Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме «Имя прилагательное»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Первый урок в тематическом блоке «Имя прилагательное» на основе изученного в 5 классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilag.6_kl.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме «Имя прилагательное»

        

Тема: «Преданные имена прилагательные»

(Роль имени прилагательного в предложении)

Место в планировании: Первый урок в тематическом блоке «Имя прилагательное» на основе изученного в 5 классе.  

Тип урока: повторение.

Цели:

  • общая – приобщение учащихся к искусству слова;
  • конкретная – обобщить и систематизировать знания о синтаксических особенностях имени прилагательного на основе его характеристики как части речи;
  • образовательная – совершенствовать умение опознавать в речи имена прилагательные, определять их синтаксическую роль в предложении;
  • развивающая – выявить историческое изменение имён прилагательных; отработать видение лингвистики как единой системы;
  • воспитательная – формирование умения уместного употребления имён прилагательных в речи для придания ей образности и выразительности.

Задачи:

  • повторить материал об имени прилагательном, изученный в 5 классе;
  • углубить понятие об имени прилагательном как части речи;
  • научиться видеть имена прилагательные, различать их краткие и полные формы, а также определять их синтаксическую функцию не только в современном русском языке, но и в церковнославянском тексте;
  • тренировать умение осмысленно, правильно и выразительно читать;
  • пробудить желание заниматься родным языком.

Средства обучения:

  1. учебные пособия:
  • Русский язык. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М Разумовской, П. А. Леканта. – М., 2007.

  1. дополнительная литература:
  • Волина В. В. Весёлая грамматика. – М., 1995.
  • Иванова В. А., Потиха З. А., Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке. – Л., 1990.
  • Колесов В. В. История русского языка в рассказах. – М., 1982.
  • Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 6 кл.» / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; Под ред. М. М. Разумовской. – М.: Дрофа, 2001.
  • Озерская В. П. Изучение морфологии на синтаксической основе. – М., 1989.
  • Программно-методические материалы: Русский язык. 5 – 9 классы / Сост. Л. М. Рыбченкова. – 4-е изд., дораб. и доп. – М.: Дрофа, 2001.

3) раздаточные материалы:

  •   карточки с текстами современного русского языка;
  •   карточки с текстами церковно-славянского языка;
  •   карточки для контроля.

4) наглядные пособия:

  •   «лингвистическая лестница».

План урока.

Этапы урока.

Формы работы.

Время.

1) Вхождение в систему: определение темы и цели урока.

  • вступительное слово учителя;
  • работа с текстами: чтение  сравнение  анализ  обобщение (коллективное обсуждение).

3 минуты.

6 минут.

2) Повторение ранее изученного материала.

  • «лингвистическая лестница»;
  • игра.

7 минут.

3 минуты.

3) Экскурс в прошлое языка.

  • работа с текстами: чтение  сравнение  анализ  обобщение; (коллективное обсуждение).

6 минут.

4) Закрепление узловых моментов урока.

  • работа с учебником.

5 минут.

5) Выводы.

  • эвристическая беседа.

5 минут.

6) Домашнее задание.

  • коллективное обсуждение.

3 минуты.


Ход урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечания.

  1. Вхождение в систему: определение темы и цели урока.

Ребята, мне бы хотелось начать наш урок с обыкновенной загадки. Отгадав её, вы узнаете, о чём сегодня пойдёт речь.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

Итак, кто знает, что это такое?

Правильно! Молодцы! Давайте откроем с вами наши рабочие тетради, запишем число, классная работа и тему сегодняшнего урока: «Преданные имена прилагательные». Прочитайте про себя ещё раз тему и скажите, чем она интересна?

Так, замечательно. Противоречие выявили. Так какую задачу ставим перед собой на сегодняшний урок?

Хорошо. Возьмите белые листы бумаги с текстами на ваших партах. Давайте прочитаем первый текст.

Понравился ли вам текст? Что вы можете о нём сказать?

Так, а теперь я предложу вам прочитать текст № 2.

Ваши впечатления от текста изменились? Почему?

За счёт чего это произошло?

Для чего же нужны имена прилагательные в нашей речи?

Это имя прилагательное!

Дети делают записи в рабочих тетрадях.

Преданными обычно называют верных людей или животных (собак, например), а тут это слово характеризует имя прилагательное.

Нам надо будет выяснить, почему имена прилагательные можно назвать преданными частями речи.

Кто-то из учащихся читает первый текст.

В тексте нет конкретности: где и когда это происходит. Картина получается серой и бесцветной.

Кто-то из учащихся читает второй  текст.

Картину намного легче себе представить, она стала более яркой и образной.

За счёт имён прилагательных.

Для точности и выразительности.

На доске число, классная работа и тема записаны заранее учителем.

