Урок русского языка в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Людмила Дмитриевна Кудрякова

Тема урока: « Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова».

(Учебник - Русский язык 5 класс - входит в переработанную в соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования линию УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.-Москва: «Просвещение», 2012)

Тип урока - урок повторения, углубления и обобщения изученного в начальной школе.

Цели урока:

Обучающие: создавать условия для повторения изученной орфограммы – проверяемой безударной гласной; учить находить её в словах, обозначать условия выбора изученной орфограммы.

Развивающие: развивать интеллектуальные умения обучающихся – умение ставить проблемные вопросы, анализировать и сравнивать, обобщать, распределять полученные данные и делать выводы, развивать устную и письменную речь учащихся.

Воспитательные: создавать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку. Воспитывать культуру общения в группе со сверстниками.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование личностной рефлексии, осознание своих мотивов и качеств, осознанности и обоснованности самооценки в учебной деятельности, личного действия;

Познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели, извлечение информации из текста, выполнение логических операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение;

Регулятивные: управление своей деятельностью, постановка и формулирование цели, контроль и оценка достигнутых результатов

коммуникативные: формирование коммуникативных действий, связанных с умением слушать и слышать собеседника, учитывать разные мнения и уметь обосновывать своё, формирование коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе сотрудничества, переработка информации и предъявление её разными способами, оценивание речи с точки зрения её содержания и языкового оформления,

Предметные: овладение знаний о правописании безударной гласной в корне слова, формирование умений опознавать корень слова, безударную гласную в корне слова, подбирать однокоренные проверочные слова.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_5_klass.docx26.17 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

Разработка урока

Кудрякова Л. Д.

Тема урока: « Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова».

(Учебник - Русский язык 5 класс - входит в переработанную в соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования линию УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.-Москва: «Просвещение», 2012)

Тип урока - урок повторения, углубления и обобщения изученного в начальной школе.

Цели урока:

Обучающие: создавать условия для повторения изученной орфограммы – проверяемой безударной гласной; учить находить её в словах, обозначать условия выбора изученной орфограммы.

Развивающие: развивать интеллектуальные умения обучающихся – умение ставить проблемные вопросы, анализировать и сравнивать, обобщать, распределять полученные данные и делать выводы, развивать устную и письменную речь учащихся.

Воспитательные: создавать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку. Воспитывать культуру общения в группе со сверстниками.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование личностной рефлексии, осознание своих мотивов и качеств, осознанности и обоснованности самооценки в учебной деятельности, личного действия;

Познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели, извлечение информации из текста, выполнение логических операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение;

Регулятивные: управление своей деятельностью, постановка и формулирование цели, контроль и оценка достигнутых результатов

коммуникативные: формирование коммуникативных действий, связанных с умением слушать и слышать собеседника, учитывать разные мнения и уметь обосновывать своё, формирование коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе сотрудничества, переработка информации и предъявление её разными способами, оценивание речи с точки зрения её содержания и языкового оформления,

Предметные: овладение знаний о правописании безударной гласной в корне слова, формирование умений опознавать корень слова, безударную гласную в корне слова, подбирать однокоренные проверочные слова.

Ход урока.

1-этап. Мотивация учебной деятельности.

- Ребята, сегодня перед нами стоит старая задачка, но необходимая на всю жизнь: зорким, грамотным расти – легче в жизни вам идти. Где же грамотность нужна?

-Уч-ся: СМС пишем безграмотно, в диктантах и сочинениях допускаем много ошибок, говорим не всегда понятно……

2-этап. Включение обучающихся в систему новых знаний.

- прочитайте на экране стихотворение и подумайте, какая сегодня тема урока? Может быть, кто-то и правило по теме урока сформулирует?

Безударных гласных много,

Значит, нам нужна подмога.

Что же делать? Где решенье?

Букву ставь под ударенье.

Ты за нами поспевай,

Смело слово изменяй.

Ну а если очень сложно,

Посмотреть в словарик можно…

Учащиеся:

- Безударная гласная в корне слова проверяемая и непроверяемая.

- Подбирать проверочные слова.

- Сверяться с орфографическим словарём..

……….

Учитель:

- Кто дал более правильный и точный ответ?

Сформулируйте цели урока.

Уч-ся:

-уметь находить орфограммы-буквы в корнях слов, писать слова с этими орфограммами, объяснять написания и графически их обозначать.

