Тема: «Неопределенная форма глагола»
план-конспект урока по русскому языку

Тарунтаева Полина Владимировна

Цели урока: Формирование условий для знакомства детей с неопределённой формой глагола.

Планируемые результаты:

  • Предметные: развивать умения самостоятельно формировать выводы на основе своих наблюдений и сравнений; учить правильно ставить вопросы (что делать? что сделать?), к глаголам в неопределённой форме;
  • Личностные: развивать речь детей, их мышление и воображение, а также творческие способности, развивать скоропись; прививать устойчивый интерес к предмету, любовь к русскому языку; воспитывать чувства товарищества и взаимопонимания.

 

Тип урока: урок закрепления знаний

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glagol._neopredelennaya_forma.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:   .04.19                                                                                                       ФИО учителя Шаяхметова Е. А.

Школа: № 141                                                                                                         ФИ студента Тарунтаева Полина

Класс: 3а                                                                                                               ФИО методиста Галиуллина Н. К.

Кабинет:  

Тема: «Неопределенная форма глагола»

Цели урока: Формирование условий для знакомства детей с неопределённой формой глагола.

Планируемые результаты:

  • Предметные: развивать умения самостоятельно формировать выводы на основе своих наблюдений и сравнений; учить правильно ставить вопросы (что делать? что сделать?), к глаголам в неопределённой форме;
  • Личностные: развивать речь детей, их мышление и воображение, а также творческие способности, развивать скоропись; прививать устойчивый интерес к предмету, любовь к русскому языку; воспитывать чувства товарищества и взаимопонимания.

Тип урока: урок закрепления знаний

Оборудование: Русский язык: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Перспектива. «Просвещение» 2014; тетрадь;

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

I. Этап

самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя;

1 мин.

-Здравствуйте, ребята.

Прозвенел звонок, начинается урок.
Наши ушки на макушке. 

Глазки шире открываем,
Слушаем и запоминаем. 

Ни минуты не теряем.

Проверьте свою готовность к уроку. Начинаем наш урок!

Запишите число, классная работа.

.

Регулятивные - организовывать рабочее место. Познавательные - воспринимать речь учителя.

II. Актуализация

знаний и мотивация

Практический:  

Словарная работа.

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы.

9 мин.

Словарные слова.

Береза, жужжать, аппетит, завтра, собака, суббота, пшеница, фамилия, троллейбус, яблоня.

Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы и ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.

– Что вы больше всего любите?

 – Люблю действовать.

 – Что вы больше всего не любите?

 – Не люблю предлоги .

 – Что бы вы пожелали ребятам?

 – Чтобы русский все ребята.

     на "десятку" знали.

На письме и в разговоре

Меня  употребляли.

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду-

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растёт.

- О какой части речи мы с вами будем говорить на уроке?

- Конечно же - это знакомый незнакомец Глагол.

- Почему я так сказала?  

- Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.

- Что такое глагол?

- Что обозначает глагол?

- На какие вопросы отвечает глагол?

- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

- Изменяется ли глагол по числам?

- Какие три времени имеет глагол?

- Что обозначают глаголы прошедшего и будущего и настоящего времени? времени?

- На какие вопросы отвечают?

-А хотели бы вы еще больше знать о глаголе?                                                                                    -Что бы вы хотели узнать?                                                                                                                                             -Давайте предположим….

- О глаголе.

- потому что мы его немного знаем, но ещё не всё.

- Часть речи

- действие предмета

-Что делать, что сделать?

- Сказуемым

-Да

- Настоящий, прошедший, будущий

- Вчера, завтра сегодня;

Что делал, что сделает, что делает?

- Да

Л: самоопределение и смыслообразование

П:воспринимать речь учителя; высказывать предположения;

строить речевые высказывания в устной форме.

К: аргументация своего мнения и позиции  

III. Постановка

учебной задачи

Практический:  

работа с доской

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

15 мин.

-Прочитайте слова.

      Выкопал, выдержал, угрожают, шагает, стемнеет, сбегут, решить, беречь, привезти

- Почему их записали в одну группу? 

- Какие можете назвать различия?

- Распределите данные слова по временам, а если встретятся лишние, не записывайте их.

-Работаем в парах на контрольных листах.

        п.в.                н.в.                      б.в.

                        выкопал              угрожают             стемнеет

                        выдержал            шагает                  сбегут

-Проверяем.
-Кто согласен?
-Кто не согласен?

-  Какие слова не записаны?

- Почему эти глаголы  оказался лишними, не попали ни  в одну из трех групп.                                        

-Сегодня мы изучим новую форму глаголов.

- Мы будем исследовать неизвестную нам форму глагола, узнаем, чем она отличаются от других форм.

- А где мы можем узнать о новой форме глагола?

-А я предлагаю самим постараться найти ответ. Согласны?

- Давайте вернемся к нашим глаголам и попробуем определить время.

Число?
- Куда поместим глаголы? (В отдельный столбик.)

-Запишите эти слова столбиком  в тетрадь.
- А как бы вы назвали глагол, у которого не определяется время и число?

- Форма глагола, которая не указывает на время и число называется неопределенной формой глагола.

-  Какова же тема нашего урока?