Тексты заранее раздаются учителем на парты.

  1. Повторение ранее изученного материала.

А теперь я попрошу вас вспомнить  всё, что мы с вами раньше изучали об имени прилагательном. И сделаем мы это с вами с помощью «лингвистической лесенки», ступеньки которой вы должны будете построить сами. Выстроите данные науки о языке по мере значимости языковых единиц, которые они изучают.

Прекрасно. А теперь давайте пробежимся по этой «лесенке», используя имена прилагательные. Запишите, пожалуйста, в тетради первое предложение второго текста.

Назовите все прилагательные в этом предложении.

Хорошо. Пропустите имя прилагательное как часть речи через «лингвистическую лесенку» на примере этих прилагательных.

Как определили эти характеристики прилагательного?

Молодцы. А теперь посмотрите на тему нашего урока и вспомните те моменты нашей «лесенки», на которых я заостряла ваше внимание. Подумайте. Но прежде чем мы сделаем ещё шаг к тому, чтобы понять преданность прилагательных, давайте поиграем.

Водящий становится в центр класса спиной ко мне. Я за его спиной показываю классу предмет. Вы по очереди подбираете к нему прилагательные, услышав которые, водящий должен угадать показываемый предмет.

Учитель показывает мягкую игрушку.

Учитель указывает на себя.

Ну а теперь, наконец, совершим привычное путешествие в историю нашего языка.

Учащиеся выходят к доске по одному и выстраивают лестницу, устно проговаривая, что изучает каждая из наук:

Фонетика – звуки.

Графика – буквы.

Орфоэпия – произношение

Морфемика – части слова.

Словообразование – способы образования слов.

Лексика – значение.

Фразеология – устойчивые сочетания слов.

Морфология – части речи.

Орфография – правильное написание слов.

Синтаксис – члены предложения.

Пунктуация – знаки препинания.

Работа в тетрадях.

Летний, тих, красив.

С точки зрения фонетики мы можем охарактеризовать звуки, из которых состоит прилагательное. Тих: звук [т’] согласный, глухой, мягкий; [и] – гласный, ударный; [х] – согласный, глухой, твёрдый.

С точки зрения графики мы можем назвать буквы, из которых состоит слово: тэ, и, ха.

Орфоэпия: если мы образует степень сравнения прилагательного красив – красивее, можно сделать ошибку в произношении.

Морфемика: -лет- – корень, -н- – суффикс, -ий – окончание. Выделяют части слова в тетради.

Словообразование: прилагательное летний образовано суффиксальным способом от слова «лето».

Лексика: летний – значит происходящий летом.

Фразеология: прилагательные могут входить в состав устойчивых сочетаний: тише воды, ниже травы.

Морфология: летний – имя прилагательное, так как отвечает на вопрос какой? и обозначает признак предмета. Это относительное имя прилагательное. Употреблено в мужском роде, в единственном числе, в именительном падеже.

Определяемое существительное имеет такие же показатели.

Орфография: безударные падежные окончания прилагательных, правописание не с прилагательными.

Синтаксис: прилагательные в словосочетании всегда выступают в роли зависимого слова. Тип связи в словосочетании – согласование, так как прилагательное согласуется с существительным в роде, числе, падеже.

В предложении полные прилагательные выступают в роли определений (летний), краткие – в роли сказуемого (тих, красив). Подчёркивают члены предложения.

Пунктуация: очень часто прилагательные выступают в роли однородных членов предложения, как и в этом случае.

Белая, пушистая, мягкая, красивая.

………………………

Макет лестницы готов заранее на доске.

По мере рассказа учащиеся делают краткие записи в тетради.

Обязательно заострить внимание учащихся на этом моменте.

Обязательно заострить внимание учащихся на этом моменте.

Показывать можно как предмет, так и картинки с его изображением.

  1. Экскурс в прошлое языка.

Работаем с розовыми листами бумаги на ваших столах. Читаем текст.

Узнали, откуда этот отрывок?

Конечно. Кто сможет мне найти в этом отрывке прилагательные?

На какие группы можно разделить эти прилагательные?

Молодцы. Вспомните, какие синтаксические функции берут на себя краткие прилагательные в современном русском языке?

А в этом тексте?

Замечательно. Ну и наконец, если они – определения, ну-ка давайте посмотрим словосочетания с ними. Как согласуется краткое прилагательное с существительным?

В чём отличие от современного русского языка?

Совершенно верно. А случилось это, ребята, следующим образом. В древнем языке не было разделение имён на существительные и прилагательные. Было одно единое имя. И краткие формы были первичны, а полные образовались уже позже. В церковно-славянском языке и полные, и краткие прилагательные выступали в роли определений и изменялись по падежам. И только с течением времени за краткими формами закрепилась функция сказуемых и они утратили способность изменяться по падежам.