Учитель: Прочитайте стихотворение С.Михалкова в учебнике. Выпишите однокоренные слова столбиками: слова с ударением поместите сверху, а с ударением не на корне – снизу. Ударную гласную подчеркните двумя чёрточками, а безударную одной.

Дом

Дома

Итак, чтобы быть более успешным по сегодняшней теме, что нужно уметь? Составьте кластер

- морфему

-проверочное слово

-Ряд однокоренных слов

-воспользоваться орфографическим словарём.

3 этап. Закрепление материала. Самостоятельная работа.

1. Работа на интерактивной доске. Выбери поочерёдно проверочное слово и вставь в ячейку:

Уд.вительно (диво, дева), м.нять (мина, замена), л.пить (липко, лепка), л.нивый (лень, линька), скр.пучий (скрепка, скрип), м.стерить (мост, мастер).

2. Тексты на экране. Запомни одно стихотворение, напиши по памяти. Обозначь условия выбора изучаемой орфограммы.

Мама простыни стирала
И на речке пол.скала.
К дочке кошка прибежала,
Дочка кошку пол.скала.


К старости наш дедушка 
Очень пос.дел.
Он в саду на бревнышко
Сел и пос.дел. 

Гири брат мой поднимает
Свою силу разв.вает.
А на крыше мой флажок
Разв.вает ветерок.

 

3.Упражнение 32. Расположить проверочное слово в круге. Остальные слова вдоль стрелок. Обозначьте орфограмму 1.

4. Игра в корректора. Работа в группах по 4 человека. Индивидуальные тексты с ошибками. Исправить ошибки. Прокомментировать текст. Определить главную мысль и озвучить классу.

5. Индивидуальная тестовая работа для закрепления и систематизации знаний по книге«Контрольно-измерительные материалы» в соответствии с ФГОС и общим направлениям составления материалов ЕГЭ и программе по русскому языку для 5 класса. Варианты 1,2-стр.8-9.

6. Диктант с подготовкой. Текст на экране. (Развивается умение писать слова с изученными орфограммами, обозначать эти орфограммы и проводить самопроверку.

Алгоритм выполнения:

Самостоятельное чтение,

Словесное рисование картины природы,

Выразительное чтение вслух,

Нахождение орфограмм и подчёркивание их карандашом (с указанием того, по каким признакам они обнаружены).

Запись текста под диктовку учителя,

Обозначение орфограмм (самопроверка),

Проверка по тексту на интерактивной доске, вставляет буквы маркером ученик.

Тихо в осеннем печальном лесу. Шелестит под ногами сухая листва. Тонко просвистит рябчик, прокличут пролетающие косяком журавли. Цветут последние осенние цветы. Стоит зелёный дуб и роняет жёлуди, но уже оголились вершины берёз.

Не хочется уходить из леса, прощаться с золотыми осенними днями.

4- этап.

Домашнее задание.

Упр.36.

Дополнительное задание: составить описание осеннего дня, утра. (обозначить 

Тема урока: «Непроверяемые безударные гласные в корне слова». 5 класс 

Цели урока:

- формировать умение выделять слова с непроверяемыми написаниями; учить пользоваться словарем, владеть навыками запоминания трудных (словарных) слов;

- развивать орфографическую зоркость, речь, логическое мышление, умение работать с дополнительной литературой (словари), развивать умение работать в группе, умение слушать и слышать своих товарищей; 

- воспитывать аккуратность письма, бережное отношение к природе, вежливость, чувство коллективизма, интерес к предмету.

Оборудование: «яблоки – слова», карточки для групповой работы, компьютер с электронными модулями, словарные слова на карточках, памятки, орфографический и толковый словари.

Ход урока: 

^ I Организационный момент

- Здравствуйте. Сейчас у нас урок письма. Откройте, пожалуйста, свои тетради. Запишите сегодняшнее число и словосочетание «классная работа», подчеркните орфограммы. Сегодня, если вы будете хорошо работать, нас ждет сюрприз.

^ II Актуализация знаний. Игра «Волшебная яблоня»

Это, ребята, не обычная яблоня, а волшебная. На яблоне – яблоки – слова, в которых пропущена гласная буква. Необходимо срывая яблоко, подумать, написать это слово на доске, вставляя пропущенную гласную букву и подобрать проверочное слово. Учащиеся записывают в тетради. Сделайте вывод об орфограммах в этих словах.

