Адаптированная рабочая программа по русскому языку в 5 классе
рабочая программа по русскому языку (5 класс)

В процессе изучения грамматики и правописания у школьника развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащегося с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_kl_russk._yaz._rp.docx35.27 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ «Центр инклюзивного образования «Южный»

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____Звонова И. В._________//

«__»____________20___г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

ГКОУ ЦИО «Южный»

_____Бурлакина О.В.________//

Приказ № ___               от «__»__________20____г.

Адаптированная основная общеобразовательная  программа для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата с учётом психофизических особенностей обучающегося с умственной отсталостью.

по учебному курсу « Русский язык»

индивидуального обучения на дому учащегося

5«ЛА» класса Летуновского Арсения Ильича

15.02.2007 г. рождения

на 2019-2020 учебный год.

  Учитель Павленко Л.Н.

1.Пояснительная записка.

Рабочая программа курса «Грамматика, правописание и развитие речи» в 5 классе составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб. /Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с. Русский (родной) язык, В.В. Воронкова, раздел «Грамматика, правописание и развитие речи», 2001. Авторы программы «Русский язык»: А. К. Аксёнова, Н. Г. Галунчикова.

Она предназначена для работы по учебнику «Русский язык» для 5 класса, Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская. – М.: Просвещение, 2011 год.

Курс «Грамматика, правописание и развитие речи реализуется в рамках предмета «Русский язык».

Рабочая программа

  • предлагает свой подход в части последовательности изучения учебного материала;
  • конкретизирует вариативную составляющую содержания образования.

Темы раздела «Связная речь с элементами» будут изучаться в течение всего учебного курса в связи с содержанием грамматико-орфографического материала.

Выбор программы мотивирован тем, что она

соответствует специфическим особенностям интеллектуальной деятельности учащегосяся, социальному заказу;

- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

- способствует развитию коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций учащегося;

- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию и особые образовательные потребности учащегося;

- сохраняя единое образовательное пространство, предоставляет широкие возможности для реализации;

- конкретизирует материал для изучения, исходя из возможностей учащегося, программных требований к умениям учащегося по итогам обучения в 5 классе базового уровня.

1.1.Цели и задачи

Цель: Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения.

Задачи:

  • формировать достаточно прочных навыков грамматического письма;
  • уметь последовательно излагать свои мысли в устной и письменной речи;
  • быть социально адаптированным в плане общего развития и сформированности нравственных качеств;
  • развивать речь учащегося, обогащать её словарь;
  • воспитывать у учащегося целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Специальная задача коррекции речи и мышления школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у него  знаний, умений и навыков, воспитания личности.

Основные направления коррекционной работы:

  1. Коррекция фонематического слуха, памяти.
  2. Коррекция артикуляционного аппарата.
  3. Коррекция слухового и зрительного восприятия.
  4. Коррекция мышц мелкой моторики.
  5. Коррекция познавательных процессов.
  6. Коррекция грамматического строя речи.

1.2.Общая характеристика учебного предмета

В процессе изучения грамматики и правописания у школьника развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащегося с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

В 5 классе осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале. Учитывая особенности ребёнка с ОВЗ, ценностные ориентиры курса мы направляем на развитие речи учащегося как средства общения и как способа коррекции его мыслительной деятельности.

Программа учитывает особенности познавательной деятельности ребёнка, обучающегося по адаптированной программе для детей с умственной отсталостью. Она направлена на разностороннее развитие личности учащегося, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащемуся  достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим ему  для социальной адаптации.

Содержание обучения предмету имеет практическую направленность. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Обучение учащегося, обучающемуся по программе 8 вида, носит воспитывающий характер. Состояние здоровья ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их.

Межпредметные связи

Математика. Счёт в пределах 300. Употребление числа с названием месяца. Поиск нужной страницы в учебнике.

Изобразительное искусство. Различать цвета при выполнении звуко-буквенного анализа слов.

Природоведение. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Использование в речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связи и отношений между реальными объектами.

Словарь:

Адрес, бензин, беседа, библиотека, благодарю, болото, ботинки, верблюд, веревка, верстак, география, герой, горизонт, грамота, граница, долото, до свидания, естествознание, железо, забота, запад, защита, здравствуй, знамя, инструмент, канал, каникулы, картон, коллекция, колонна, компас, конверт, космос, матрос, металл, область, овраг, орден, остров, отряд, охота, охрана, пассажир, победа, природа, равнина, ракета, расстояние, салат, салют, свобода, север, стамеска, станок, столица, творог, физкультура (57 слов).

Формы, методы и технологии обучения:

технологии и методики: личностно-ориентированные технологии; здоровьесберегающие технологии;

методы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично поисковый, словесный, наглядный, практический.

1.3.Описание места предмета в учебном плане

Авторская программа рассчитана на 4 занятия в неделю, 144  занятия в год.

