного текста.

фронтальная

групповая

6

Основные приёмы компрессии исходного текста.

3

Отработка приёма исключение.

Отработка приёма обобщение.

Отработка приёма упрощение.

фронтальная

групповая индивидуальная

7

Практическая работа.

2

Написание изложения.

индивидуальная

8

Сжатое изложение.

2

Редактирование текста.

фронтальная

групповая

9

Сочинение-рассуждение.

2

Алгоритм написания сочинения.

фронтальная

групповая

10

Сочинение-рассуждение. Работа с текстами  пометкой «К».

6

Тезис. Аргументы. Редактирование сочинения.

индивидуальная

11

Сочинение-рассуждение.

2

Написание сочинения.

индивидуальная

12

Текст как речевое произведение.

2

Стили речи. Смысловая и композиционная целостность текста.

фронтальная

групповая

13

Текст.

2

Средства выразительности.

фронтальная

групповая

14

Практическая работа в форме ГВЭ.

2

Написание сжатого изложения и сочинения-рассуждения

индивидуальная

15

Анализ итогов по проведённой практической работе в форме ГВЭ.

2

фронтальная

групповая

Итого:

34 


Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата

Тема занятия        

Ко-во часов

Формы организации учебных занятий

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Характеристика деятельности обучающихся

По плану

По факту

1

10.09

Введение. Структура экзаменационной работы в формате ГВЭ.

1

Комбинированный урок

  ГИА в форме ГВЭ     –  независимая оценка уровня учебных достижений выпускников 9 класса.  Особенности проведения по русскому языку. Специфика тестовой формы контроля. Виды тестовых заданий. Структура и содержание тренировочных вариантов экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации. Основные термины. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

Знать: особенности  проведения  ГВЭ по русскому языку.

Уметь: ориентироваться в терминах.

Индивидуально и в парах проводить анализ      текстов,   выявлять главное и существенное.  Коллективная, самостоятельная    

2

17.09

Правила заполнения бланков ГВЭ

Бланк регистрации, бланк ответов и дополнительный бланк ответов

Знать: основные правила заполнения бланков, информацию для заполнения бланков ( «Код региона», «код предмета», «Название предмета», «Номер варианта», «Код работы»)

Индивидуальная, самостоятельная

3

24.09

Особенности ГВЭ для девятиклассников в 2019 году. Формы работ.

ГВЭ по русскому языку.

Типы заданий, маркируемые пометками.

Устная и письменная формы работ.

Знать: изложение с творческим заданием или сочинение, обязательный объем письменных работ

Индивидуальная, фронтальная

4

01.10

Ознакомление с системой оценивания экзаменационной работы ГВЭ. Шкала пересчёта первичного балла

Подходы к оцениванию. Проверка изложения с творческим заданием. Проверка сочинения. Проверка диктанта.

Знать: критерии  оценивания отдельных заданий ГВЭ по русскому языку, шкалу пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале

Индивидуальная, фронтальная, коллективная

5

08.10

Сжатое изложение с творческим заданием.  Работа с текстами  пометкой «К»

1

Урок изучения нового материала

Содержательные и языковые способы сокращения текста.

Способы сжатия: исключение, обобщение, упрощение.    

Построение сжатого изложения.

Редактирование изложения.

Знать: основные правила работы с текстом, правила построения рассуждения на основе анализа текста.

Уметь: точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте; адекватно воспринимать авторский замысел; вычленять главное в информации; сокращать текст различными способами; правильно, точно и лаконично излагать содержание текста; находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания, аргументировать доказательства ,используя прочитанный текст

Индивидуально и в парах проводить анализ      текстов,   выявлять главное и существенное.  Коллективная, самостоятельная    

6

15.10

Сжатое  изложение. Микротемы исходного текста. Работа с текстами  пометкой «К»

1

Урок закрепления и контроля

Анализ   художественного текста.

7

22.10

Сжатое  изложение. Абзацное членение текста.

Сжатое  изложение. Абзацное членение текста.