И в современном русском языке остались исторические остатки этих процессов. В русских народных сказках мы встречаем жар-птицу. Это какая птица?

Сыр-бор.

А изменение кратких прилагательных по падежам можно увидеть в таких выражениях, как на босу ногу, по белу свету, средь бела дня, от мала до велика.

Кто-то из учащихся читает текст.

Отрывок из молитвы «Символ веры».

Святаго, едину, святую, соборную, апостольскую, едино, мертвых.

Здесь есть и краткие, и полные прилагательные.

Они выступают в роли сказуемого.

Они, как и полные прилагательные, являются определениями.

Во едину церковь – согласование в роде (женский), числе (единственное), падеже (винительный).

Современные краткие прилагательные не изменяются по падежам.

Жаркая.

Сырой бор.

Учащиеся записывают примеры в тетрадь.

Тексты заранее раздаются учителем на парты.

При наличии свободного времени можно задать вопросы по фонетике этих слов.

4) Закрепление узловых моментов урока.

Прежде чем сделать выводы, давайте обобщим пройденный материал с помощью учебника. Откроем страницу 89, упражнение 200. Читаем задание.

Что называется именем прилагательным?

Как вы понимаете выражение «прилагательные согласуются с именами существительными»?

Как определяется правописание окончаний имён прилагательных?

На какие разряды делятся имена прилагательные?

Какие прилагательные имеют две формы: полную и краткую, а также степени сравнения?

Один из учащихся читает задание к упражнению.

Имя прилагательное – часть речи, которая отвечает на вопросы какой? чей? и т. д. и обозначает признак предмета.

Прилагательные приобретают те же род, число, падеж, что и у определяемого ими существительного.

С помощью окончания вопроса.

Качественные, относительные и притяжательные.

Качественные.

5) Выводы.

Давайте возвратимся к теме нашего урока. Так как же вы думаете, почему имена прилагательные могут называться преданными и кому они так преданы?

Хорошо. Теперь поработаем с карточками. Скажите, пожалуйста, если сравнивать церковно-славянский и современный русский язык, в каком из них прилагательные были преданнее существительным. Почему?

Молодцы. Мне понравилась ваша работа на сегодняшнем уроке.

Потому что прилагательные не только лексически привязаны к существительным (они характеризуют предмет с разных сторон), но они, как хамелеоны, приспосабливаются к существительным, приобретая не только их число и падеж, но и род.

Дети поднимают нужную карточку.

В церковно-славянском, потому что там даже краткие прилагательные могли согласовываться с существительными в роде.

Карточки заранее лежат на партах.

6) Домашнее задание.

Ребята, давайте запишем с вами домашнее задание на завтрашний урок. Это будет упражнение 205 в ваших учебниках на странице 91.

Читаем задание к этому упражнению.

Давайте попробуем это сделать на примере первого прилагательного.

Хорошо. На этом мы с вами заканчиваем наш урок.

Один из учащихся читает задание к упражнению.

Великий – велик.


Русский язык

6 класс

Тема: «Преданные имена прилагательные»

Текст № 1.

Вечер. Синь становится всё незаметнее в зареве заката. Дымкой сгущаются по горизонту сумерки. На отмелях голосят хоры, слышатся всплески рыб, крики чаек. На отмель опустилась стая ласточек. Каждая в сюртуке с манишкой. И трудно поверить, что для своих гнёзд эти птички роют норы в обрывах.

Текст № 2.

Летний вечер тих и красив. Поднебесная синь становится всё незаметнее в багряном зареве заката. Фиолетовой дымкой сгущаются по горизонту звонкие сумерки. На отмелях голосят лягушачьи хоры, слышатся всплески рыб, плаксивые крики чаек. На песчаную отмель опустилась стая длиннохвостых ласточек. Каждая в серо-каштановом сюртуке с белоснежной манишкой. И трудно поверить, что для своих гнёзд эти птички роют двухметровые норы в прибрежных обрывах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс.

Методическая разработка (конспект урока) по русскому языку 3 класс по программе VII вида.Конспект урока.Русский язык. Тема урока:  Обобщение знаний о написании разделительного твердого знака...

Методическая разработка урока по русскому языку 5 класс «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова»

P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 115%; widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Calibri",sans-serif; font-size: 11pt; }P.cjk { font-family: "Ti...

Методическая разработка урока по испанскому языку (6 класс) на тему: Географические открытия

Методическая разработка урока по испанскому языку (6 класс) на тему:  Географические открытияМетодическая разработка предназначена для обучающихся 6 классов школ с углубленным изучением испанског...

Методическая разработка урока по английскому языку 11 класс по теме "Преступление и наказание"

Технологическая карта к уроку английского языка в 11 классе по теме "Преступление и наказание"...