- Давайте поставим цели на урок

 - глаголы, все слова имеют безударную гласную

-число, с приставками и без приставок, время

(решить,беречь,привезти).

-Время определить нельзя

-Число также нельзя определить

- Неопределенная форма глагола

-познакомиться с особенностями глаголов неопределённой формы

К: при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.

П: высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

строить речевое высказывание в устной форме.

IV. Открытие нового знания

Практический:  

работа с учебником.

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

- Чем эти глаголы отличаются от других глаголов?

 На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы?

 
Я зачитываю слова, среди которых есть разные части речи и разные формы глаголов.
Записать глаголы в неопределенной форме.
Ходить, ходит, кость,  косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, кости,  везти, грусть,  стеречь.

- Обратить внимание на буквосочетания на конце глаголов в неопределенной форме. Назовите их.

- На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме?

- Кто попробует сделать вывод ?

- Откройте учебники на стр. 72, прочитайте вывод.

- Вопросами

- что делать, что сделать

-Они оканчиваются  на - ти,  - ть,  -чь

- Глаголы, которые отвечают на вопросы «Что делать? Что сделать?» называются глаголами неопределенной формы. Не изменяются ни по временам, ни по числам

К.: - договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности

Динамическая пауза Практический: выполнение двигательных упражнений

1 мин.

- Ребята, наверное, вы устали. Давайте выполним физминутку.

Личностные - установка на здоровый образ жизни.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

Практический: работа с учебником.

15 мин.

Прочитаем упражнение 131.

Что нужно сделать?

Какие глаголы вы выписали?

На какие вопросы они отвечают?

Прочитаем упражнение 133 устно.

Что нужно сделать?

В группе «Что делать» какие глаголы вы записали?

А какие глаголы в группе «Что сделать»?

-Выписать глаголы и узнать на какие вопросы они отвечают

-Уметь, писать, беречь

- Что делать?

- Распределить глаголы неопределенной формы на группы по вопросам «Что делать» и «Что сделать», а также выделить суффиксы.

- Рисовать, учиться, одевать, узнавать, дружить, хвалить, показывать, складывать

- Прочитать, рассказать, поехать, прилететь, обидеть, объяснить, разделить, запеть

К: при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.

П: высказывать предположения;

строить речевое высказывание в устной форме.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

10

-выполняем 135 упражнение самостоятельно.

(Списать и запомнить слова)

- Запомните, в глаголах неопределенной формы после ч  пишется мягкий знак (ь): Стричь, беречь

Решебник №1 135

П.: - устанавливать причинно-следственные связи;

- строить логической цепи рассуждения

VII. Включение в систему знаний

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы; обобщение.

2 мин.

- Давайте вспомним тему урока?

- Какую мы ставили цель урок а?

- Мы достигли цели?

- Что на уроке показалось вам трудным?

- Что было интересно выполнять?

- Запишите домашнее задание.

Учебник страница 70 номер 137.

- Неопределенная форма глагола

-познакомиться с особенностями глаголов неопределённой формы

Р: выделять и осознавать то, что усвоено на уроке, осознавать качество и уровень усвоенного.

VIII. Рефлексия

Деятельности

Словесный: самоанализ.

2 мин.

-Оцените свою работу на уроке.

Что узнал?

Что получилось?

Где были затруднения?

Р: анализировать проделанную  работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-исследование "Энергия инфинитива, или Тайны неопределенной формы глагола"

Урок-исследование по теме "Неопределенная форма глагола" (5 класс)...

Неопределенная форма глагола

Урок новых знаний. На данном уроке реализуется деятельностный подход....

Окончания или формообразующие суффиксы неопределенной формы глагола. Проблемы преемственности начальной и основной школы.

 В условиях внедрения единого стандарта образования, в частности преподавания русского языка как государственного, остро встает вопрос преемственности между начальным и средним ступенями. В процессе и...

Урок русского языка в 5 классе по теме Неопределенная форма глагола (с элементами повторения правил дорожного движения)

Интегрированный урок русского языка и ОБЖ. Позволяет учащимся не только получить и закрепить материал по русскому языку, но и в увлекательной форме повторить правила дорожного движения для велосипедис...

Карточки по теме "Глагол" для работы в парах постоянного состава ("Неопределенная форма глагола" и "-тся и -ться в глаголах")

Карточки предназначены для работы в парах постоянного состава при изучении в 5 классе тем "Неопределенная форма глагола" и "Правописание -тся и -ться в глаголах". Работая в паре, дети учатся самостоят...

Дистанционный урок по русскому родному языку в 5 классе по теме "Неопределенная форма глагола"

Урок русского языка в 5 классе Дата проведения: 28 апреля Тема урока: «Неопределенная форма глагола» (параграф 109)  ОБЪЯСНЕНИЕ   ТЕМЫ: 1) ПАРАГРАФ 109...

Письмо и развитие речи Тема урока: Неопределенная форма глагола. 8 класс

Цель урока: закрепить знания детей об особенностях глаголов неопределенной формы.Задачи урока:образовательные:- учить правильно ставить вопросы (Что делать? Что сделать?) к глаголам;- укреплять умение...