1

Урок изучения нового материала

8

29.10

1

Урок закрепления и контроля

9

05.11

Сжатое  изложение. Структурные особенности сжатого изложения. Работа с текстами  пометкой «К» .

1

Урок обобщения и закрепления изученного материала

Анализ   художественного текста,   работа  со  словарем – работа в группах. Практическая, самостоятельная.

10

12.11

Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключение.

1

Урок изучения нового материала

Коллективная, индивидуальная

11

19.11

Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма обобщение.

1

Урок закрепления и контроля

Работа с текстом

12

26.11

Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма упрощение.

1

Комбинированный урок

13

03.12

Практическая работа.

Написание изложения с творческим заданием.

1

Урок закрепления и контроля

Урок контроля. Индивидуальная работа.

14

10.12

Практическая работа. Написание изложения с творческим заданием.

1

Урок закрепления и контроля знаний

15

17.12

Сжатое  изложение. Редактирование текста.

1

Урок изучения нового материала

Индивидуально и в парах проводить анализ      текстов,   выявлять главное и существенное.  Коллективная, самостоятельная    

16

24.12

Сжатое  изложение. Редактирование текста.

1

Урок закрепления и контроля

17

30.12

Сочинение-.рассуждение. Алгоритм написания сочинения.

1

Урок изучения нового материала

Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.  Разработка содержания. Подбор примеров для обоснования   аргументов.  Знакомство с алгоритмом написания сочинения. Знакомство с критериями оценки сочинения. Примеры-аргументы, доказывающие правильность  тезиса.

Знать: правила построения рассуждения на основе анализа текста.

Уметь: подбирать примеры для обоснования  тезиса; подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.

Анализ   художественного текста,   работа  со  словарем – работа в группах.

18

14.01

Сочинение-рассуждение. Алгоритм написания сочинения.

1

Урок закрепления и контроля

19

21.01

Сочинение-рассуждение. Тезис.

1

Урок закрепления и контроля

20

28.01

Сочинение-рассуждение. Тезис.

1

Урок закрепления и контроля

21

04.02

Сочинение-рассуждение. Аргументы.

1

Урок изучения нового материала

22

11.02

Сочинение-рассуждение. Аргументы.

1

Урок закрепления и контроля

23

18.02

Сочинение-рассуждение. Редактирование сочинения. Написание сочинения.

1

Урок изучения нового материала

24

25.02

Сочинение-рассуждение. Редактирование сочинения. Написание сочинения.

1

Урок закрепления и контроля

25

04.03

Текст как речевое произведение. Стили речи.

1

Комбинированный урок

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Выразительные средства лексики и фразеологии.

 Знать: основные правила работы с текстом; основные средства выразительности; основные сведения по стилистике русского языка.  Уметь: находить в тексте средства выразительности; анализировать текст с точки зрения средств выразительности; определять стилистическую принадлежность слов и выражений; работать со стилистическими синонимами.

Анализ   художественного текста,   работа  со  словарем – работа в группах.

26

11.03

Текст как речевое произведение. Стили речи.

1

Комбинированный урок

Индивидуально и в парах проводить анализ      текстов,   выявлять главное и существенное.  Коллективная, самостоятельная    

27

18.03

Смысловая и композиционная целостность текста.

1

Урок изучения нового материала

28

25.03

Смысловая и композиционная целостность текста.

1

Урок закрепления и контроля

29

01.04

Текст. Средства выразительности

1

Урок изучения нового материала

30

08.04

Текст. Средства выразительности

1

Урок закрепления и контроля

31

15.04

Практическая работа. Написание сжатого изложения и сочинения-рассуждения.

1

Урок закрепления и контроля знаний

Построение сжатого изложения. Редактирование изложения. Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.  Разработка содержания. Подбор примеров для обоснования   аргументов.  

Знать: основные правила работы с текстом, правила построения рассуждения на основе анализа текста.

Уметь: точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте; адекватно воспринимать авторский замысел; вычленять главное в информации; сокращать текст разными способами; правильно, точно и лаконично излагать содержание текста; умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

Практическая, самостоятельная

32

22.04

Практическая работа. Написание сжатого изложения и сочинения-рассуждения.