Учебный план ГКОУ «Центр инклюзивного образования «Южный»  предусматривает изучение чтения в V классе – 144 занятия, 4 занятия в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 144 учебных занятия, в том числе 8 занятий на уроки развития связной речи и 10 занятий для проведения контроля занятия в неделю. 3 занятия будут использованы в конце года на повторение пройденного при наличии учебного времени.

Срок реализации программы 1 год.

1.4.Содержание учебного предмета

Программа по письму и развитию речи включает разделы: «Повторение», «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».

Повторение

Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации.

Звуки и буквы

Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твёрдые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е,ё, и, ю, я. Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. Буквы е, ё, ю, я в начале слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путём изменения формы слова. Алфавит.

Слово

Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов.

Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова.

Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.

Правописание приставок. Приставка и предлог.

Разделительный ъ.

Части речи. Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Умение различать части речи по вопросам и значению.

Имя существительное. Понятие об имени существительном. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые.

Изменение имён существительных по числам (единственное и множественное число).

Род имён существительных, умение различать род (мужской и женский род, средний род).

Мягкий знак (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода (ночь, мышь) и его отсутствие у существительных мужского рода (мяч, нож).

Изменение существительных по падежам. Умение различать падежи по вопросам.

Понятие о 1, 2, 3-м склонениях существительных.

Первое склонение имён существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 1-го склонения. Окончания – ы, - и в родительном падеже ( из комнаты, из деревни), окончание – е в дательном и предложном падежах (к деревне, в деревне), окончания - ей, - ой в творительном падеже (за деревней, за страной).

Второе склонение имён существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 2-го склонения. Окончания –а, -я в родительном падеже (с озера, с поля), окончания –у, -ю в дательном падеже (к огороду, к морю), -е в предложном падеже (в городе, в море), окончания –ом, -ем в творительном падеже (за полем, за деревом).

Третье склонение имён существительных в единственном числе. Правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения. Окончание –и в родительном, дательном и предложном падежах (с лошади, к лошади, на лошади), окончание –ью в творительном падеже (сиренью).

Упражнения в правописании падежных окончаний имён существительных 1, 2, 3-го склонения. Упражнения в одновременном склонении имён существительных, относящихся к различным склонениям (конь, лошадь; забор, ограда; тетрадь, книга).

Предложение

Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространённые и распространённые.

Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах.

Связная речь

Заполнение дневника учащимися.

Работа с деформированным текстом.

Изложение по предложенному учителем плану (примерная тематика: из жизни животных, школьные дела, поступки учащихся).

Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, серии картин, материалам наблюдений.

Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем (примерная тематика: жизнь класса, школы, проведение каникул, игры зимой).

Деловое письмо: адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо родителям.

Повторение пройденного за год. 

4.Cпособы, средства, формы проверки результатов.

На основании ООП школы, раздела «Система оценивания достижения планируемых результатов обучающихся ООП», Положения о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся, принятом на Педагогическом совете, утвержденным приказом директора школы от 29.08.14 № 23/3, положения о критериях и нормах оценок знаний, умений и навыков учащихся, принятом на Педагогическом совете, утвержденным приказом директора школы от 29.08.14 № 23/3, осуществляется текущая и промежуточная аттестации обучающихся.

Знания, умения и навыки обучающихся (в том числе при проведении текущей и промежуточной аттестации) оцениваются по пятибалльной системе. В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход.

Проверка результатов овладения теми или иными компетенциями проводится посредством текущего и итогового контроля. Для контроля знаний выделяются отдельные уроки. Кроме того, текущий контроль осуществляется почти на каждом уроке. При планировании предусмотрены различные виды и формы контроля знаний.

Формы контроля (текущего и итогового): диктанты (творческий самодиктант, выборочный слуховой диктант, зрительный диктант, словарный, контрольный с предварительным разбором орфограмм), контрольное списывание). Словарные диктанты способствуют отработке алгоритма действия по конкретному правилу и способствуют закреплению первичных знаний. Контрольные диктантыслужат для проверки знаний и умений учащихся. Проверочной работой может быть контрольное списывание. С целью проверки сформированности грамматического навыка к контрольным диктантам может предлагаться грамматическое задание. Контрольный диктант с грамматическим заданием оценивается двумя оценками.

Изложения и сочинения также будут учитываться при контроле знаний.

Критерии и нормы оценки ЗУН учащегося по письму и развитию речи носят индивидуальный характер

При оценке устных ответов по письму и развитию речи принимаются во внимание:

  1. правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;

б) полнота ответа;

в) умение практически применять свои знания;

г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.

Примерный объем письменных текстов:

- в контрольных работах – 30-45 слов.

- в подробных изложениях – 20-45 слов.

- в словарном диктанте – 10-15 слов.

- объем творческих работ на уроке – 20-30 слов.

При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:

Оценка «5» ставится за работу без ошибок.

Оценка «4» ставится за работу с 1-2 ошибками.

Оценка «3» ставится за работу с 3-5 ошибками.

В письменных работах не учитываются одно-два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания также не учитываются.

За одну ошибку в диктанте считается:

а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в «лыжи» дважды написано на конце ы). Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;

б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; недописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении.

Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки две однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.

При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами:

Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления.

Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя допускает 2-3 ошибки.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.

При оценке изложения и сочинения выводятся две оценки. В 5 классе для изложений рекомендуются тексты повествовательного характера, объемом 20-45 слов. Изложения дети пишут по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя. При оценке изложений и сочинений учитывается правильность, полнота и последовательность передачи содержания.

Оценка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускается 1-2 орфографические ошибки.

Оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы), с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложений; допускается 3-4 орфографические ошибки.

Оценка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построении предложений и употреблении слов, влияющих на понимание смысла, с 5-6 орфографическими ошибками.

Тексты для контрольных диктантов в пособии «Методические рекомендации для учителя. Русский язык. 5 класс (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Якубовская Э. В.»

  1. Фонды оценочных средств: Русский язык. 5 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. Учреждений VIII вида / Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Рабочая тетрадь. Русский язык. 5 класс. (VIII вид). Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г., Коршунова Я.В.
  3. Рабочая тетрадь 1. Русский язык. Состав слова. 5-9 классы (VIII вид). Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В.
  4. Рабочая тетрадь 2. Русский язык. Имя существительное. 5-9 классы (VIII вид). Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В.
  5. Дидактический материал для учащихся 5 класса (с методическими рекомендациями)(VIII вид). Русский язык. Якубовская Э.В.
  6. Методические рекомендации для учителя. Русский язык. 5 класс (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Якубовская Э. В.

5.Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

(планируемые результаты обучения).

Знания, умения, навыки:

      1-й уровень

      • списывать текст целыми словами и словосочетаниями, структурно сложные слова — по слогам;

      • писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (40—45 слов);

      • участвовать в обсуждении темы текста, в выделении основной мысли;

      • коллективно составлять текст и записывать его под руководством учителя (до 50 слов);

      • подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу с помощью учителя;
      • различать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по вопросам, с опорой на таблицу;

      • находить решение орфографической задачи (с помощью учителя);
      • пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.


Учащиеся должны уметь:

- различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;

- подбирать группы родственных слов (несложные случаи);

- проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путём изменения формы слова;

- обозначать мягкость согласных буквой ь;

- разбирать слова по составу;

- выделять имя существительное как часть речи;

Строить простое распространённое предложение;

- связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);

- пользоваться школьным орфографическим словарём.

Учащиеся должны знать:

- алфавит;

- способ проверки написания гласных и согласных (путём изменения формы слова).

6.Особенности методического и информационного оснащения:

для учителя:

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. М.: Просвещение. 2010.
  2. Русский язык. 5 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. Учреждений VIII вида / Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  3. Рабочая тетрадь. Русский язык. 5 класс. (VIII вид). Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г., Коршунова Я.В.
  4. Рабочая тетрадь 1. Русский язык. Состав слова. 5-9 классы (VIII вид). Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В.
  5. Рабочая тетрадь 2. Русский язык. Имя существительное. 5-9 классы (VIII вид). Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В.
  6. Дидактический материал для учащихся 5 класса (с методическими рекомендациями)(VIII вид). Русский язык. Якубовская Э.В.
  7. Методические рекомендации. Русский язык. 5–9 классы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Аксенова А. К., Ильина С. Ю.
  8. Методические рекомендации для учителя. Русский язык. 5 класс (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Якубовская Э. В.
  9. Электронное приложение к учебнику для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Русский язык. 5 класс. Галунчиковой Н.Г., Якубовской Э.В.

для учащихся:

  1. Русский язык. 5 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. Учреждений VIII вида / Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Рабочая тетрадь. Русский язык. 5 класс. (VIII вид). Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г., Коршунова Я.В.
  3. Рабочая тетрадь 1. Русский язык. Состав слова. 5-9 классы (VIII вид). Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В.
  4. Рабочая тетрадь 2. Русский язык. Имя существительное. 5-9 классы (VIII вид). Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В.
  5. Дидактический материал для учащихся 5 класса (с методическими рекомендациями)(VIII вид). Русский язык. Якубовская Э.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5класса (календарно-тематическое планирование)

Календарно-тематическое планирование для 5 классаУчебники: Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений./ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кул...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку

Рабочая программа по русскому языку для  обучающегося с ОВЗ...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3,4 класса СКОШ VIII вида

- Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений  VIII вида : Подготовительный класс. 1-4 классы / А. А. Айдарбекова, В.М. Белов, В.В. Воронкова и др.\ - 8 изд.- М: Просвеще...

Рабочая программа по русскому языку для 5класса

   Рабочая программа по русскому языку в 5 классе создана на основе примерной программы по учебным предметам. Русский язык. 5 – 9 классы. Москва: «Просвещение». 2011год (стандарты вто...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 8 вид 9 класс 101 час по программе Бгажноковой

Рабочая программа учебного курса «Русский язык»,  программа разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида,   5- 9...

Адаптированные основные образовательные программы, адаптированные рабочие программы по русскому языку и литературе

Адаптированные основные образовательные программы, адаптированные рабочие программы по русскому языку...