^ III Постановка темы урока

-Ребята, какое из этих слов нельзя проверить? Как такие слова называются? Где можно посмотреть правописание таких слов? 

- Кто сможет назвать тему нашего урока? («Непроверяемые написания в корне»).

^ IV Изучение нового материала: «Непроверяемые написания в корне»

1. Словарная работа.

На доске слова: Р_кета

пр_рода.

-Попробуйте дать объяснения этим словам. 1. Ракета – 1) летательный аппарат, который приводится в движение силой выбрасываемого газа. Космическая ракета. 2). Снаряд, который после выстрела ярко светится в воздухе. Сигнальная ракета. 2.Природа – всё существующее во вселенной, всё живое и неживое в мире. Красивая, богатая природа.

- Давайте найдем эти слова в орфографическом словаре в учебнике, чтобы правильно их написать (с.221, в 3 столбике). 

- Запишите эти слова правильно. Учитель вставляет пропущенные буквы на доске. Проговаривание словарных слов.

^ 2. Работа с памяткой.

- Ребята, давайте познакомимся с памяткой «Как запомнить написание трудного слова с непроверяемыми гласными в корне слова».

Памятка вывешивается на доску и распечатанная выдается учащимся. Чтение памятки учителем. 
Памятка.

«Как запомнить написание трудного слова с непроверяемыми гласными в корне слова».

1). Для отработки нужного навыка возьмем слова благодарю, до свидания. (Работа под руководством учителя).

2). Прочитайте внимательно слово. Понятно ли оно вам по значению (смыслу)?

3). Перечитайте его по слогам вслух.

4). Выделите трудные написания в этом слове.

5). Закройте глаза и мысленно прочитайте данное слово.

6). Запишите это слово с проговариванием вслух по слогам.

7). Проверьте правильность написания по слогам.

- Ребята, почему эти слова иногда называют «волшебными словами русской речи»? В чем их волшебная сила? Почему они так необходимы? Какие еще волшебные слова вы знаете и используете в своей речи?

^ V Физкультминутка 

VI Закрепление пройденного

1. Проводится игра «Найди свою пару».

Цель: обогащать словарный запас учащихся.

Оборудование: 2 набора карточек.

Ход игры: играют 2 команды. Каждому участнику раздаются карточки (слова или их значения). По сигналу учителя участники каждой команды должны найти свою пару. Возможность найти толкование слова по словарю. (Словари на столе учителя).

Природа - всё существующее во вселенной, все живое и неживое в мире.

Болото – топкое место со стоячей водой.

Благодарю – выражать благодарность кому – нибудь.

До свидания – возглас при расставании на неопределенный срок, до встречи.

Верблюд – крупное одногорбое или двугорбое жвачное животное, отличающееся большой выносливостью и обитающее в сухих степях и пустынях.

^ 2. Самостоятельная работа в тетрадях с доски. Упражнение «Вставь пропущенные гласные» из электронных учебных модулей. (Конструктор урока из программы «Начальная школа».

- Вместе вы работаете хорошо, а сейчас мы посмотрим, как вы умеете работать самостоятельно. 

Индивидуальные карточки.

- Поменяйтесь тетрадями и проверяем карандашом друг у друга.

- Кто написал без ошибок? 

^ 3. Упражнение «Мостик» из электронного модуля.

- Составь предложение и запиши его, подчеркни орфограммы. 

Материал модуля: пестрели, На, цветы, лугах, разные.

Проверка по модулю на доске. Выставление оценки.

-Разберите предложение по членам. (Коллективная проверка).

Награждение грамотами, тех, кто выполнил без ошибок.

^ VII Домашнее задание

- Закройте тетради. Откройте дневники и пишем домашнее задание.

Упражнение №119, стр. 49. (Объяснение.)

VIII Итоги урока

Обобщение.

- Какие правила вспомнили сегодня на уроке?

- Если сомнительный гласный не проверяется, что нужно делать?

Запомнить написание этого слова.

Обратиться (в случае затруднения) к орфографическому словарю.

Рефлексия.

- Какое задание понравилось больше всего?

- С каким настроением уходите с урока? Нарисуйте его в тетради.

- Спасибо всем за работу на уроке. Все хорошо работали! Молодцы!

Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...