1

Урок закрепления и контроля

Анализ   художественного текста.

33

29.04

Анализ итогов по проведенной практической работе в форме ГВЭ.

1

Урок закрепления и контроля

34

13.05

Анализ итогов по проведенной практической работе в форме ГВЭ.

1

Урок обобщения

Информационное обеспечение

Список литературы, рекомендуемый для педагогов:

  1. Русский язык. Государственный выпускной экзамен (ГВЭ). 9 и 11 классы. Задания и рекомендации. Сенина Н.А.  Р. на Д.: 2015. - 96 с.
  2. Подготовка к ОГЭ и ГВЭ по русскому языку. 9 класс. Е.А.Маханова. Владос.;2015.

  1. Русский язык. Подготовка к ОГЭ-2015. Тренировочные варианты по новой демоверсии на 2018 год. Под редакцией Н.А.Сениной. (Ростов-на-Дону:Легион,2014).
  2. Методическое письмо о проведении ГИА-9 и ГИА-11 по русскому языку в форме (устная и письменная формы), напралено письмом Рособрнадзора №02-61 от 26.02.2015.

metodicheskoe_pismo_o_provedenii_gia-9_i_gia-11_po_russkomu_yazyku_v_forme_gve_pismennaya_i_ustnaya_formy.pdf [956.01 Kb]

  1. Сборник тренировочных материалов для подготовки к государственному выпускному экзамену по РУССКОМУ ЯЗЫКУ для обучающихся по образовательным программам основного общего образования http://shv_chit_20.chita.zabedu.ru/wp-content/uploads/2014/04/gve-9_russkiy_tren__0.pdf

Список литературы, рекомендуемый для учащихся:

  1. Я сдам ОГЭ. Русский язык Задание 1.Сжатое изложение. Тематический практикум (Цыбулько И.П., Александрова В.Н., Александрова О.И), Просвещение, 2018.

Образовательные электронные ресурсы: 

  1. http://4ege.ru/documents/6519-metodicheskie-materialy-po-gve-9-i-gve-11.html
  2.  http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/gve-9
  3. https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/04/11/gve-9_russkiy_yazyk_tren_.pdf
  4. rus-oge.sdamgia.ru
  5. http://shv_chit_20.chita.zabedu.ru/wp-content/uploads/2014/04/gve-9_russkiy_tren__0.pdf

Рекомендуемая папка учащегося для подготовки к ГВЭ по русскому языку

  1. Особенности ГВЭ для девятиклассников в 2018 году;
  2. Памятка заполнения бланков ГВЭ:

-Заполненный бланк регистрации

- Заполненные бланк ответов и дополнительных ответов;

  1. Спецификация и кодификатор ГВЭ по русскому языку;
  2.  Тексты изложений с творческим заданием с пометкой «К»;
  3. Критерии оценивания изложения с творческим заданием;
  4. Индивидуальная карта результативности и др. (по усмотрению учителя)
  5. Рабочая  тетрадь для ученика:
  6. Тетрадь для контрольных замеров (всегда должна находиться у педагога)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

ПОЛОЖЕНИЕ о выпускных квалификационных работах (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа)

В Данном Положении прописана нормативная база, на которую мы опираемся, требования к оформлению и содержанию выпускной квалификационной работы обучающихся техникума по направления начального профессио...

Преемственность в работе учителя-дефектолога (учителя-логопеда) и воспитателя в работе с дошкольниками с задержкой психического развития (из опыта работы)

Результативность   коррекции недостатков в развитии у детей с ЗПР  зависит  от эффективного взаимодействия  специлистов, работающих в группе....

Социально-педагогическая работа в школе.Примерный план работы социального педагога. План работы Совета профилактики.Месячник психологического здоровья .Отчёт месячника психологического здоровья2015-2016гг

Примерное планирование работы социального педагога школы. Основные принципы деятельности социальной службы школы.Основные направления деятельности. Формы отчётности и другая документация необходимая в...